Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности, сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы. Снижается общее количество получаемой извне информации, изменяется ее качество. Ограничиваются возможности формирования образов воображения, памяти. Происходят качественные изменения взаимодействия анализаторов, возникают особенности в ориентации и мобильности в пространстве. Происходят изменения в физическом развитии - нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка. Формирование и развитие психической системы у детей с нарушениями зрения непосредственно связано с коррекционной работой, с формированием компенсаторных возможностей. Наличие зрительного дефекта вызывает состояние тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях. Смена обстановки, привычных условий деятельности может вызвать у детей с нарушениями зрения стрессовое состояние. Этим детям свойственна меньшая познавательная активность, поэтому развитие общения, речи этих детей играют особую роль и свидетельствуют о степени его социального развития. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, - вот то, что формируется при отсутствии внимания к социализации детей с нарушениями зрения [1]. Во время туристско-краеведческой деятельности происходит более эмоциональное восприятие акустического фона природной среды. Расширяется эмоциональный фон восприятия за счет повышения двигательной активности, расширяется их социализация, уменьшается тревожность и неуверенность в себе. Для таких детей не нужно большое пространство. Их пространство должно быть хорошо оборудовано ограничивающими ограждениями для предотвращения несчастных случаев. Хорошо зарекомендовало себя общение с домашними животными и уход за ними. В зависимости от уровня потери зрения необходима разработка определенной программы для их реабилитации в условиях туристско-краеведческой деятельности [3].
Самой трудной категорией среди детей с ограниченными возможностями являются дети с задержкой психического развития, которая характеризуется в отставании в развитии психической деятельности ребенка в целом. Причинами выраженной задержки психического развития детей являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые годы жизни ребенка, длительные хронические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (пребывание с момента рождения в условиях неблагоприятной семьи, дома ребенка) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур [6,9].
Категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям очень неоднородна. Общим для всех детей с ЗПР является отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенной особенностью детей с ЗПР является неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Туристско-краеведческая деятельность позволит расширить сведения об окружающем мире. Длительное общение с природной средой способствует расширению познавательных интересов и знаний об окружающем мире. Общение с флорой и фауной обогатить эмоциональный багаж ребенка. Общение с природой (сбор природного материала) способствует развитию моторики мелких движений ребенка. Навыки общения в коллективе позволит сформировать основы социальной адаптации.
Индивидуальный подход в развитии реабилитационного туризма необходим для детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Это тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в разнообразных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, которое сопровождается патологией мышц (параличами). ДЦП обусловливает поражение двигательных зон и проводящих путей головного мозга, что сопровождается двигательными расстройствами. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в нарушении мышечного тонуса, наличии насильственных движений, несформированности актов равновесия и координации, недостатках мелкой моторики. Это разностороннее заболевание может иметь различную степень выраженности. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на детей с тяжелыми нарушениями; детей, имеющих среднюю степень выраженности двигательных нарушений; детей, имеющих легкие двигательные нарушения. Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития. Это обусловлено как поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, задержке и неравномерности развития отдельных психических функций. У многих детей имеются нарушения восприятия, формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями. Выраженность речевых нарушений различна - от легких стертых форм до совершенно неразборчивой речи. Не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Большинство детей имеют значительные потенциальные возможности развития психики, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности. Для таких детей характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера, снижение познавательной активности. Это связано с ранним осознанием физического дефекта и переживанием своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием - гиперопекой, ограничением активности и самостоятельности. В зависимости от степени тяжести заболевания для каждой группы детей необходимы индивидуальные программы, которые должны состоять из нескольких этапов. На первом этапе - повышение познавательной активности за счет общения с природной средой. Затем - повышение самооценки за счет приобретения определенных навыков поведения в окружающей среде. Следующий этап - расширение социальных контактов. Реабилитационный туризм расширит физические возможности активности и самостоятельности ребенка в окружающей среде.
В Воронеже и в области уделяется достаточной большое внимание развитию благотворительности, в том числе в рамках проектов и программ, направленных на интеграцию детей-инвалидов в общество. В Воронеже реабилитацией детей-инвалидов и их семей занимаются три центра: «Кристалл», «Луч» и «Парус надежды». Если последний ведет комплексную медико-социальную реабилитацию детей, то в первых двух центрах медицинские услуги не оказываются, а специалисты решают только социальные и психологические проблемы.
Наиболее длительный период в городе Воронеж работает «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды"», который начал работу в сентябре 1996 года. В этом центре работают два бассейна - для малышей, для больных сколиозом и инвалидов-колясочников, а также помещения для психолого-педагогической реабилитации детей - педагогические и музыкальные классы, кабинеты психологической разгрузки.
«Парус надежды» считается одним из лучших реабилитационных центров в России. Здесь реализуются новейшие технологии психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Под опекой центра находятся более восьми тысяч детей и подростков Воронежской области, в том числе 5 тысяч - из Воронежа. В рамках целевых программ «Дети России» и «Дети Воронежской области», в 2005-2006 годах созданы условия, в том числе для социального обслуживания каждого четвертого ребенка-инвалида. В регионе действовала программа «Дети Воронежской области» на 2007-2010 годы, которая состояла из шести целевых подпрограмм, на особом месте среди них такие, как «Дети-инвалиды», «Сохранение и развитие стационарных детских оздоровительных учреждений». В Воронеже действуют благотворительные и социальные проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В марте 2013 г. в Воронеже проходила конференция «Медико-психологические аспекты расстройства аутического спектра», которая выявила круг проблем: недостаток специалистов, владеющих методиками, отсутствие специализированного образовательного маршрута, несовершенство образовательного законодательства, недофинансирование психолого-педагогических программ. Несмотря на то, что в регионе действуют различные программы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный туризм, имеющий большой адаптационный и познавательный потенциал, находится в стадии зарождения. В качестве предложений для улучшения ситуации необходимо создание в каждом муниципальном районе специализированных туристических центров, необходима разработка оптимальных образовательных и адаптационных туристических маршрутов с возможностью обеспечения каждого ребенка тьютером. Необходимо создание информационного портала по туристко-краеведческой деятельности в регионе для детей с ОВЗ и создание системной программы для подготовки специалистов в области инклюзивного туризма.
Рецензенты:
Русинов П.С., д.г.н., профессор кафедры экологического образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;
Верзилина Н.Д., д.с-х.н., профессор кафедры географии и туризма ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.