Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL SUPPORT SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Zebzeeva V.A. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
During the research, we have created a system of working with children, including the program, favorable developing object-spatial environment, modern technologies of social and communicative development of preschoolers, a complex of measures providing increased pedagogical culture of all participants of the educational process. Were selected technologies based on individualization, integration of education: technology portfolio, project-based learning, technology´s learning. The program envisaged the modern forms of organization of educational activity of children: competitions, game, trips, parties, quizzes, research. We sought to fill a child´s life with a variety of events: meetings, celebrations, which made the child happy, allowed to live each day with joy and happiness. Children subculture has created its own space, a special set of rules, its own vision of the world and the ways of its reflection, served the primary function of socialization. Developed and implemented an adaptive optimization model for support of children in educational institutions of social partnership. Positive dynamics in the development of socio - communicative relations between peers and adults allows us to speak about the effectiveness of the developed complex of measures of social and communicative development of children of preschool age.
a complex of measures of social and communicative development of children
a model
children subculture
forms of organization of educational activities
technology
program
educational support
socio-communicative development of children
Социализации детей остается одной из актуальных проблем на современном этапе. Учитывая, что детям необходимы новые впечатления и формы их поиска, важно научить их аналитично подходить к реалиям современного мира, самостоятельно решать возникающие вопросы. В связи с этим социализация детей находится постоянно в поле зрения психологов, философов, социологов, педагогов, которые пытаются выделить различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Цель исследования. В своём исследовании мы работали над созданием технологии педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, что особенно актуально в связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования в практику.

Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста обеспечит создание системы работы с детьми, включающей программу социального развития детей, благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников; комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

Задачи исследования. Нами решались следующие задачи: провести анализ состояния теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников; разработать программу социально-коммуникативного развития дошкольников; создать банк технологий работы с детьми, основанных на индивидуализации, интеграции, комплексно-тематическом планировании; обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Материал и методы исследования. На первом этапе исследования проводилось изучение педагогической, психологической, методической литературы, нормативных документов, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе. «Социализация» в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р.С.Буре) [2]; как процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А.В. Мудрик); как «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б.Д. Парыгин).

Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова). В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды, мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс).

Основными механизмами и факторами социализации личности, по мнению А.В. Мудрика, являются: различные социальные институты, ближайшее окружение, субкультура детства и межличностное взаимодействие личности [5].

По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д.И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса. Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы.

Социализация - процесс противоречивый, так как, с одной стороны, человек должен отвечать требованиям общества, а с другой стороны, - противостоять негативным влияниям общества, тормозящим его индивидуальное развитие. Эти положения составили теоретическую основу нашего исследования.

Второй этап предполагал разработку нормативно-правовой базы педагогического сопровождения процесса социально-коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации. Были разработаны положения о «Школе социального партнерства», о центре «Педагогического мастерства», о «Творческих группах педагогов». Заключались соглашения с общественными организациями, участвующими в процессе организации социально-коммуникативного развития детей [5].

Нами была разработана программа, формируемая участниками образовательных отношений: «Школа социального успеха», ориентированная на эффективное использование социокультурных, гражданских концептов. Были сформированы творческие группы педагогов, участвующие в разработке педагогической технологии поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Ими были отобраны технологии, основанные на индивидуализации, интеграции образования. К ним были отнесены: технология портфолио, проектное обучение, технология игрового обучения и др.

«Школа социального успеха» стала неотъемлемой частью работы по социально-коммуникативному развитию детей. Особенностью её работы стало проживание ребенком различных ситуаций: «В кругу друзей», «Как достичь согласия», «Планета Детей», «Дружба без границ», «Игра- Планета».

Содержание программы «Школа социального успеха» построено на основе блочно- модульного подхода и включало блоки: «Я - гражданин России», «Я и мой город», «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Моя будущая профессия», «Мои друзья», «Мои успехи», «Мои добрые дела», «Мои события» и др.

В программе предусматривались современные формы организации образовательной деятельности детей: смотры, конкурсы, игра, труд, экскурсии, праздники, викторины, исследования. Мы стремились учить детей занимать активную гражданскую позицию во всех жизненных ситуациях. Использование разных видов социальной деятельности: проектной, кооперантной и организационной - помогало детям осознавать своё предназначенье в жизни, то есть быть успешными. Вместе с детьми составлялись и иллюстрировались сборники: любимых песен, любимых сказок, любимых игр. Учили детей тайне жестов, бесконфликтным отношениям, проводили тренинги [4].

Учитывая заинтересованность родителей в личностном росте своих детей, их успешности проводили с родителями семинары: «Как сделать ребенка успешным», «Планета детства», «Как сделать ребенка счастливым».

Мы учитывали, что одним из механизмов социализации выступает механизм подавления, суть которого заключена в исключении из сферы сознания, чувств, желаний, влечений - всего того, что причиняет боль, стыд, чувство вины и пр. Механизм самоограничения действует на протяжении всего периода развития личности и обеспечивает ей ситуативную адаптацию.

Мы стремились насытить жизнь ребенка разнообразными событиями: встречами, праздниками, которые делали ребенка счастливым, позволяли проживать каждый день маленькой успешной и радостной жизнью. Учили осознанно и системно относиться к своим поступкам, словам, управлять своим поведением, правильно реагировать на события, происходящие вокруг.

Среди многочисленных факторов социализации особое место занимают отношения среди сверстников. Детское общество является моделью взрослого общества. Именно в нем дети усваивают нормы поведения и морали. Автономность детского сообщества проявляется в детской субкультуре, которая рассматривается как феномен, отличающийся от взрослого сообщества, от общепринятых норм, ценностей и стереотипов. В нем детьми создается собственное пространство, особый свод правил, собственное видение мира и способы его отражения. Именно субкультура детства начинает выполнять первичные функции социализации. Правила, введенные в жизнь ребенка, позволяют ему приобщаться к опыту взрослых, жить по их законам. Человек, приученный подчинять свою жизнь правилам, может самоорганизоваться и самодисциплинироваться в любых жизненных ситуациях [3].

На первый взгляд, правилам нет места в жизни ребенка. Но, с другой стороны, сам ребенок стремится установить эти правила, говоря другим: «Мы пойдем гулять, как только уберем игрушки». «Нельзя ходить по траве, там могут быть насекомые, и мы их раздавим». «Я буду дружить с Наташей, потому что она разрешает поиграть её куклой». В игре надо соблюдать правила». Правила не имеют национального характера, но они раскрывают принципы жизни и отношений людей. Правила выстраивают картину нравственно-эстетических, эмоционально-рациональных и социально-ценностных отношений между людьми. Ребенок также ищет собственную модель поведения, создает образ собственной жизнедеятельности, но сохраняя при этом общечеловеческую схему жизни.

Мы учитывали, что вхождение ребенка в социальную жизнь осуществляется через подражание. Подражание представляет собой моделирование поведения. Игра, на наш взгляд, выступает для ребенка не только отражением социального способа взаимоотношения с другими, но и способом демонстрации взрослым внутреннего, эмоционального состояния. В дошкольном возрасте наблюдается динамика перехода от отражения отношения взрослых к предметам, к отражению его взаимосвязи с другими людьми, к моделированию в действиях внутренних оснований поведения отображаемого взрослого.

В «Школе социального успеха» мы учили детей быть всегда доброжелательными к друг другу. Каждый конфликт коллективно исследовался и превращался в урок, полезный жизненный опыт. Дети принимали участие в различных городских конкурсах, в социально-образовательных мероприятиях: «Маленькие мастера», «Традиции в нашей группе», «Лесенка творчества», «Предметы обихода в старину», «Секреты костюма», «Фольклор в нашей жизни».

Мы активно использовали в работе с детьми включение занимательных событий: «День игры», «День желаний», «День добра», «День дружбы», «День радостных встреч» и др. Были организованы детско-взрослые конкурсы: «Спортивные талисманы», «Летние воспоминания в миниатюрах», конкурс - на лучший сценарий ко дню города; творческие мастерские, ярмарки детских идей, акция - изготовление экологических плакатов «Люблю свою планету», презентации «Моя семья», проекты: «Город, в котором я живу», «Моя малая Родина», «Люблю тебя мой край родной» - проекты изучения родного края; «Планета людей», «Вместе дружная семья» - проекты международного воспитания; «Мои права, мои обязанности» - проекты правового воспитания детей; «Защитим елочку - зеленую иголочку», «Подснежник», «Юный эколог» - проекты практической природоохранительной направленности; «Будем здоровы», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» - валеологические проекты; «Поиск», проекты работы с ветеранами войны и труда; «Милосердие» - проекты оказания помощи социально незащищенным категориям населения.

Была разработана модель оптимизации сопровождения детей в образовательной организации с включением проектов - акций: «Трудовой десант», «Чем можем, поможем», «Золотая книга семейных традиций», «Твори добро», «Спасибо за победу», «Галерея славы».

Педагогическую технологию социально-коммуникативного развития мы рассматривали как компонент педагогической системы дошкольного образования, способ конструирования педагогического процесса, с помощью системы средств и инновационных методов воспитания и обучения дошкольников в образовательной организации.

Такое многоаспектное видение социально-коммуникативного развития в условиях реализации требований ФГОС ДО позволило добиться эффективности процесса развития социальных компетенций дошкольников, необходимых им для вхождения в общество.

Интеграция процессов развития и обучения достигалась благодаря способности педагога умело применять указанные проекты в различных видах детской деятельности. Отсутствие жестких лимитов времени и атмосфера соревнования, различные мотивационные эффекты - награды, привлекательность, групповой поиск решения, неожиданные варианты решения, улучшали характер взаимоотношений и эмоциональное благополучие детей.

В своей программе мы отмечали, что для того, чтобы действие приобрело самостоятельный характер, его необходимо оснастить специальными средствами, которые ребенок первоначально должен усвоить в сотрудничестве со взрослыми.

Были утверждены планы и начата работа в «Школе молодого воспитателя» по направлениям социализации и коммуникации: «Успешная социализация детей через театрализованные игры», педагогический тренинг «Способы преодоления проблем в общении со сверстниками», «Волшебные ключи педмастерства - об искусстве игры и мастерстве её организации» - тренинги креативности для воспитателей, презентация «Детский календарь». В рамках «Педагогического манежа» проходила диссеминация инновационного педагогического опыта по социально-коммуникативному развитию детей. «Игры и игрушки наших детей», «Сочиняем, рисуем...», «Патриоты России».

Был проведен конкурс «Профессионального мастерства педагогов». В режиме дистанционного повышения квалификации реализовывались программы самообразования педагогов: «Включение детей в систему социальных и коммуникативных отношений», «Развитие у воспитанников творчества, фантазии», выпуск видео-журнала «Игровые увлечения наших детей».

Ценностью педагогического концепта являлась совокупность условий, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, создание организационно-методического инструментария взаимодействия педагогического коллектива с социальными институтами, объединенных единой образовательной целью: социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Были созданы материально-технические условия для реализации программы, смоделирована развивающая предметно-пространственная среда, представляющая этапы пополнения и сменяемости содержания оборудования игровых центров, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПиН. Были выделены планируемые итоговые результаты освоения детьми программы, которые соотносились с ориентирами развития детей дошкольного возраста, обозначенными ФГОС ДО.

Особую роль в процессе социально-коммуникативного развития детей занимали ситуации развития. Моделирование своего социального действия, на наш взгляд, позволяло формировать у ребенка проектировочную и регулирующую функцию при общении с другими, что обеспечивало возможность предупреждения конфликтов между детьми [3].

Инновационность нашего исследования заключалась в создании образовательной программы, внедрении банка технологий социально-коммуникативного развития детей. Разработана и внедрена адаптивная модель оптимизации сопровождения детей в образовательной организации социального партнерства.

Результаты исследования. Третий этап был направлен на обобщение результатов исследования. Был осуществлен анализ и произведено теоретическое обобщение данных исследования, оформлены значимые результаты. Разработанная нами технология способствовала накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Отслежена положительная динамика в развитии социально- коммуникативных отношений между сверстниками и взрослыми (с 63 % до 91 %), в мотивации к учебной деятельности (с 65 до 90 %), в положительной самооценке и уверенности в себе (с 41 % до 67 %), в коммуникативных умениях и навыках (с 55 до 92 %), в становлении основ духовно-нравственного облика личности и усвоении общечеловеческих ценностей (с 45 до 78 %); обеспечена высокая активность воспитанников и педагогов в конкурсном движении разного уровня.

Отмечено повышение профессионального уровня педагогов: через участие в работе творческих групп (47 %), через обобщение педагогического опыта (39 %), через внедрение инновационных технологий по социально-коммуникативному развитию дошкольников (54 %); успешно апробирована модель взаимодействия с родителями. Созданы условия для комфортного микроклимата в дошкольной организации.

Выводы или заключение. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Процесс социализации выступает пространством многообразных взаимоотношений. Использование разработанного нами комплекса мероприятий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Сопоставление результатов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента свидетельствовало о значительном росте количества детей, способных устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в обсуждении проблем, находить их решение. Так, показатель высокого уровня развития коммуникативных умений повысился с 27 % до 63 % соответственно. Расширились возможности детей участвовать в социально-значимых событиях, что в свою очередь способствовало оптимизации процесса социально-коммуникативного развития детей. Дети стали активны, демонстрировали интерес к окружающему. Подобные результаты получены во всех возрастных группах, что позволяет говорить об эффективности разработанной системы мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее широкого применения в практике работы дошкольных образовательных организаций.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.