Проблемы использования стоимости бизнеса в качестве ведущего показателя эффективности деятельности компаний в Российской Федерации заключаются в формировании оптимальной системы инструментов управления и показателей. На протяжении длительного времени в отечественное литературе преобладала точка зрения, согласно которой «ключевыми факторами стоимости признаются финансово экономические показатели, обеспечивающие получение прибыли»[7]. Роль нефинансовых факторов роста стоимости до недавнего времени была недооценена. Кроме того, отсутствовал или был несовершенен организационно-экономический механизм управления стоимостью, в частности механизм стимулирования заинтересованности менеджеров всех уровней в росте стоимости как стратегической цели отечественных компаний.
Каждая компания в зависимости от отрасли и выбранной стратегии сама определяет, какие именно показатели эффективности и финансового здоровья для нее важнее всего: производственные, уровень удовлетворенности потребителей, социальная ответственность, кадровый потенциал и т.д. Большинство компаний отслеживает стандартные финансовые показатели, но не менее значимы показатели, отражающие операционную деятельность (качество и согласованность важнейших бизнес-процессов), степень решения организационных вопросов («насыщенность» компании талантливыми сотрудниками, возможность мотивировать и удерживать специалистов), ситуацию на важнейших для компании рынках, ее положение на них (включая характер взаимоотношений с потребителями), а также взаимоотношения с внешним миром - поставщиками, регулирующими органами, общественными организациями и т.д.
До кризиса среди важнейших показателей, свидетельствовавших о конкурентоспособности и финансовой устойчивости, обычно называли рост продаж и прибыли, долю рынка, норму прибыли, динамику капитализации и т.д. Теперь их место заняли состояние оборотного капитала, платежеспособность и ликвидность. Фирма может быть высокоэффективной, демонстрировать отличные результаты и генерировать прибыль, но если при этом она имеет краткосрочные обязательства, то ее позиции очень уязвимы.
Финансовая устойчивость ТНК в условиях кризиса во многом определяется взаимодействием с банками и другими финансовыми институтами. Огромное значение приобретают встречи с инвесторами, четкая и открытая информационная политика, умелое управление курсом акций и корректная дивидендная политика. Примером очень профессиональной финансовой работы с инвесторами является деятельность IBM, General Electric, Arcelor Mittal, Boeing, Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Google, Procter & Gamble.
Таким образом, в современных условиях требуется пересмотреть систему показателей оценки деятельности ТНК, в том числе и финансовых, являющихся основными участниками хозяйственных отношений. На наш взгляд, в качестве ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность компании, должны рассматриваться:
- финансовые (имущественное обеспечение бизнеса, оценка финансового состояния кредитной организации), влияющие на финансовую эффективность вложения инвестиций (как в ретроспективе, так и в перспективе);
- нефинансовые, такие как: исследовательская и инновационная деятельность коммерческого банка, способность привлекать и удерживать кадры, уровень корпоративного управления, степень удовлетворения потребности клиентов, качество менеджмента, позиционирование организации на рынке, влияющие на оценку рисков инвесторов.
Согласно исследованию, проведенному Д. Лоу и П. Калафут «в 2000 году на основе анализа деятельности инвестиционных фондов и управляющих компаний, около 35% решений принимается на основе преимущественно нематериальных факторов»[4]. В связи с этим игнорировать данную группу факторов не представляется целесообразным, что наблюдается в настоящее время в Российской Федерации.
В таблице 1 представлен пример сбалансированной системы показателей рыночной стоимости финансовой ТНК (транснационального банка), учитывающей влияние финансовых и нефинансовых факторов.
Таблица 1
Система показателей рыночной стоимости финансовой ТНК (ТНБ)
Аспекты деятельности |
Операционная деятельность |
Финансовая и инвестиционная деятельность |
Инновационная деятельность |
|
Стратегические цели |
Имущественное обеспечение бизнеса |
Положительная репутация банка |
Повышение доходности бизнеса |
Экономический рост и дальнейшее развитие |
Факторы капитализации |
Собственный капитал (формирует нижнюю планку в стоимости компании) |
Нематериальные активы (приходится порядка 10% от общей капитализации) |
Доходность (обеспечивает 80% рыночной стоимости) |
Перспективы (формируют дополнительную рыночную капитализацию банка в размере 10%) |
Ключевые показатели деятельности и их целевые значения |
обязательные нормативы ЦБ РФ Н1.0 (>10%), Н1.1 (>5%),Н1.2 (>5,5%), Н2 (>15%), Н3 (>50%), Н4 (<120%) доля просроч. задолженности (<2%) |
индекс транспарентности (уровень информационной прозрачности) (80%) |
ROA (более 3%), ROE (более 20%) |
доля на рынке (20-25%), рост компании (15-20%) |
Примечание:
ROA - коэффициент рентабельности активов;
ROE - коэффициент рентабельности собственного капитала;
H1 - норматив достаточности собственного капитала коммерческого банка;
H2 - норматив мгновенной ликвидности банка;
H3 - норматив текущей ликвидности банка;
Н4 - норматив долгосрочной ликвидности банка.
