Создаваемые педагогическими работниками общеобразовательного учреждения экстернатного типа условия позволяют:
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
- формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Освоение образовательной программы обучающимися осуществляется самостоятельно, на основании образовательных маршрутов, сформированных в электронные версии. При этом в наличии имеются демонстрационные материалы в виде презентаций и аудиофайлов. Освоенность образовательных программ по разделам проверяется в виде зачетных работ в форме тестов, составленных к учебнику по географии для 9 класса (выходные данные которого представлены в списке литературы).
Успех в обучении во многом зависит от сформированности умений у учащихся, конечно же умения формируются в неразрывной связи со знаниями. Очень важно в выработке географических умений учащихся учитывать преемственность, т.е. развитие умения от одного курса географии к другому. Так, в начальном курсе физической географии школьники учатся описывать по физической карте отдельные формы рельефа - равнины и горы, выявлять особенности их расположения на земной поверхности, протяженность, высоту и др. На этой основе в курсе географии материков и океанов учащиеся начинают описывать рельеф территории в целом, пользуясь двумя картами: физической и тектонической. Фактически описание рельефа превращается в его характеристики. В курсе географии России в 8 классе характеристика рельефа становится более развернутой как за счет использования ряда новых понятий, так и за счет увеличения числа карт, к которым добавляется геологическая. При изучении регионов России в 9 классе ученик уже четко понимает связь рельефа с хозяйственным освоением того или иного региона.
Сущность данного вида обучения в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять организацию и мотивационное управление. Экстернатное обучение обеспечивает активность каждого ученика как на уроке с помощью постоянного подкрепления его действий самоконтролем, групповых форм обучения, так и дома, где он может самостоятельно, в удобном ему темпе выполнять задания из «Образовательного маршрута» и фиксировать результат выполнения в «зачетной книжке». Далее рассмотрим примеры комплексных заданий для контроля полученных учеником знаний по одной из тем в 9 классе, разработанным для учащихся Частного общеобразовательного учреждения «Детская академия» г. Уфы (табл. 1).
Необходимо отметить, что содержание заданий для самостоятельного освоения программных тем могут показаться достаточно простыми: составить картосхему, однако написание выводов в аналитической записке позволяет ученикам демонстрировать умения проводить: систематизацию данных знаний, классификацию по признакам, упорядочение информации, выделение главной мысли, моделирование явлений и др.
Сегодня в обществе предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен иметь личностную установку на активную деятельность в современном мире, что требует от него самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия. Мы считаем, что школы экстернатного типа создают условия для нестандартного усвоения знаний и умений учащихся. Здесь необходимо отметить, что у данного вида обучения есть и свои недостатки:
- фрагментарность процесса образования (большой удельный вес самостоятельной работы учащихся, вплоть до самообучения);
- сужение подготовки учащихся: сокращение курса (очного) урочного обучения;
- трудоемкость подготовки заданий для самоконтроля.
Таблица 1
Карта для контроля знаний по теме «Азиатская Россия»
№ п/п |
Содержание предметной области |
Вид самостоятельной деятельности |
Содержание задания |
1 |
Азиатская Россия.. Общая характеристика. Западная Сибирь. Факторы формирования района.. Природа Западной Сибири. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири. |
Комплексное задание 9 |
Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства). В аналитической записке к картосхеме дать характеристику различий в специализации Юго-Восточной и Северной, Северо-Западной частей Западной Сибири. |
2 |
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири. |
Комплексное задание 10 |
Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства). В аналитической записке к картосхеме показать роль Северного морского пути для развития региона и страны в целом. |
3 |
Южная Сибирь. Факторы формирования района. Кузнецко-Алтайский подрайон. Ангаро-Еникейский и Забайкальский подрайоны. |
Комплексное задание 11 |
Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства). В аналитической записке к картосхеме: 1)показать роль электроэнергетики в развитии региона. 2) Привести доказательства того, что Восточная Сибирь обладает ресурсами не только российского, но и мирового значения. |
4 |
Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока |
Комплексное задание 12 |
Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства). В аналитической записке к картосхеме привести доказательства необходимости и важности для региона комплексного развития хозяйства, т.е. обосновать, что при максимальном росте отраслей специализации в регионе на собственных ресурсах должны развиваться и другие производства промышленной и сельскохозяйственной продукции для более полного удовлетворения местных потребностей, так как транспортные расходы на Дальнем Востоке очень велики. |
Проектная деятельность |
Презентация по теме:__________ |
Разработать презентацию по 1 из 12 тем из 10-15 слайдов. |
|
Итоговая работа по предметной области « География 9» |
Тест |
|
|
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА |
|
Однако очевидно, что данный подход к обучению позволяет создавать самоорганизующуюся и развивающуюся образовательную систему, что очень важно для современного, быстро меняющегося общественного развития. Сегодня школа должна учить мыслить, а не просто создавать условия для усвоения знаний и умений. Учащийся, овладевший способами мыслительной деятельности, может сам приобретать знания, что и является основой самостоятельного творческого поиска, тогда как развитие представляет собой очень сложную динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в мышлении человека под влиянием опыта, возраста, изменения общественно-исторических условий, в которых он живет, индивидуальной эволюции его психики.
Процесс саморазвития как интеллектуального, так и личностного и социального можно считать полным, если учащимся сразу в процессе обучения будут созданы условия для реализации полученных знаний и проверки своих идей. Наибольшее удовлетворение дает та деятельность, к которой человек более способен, то есть когда совпадает направленность личности, познавательный интерес, склонности и способности, которые во многих случаях при совпадении развиваются в тесной взаимосвязи.
Познавательный интерес и творческая деятельность являются важнейшими факторами, взаимосвязанными и взаимодополняемыми в процессе самореализации личности, так как подпитываются их такие нормативные характеристики, как мышление, способность к социальной адаптации, саморегуляции. Последние качества развиваются в процессе деятельности, в данном случае, учебного процесса.
Как показывают проведенные нами исследования, экстернатная форма обучения продуктивна, если направлена на создание таких условий на уроке, позволяющих каждому ученику выбрать определенную форму предъявления усвоенных знаний, раскрывающую индивидуальную сущность личности, сильные стороны стиля познавательной деятельности, ведущие к достижению успеха и помогающие ученику выявить и осознать присущие ему личностные качества и способы деятельности.
Рецензенты:
Шакиров А.В., д.г.н., профессор кафедры географии, землеустройства и кадастра БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа;
Хазиахметов Р.М., д.б.н., профессор БашГУ, г. Уфа.