Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE MODEL OF TRAINING AND CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEALTH PROFESSIONALS

Kochubey A.V. 1 Konanykhina A.K. 1 Zimina E.V. 1 Gatsura O.A. 1 Navarkin M.V. 1
1 Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I.Evdokimov
According statutory regulation innovative activities in education accomplish in the frame of innovative platform. In the same time, translation of innovations and mainstream use are not affected. In the absence of institutionalization is impossible to replicate innovations. The article provides that a creation of Centers of innovative activity in the field of medical education (CIAME) on aggregative medical specialties on the base of confessed leaders in the system of academic training and continuous professional medical education. The Center of innovative activity in the field of medical education reports to Ministry of health of Russian Federation. Activity of CIAME will provide including of innovations in traditional educational activity. CIAME will guarantee of co-ordination and cooperation between innovative grounds, submitting to different government departments.
academic training and continuous professional medical education
centers of innovative education
innovative education
innovative activities in education

Система подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения в основном ориентирована на фундаментальное медицинское и информационное образование, что недостаточно для потребностей здравоохранения в условиях модернизации и технологического перевооружения отрасли. Зачастую преподавание отдельных специальных дисциплин ведется без глубокой проработки альтернативных вариантов, что обуславливает недостаточный уровень формируемых компетенций в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения.

Кроме того, незаинтересованность образовательных медицинских учреждений в дальнейшем трудоустройстве выпускников и их непрерывном профессиональном развитии снижает значение управления образовательным процессом «по результатам» – то есть не гарантирует формирование специалиста, способного к непрерывному профессиональному развитию.

Современные требования к уровню квалификации специалистов в сфере здравоохранения и создание системы их непрерывного профессионального развития включают необходимость координации всех имеющихся финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов с учетом оценки структурных потребностей и особенностей медицинской деятельности.

Современная парадигма высшего медицинского образования ставит задачу подготовки специалиста, владеющего необходимыми профессиональными компетенциями, умеющего ориентироваться в потоке обновления информации, адаптироваться в меняющейся среде медицинских технологий, самостоятельно организовывать свой труд и принимать грамотные управленческие решения в отношении среднего и младшего медперсонала.

В настоящее время в учебных планах подготовки медицинских кадров в рамках направления изучаемые дисциплины формально разобщены по курсам и уровням, недостаточно используются свободы медицинских образовательных организаций для формирования интегрированных курсов и направлений обучения вследствие не только консервативности мышления, но и сложностей коммуникации и реализации.

Естественным процессом медицинского образования должно стать формирование перекрестного взаимодействия дисциплин по всем блокам обучения, особенно дисциплин специальности с целью формированию необходимых компетенций и практических навыков с использованием инновационного образования.

Переход от предметного обучения к целостному – это весьма масштабная и долговременная стратегическая задача.

Следует отметить, что в рамках инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении появляется возможность непосредственного воздействия на междисциплинарные связи и управления ими с целью укрепления их устойчивости и непрерывности процесса обучения, несмотря на влияние субъективного фактора личности обучаемого и профессиональной культуры педагогов. Это ведет к педагогической интеграции учебного знания и совершенствованию содержания образовательного процесса на всех уровнях подготовки, начиная с додипломной.

Педагогическая интеграция в рамках инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении призвана разрешить противоречие между объемом и качеством фундаментальной подготовки при профессиональном медицинском образовании и требованиями со стороны будущей практической деятельности выпускника, между объективно существующей дифференциацией дисциплин и целевым направлением подготовки специалиста.

Многоуровневая структура профессионального медицинского образования при наличии разных направлений обучения в рамках ресурсных возможностей образовательных организаций представляет собой уникальную образовательную среду для обеспечения высокого качества реализации инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении.

В то же время одним из ключевых требований к системе подготовки и непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения является ее способность чувствовать и адаптироваться к условиям, в которых она функционирует.

На основании вышеизложенного нами сформулированы следующие задачи инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении:

1. Сохранить и поощрять индивидуальность обучающихся в освоении учебной программы по конкретной дисциплине независимо от уровня и направления подготовки специалиста.

2. Сосредоточить внимание на непрерывности и последовательности процесса обучения, формировании компетенций и приобретении навыков практической деятельности.

3. Развивать навыки системного мышления, обращая внимание на взаимосвязь предметов и дисциплин, определяющих компетентность медицинских кадров в рамках своей специальности.

4. Научить выявлять приоритетные направления дополнительной подготовки по выбранной специальности.

5. Поощрять инициативность в поиске новых и глубинных знаний, а также приобретении практических навыков.

Указанные задачи инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении определили функции инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении:

  • Оказывать помощь в изучении;
  • Обучить более эффективному усвоению знания и навыков;
  • Мотивировать к учебе и к пополнению знаний для будущей профессиональной деятельности.

Задачи и функции инновационной модели подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении гармонизируются со структурой модели «Совершенствование оценки по основным активностям» [8], в которой отражена суть инновационного образования, где цель, задуманная разработчиком образовательного контента, должна быть достигнута максимально быстро, не отклоняясь от заданных направлений, с помощью существующих технологий.

Необходимо отметить, что с позиций системного подхода медицинское образование стоит рассматривать как общественно-социальную систему, которая состоит из множества общественно-социальных систем – медицинских образовательных учреждений, и в то же время как составную часть системы здравоохранения, которая взаимодействует в свою очередь с иными внешними системами (образование, управление, право). Благодаря внедрению инновационного образования сокращается время и упрощается путь квалификационного роста специалиста от небольшого количества базовых навыков к увеличению числа и дифференциации профессиональных компетенций, постоянное углубление и совершенствование которых, соответственно выбранной клинической специальности, будет обеспечивать качество и безопасность медицинской деятельности.

За последние десятилетия внешняя среда значительно расширилась, усложнилась и стала менее предсказуемой. Одновременно, следует помнить, что все общественно-социальные системы, равно как и их части, обладают возможностью выбора [1].

Для обеспечения устойчивой эффективности системы медицинского образования требуется состояние динамического равновесия всех систем. Динамичность любой общественно-социальной системы проявляется в стремлении предотвратить, преодолеть или скомпенсировать внешние и внутренние возмущения, сохранить высокие целевые конечные результаты. При этом адаптивность системы позволяет уменьшить негативные последствия своей деятельности и экономно использовать ресурсы.

Непрерывное профессиональное развитие кадров здравоохранения подразумевает постоянное совершенствование компетенции персонала путем приобретения новых и глубинных знаний, а также поиск, разработку и освоение инноваций для внедрения в медицинскую практику.

Таким образом, НПР (непрерывное профессиональное развитие) – это, по сути своей, постоянная инновационная деятельность субъекта (образовательной организации) и объекта образования (обучающегося).

Следует отметить, термин «инновация» появился в середине 17 века и широко стал использоваться к середине 20 века, что, по мнению ряда исследователей, «означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере» [4]. При этом инновационные технологии в системе образования представляют собой некую качественно новую организацию процесса образования, которая достигается путем применения «качественно иных» принципов, средств, форм, методов, технологий обучения [3]. А инновационные образовательные технологии, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, необходимо рассматривать как «инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь» [2].

Так, в системе подготовки и непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения в настоящее время наибольший интерес с точки зрения необходимости и целесообразности внедрения представляют инновационные технологии электронного, дистанционного и симуляционного обучения. При этом следует отметить, что дистанционное обучение невозможно проводить без электронного обучения, а симуляционное обучение может проводиться как с использованием электронного обучения, так и без него, и, более того, может в ряде случаев проходить с применением технологий дистанционного обучения.

Между тем, по мнению отечественных и зарубежных ученых, все инновации так и будут оставаться инновациями, если они не получают «массового, т.е. серийного распространения» [4].

Доктор психологических наук, профессор В.И. Слободчиков полагает, что «в контексте тех традиций, которые уже существуют в культуре и обществе, так и в контексте социального признания инноваций, в качестве базы для осуществления нововведений в системе образования» более разумна схема: «традиции – инновации – институции» [6].

В условиях высочайших темпов развития медицинской науки и практики система здравоохранения испытывает постоянную потребность в квалифицированных кадрах, способных использовать все технологические достижения отрасли, что, несомненно, требует не просто инновационных подходов в сфере подготовки медицинских кадров, но и «превращение» этих подходов в традицию и рождение новых инноваций.

Таким образом, любая инновационная деятельность в сфере медицинского образования возникает как «идея» о совершенствовании существующих традиций. Для того чтобы подтвердить эффективность и возможность использования этой «идеи», необходимо ее апробировать. А уже затем, после установления норм и правил, регламентирующих какую-либо инновационную деятельность, транслировать инновации для широкого, массового использования в виде традиций. И только таким образом, на наш взгляд, в условиях постоянно меняющейся среды должен происходить постоянный процесс «вновления» инноваций и постоянное совершенствование системы подготовки и непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения.

Необходимо отметить, что во многом современное законодательство не противоречит данному подходу. Так, для развития инновационной инфраструктуры образования предусмотрено создание «инновационных площадок», которыми признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, или их объединения, а также координационный орган, регулирующий деятельность инновационных площадок [5,7].

Однако в контексте зарубежного опыта и научных методологических подходов отечественных ученых инновации должны претворяться в жизнь в форме традиций, а согласно нормативному правовому регулированию, обеспечивающему развитие инновационной деятельности в сфере медицинского образования, отсутствует важное звено, которое бы институализировало инновационную деятельность, претворяя ее в традиции.

Таким звеном может стать Центр инновационной деятельности в сфере медицинского образования (ЦИДМО), который целесообразно создавать в прямом подчинении Минздраву России на базе признанного лидера в системе подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в здравоохранении по «укрупненным» специальностям (см. рисунок).

Данное предложение особо актуально в сфере медицинского образования, поскольку именно Минздрав России является одновременно и заказчиком, и потребителем кадров в системе здравоохранения, будучи сенсетивным к потребностям отрасли.

Поскольку инновационные площадки создаются на базе образовательных организаций или их объединений, то процесс трансформации традиционной образовательной деятельности в инновационную происходит на их платформе. Вместе с тем согласно существующему праву в рамках инновационной площадки заканчивается процесс инновационной образовательной деятельности, так как именно здесь инновация апробируется и внедряется. В то же время процесс трансляции инноваций, а, следовательно, их массового использования другими образовательными организациями не осуществляется.

взаимодействие субъектов

установленная НПА подчиненность субъектов

дополнительная перспективная подчиненность субъектов

Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения

При этом тиражирование нововведений невозможно без институализации инноваций, т.е. их формализации и упорядочения. Эта функция должна быть возложена на ЦИДМО, которые должны обеспечивать вхождение инноваций в традиционную образовательную деятельность образовательных организаций, осуществляющих подготовку и непрерывное профессиональное развитие кадров в здравоохранении, и осуществлять координацию и взаимодействие между инновационными площадками, находящимися в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, являющегося основным заказчиком и потребителем медицинских кадров.

Рецензенты:

Алексеева В.М., д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва;

Ластовецкий А.Г., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва.