Педагогическое сопровождение в образовании - это деятельность многих специалистов. Относительно новое направление в педагогике образования в России.
Мы считаем, что педагогическое сопровождение предполагает: помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением образовательных программ, принятием правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
Мы полагаем, что в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования.
Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.
В литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [7, с. 588].
В психологии рассматривают понятие в контексте психического развития и раскрывают через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [6, с. 270-271]. Педагоги рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [8, с. 36].
Принятый Правительством Российской Федерации новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые условия для создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Согласно данному федеральному документу основными условиями для обеспечения полноценного развития и вхождения ребёнка дошкольного возраста из социально неблагополучной семьи в социум необходимо создать предметно-пространственную развивающую образовательную среду; условия, социальную ситуацию взаимодействия со взрослыми; взаимодействия с другими детьми; развивать систему отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе; улучшить взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка.
Для реализации условий необходимо использование различных форм, методов и средств. Одной из форм является сотрудничество педагога с детьми, педагога с родителями, определяющее необходимость обеспечения полноценного развития и вхождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей в социум. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Общение является одной из форм для создания благоприятных условий для полноценного вхождения детей дошкольного возраста в социум. Следует рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения и т.п. Такое общение ежедневно реализуется педагогом, при этом можно вполне описать методику их решения в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности. С этой стороны педагогическая деятельность в плане обозначения целей является чрезвычайно широкой и многоплановой. По своей сути это есть процесс взаимовоздействия личностей в условиях решения одной из них (личностью взрослого) педагогических задач [2, с. 32].
Создание социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, основанной на принципе ФГОС.
Выделены методы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (игровой, арт-метод, сказкотерапия, телесно-орентированный)
Крупская Н.К. в своей работе писала, что в игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства [3, с. 203-204]. Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. По влиянию на жизнедеятельность человека эмоции можно разделить на две группы:
- стенические - повышающие жизнедеятельность организма, и
- астенические - понижающие их.
Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, может проявляться у ребенка в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой. От эмоционального состояния ребенка зависит его жизнь, его здоровье, его семья, все его окружение, а изменение эмоционального состояния ребенка приводит к коренным изменениям в его жизни. В повседневной жизни дети расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию. Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием [4].
Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [5].
По мнению Вачкова И.В., сказкотерапия - это «лечение сказкой», сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Телесно-ориентированная методика (ТОМ) - одно из направлений, имеющее свою историю развития, свои школы. ТОМ объединяет разнообразные теоретические и методологические подходы к воздействию на ребёнка дошкольного возраста посредством изменений, производимых с телом. Основная идея ТОМ - неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Телесная психотерапия обращается к глубинным взаимосвязям, представляющим собой психотелесные процессы, уделяя при этом одинаковое внимание как телесному, так и психическому компоненту. ТОМ обладает большим набором техник (от «катарсических» до «телесной гомеопатии»): методами работы с дыханием, прикосновением, мышечным тонусом, позой, движением, чувственным осознаванием, образами, языком и т.д., с помощью которых осознаются, изучаются и принимаются вытесненные аспекты опыта личности с целью его последующей интеграции. А. Лоуэн писал, что психотерапевт, практикующий это направление, анализирует не только психологическую проблему пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении пациента. Другим назначением телесно-ориентированной психотерапии он обозначил высвобождение физического напряжения.
Для реализации поставленной цели нами используются такие средства, как книги, кукольный театр, клуб «любознайка» для развития и познания детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, компьютер (онлайн-консультации); для родителей - советы, мастер-классы и рекомендации по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Выявленные нами педагогические условия сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей взаимодополняющие, взаимообусловленные и способствуют гармоничному развитию ребёнка дошкольного возраста, вхождению его в социум для успешной жизнедеятельности.
Рецензенты:
Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства ЧГПУ, г. Челябинск.
Емельянова И.Е., д.п.н., профессор ЧГПУ, г. Челябинск.