На протяжении всей истории развития Советского Союза и России Дальневосточному региону уделялось особое внимание в силу его выгодного экономико-географического положения и возможности успешной реализации оборонной, сырьевой, транспортно-транзитной и других общегосударственных функций. При этом всегда к числу приоритетных относилась задача интенсивного освоения этой отдаленной, но поистине масштабной по запасам и уникальности природных ресурсов территории путем формирования здесь адекватного контингента населения, научно-технического и производственного потенциала [5].
Возможности стратегического развития Камчатского края обусловлены рядом разномасштабных социально-экономических процессов, в которые включена территория полуострова. Без учета этих тенденций и их взаимовлияния невозможно выявить конкурентные преимущества региона и определить приоритеты стратегического развития.
Во-первых, Камчатка вовлечена в глобальный контекст и не может оставаться в стороне от ведущих тенденций мирового развития и особенно тех процессов, которые разворачиваются в АТР и в северной части Тихого океана.
Во-вторых, будучи частью территории России, Камчатский край включен в основные социально-экономические процессы, разворачивающиеся в Российской Федерации и, в частности, регионах Дальневосточного федерального округа.
В-третьих, Камчатка имеет ряд специфических особенностей и ресурсов, которые могут стать ресурсами развития региона. Конкурентные преимущества территории формулируются исходя из ведущих тенденций современного мира, которые активно влияют на социально-экономическую ситуацию в российских регионах [1].
К основным, текущим и долгосрочным тенденциям мирового развития можно отнести:
- Глобальную конкуренцию между регионами (территориями), особенно приграничными или находящимися на стыке экономических макрорегионов и социокультурных систем (цивилизаций).
- Растущую международную конкуренцию за основные виды ресурсов: энергоносители, транспортные инфраструктуры, человеческий капитал, продовольствие, питьевую воду, рекреацию (оздоровление и лечение) и туризм.
- Кризисные явления в мировой экономике и рост экономической мощи стран АТР.
В контексте межрегионального сотрудничества Камчатский край вправе рассчитывать на развитие товарооборота в следующих направлениях:
- Приморский край – судоремонт, свежие овощи и продукты их переработки, бахчевые культуры, логистические услуги, образование, возможно, здравоохранение, в перспективе нефтепродукты.
- Хабаровский край – судостроение, судоремонт, продукция металлургии, нефтепродукты, продовольствие, транспортные услуги (морские порты, авиахаб), Транссибирская магистраль и БАМ.
- Амурская область – сельскохозяйственная продукция (соя, в первую очередь), в какой-то степени транспортные услуги и в перспективе передача электроэнергии.
- Сахалинская область – нефтепродукты и сжиженный природный газ (необходимы терминалы в Петропавловском торговом порту или в других центрах).
- Остальные, западные, субъекты Российской Федерации в силу географической отдаленности редко выходят на контакт с Камчатским краем.
По данным Минвостокразвития на Дальнем Востоке планируется создание территорий опережающего развития, три из них находятся на Камчатке. Однако не стоит возлагать надежды только на государственные программы развития и рассчитывать на федеральные дотации [2].
Главной задачей развития Дальнего Востока является интеграция всех регионов округа в единое экономическое пространство и вывод крупного, сформировавшегося региона на международную арену АТР как мощного экономического и политического игрока, представляющего интересы России.
В данной ситуации возможно создание двухуровнего кластера по региональному принципу. В свете того, что шельф Охотского моря признан территорией РФ – регионами первой дуги определить: Камчатский край, Сахалинскую область, Хабаровский край и Магаданскую область. Регионы второй дуги – Приморский край, Амурскую область, Республику Саха, Чукотский автономный округ, Еврейскую автономную область (рис.1).
Рис. 1. Пример создания ДВ кластера
Создание и координация деятельности такого масштабного проекта возможно только при активном участии всех вышеперечисленных регионов и поддержке федерального центра.
В свете вышесказанного, развитие Камчатского края, как и Дальнего Востока в целом, зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано, прежде всего, с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры – Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона [1].
Однако внутреннее Дальневосточное транспортное сообщение оставляет желать лучшего. Тарифы на авиа перелеты между городами Дальнего Востока зачастую в несколько раз превышают стоимость перелета в центральную часть России. Полное отсутствие межрегионального паромного сообщения, обветшалость грузового и грузопассажирского морского транспорта, отсутствие железнодорожного транспорта и автомагистрального сообщения. Все это позволяет сказать о практической изоляции Камчатского края, а не о его вовлеченности в межрегиональный и международный экономический макрорегион.
Для улучшения нынешней ситуации и дальнейшего развития межрегионального и трансграничного сотрудничества Камчатского края первостепенно необходимо решить транспортный вопрос. Учитывая морской характер региона и обширность прибрежных территорий, наиболее эффективным транспортным решением будет создание комплексного транспортного кластера на базе бассейна Охотского моря. В него войдут: сеть паромного сообщения, по примеру европейских компаний VikingLine и SiljaLine, осуществляющих свою деятельность в Балтийском море, сети малой и средней авиации, рассчитанной для межрегионального и внутреннего сообщения, а также внедрение судов на воздушной подушке и самолетов амфибий, используемых для сообщения в отсутствии аэродромов и условий для швартовки судов (рис.2).
Рис. 2. Схема маршрутов паромного сообщения Балтийского моря
Естественно, для осуществления всех вышеперечисленных мероприятий необходимо непосредственное участие государства и обширные частные инвестиции, жесткий контроль со стороны ФАС и государственные субсидии на тарифы внутреннего авиа и паромного сообщения.
Развитие транспорта, наряду с государственным субсидированием и сдерживанием роста тарифных ставок, само по себе увеличит долю межрегиональных туристских поездок, а также привлечет внимание иностранных туристов, что в свою очередь положительно скажется на развитии сопутствующей инфраструктуры, занятости населения, поступлениях в бюджеты разных уровней и улучшении имиджа всего Дальнего Востока и России в целом.
Создание подобного, громадного по своему размеру и экономическим возможностям кластера позволит не только улучшить ситуацию на внутреннем рынке Дальнего Востока и позволит более уверенно выходить на рынок АТР, используя конкурентные преимущества различных регионов в разных отраслях экономики.
Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Дальний Восток ориентирован на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наряду с этим, как сама практика реформирования экономики подтверждает, что без учета в этом процессе всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов [4].
Сегодня экономические инициативы дальневосточных регионов в рамках международной деятельности ориентируются на совместные проекты по таким направлениям, как формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, экспорт природных ресурсов – нефть, газ, лес, рыба и т.д. и привлечение как российских, так и иностранных инвестиций в производственную сферу. Все это позволит увеличить экспортный потенциал Российской Федерации [1].
Одним из важных инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации является приграничное сотрудничество. В разрезе экономического взаимодействия со странами АТР Камчатский край в перспективе может рассчитывать на расширение традиционных направлений торговли:
- Китай – свежие овощи и фрукты, продукты их переработки, другая сельскохозяйственная продукция, товары легкой промышленности, в перспективе, возможно, машиностроительная продукция, включая изделия электроники.
- Южная Корея – оборудование для судостроительной и судоремонтной отрасли, сами суда, металл, продовольственная продукция.
СР Вьетнам – продукция легкой промышленности, сельского хозяйства (не продовольствие).
В рамках «Стратегии развития Дальнего Востока» основными направлениями приграничного и трансграничного сотрудничества Камчатского края являются:
- сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости;
- повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом;
- диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
- развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями России и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии;
- совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- создание условий, способствующих ускорению прохождения экспортных и импортных товаров через пограничную территорию России.
Во многом сказывающемся на развитии Камчатского края. Развитие внешней торговли, интеграция Камчатского края в макрорегион АТР, а также создание инновационных предприятий на территории региона позволит во многом улучшить инвестиционную активность региона и привлечь поток капитала из-за рубежа и других регионов.
На данный момент на территории Камчатского края реализуется и планируется реализовать порядка 41 инвестиционного проекта с участием собственного и привлекаемого капитала. Создано около 50 инвестиционных площадок, и более 55 бизнес идей общей инвестиционной емкостью более 97 миллиардов рублей ждут своего воплощения [3].
В рамках инвестиционной активности Камчатский край включен в программы развития Минвостокразвития, и уже в 2014 году планируются мероприятия по созданию территорий и акваторий опережающего развития в рамках стратегического развития Дальнего Востока и создания не сырьевых инновационных предприятий с высокой ликвидностью.
Как показывает мировой опыт, создание инфраструктуры способствует совокупному развитию территорий и улучшению инвестиционного климата. С развитием транспортного кластера и соответственно туристской отрасли высоко вероятно привлечение иностранного капитала во многие отрасли экономики Камчатского края, в связи с огромным не реализованным потенциалом.
Стоит отметить, что приведенная классификация способна разграничить факторы с точки зрения управления ими и при грамотном использовании может облегчить процесс принятия решения в области регулирования предпринимательской активности.
Рецензенты:
Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, директор института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.