Туризм считается третьей по счету отраслью мировой экономики [5]. Эта индустрия имеет экономическое значение в плане производственной деятельности, наращивания прямых и косвенных возможностей для трудоустройства [3].
Иначе говоря, туристический сектор, который представляет собой одну из отраслей экономики, обладающих самыми высокими темпами роста в мире, обладает потенциалом в плане обеспечения иностранных валютных поступлений, привлечения международных инвестиций, увеличения налоговых поступлений, создания рабочих мест, стимулов для развития развивающимися странами туризма как двигателя макроэкономического развития [13].
Природный туризм может играть положительную роль в развитии экономики местных сообществ и создавать для нее значительные выгоды [9]. Экономические выгоды от природного туризма включают создание возможностей для трудоустройства местных жителей, доходы от туризма, улучшение инфраструктуры и получение иностранной валюты [8]. Природный туризм рассматривается как связующее звено между защитой дикой природы и экономическим развитием. По мнению нескольких исследователей, он придает постоянный характер эффективному использованию всех ресурсов и создает стимулы для сохранения относительно нетронутых и девственных природных систем, в особенности, в странах развивающегося мира [9]. Выгоды от поддержки природного туризма связаны с производственной деятельностью, направленной на сокращение давления на ресурсы путем обеспечения одного надежного и устойчивого источника дохода [14].
Благодаря осведомленности обществ о том, что туризм представляет для страны весьма хороший и значительный источник валютных поступлений, туризм приобретает весьма широкое значение, включающее различные аспекты экономики, общественной жизни и культуры, и начинается рассматриваться как целая индустрия [10]. Обращение к понятию туризма представляется еще важным, если учитывать, что на сегодняшний день, согласно имеющимся статистическим данным, туристическая индустрия представляет собой второй по значимости источник дохода для 49 развивающихся стран и является стратегией увеличения доходов и борьбы с бедностью в этих странах [1]. Распространение туристской индустрии на районы, обладающие скрытым потенциалом привлечения туристов, может послужить эффективным инструментом всестороннего развития принимающих обществ.
Предлагаются различные классификации туристических ресурсов и достопримечательностей, важнейшей из которых считается классификация Эдварда Инскейпа, который разделил ресурсы и достопримечательности на три основные категории – природные, историко-культурные и антропогенные, каждая из которых, в свою очередь, делится на подкатегории.
Природный туризм относится к той форме туризма, которая, в основе своей, опирается на относительно неосвоенную природную среду по причине имеющихся в ней достопримечательностей [15]. Такого рода туризм связан с чувством непосредственного удовольствия от созерцания нетронутых и девственных природных объектов[13].
Экотуризм (экологический туризм), представляющий собой подразделение природного туризма, определяется как ответственное посещение природных ландшафтов, целью которого является снижение уровня негативного влияния в сочетании с важными экономическими возможностями для местного населения [15; 7; 11; 14]. Термин «экотуризм» был впервые использован Эктором Себальосом-Ласкурайном (1996), а также в монографии Баллантайн и Иглза (1994). В обоих упомянутых исследованиях выражено мнение, согласно которому экотуризм означает получение удовольствия от нетронутой природы (Дулинкер, 2006).
Хотя природный туризм и экотуризм превратились в туриндустрии в сферы с высоким уровнем развития, на них все еще приходится небольшая доля от общего количества туристов [6].
Историческое наследие является одним из важнейших компонентов туризма во многих развитых экономиках, темпы роста которого превышают темпы роста других компонентов [2; 4].
Первым шагом в этом направлении должно стать развитие туризма, оценка и представление имеющихся на данный момент потенциальных возможностей. Путем определения и всестороннего планирования можно создать условия для развития. Иначе говоря, без изучения потенциала и возможностей развития туризма в данном регионе невозможно осуществлять планирование. По сути, изучение потенциала туризма в данном регионе дает исследователю возможность определить способность региона к развитию и направлению этого развития в соответствии с имеющейся ситуацией.
Методы исследования
Настоящее исследование было проведено с целью оценки и определения приоритетных потенциальных туристических зон провинции Исфахан. Учитывая исследованные компоненты, исследование носит прикладной характер и опирается на описательно-измерительные методы, основанные на системном анализе, изучении потенциала, оценке возможностей, интеграции, сочетании и определении потенциальных районов. Для оценки районов с точки зрения количества достопримечательностей, уровня эффективности (национальный, локальный и международный) и уровня доступности (пеший, транспортный) в данной работе все туристические достопримечательности получили оценку.