Источник: составлено авторами
В предлагаемой сбалансированной системе показателей ключевым является показатель рыночной стоимости компании, а также выделяются следующие факторы капитализации и соответствующие им индикаторы с целевыми значениями:
1. Имущественный комплекс (значение показателя собственного капитала и его динамика), данный показатель может рассматриваться в качестве нижней границы стоимости кредитной организации, с позиции акционеров это - минимальная цена. В качестве ключевых показателей данного фактора рыночной капитализации кредитной организации выступают: нормативы достаточности капитала банка (норматив достаточности базового капитала банка (Н1.1), норматив достаточности основного капитала банка (Н 1.2) и норматив достаточности собственных средств (капитала) коммерческого банка (Н 1.0)), установленные ЦБ РФ (минимальное значение 5%% 5,5% и 10% соответственно), а также нормативы мгновенной (Н2), текущей (Н3), долгосрочной (Н4) ликвидности в целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов [6].
2. Нематериальные активы (положительная деловая репутация) - информационная открытость компании, уровень корпоративного управления - обеспечивают около 10% от общей капитализации организации. Начиная с 1999 г. количество исследований на тему величины вклада хорошего корпоративного управления в стоимость компании значительно возросло как в России (ГУ-ВШЭ), так и за рубежом. Все они показывают, что размер премии, которую инвесторы готовы платить за хорошее корпоративное управление, в разных странах неодинаков, но представляет собой значительную величину (в США и Великобритании - 18%, Италии- 22%, Индонезии - 27%). По опросам инвестиционных банков, «средний размер наценки на акции компаний с эффективным корпоративным управлением для России составляет примерно 30% от стоимости акции»[8]. Это связано с тем, что корпоративное управление снижает риски возникновения конфликтных ситуаций, а в случае их существования - увеличивает вероятность их разрешения, так как в компании соблюдаются права акционеров, существуют эффективные системы внутреннего контроля и аудита, раскрывается вся важная информация для акционеров и заинтересованных сторон.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's, начиная с 2002 г. проводит ежегодное исследование информационной прозрачности российских компаний, в том числе коммерческих банков. Исследование информационно прозрачности построено на оценке полноты раскрытия информации, т.е. полного объема легкодоступной информации по важнейшим параметрам операционной деятельности, эффективности и механизмов корпоративного управления в компании. По результатам исследования рассчитывается индекс транспарентности по каждому направлению оценки и по каждой компании-участнику, среднее значение которого характеризует уровень информационной прозрачности в отечественной банковской системе.
Индекс транспарентности, рассчитываемый как процентный показатель раскрытия информации по существующим критериям и представляющий собой средний балл по 30 банкам, включенным в исследование, в 2007 году составлял 57%, а в 2008 году - 45%. Международная практика показала, что «оптимальным (целевым) значением индекса транспарентности является 80%»[9].
Анализ информационной прозрачности коммерческого банка учитывает информацию, содержащуюся в трех основных источниках общедоступной информации: в годовых отчетах, на сайтах и в отчетности, предоставляемой в регулирующие органы. В первую группу источников информации входят годовые отчеты, составляемые в выбранном компанией формате (вместе с финансовой отчетностью и примечаниями, если банк прямо указывает, что они являются неотъемлемой его частью). Вторая группа источников включает всю информацию, публикуемую на сайте. Из данных отчетности, предоставляемой в регулирующие органы в соответствии с действующим законодательством, используются те сведения, которые публикуются на сайте Центробанка, а также направляются в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).
Анкета исследования состоит из 110 пунктов, касающихся:
- структуры собственности и корпоративной структуры;
- финансовой и операционной информации;
- состава и процедур работы Совета директоров и менеджмента [3].
3. Доходность лежит в основе рыночной капитализации компании, она обеспечивает 20% рыночной стоимости. Ключевыми показателями данного фактора, влияющего на рыночную капитализацию коммерческого банка, являются:
- ROA - чистая прибыль/совокупные активы - рентабельность активов (более 3%);
- ROE - чистая прибыль/собственный капитал - рентабельность собственного капитала (более 20%), рассчитанные как средние значения за период.
Целевые значения показателей установлены с учетом и на основе значений показателей за прошлые периоды аналогичных показателей в развитых и развивающихся странах путем межстрановых сопоставлений. Согласно исследованию С.Р. Моисеева, «средняя рентабельность активов в развитых странах достигает 1,02%, а в развивающихся странах - 1,87%. Средняя рентабельность капитала в развитых странах составляет 18,17%, в развивающихся странах -20%. Среди государств с относительно развитым банковским рынком наибольшую доходность собственного капитала демонстрируют Исландия, Колумбия, Чехия и Бразилия, где рентабельность капитала превышает 30%. По рентабельности активов Российская Федерация заняла второе место в мире после Ганы (3,2%), а по рентабельности капитала - седьмое место после ряда стран Восточной Европы и Латинской Америки (26,3%)» [5].
4. Инновационная деятельность - важнейший фактор повышения стоимости кредитной организации - формирует дополнительную рыночную капитализацию коммерческого банка в размере 10-15%, это объясняется тем, что только непрерывное совершенствование услуг и бизнес-процессов банка обеспечит ему устойчивое конкурентное преимущество в будущем. С точки зрения влияния банковских инноваций на текущий финансовый результат, эти направления деятельности являются затратными. Они приводят к принятию повышенных рисков, но без них невозможно обеспечить будущий рост, который зависит от умения удержать и укрепить завоеванные рыночные позиции.
В связи с тем, что инвесторы заинтересованы в тех вложениях, которые обеспечивают им не только сохранение средств, но и их преумножение, компания должна занимать значительную долю на рынке (порядка 20-25%), позволяющую характеризовать ее как крупного игрока и привлекать внимание инвесторов к ней, но и должна присутствовать положительная динамика развития. По мнению советника по стратегическому развитию инвестиционно-консалтинговой группы «КонсалтПром» С.В. Гвардина, «Динамичное развитие является главным аргументом привлекательности акций компании. В среднем ежегодный рост компании в преддверии размещения должен составлять, по крайней мере, 15-20%. Такая динамика будет способствовать появлению интереса со стороны инвесторов, что, в конечном счете, позволит осуществить успешное IPO. Поэтому компании следует заранее подготовиться и поработать над тем, чтобы такая динамичность имела место в компании» [1].
В условиях экономической нестабильности регулярно наблюдается трансформация процесса управления корпоративными финансами транснациональных корпораций, происходит, в том числе, и перераспределение сил между крупнейшими финансовыми организациями. Пять ведущих инвестиционных банков США прекратили свое существование в прежнем качестве: Bear Sterns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получения дополнительной поддержки Федеральной резервной системы. В Европе обанкротился крупнейший банк Fortis. Кризис серьезно осложняет работу финансовых подразделений крупнейших промышленных корпораций (General Motors, General Electric, British Petroleum,Toyota Motors, Boeing и др.). Сложная ситуация с GE Capital, GMAC, финансовым подразделением Textron показала, что диверсификация в сектор финансовых услуг имеет и свои негативные стороны, которые могут серьезно осложнить конкурентные позиции всей компании.
Финансовые проблемы многих ТНК усугубляет сложившаяся структура мировых финансовых потоков. Сейчас корпорации особо нуждаются в «долгих» деньгах, а основную часть доступных ресурсов составляют так называемые «горячие» («быстрые») капиталы - краткосрочные банковские кредиты, портфельные инвестиции в акции, краткосрочные вложения в долговые ценные бумаги, облигации, векселя.
На фоне ухудшения макроэкономической ситуации и введения секторальных санкций происходит увеличение рисков в деятельности отечественных финансовых ТНК. Вследствие запрета кредитования попавших под санкции банков на Западе, 21 октября 2014 года международное рейтинговое Moody`s Investors Service понизило рейтинг Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Внешэкономбанка и Альфа-банка с Baa1 до Baa2, что оказало влияние на рыночную капитализацию данных компаний.
Таким образом, современные экономические условия, связанные с глобальной турбулентностью, обуславливают необходимость смены парадигмы управления финансовыми ТНК, требуют осуществлять интегрировано, непрерывно и расширенно анализ факторов рыночной стоимости компании, затрагивая каждый аспект деятельности. Применение сбалансированной системы показателей рыночной стоимости финансовыми ТНК совместно с проведением анализа внешней среды, самооценки, корректировка стратегии управления рисками, проводимая в качестве ответа на изменения в финансовой среде для снижения кумулятивного эффекта нарастания взаимовлияющих рисков, позволят повысить рыночную стоимость в условиях экономической нестабильности.
Рецензенты:
Придачук М.П., д.э.н., доцент, заместитель директора Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград;
Попова Л.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Страхование и финансово-экономический анализ» Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград.