В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Начиная с 1991 года Генеральная ассамблея ЮНВТО приняла резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в 90-е годы». В 2005 году в Дакаре такой туризм был назван как «туризм, доступный для всех». Следует отметить, что значение терминов, определяющих туризм для людей с ограниченными возможностями, около 25 лет является предметом дискуссии. Термин «туризм, доступный для всех» закреплен во многих международных нормативных правовых документах.
В настоящее время детский инклюзивный туризм в России находится на стадии развития. Анализ литературы позволил выявить следующие направления:
- реабилитации детей-инвалидов средствами туризма и краеведения (Лифанова И.В.);
- социальной интеграции детей средствами туризма (Быстрикина А.В., Сахибзадаева Г.Р., Холостова Е.И.) [1, 7];
- безопасности инклюзивного туризма в современных условиях рекреационной деятельности (Богатырева А.; Константинов Ю.С., Маслов А.Г.);
- методологических и методических подходов обоснования инклюзивного туризма для всех (Богатырева А.; Гельман З.; Ходаренко Е.А., Дроздов А.В.; Романов И.В.) [2, 3];
- правовые основы развития инклюзивного туризма (Думбаев А.);
- развитие экологического инклюзивного туризма (Самурский К.).
Наряду с социализацией и адаптацией инклюзивный туризм расширяет творческие возможности детей с ОВЗ. Проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной сфере изучали российские ученые - физиологи, психологи, педагоги: Л.А. Акимова, Л.С. Блонский, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова, Ю.Д. Красильников, В.В. Розанов, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие [3].
Проблемами социально-педагогической интеграции занимались М.А. Беляева, Т.В. Бутенко; Т.В. Егорова, Е.Н. Ким, В.И. Лагункина, Н.С. Морова, Т.С. Смурова; Т.А. Александрова, А.Н. Соколов, Н.И. Хворостьянова, И.В. Щелин, А.Б. Чистова [4].
В Германии проблема социализации, адаптации в социальную и культурную среду детей-инвалидов рассматривается Альбертом Мюллумом и Хубертом Опплем; Кристофом Мюрнером; Ч. Нойбергером, М. Руттером; Р. Гольбрихом, С. Вальпером, К. Грошем, С. Фланаганом, Х. Шнидтке, Г. Штадлером, С. Янсеном и др. [5].
Теоретические и прикладные основы развития инклюзивного туризма развития в зарубежных странах особенно разнообразные направления развития инклюзивного туризма представлены в Чехии, Германии, Великобритании, Израиль, США, Австралии и Китае.
Инклюзивный туризм (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех, в плане приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми.
Инклюзивный туризм может развиваться только в том случае, если объекты индустрии гостеприимства и туризма отвечают принципу «доступно и удобно для всех».
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
По оценкам ООН, в мире насчитывается 10 % населения страдающих различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. Физические ограничения часто не позволяют им посещать общественные учреждения и пользоваться транспортом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает тенденцию увеличения этой цифры в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет (или 1,5 % от общей продолжительности жизни) приходится на годы, связанные с инвалидностью.
Для организации туризма для людей с ограниченными возможностями есть различные виды барьеров: внутренние, внешние и барьеры в общении. Внутренние барьеры - результат индивидуального уровня физических, психологических и познавательных функций человека.
Барьер окружающей среды - внешний для человека с инвалидностью - включает отношение к людям с инвалидностью, архитектуру, экологические условия, транспорт, экономические элементы, правила и инструкции, и барьеры исключенности.
Барьеры общения - это результат взаимодействия между людьми и их социальной средой. Туризм - это часть широких социальных отношений. Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует в общество. Спрос на инклюзивный туризм растет.
Безбарьерная среда - это комплекс архитектурных, транспортных и сервисных стандартов, обеспечивающих равную для всех, в том числе для инвалидов и пожилых людей, доступность к общественному транспорту, административным, торговым, лечебным и зрелищным заведениям, а также к жилым зданиям.
Безбарьерная среда - международный принцип, зафиксированный в таких документах, как Конвенция о правах инвалидов (она подписана и Россией), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993. В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.
Термин «безбарьерная среда» в основных законодательных актах не употребляется. Взамен законодатель вводит термин «доступность». Безбарьерной среде посвящен ряд статей Конвенции ООН о правах инвалидов: ст. 9 «Доступность», ст. 20 «Индивидуальная мобильность» и др.
Туризм является уникальным явлением для реабилитации людей с ограниченными возможностями, включает как познавательный процесс, так дает возможность подводить человека к полноценной социализации, которая происходит на протяжении всей жизни. Основные формы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями жизни в процессе инклюзивной деятельности представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные проблемы жизнедеятельности людей с ОВЗ
Рис. 2 Основные реабилитационные формы инклюзивного туризма
Широкое развитие инклюзивный туризм получил в зарубежных странах. Наиболее высокая эффективность развития инклюзивного туризма представлена в таблице 1.
Таблица 1
Зарубежные страны, в которых наиболее развит инклюзивный туризм
Название страны |
Безбарьерная среда |
Виды туризма |
Испания |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 90% |
Горно-лыжный, парусный, научно-познавательный, пляжный |
Финляндия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 70% |
Рейма Кантри (сафари на собаках, лошадях, четырехколесных мотоциклах, снегоходах (зимой), а также рыбная ловля, гребля, плавание на плотах и лыжи), а также гольф или в кёрлинг. |
Израиль |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85% |
Культурно-познавательный, пляжный, религиозный |
Греция |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65% |
Культурно-познавательный для не зрячих |
Венгрия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65% |
Преобладает культурно-познавательный, пляжный, лечебно-оздоровительный |
Чехия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, осязательные тропинки в мир, организация международных фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный. |
Германия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный |
Франция |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный. |
Великобритания |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный. |
США |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 80% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, Параолимпийские игры |
Австралия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 75% |
Культурно-познавательный, экологический, пляжный, парусный, дайвинг |
В России безбарьерная среда для развития инклюзивного туризма интенсивно развивается в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В остальных городах России отмечены элементы зарождения инклюзивного туризма. Основные направления развития инклюзивного туризма представлены в таблице 2.
Таблица 2
Развитие инклюзивного туризма в России
Название страны |
Безбарьерная среда |
Виды туризма |
Москва |
«Национальный центр туризма для инвалидов «Инватур»» и «Агентство ВЕЛЛ» Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный |
Санкт-Петербург |
«Либерти» Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный |
Саратов |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5% |
Культурно-познавательный |
Республика Адыгея |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5% |
Культурно-познавательный |
Республика Татарстан |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5% |
Культурно-познавательный |
Республика Карелия |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 4% |
Культурно-познавательный, экологический |
Ханты-мансийский автономный округ |
Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5% |
Культурно-познавательный, экологический, лыжный |
Сочи |
Будет создана без барьерная среда с адаптацией всех элементов туристкой инфраструктуры почти на 60% |
Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный, Параолимпийский комитет |
Воронеж |
Безбарьерная среда находится на первоначальной стадии развития |
Фестивальный туризм (Воронежский региональный фестиваль авторской песни «Рамонский родник») |
Направления деятельности основных туристических фирм, работающих в направлении развития инклюзивного туризма, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Направление деятельности «туризм без границ» туроператорами
|
Туристический продукт |
Клиентская база |
Классификация туризма |
АНО национальный центр туризма для инвалидов, Москва (7 лет) |
Разработано 15 маршрутов по Москве и Московской области, 3 международных |
500 чел. |
Культурно-познавательный |
Туристическая фирма для инвалидов «Либерти», Санкт-Петербург (5 лет) |
Экскурсии по городам России и мира (Прага, Париж, Рига, Эквадор, Китай) |
|
Культурно-познавательный по городу (для детей бесплатно), пляжный, горнолыжный, дельфинарий |
Агентство «ВеЛЛ», Москва (4 года) |
По городу Москве, областным городам России |
|
Инвалидный туризм (паратуризм), социальный туризм, культурно-познавательный |
Одним из вариантов инклюзивного туризма является лечебно-оздоровительный отдых в сочетании с туристической деятельностью (табл. 4). Следует отметить, что с каждым годом расширяется сфера лечебно-оздоровительных учреждений, в которых организуется индивидуальные траектории реабилитации.
Таблица 4
Лечебно-оздоровительный туризм и отдых
Санатории |
Местоположение |
Направление деятельности |
Сергиевские минеральные воды |
Самарская область |
С ограниченными возможностями движения |
Санаторий им. Н.Н. Бурденко |
г. Саки, Украина |
Травмы позвоночника, заболевания спинного мозга |
«Анапа» |
г. Анапа, Краснодарский край |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Лесная поляна» |
г.Пятигорск, Краснодарский край |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Тараскуль» |
Тюменская область |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Вятские увалы» |
Г. Вятка |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Эльтон» |
Астраханская область |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Старая Руса» |
Г. Старая Руса |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
«Сад-огород» |
Приморский край |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
Среди различных типов заболеваний основной упор делается реабилитацию опорно-двигательного аппарата. В систему инклюзивного туризма включены следующие типологии:
- по цели (функциям) - оздоровительный, познавательный, спортивный;
- по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
- по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с использованием животных (лошади и др.), железнодорожный, автобусный, автомобильный;
- по сезонности - летний, зимний, межсезонный;
- по составу туристов - молодежный, школьный, семейный;
- по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;
- по характеру нагрузок - пассивный, активный.
Инклюзивный туризм включает основные реабилитационные функции туризма, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные реабилитационные функции туризма
Функции туризма |
Характеристика |
1. Социальная |
воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил; активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи. Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни. |
2. Психологическая |
Обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни; активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению и психологическому расслаблению. |
3. Личностно-ориентированная |
Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. |
4. Компенсаторная |
обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями здоровья. |
5. Оздоровительная |
Имеет высокий потенциал для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме. |
6. Реабилитационная |
Зависит от типа мышления людей с ОВЗ. Способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное). |
Выделены 6 основных функций, свидетельствующих о полифункциональных возможностях инклюзивного туризма. Но, несмотря на большие возможности для развития инклюзивного туризма в России, можно выделить ряд проблем: это неразвитость инфраструктуры, низкий уровень услуг и низкое качество размещения, не создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы акклиматизации, адаптации, раскрытия причин развития заболевания и использования естественных природных факторов имеет большое значение на современном этапе. Важное значение приобретают методы оценки природных условий для каждого типа заболеваний. В этой связи необходимы три основных направления социо-природной-ресурсной оценки: психологический, физиологический и технологический. Для технологической оценки важно разработать инновационные педагогические технологии
Для психологической оценки необходимо учитывать эмоционально-эстетическое воздействие ландшафта на человека, определить значимость эмоционального компонента для укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.
Для физиологической оценки первостепенное значение имеет степень комфортности природных условий. Для развития инклюзивного туризма необходима комплексная научно-обоснованная оценка пригодности территорий для детей с различными типами заболеваний.
Позитивное влияние природы на здоровье детей и на их психоэмоциональное состояние не вызывает сомнений. Природная среда обладает большим физиолого-психоэмоциональным потенциалом.
В природной среде дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить психофизиологическую терапию, эстетическое и этическое восприятие и научно-познавательную функцию.
Таким образом, инклюзивный туризм в России, его теоретические и методологические основы находятся на стадии разработки. Первая публикация появилась в конце 20 века. В начале 21 века в статьях рассматриваются некоторые прикладные вопросы инклюзивного туризма и обосновываются проблемы его развития в России, характеризуется опыт зарубежных стран.
В этой связи возникла необходимость проведения научных и экспериментальных психолого-педагогических исследований по влиянию инклюзивного туризма на детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных типов заболеваний и подбором индивидуальных программ.
Рецензенты:
Перепелкина Ж.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;
Дюжакова М.В., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.