Изучение истории музыкального образования Брянской области связано с необходимостью раскрыть и осмыслить региональный музыкально-педагогический опыт; выявить позитивные и негативные явления, имевшие место в практике преподавания музыке в школе, осмыслить суть проблем в этой сфере и возможные пути их преодоления; актуализировать лучшие достижения музыкально-воспитательной практики прошлого для более эффективного решения современных проблем общего музыкального образования на Брянщине.
Цель исследования: обозначить характерные особенности развития музыкального воспитания в школах Брянской области в рассматриваемый период, выявить свойственные данному процессу трудности и противоречия, определить основные направления совершенствования музыкально-воспитательной практики.
В истории музыкального воспитания Брянской области 1950-е годы представляют достаточно сложный период. В плане исследования он наиболее интересен, поскольку является исходной позицией для дальнейшего развития музыкального воспитания в общеобразовательных школах региона. В 1950-е годы Брянщина ещё испытывала на себе тяжёлые последствия событий Великой Отечественной войны, которая нанесла области огромный ущерб, разрушив не только экономику, но и большую часть социально- культурных учреждений. В области проводилась масштабная работа по восстановлению всех отраслей производства, сельского, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы. Общие трудности послевоенного периода негативным образом отразились на развитии процесса школьного музыкального воспитания, который был сопряжён с многочисленными проблемами кадрового, материального и организационного характера.
В рассматриваемый период в школах Брянской области остро ощущался дефицит квалифицированных музыкально-педагогических кадров. Данная проблема была тесно связана как с недостаточным количеством специалистов этого профиля, так и с отсутствием должного уровня компетентности. Например, в 1952 году в Брянской области в 588 семилетних и 124 средних школах преподавало 10 учителей пения, при этом большинство из них не имело соответствующего образования и опыта педагогической работы [3, Л. 2-3]. Естественно, практика проведения уроков пения неспециалистами в школах Брянской области приводила к низкому уровню музыкальных занятий [8, Л. 65].
Отрицательно сказывалась на результатах музыкального воспитания и система преподавания, при которой учителя начальных (1-4) классов были обязаны вести уроки пения и рисования, не обладая для этого достаточным уровнем профессиональной компетентности. В «Отчёте о работе школ Брянской области за 1954-55 учебный год» отмечалось: «Большим затруднением в преподавании пения является то, что учителя 1-4 классов плохо владеют как предметом, так и методикой его преподавания, недостаточно осведомлены в вопросах искусства, не владеют музыкальными инструментами. Большинство учителей не готовится к урокам пения, часть учителей этих уроков не проводит и не умеет их проводить»[4, Л. 19]. Многие учителя начальных классов, не имея возможности провести уроки пения на должном уровне, заменяли их другими общеобразовательными предметами [3, Л. 63; 8, Л. 60-65].
Целенаправленному развитию музыкального воспитания препятствовала слабая материальная база большинства школ. Организация полноценных музыкальных занятий требовала наличия музыкальных инструментов, патефонов, грампластинок, нотной и методической литературы, однако в середине 1950-х годов, согласно архивным данным, «клавишные инструменты имеются лишь в отдельных средних школах, струнные инструменты и патефоны - в ряде семилетних, в начальных школах в подавляющем большинстве нет ни струнных инструментов, ни патефонов» [4, Л. 1-133]. Необходимо также отметить, что часто даже при наличии музыкальных инструментов, патефона, набора пластинок и т.д. педагоги, в силу отсутствия специальной подготовки, не использовали имеющиеся возможности приобщения детей к музыкальному искусству, которыми располагала школа.
Безусловно, в создавшихся условиях говорить о выполнении программных требований, качестве и эффективности урочной работы по пению, интересе к занятиям со стороны учащихся было затруднительно.
Серьёзным препятствием на пути развития музыкального воспитания являлось также отсутствие контроля за уроками пения со стороны администрации школ, инспекторов районных и городских отделов народного образования [7, Л. 17]. В справках о результатах инспекторских проверок 1950-х годов материалы о посещении уроков пения встречаются крайне редко, они предельно лаконичны и представлены в самую последнюю очередь, что свидетельствует об отсутствии серьёзного анализа работы учителей пения, недооценке данного направления деятельности школ представителями народного образования.
В то же время в Брянской области существовали школы (средние школы № 12 и № 16 г. Брянска, № 2 и № 4 г. Клинцы, имени Н.А. Некрасова Почепского района, Сельцовская средняя школа, Трубчевская средняя школа № 1, Шаровичская средняя школа Рогнединского района и т.д.), где музыкальному искусству отводилась важная роль, были достигнуты значительные результаты в музыкальном воспитании и обучении учащихся. Однако таких школ в области в 1950-е годы было крайне мало. Опыт работы данных школ не изучался и недостаточно широко освещался (исключение составляют немногочисленные публикации на страницах областных периодических изданий), что также не способствовало улучшению практики музыкального воспитания в области.
Позитивные изменения в постановке музыкального воспитании в школах Брянской области наметились во второй половине 1950-х годов. Принятие ряда документов (приказы Министерства просвещения РСФСР «Об организации музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах», 1955 г., «О повышении уровня музыкально-хоровой культуры и развитии музыкальных способностей учащихся школ и студентов педагогических учебных заведений», 1957 г., приказ министра просвещения РСФСР «О мерах улучшения музыкального образования учащихся и студентов педагогических учебных заведений», 1957 г.), способствовало повышению внимания к вопросам музыкального воспитания детей со стороны органов народного образования, передового учительства и общественности Брянской области.
Реализация ведущих положений названных документов предусматривала введение факультативного преподавания пения в 7-10 классах общеобразовательных школ области; усиление контроля за постановкой музыкального воспитания со стороны инспекторов и администрации школ; повышение квалификации учителей пения и руководителей художественной самодеятельности; укрепление материальной базы занятий музыкальным искусством; повсеместное развитие в школах внеклассной музыкальной работы [1, Л. 151].
Архивные документы свидетельствуют, что в Брянской области был проведён ряд мероприятий, направленных на повышение качества уроков пения и профессионального совершенствования учителей-музыкантов. Так, в 1958-1959 учебном году в школах области состоялись районные и городские совещания по вопросам преподавания пения; была проведена выборочная проверка уроков пения с привлечением специалистов из музыкальных учебных заведений Брянской области [2, Л. 79-151]. В г. Бежица, Дубровском, Карачевском, Выгоничском и других районах были организованы семинары-практикумы для учителей пения и руководителей школьных хоровых коллективов, в процессе которых происходило знакомство с опытом творчески работающих учителей пения области [2, Л. 79-151].
Систематическое повышение квалификации учителей пения, переподготовку учителей- совместителей осуществлял Брянский областной институт усовершенствования учителей. Кроме того, для оказания методической помощи учителям пения предлагалось использовать потенциал детских музыкальных школ, учреждений сферы культуры и искусства области. Повышение квалификации учителей пения и совместителей, ведущих музыкальные занятия, через семинары-практикумы, открытые уроки ведущих педагогов, безусловно, было актуально, поскольку от компетентности учителя, качества его образования зависела результативность урочной и внеклассной музыкальной работы.
Предпосылки для актуализации вопросов музыкального воспитания в рассматриваемый период также были связаны с обращением внимания администрации школ, учителей пения, общественности на проблемы преподавания музыкального искусства в школе, выявление негативных тенденций в данной сфере. Вопросы полноценного кадрового и материального обеспечения музыкального воспитания, организации и контроля за его качеством становились предметом обсуждения на областных совещаниях инспекторов районных, городских отделов народного образования, руководителей школ (1958, 1959 г.) [7, Л. 17-38], I областном съезде учителей (1959 г.) [9, Л. 53-246], неоднократно поднимались в критических публикациях на страницах периодических изданий Брянской области («Брянский рабочий», «Брянский комсомолец»). Выявление тенденций в практике преподавания музыки позволяло объективно оценить реальное состояние музыкального воспитания в области, создавало определённые предпосылки для устранения недостатков.
Специальное внимание к музыкальному воспитанию подрастающего поколения способствовало развитию во второй половине 1950-х гг. в школах области разнообразных форм внеклассной деятельности учащихся (хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, кружки индивидуального обучения музыке, музыкальные лектории и т.д.). Всё больше начинает развиваться инструментальное исполнительство.
