Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN DIRECTIONS OF ANTI-RECESSIONARY REGIONAL POLICY

Shurdumova E.G. 1 Nagoev A.B. 1
1 The Kabardino-Balkarian state university of H.M. Berbekov
In work theoretical basics of crisis management by a territorial and economic complex of the region on the basis of financial stabilization of economy and increase of a social component of management are covered. Features of crisis management are revealed by territorial education. The analysis of national methods of crisis regional government by national economy and the certain region taking into account specifics of its development and reforming is carried out. Need of development of effective investment policy of structural branches of economy, improvement of education, activization of innovative activity as bases of financial improvement of economy of the region is proved. Locates that crisis management by the certain region represents management of territorial education of financial and economic system for the purpose of anticipation of crises, minimization of their influence, permission of the financial and economic problems accompanying crises, their prevention further for development of the region. Features of crisis management by territorial education consist in the reasons of emergence of a crisis situation, time frames of stages of development of crisis, forms of financial improvement of the strategic enterprises and branches for the purpose of restoration of a financial position of the region.
region
regional policy
crisis management

Современная антикризисная региональная политика - это комплекс мероприятий по переходу от экстенсивного экономического развития региона к интенсивному направлению развития, основанный на мониторинге социально-экономического состояния региона. Основная цель такого подхода - стабилизация внутреннего рынка и повышение эффективности хозяйствования. На региональном уровне реализация данных мероприятий должна осуществляться через диагностику кризисного состояния экономики, выработку экономико-правовых механизмов преодоления неудовлетворительного экономического положения, определение системы антикризисных показателей групп предприятий или отраслей региона, обеспечение единства и достоверности информационной аналитической базы, внедрение методик планирования налоговых поступлений в территориальный бюджет, формирование действенных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти и бизнес-структур, внедрение инструментов государственного регулирования и стимулирования экономики, в т.ч. через систему кадрового обеспечения и экономико-организационные механизмы.

Антикризисное управление единым и сложным территориально-хозяйственным комплексом региона остается по-прежнему актуальной проблемой, методически непроработанной. Каждый регион обладает определенным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, который при правильном организационном подходе может служить рычагом для преодоления кризисных ситуаций [1].

Развитие национальной экономики возможно только за счет сбалансированного развития большей части регионов и при выравнивании социально-экономических диспропорций регионального развития. Различные теоретические подходы регионального экономического управления ориентированы на предпосылку «успешного в будущем» региона, когда основной движущей силой развития являются знания, квалификация, инновации, реализация внутренних потенциалов. Однако на практике не всегда регион располагает необходимым потенциалом развития и, как правило, испытывает сложности в его хозяйственном освоении в связи с кризисными тенденциями.

В России эффективно сочетаются наднациональные методы антикризисного регионального управления для сглаживания пропорций накопления и потребления между отдельными территориями и антикризисные программы развития отдельного региона  с учетом специфики его развития и реформирования экономики. Наиболее актуальными в настоящее время являются вопросы нейтрализации структурного экономического кризиса на уровне регионов России [2]. Главной проблемой регионального развития является отсутствие системы диверсификации региональной экономики, специализация на одной наиболее выгодной отрасли регионального хозяйства, влекущее за собой валовое снижение деловой активности всего региона в случае кризиса этой отрасли или структурного реформирования экономики всей страны.

Методологические подходы по проведению классификации регионов в разрезе группы показателей, используемые Министерством регионального развития РФ и различными коммерческими службами, являются элементами прогнозирования структурного экономического кризиса. Однако не являются действенными инструментами регулирования кризиса и минимизации его последствий на уровне отдельного региона. Региональные органы власти должны в первую очередь учитывать в региональных программах развития территорий комплексные показатели финансово-экономического положения базовых отраслей региона, такие как рентабельность, ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость, финансовая независимость, резервный потенциал развития отрасли.

Политика сглаживания экономических диспропорций регионального развития  в настоящее время заменяется на более действенные инструменты. Если ранее основной акцент делался на восстановление инфраструктуры регионов за счет государственного субсидирования, то в современных условиях упор делается на выявление факторов конкурентоспособности региона, выстраивание внешнеэкономической политики. Основой финансового оздоровления экономики региона является эффективная инвестиционная политика структурных отраслей хозяйства, совершенствование сферы образования, активная инновационная деятельность.

Стратегические направления развития инвестиционной политики в регионах РФ должны быть связаны с минимизацией отрицательных тенденций: высоких инвестиционных рисков в значительной части регионов РФ; низкой конкурентоспособности продукции на внешних товарных рынках; нерегулируемого  спроса на продукцию региона; низкой эффективности инвестиционных проектов за счет располагаемых мощностей, повышения производительности и т.д. Создание высококонкурентной рыночной среды и благоприятных условий для предпринимательской деятельности на основе демонополизации рынка ресурсов и инвестиций является основой реализации механизмов саморегулирования экономической активности региона.

Инвестиционный фактор регионального развития имеет ограниченное влияние на общее региональное развитие. Развитие образовательной среды и внедрение инновационных подходов развития экономики являются внутренним потенциальным резервом каждого региона [5]. Сбалансированное развитие данных направлений позволит выявить отрасли экономики, которые окажутся наиболее устойчивыми в кризисной ситуации, будут способствовать поиску факторов конкурентоспособности региональной экономики и ее дальнейшего роста.

Комплексные программы развития и финансового оздоровления наиболее отсталых регионов страны должны разрабатываться совместно с органами федеральной власти с использованием научного подхода с ориентацией на опыт соседних регионов, имеющих схожий производственно-ресурсный потенциал.

Интересным с точки зрения разрешения внутренних экономических проблем является пример антикризисного регулирования Кабардино-Балкарской Республики, располагающей большим ресурсным потенциалом, выгодными природно-климатическими условиями, однако до сих пор являющейся дотационной. В целом государственная экономическая политика ориентирована на повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

В настоящее время в рамках реализуемых инвестиционных программ созданы новые эффективные производства, проводится модернизация и техническое перевооружение существующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, создается резерв повышения конкурентоспособности экономики республики [6].

Положительная динамика по основным макроэкономическим показателям характеризует стабильный рост объема инвестиций в основной капитал, в частности: на социально-экономическое развитие республики в 2010 году организациями всех форм собственности было использовано 17,5 млрд. рублей, в 2011 - около 21 млрд. рублей, в 2012 - 17,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в 2013 -  25,6 млрд. рублей, в 2014 - 32,4 млрд. руб. [3]

Одной из основных задач региона в сфере налогового администрирования является планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования является определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики.

Ослабление налогового бремени (через регулирование состава налогов, масштаба и направленности налоговых льгот, регулирование налоговых ставок), безусловно, будет способствовать:

  • экономическому росту (инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики - например, переработка, торговля и вложения в сельское хозяйство, что приведет к снижению удельного веса импортной продукции);
  • разделению функций бюджетной системы и деятельности ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определить границы ответственности (оптимизация доходов и расходов);
  • развитию реального сектора;
  • повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Совершенствование системы налогового администрирования и контроля должно осуществляться по направлениям:

  • создания единой информационной базы налоговых органов, включающей в себя данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов;
  • разработки методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
  • разработки и внедрения автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  • разработки эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
  • совершенствования порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявления приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
  • создания базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Первоочередными мерами развития налогового администрирования на региональном уровне являются следующие: унификация учета и регистрации граждан и предприятий; создание единого механизма по учету налоговых обязательств и взысканию долгов; унификация и централизация финансовых отношений граждан с бюджетной системой. В качестве приоритетных направлений развития налогового администрирования обозначены: снижение общего налогового бремени в стране по мере соответствующего сокращения обязательств государства в области бюджетных расходов.

Решение проблемы исследования основано на повышении налоговой грамотности, в создании такой системы налогообложения, которая базировалась бы не только на экономических законах, но и на концептуальных положениях юриспруденции, философии и социологии. Необходимо создать институт пропаганды социальной ответственности, гражданской солидарности в области налоговых отношений. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основе открытых критериев, учитывающих, в том числе, качество обслуживания налогоплательщиков. Поэтому налогоплательщик должен четко понимать, что умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов.

Создание высококвалифицированного кадрового резерва в регионе также является базовым элементом антикризисной стратегии. В частности, в Кабардино-Балкарской республике около 10 лет функционировала комиссия при Президенте КБР по формированию и подготовке резерва управленческих кадров для приоритетных сфер экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления КБР, а также региональная комиссия по организации подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства РФ. Финансирование расходов осуществлялось за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, в республике создан Совет по кадровой политике, цель которого - содействие органам исполнительной власти КБР в выработке согласованных решений при реализации кадровой политики в социально-экономической сфере республики. Решить проблему кадров в республике призвана и Президентская программа по подготовке кадров для экономики КБР. В ее рамках ежегодно в течение 5 лет было отправлено 50 специалистов за рубеж для учебы в международных бизнес-школах, получили специализированное образование 20 антикризисных управляющих, организовано повышение квалификации свыше 150 специалистов сферы малого и среднего бизнеса. Обучение проходило в странах Европы (в частности, в сфере управления экономикой, экономико-информационных систем и туризма в ряде ведущих бизнес-школ Великобритании), США, Дальнего Востока, Азии. После учебы каждый участник программы должен вернуться в Кабардино-Балкарию, где ему предложат работу на вновь открываемых предприятиях или в сфере управления КБР [3].

В результате проводимой эффективной государственной политики в регионе существенно повысилась деловая активность. В республике созданы два крупных бизнес-инкубатора, разработана одна из самых эффективных в стране систем поддержки малого предпринимательства. Кабардино-Балкария стала первой республикой, предоставляющей студентам средства на реализацию своей бизнес-идеи, в частности, было поддержано 84 проекта на сумму 32,1 млн. рублей. Предприниматели, осуществляющие деятельность не более 2 лет, имели возможность получить компенсацию части стоимости приобретенных основных средств, но не более 500 тыс. рублей, а по договору лизинга компенсируется часть первоначального лизингового платежа в размере до 1 млн. рублей. По данному механизму поддержано 25 проектов, сумма возмещения составила 10,8 млн. рублей. Снижена плата предпринимателей за подключение к электрическим сетям. Активно внедрялись инновационные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. Организован Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики, основной задачей которого является предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства при получении банковских кредитов в случае отсутствия достаточного залогового обеспечения. Активы Гарантийного фонда составляют 352,45 млн.рублей, что позволило привлекать в сферу малого и среднего предпринимательства ежегодно более 1,5 млрд. рублей кредитных средств. С 2010 года предоставлено 87 поручительств в размере 422,5 млн. рублей по кредитным договорам на общую сумму 740,2 млн. рублей. [4]

Начата реализация проекта по строительству первого в СКФО агропромышленного бизнес-инкубатора с учебным полигоном общей площадью 120 000 кв. метров.  Сегодня в КБР осуществляют свою деятельность 5695 малых и средних предприятий и 28339 индивидуальных предпринимателей, 30% от общего числа занятых в экономике Кабардино-Балкарии людей занимаются бизнесом. В целом на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010-2014 году направлено около 2 млрд. рублей. [6]

Неотъемлемым элементом антикризисного регионального управления являются инновации. В целях разрешения кризисных ситуаций наибольшее значение имеют продуктовые инновации, определяющие рентабельность антикризисного управления, процессные инновации, развивающие процессы функционирования региональной экономики, и реорганизационные инновации, которые связанны с перераспределением ресурсов. Инновационная деятельность влияет на результативность инвестиционной политики в регионе.

Продуктовые инновация играют решающую роль в реализации антикризисного управления региона и заключаются в разработке новой технологии, технического решения или права на их реализацию через мобилизацию интеллектуальных ресурсов. Основным требованием является их приемлемость в конкретных условиях специализации региона, его конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Процессные инновации антикризисного управления, как правило, краткосрочны и доступны в проектировании и реализации, и заключаются в нововведениях в организации взаимодействия экономики конкретного региона с внешней средой в части сбытовой и закупочной деятельности, схем сотрудничества, выбора партнеров; логистических инновациях; информационно-аналитическом обеспечении процесса управления; технологий производства и т.д., ориентированных на экономию издержек и времени и повышение качества работы.

Реорганизационные инновации заключаются, как правило, в реконструкции основных факторов функционирования экономики региона в части его управления, организации производства, кадровой политики, реструктуризации материальных и нематериальных ресурсов, перераспределении центров ответственности. Такие инновации в основном не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации инновационных региональных проектов.

Современный финансово-экономический кризис РФ показал необходимость осуществления антикризисного управления единым социально-экономическим комплексом государства и региона в частности. В настоящее время используется значительное число отработанных механизмов и методик управления. Для повышения результативности финансовой стабилизации региона необходим постоянный мониторинг финансового и экономического состояния для профилактики кризиса, минимизации его отрицательных последствий, своевременного принятия решений, выявлении факторов дальнейшего развития региона.

Рецензенты:

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Татуев А.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.