Характеристика исследуемого региона
Площадь провинции Исфахан составляет около 107019 кв. км. Координатами крайних точек провинции являются 30°43’ и 34°27’ северной широты и 49°38’ и 55°32’ восточной долготы. Эта провинция располагается в центральной части страны и граничит на севере с Центральной провинцией, Кумом, Семнаном, на юге – с провинциями Фарс, Кохгилуйе-и-Буйерахмад, на востоке – с провинцией Йезд, на западе – с провинциями Лорестан и Чахармехаль-и-Бахтияри.
Согласно последним данным об административно-территориальном делении страны (2011–2012 гг.), эта провинция (остан) включает 23 области (шахрестан), 104 города, 45 районов (бахш) и 124 сельских округа (дехестан). Центр провинции находится в Исфахане (Сальнаме-йе амари-йе остан-е Эсфахан).
Рисунок 1. Географическое расположение провинции Исфахан
Постановка проблемы и результаты исследования
Это исследование опирается на системный анализ, и было проведено с помощью оценки потенциала, сочетания и определения потенциальных районов на основе системного анализа в пять следующих этапов:
1. Определение источников: подготовка карты распределения природных достопримечательностей.
1.1. Подготовка карты распределения природных достопримечательностей: (1) Дисперсия Карта охраняемые природные территории; (2) Дисперсия Карта городские природные парки; (3) Дисперсия Карта пустыни и песчаные дюны; (4) Дисперсия Карта леса и степи; (5) Дисперсия Карта реки, озера и пруды; (6) Дисперсия Карта водопады и родники; (7) Дисперсия Карта ущелья, холмы, горы и длины; (8) Дисперсия Карта деревни и природные ландшафты; (9) Дисперсия Карта пещеры; (10) Дисперсия Карта сады и поля; (11) Дисперсия Карта природные ледники; (12) Дисперсия Карта прочие природные достопримечательности.
Карта 1. Разброс природных достопримечательностей провинции Исфахан
2. Определение уровней доступности: для определения уровня доступности мы использовали в данной работе буфер. Пешей доступности соответствует размер буфера (1،4،6) километров. 1 километр соответствует достопримечательностям, расположенным в деревне или за пределами деревни или города. 4 километра соответствуют достопримечательностям, расположенным в маленьких или средних городах. 6 километров соответствуют достопримечательностям, расположенным в черте больших городов. Транспортной доступности соответствует буфер (90, 50, 40) километров. 90 километров соответствуют точечным достопримечательностям, расположенным в деревне или за пределами деревни или города. 50 километров соответствуют точечным достопримечательностям, расположенным в черте маленьких и средних городов, а также достопримечательностям, представленным в виде ломаных и многоугольников, которые располагаются в малых и средних городах или деревнях или же за их пределами. Величина буфера 40 километров соответствует точечным, полилинейным и полигональным достопримечательностям, расположенным в черте больших городов.
3. Оценка: после определения уровней мы оценили каждый пласт информации и создали их карты для последующей их подготовки к созданию карты туристического потенциала. В программе ArcGIS каждый уровень карты имеет таблицу. Редактирование и заполнение таблицы особенностей туристических достопримечательностей предназначено для того, чтобы подготовить их для оценки и добиться следующей цели на основании количества достопримечательностей сначала дана оценка уровня эффективности (на национальном, локальном и международном уровне), а затем уровня доступности (пешей или транспортной) каждой природной достопримечательности, историко-культурных достопримечательностей; антропогенные достопримечательности (на данной карте достопримечательности изображены тремя способами – в виде точек, ломаных и многоугольников, историко-культурные достопримечательности показаны на карте в виде точек, антропогенные достопримечательности показаны на карте в виде точек и многоугольников). Уровень доступности оценивается 5 или 10 баллами, а уровень эффективности варьируется в промежутке между 1 и 5 баллами.
4. Сведение слоев: для создания карты туристического потенциалнеобходимо свести воедино проанализированные объекты.
Процесс наложения друг на друга полученных карт осуществляется двумя способами: 1. Двухсоставной способ; 2. Многосоставный способ. В данной работе был применен многосоставной способ. Затем путем наложения вышеуказанных карт была получена карта туристического потенциала. В программе ArcGIS эти общие области определяются автоматически путем наложения нескольких карт друг на друга. Конечно же, в данном случае пользователь должен ввести в программу свои условия, прежде чем начать процесс наложения и анализа данных, чтобы программа могла проанализировать эти параметры, определить общие области и создать карту.
Карта 2. Сведение воедино природных достопримечательностей с точки зрения уровня доступности и эффективности
5. Обобщение данных: Обобщение данных, по сути, представляет собой самую главную и в то же самое время самую тяжелую часть процесса оценки, потому что после обобщения данных можно легко произвести их оценку. На этапе оценки весь туристичесеий потенциал и возможности, сельские и городские объекты развития туризма показаны на карте. В завершение данного этапа пользователь, осуществляющий оценку, может измерить общий потенциал провинции.
На последнем этапе (карта 3), в соответствии с оценками, провинция Исфахан была поделена на пять категорий. Наибольшие баллы достались областям Семиром, Ферейдуншахр, Ферейдан, Хансар, Чадеган и Дехакан, расположенные в виде двух централизованных зон на юго-западе и западе провинции. Юго-западная зона включает в себя область Семиром, особенно, села Денгезлу, Нагль, Хафр, Саюр, Мандеган, Сарбаз, Кифте-йе Гивисин, Гале-йе Санги, Рудабад, Бибисейдан, Абмалах, Габр-е Киха, Гармук, Агдаш, Кезен, Чешме-йе Сард, Шамсабад, города Семиром, Ванак и Коме. Западная зона включает в себя область Ферейдуншахр, села Хошмиве, Чогиварт, Сибак, Мейданак-е Бозорг, Сурешджан, Гохшаджан, Пашандеган, Гураб-е Миладжорд, города Ферейдуншахр, область Ферейдан с селом Нуган-э Олйа и городами Афус, Буин, Мияндашт, Даран и Дамане, область Хансар с селами Тидеджан, Гуджеджан, Хасанабад, Лахиджан и городом Хансар. Эти населенные пункты получили самые высокие баллы в указанных двух зонах.
Южная часть области Дехакан, села Хамегин, Дизадж и Сурманде, южная часть области Шахреза с селами Асфарджан, Хунджан, область Мобараке с селами Арази, Кушкиче, Борчан, Баг-е Малак и городом Дизиче, северная часть города Мобараке, село Ваншан в области Гольпайган, села Шахр, Фирузан, Биджгерд и города Пирбакран и Фелаверджан в области Фелаверджан, село Кала-и Амирийе, города Дарче, Хомейнишахр в области Хомейнишахр, западные и восточные районы города Исфахан в области Исфахан, северная часть города Варнамхаст и южная часть города Зарриншахр в области Ленджан получили наибольшие баллы за пределами двух вышеуказанных крупнейших зон.
Карта 3. Наложение слоев приоритетных природных достопримечательностей, сельских и городских объектов
Выводы
Согласно полученным в ходе исследования данным, в провинции Исфахан, а, следовательно, и в областях, городских и сельских населенных пунктах провинции, имеются условия для расширения туристической активности. Согласно собранной на этапе анализа информации, в классифицированном виде представлены результаты оценки потенциала провинции. Каждая из полученных категорий обладает определенными особенностями. Чтобы лучше узнать потенциал провинции и оценить городские и сельские населенные пункты в плане развития туризма с помощью карты достопримечательностей провинции Исфахан, последних карт, отражающих уровень их доступности и эффективности, совмещающих слои городских и сельских населенных пунктов, мы рассмотрели их положение с точки зрения природнего туризма.
Изучение, проведенное для измерения потенциала провинции Исфахан для развития природного туризма, показало, что в основном имеющийся потенциал развития природного туризма сосредоточен в областях Семиром и Ферейдуншахр, так что, в соответствии с произведенной оценкой данных, 92,06 % и 68,18 % туристического потенциала этих двух областей составляют природные достопримечательности, а потому они обладают наилучшими показателями и благоприятным положением на уровне провинции. С другой стороны, 15,18 % и 11,78 % природных туристических достопримечательностей региона располагаются в областях Семиром и Ферейдуншахр, которые занимают всего лишь около 14,38 % площади провинции. Оценка потенциала туризма в регионе и связь этой оценки с населенными пунктами, произведенные в результате наложения друг на друга карты сельских населенных пунктов региона и карты перспективных районов, показывают, что более 90 % сельских и городских районов этих двух областей обладают высоким потенциалом для развития природного туризма или находятся вблизи районов с высоким потенциалом.
Рецензенты:
Рубцов В.А., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма, «Казанский федеральный университет», г. Казань;
Хусаинов З.А., д.п.н., профессор КПФУ, г. Казань.