Так, в школах Клинцовского, Новозыбковского, Трубчевского районов были организованы кружки индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах. В основу новой формы внеклассной музыкальной деятельности был положен принцип работы отделений инструментального исполнительства музыкальных школ (обучение за счёт средств родительской оплаты, индивидуальные занятия на инструменте два раза в неделю, два часа для изучения музыкальной грамоты и слушания музыки, итоговые концерты в конце учебного года и т.д.) [5, Л. 123].
В школах также несколько увеличилось количество инструментальных коллективов, что свидетельствовало о растущем интересе к данному виду музыкальной деятельности со стороны учащихся. Особой популярностью среди школьников пользовались духовые и струнные оркестры, некоторые из них превратились в подлинно творческие коллективы и приобрели широкую известность в Брянской области. К примеру, в отчётах о работе общеобразовательных школ Министерству просвещения РСФСР 1950-х годов неоднократно отмечалась активная концертная деятельность струнного оркестра Овстугской средней школы Жуковского района (руководитель - преподаватель географии Ф.Ф. Фролов), а также сводного домрового оркестра школ г. Карачева (руководитель - С.П. Музалевский).
Позитивное влияние на дальнейшее развитие музыкальной кружковой работы в рассматриваемый период оказало проведение первых областных смотров детской художественной самодеятельности (1956, 1957 гг.). Публичная демонстрация достижений школьных музыкальных коллективов служила определённым стимулом для активизации внеклассной музыкальной работы, способствовала массовому вовлечению учащихся в музыкально-творческую деятельность. К примеру, в финале I областного смотра детской художественной самодеятельности, проведённого в г. Брянске в 1956 году, приняли участие 1400 учащихся из 12 районов Брянской области [6, Л. 54-58].
В школах области также получила распространение разнообразная музыкально-просветительская деятельность: организация силами учащихся концертов вокальной и инструментальной музыки, лекций-концертов, докладов и бесед о музыке, тематических пионерских сборов и т.д. Данные мероприятия способствовали повышению интереса к музыкальным занятиям, распространению музыкальных знаний среди школьников, стимулировали активность и инициативу учащихся в области пропаганды музыкального искусства.
В то же время нельзя не отметить, что в 1950-е гг. внеклассная музыкальная деятельность не столько дополняла, сколько компенсировала недостаток полноценных учебных занятий. Оживление внеклассной музыкальной работы, характерное для второй половины 50-х годов, не могло оказать заметного влияния на повышение общего уровня музыкального воспитания подрастающего поколения, поскольку внеклассные занятия охватывали незначительное количество учащихся и качественно проводились далеко не во всех школах области.
Таким образом, проведённое исследование позволяет утверждать, что в 1950-е гг. музыкально-воспитательная практика в школах Брянской области была сопряжена с рядом трудностей и недостатков. Серьёзным препятствием на пути развития музыкального воспитания являлся дефицит материального и кадрового ресурсов, ограниченные возможности для распространения передового педагогического опыта, отсутствие должного контроля за постановкой музыкальной работы со стороны администрации школ. Создавшееся положение отрицательно сказывалось на практике музыкального воспитания и в большинстве случаев приводило к низкому уровню музыкальных занятий.
Положительное влияние на развитие музыкально-воспитательного процесса в школах области оказали приказы министра и Министерства просвещения РСФСР («О повышении уровня музыкально-хоровой культуры и развитии музыкальных способностей учащихся школ и студентов педагогических учебных заведений» (1957 г.); «О мерах по улучшению музыкального образования учащихся школ и студентов педагогических учебных заведений» (1957 г.) и др.), способствовавшие усилению внимания органов народного образования к проблеме кадрового обеспечения музыкального воспитания, организации и контроля за качеством музыкальных занятий.
Отличительной особенностью периода явилось повышение интереса передового учительства, общественности области к актуальным проблемам постановки музыкального воспитания в школе, что также может рассматриваться в качестве предпосылки для совершенствования музыкальной практики.
Благоприятные условия для реализации музыкально-творческих способностей учащихся, их познавательной активности создавало развитие в школах Брянской области разнообразных форм внеклассной музыкальной деятельности: инструментальных коллективов, кружков по обучению игре на различных музыкальных инструментах, массовых музыкально-просветительских и конкурсных мероприятий.
Рецензенты:
Асташова Н.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск;
Прядёхо А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора Научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск.