Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THEORETICAL-METHODOLOGICAL QUIETIONS OF GENDER PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY OF GENDEROLOGY

Gulbin G.K. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The present paper is devoted to actual questions of modern social science study. The theoretical methodological questions of study of philosophy of Genderology and gender philosophy are researched. Considerable scientific interest in the study methodological questions of philosophy of Genderology is connected with interdisciplinary social research of women question and men´s problems. Presented in the article ideas on theory of Genderology are connected with study of qualities´ methods useful for social study of life of sexes. Notions of philosophy of Genderology and gender philosophy are clarified. The concepts gender culture, gender familiar relations, gender parenthood´ relations, parts of philosophy of Genderology and gender ethics are considered. Gender philosophy and philosophy of Genderology are parts of gender culture. Gender culture contains wide spectrum of positive gender foundations of society´ development. In this connection gender parents relations and gender family relations are considered.
gender parenthood´ relation
gender familial relations
gender ethics
gender philosophy
gender culture
methodology of genderology
philosophy of genderology
Современный поворот социально-научных исследований к изучению новых явлений в жизни полов вовлекает богатейший ресурс научного исследования: представленность гендера во всех процессах и явлениях общественной жизни. Открывается возможность изучения и использования знаний о женском вопросе и мужских проблемах в современном обществе, выяснении условий и путей дальнейшего развития гендерных социумов, укрепления гендерной культуры и инициатив гендерного равенства.

Целью настоящей статьи является изучение теоретико-методологических вопросов философии гендерологии и гендерной философии, преимущественно в плане рассмотрения методологических особенностей философии гендерологии.

Философия гендерологии и гендерная философия являются частями гендерной культуры современного общества. В развитии цивилизации их отличает временная принадлежность к основам духовного, ценностного, культурного развития общества. Гендерная культура как совокупность гендерных духовных и гендерных материальных ценностей представлена множеством образцов, практик и механизмов гендерного существования.

Гендерной духовной культуре принадлежат гендерная нравственность,  гендерная философия, гендерное образование, гендерное  искусство, гендерная наука, гендерное  право, гендерная ментальность, гендерная  религия, гендерная совокупность знаний, форм и методов мышления, способы деятельности по созданию духовных и материальных  ценностей. Ценности гендерной духовной культуры как ценности социальные, преломляясь в индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности.

Гендерная культура изучается множеством дисциплин, включая гендерологию и философию гендерологии. Философия гендерологии формируется сравнительно недавно в связи с развитием гендерных исследований в России и за рубежом, с формированием гендерных учебно-научных дисциплин. Можно утверждать тесную зависимость философии гендерологии с совершающимся в современных социальных науках поворотом к гуманитарным исследованиям и созданию нового образа человека.

Одной из особенностей философии гендерологии является оценка ее тематики и предметной, методологической и аналитической частей в свете глобального эволюционизма. В современной науке значительное место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие субъект познания. Формируется понимание задач науки как изучения условий, попадая в которые явление мира становится именно таким, а не каким-либо другим. Современная теория начинается с выявления способов и условий исследования явлений мира. Картина мира в современной науке системно развивающаяся. Эволюционизм в отношении к жизни принимает всеобъемлющий характер. Ценности жизни в современном гендерной исследовании являются основными. Жизнь и живое рассматриваются как существенный элемент развивающегося мира, создающий современный мир таким, какой он есть. Вместе с этими явлениями усилилась и роль исследователя. Развивается принцип гуманистической ориентации в исследовании и использовании его результатов. Ситуация глобального эволюционизма в современной науке придает новые импульсы классическому научному исследованию гендерных социумов.

Классическое научное исследование создает логически обоснованную, проверяемую картину изучаемого объекта окружающего мира. Его отличает постижение истины в поиске закономерностей развития объекта, создание научного словаря  и опора на логику мышления. Классическая наука вырабатывает методы исследования, предполагая исчерпывающими используемые понятия аналитики. Предполагает выделение в изучаемом объекте важнейшие составные части. Предмет изучения предполагает методы исследования: проводится принцип выделения важнейших частей дисциплины. Частями философии гендерологии, неразрывно связанными между собой, являются онтология философии гендерологии, методология философии гендерологии, теория познания философии гендерологии [2]. Сближение этих частей философии гендерологии отвечает требованиям глобального эволюционизма рассматривать гендерный социум в единстве как общественное, духовное, природное явление Вселенной.

Умелое использование аналитики в трудах классиков социальных наук может быть осмысленно в свете задач современного исследования, что обеспечивает новые возможности современному гендерному исследованию. Поворот обществознания к гуманизму предполагает новое прочтение гендера и гендерной культуры, общественных и личностных событий  в прошлом и современности. Требуется тщательная аргументация, которую может дать квалифицированное изучение гендерных явлений в жизни общества, шире, гендерных событий в его гендерной культуре. Философия гендерологии позволяет использованием социально научного инструментария изучать и гендерные явления, и события гендерной культуры. Востребована аналитика, позволяющая решать научные задачи гендерного исследования.

Для примера сошлемся на возможности понятийной разработки семейно-родственных отношений, о необходимости изучения которых часто упоминается в гуманитарных исследованиях [3]. В философии гендерологии рассматривается природа и сущность родительско-семейных отношений. Гендерные родительско-семейные отношения могут быть определены как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих и существующих как результат гендерной деятельности родителей и членов семьи. Складывается данная совокупность связей и взаимоотношений на рациональном и эмоционально-волевом уровнях.

Гендерные родительско-семейные отношения на рациональном уровне включают идеи, мысли, мнения, желания, намерения, воспоминания, внимание, контролируемые волей и разумом. На эмоционально-чувственном уровне представлены гендерные семейные и гендерные родительские отношения. Гендерные семейные отношения на эмоциональном уровне включают гендерные переживания, гендерные чувства, гендерные желания, гендерные намерения, гендерные воспоминания, гендерное внимание членов семьи. Гендерные родительские отношения на эмоциональном уровне включают гендерные переживания, гендерные чувства, гендерные желания, гендерные намерения, гендерные воспоминания, гендерное внимание родителей. Образцы гендерных родительско-семейных практик изучаются в социальной антропологии. В ХХ в. рекомендации социальных ученых в США в сфере семейно-родительских отношений используют правительственные учреждения страны.

Философское изучение гендерных социумов предполагает изучение их культур. Гендерная культура в философии гендерологии рассматривается в предметно-объектном аспекте, определением методологии и аналитики ее изучения. Судя по материалам совместного проекта Фрайбургского и Российского государственного гуманитарного университетов одной из основ гендерной культуры признаются система родства и семейно-родственные отношения [5].  Гендерная культура отличается совокупностью гендерных материальных и духовных ценностей. Изучение ценностных явлений требует своеобразных подходов и методов. Методология в изучении культуры полов, включая учение об организации системы исследовательских методов, тяготеет к методам качественного изучения. Эмпиризм, рационализм, логический и исторический методы являются универсальными методами философии гендерологии и ее методологии. В гендерологии, философии гендерологии и в теории культуры полезны социально-антропологические методы, позволяющие аргументировано охарактеризовать явления гендерной культуры.

Философия гендерологии выясняет факторы, способствующие развитию гендерной культуры. Социальные ученые просчитывают факторы, влияющие на народную гендерную культуру. Это обеспечение экономической занятости населения, в первую очередь. Социальные антропологи подчеркивают благоприятное влияние на психологический, морально-нравственный климат в семье граждан, родители которых имеют работу, обеспечивают доход всей семье. Система занятости населения обеспечивает социальный контроль и поддерживает приемлемый уровень жизни населения. Система социального контроля занятого в производстве или на службе улучшает качество жизни членов неблагополучных семей, снижая и уничтожая пьянство, формы асоциального поведения взрослых и молодежи. Экономический рост в российском обществе вплоть до мирового кризиса позволил заметно улучшить положение многонациональных семей в нем. В первой половине десятилетия XXI в. ежегодно в России численность бедных уменьшалась до миллиона. Этот общественно-экономический ресурс, выработанный в динамике преобразований начала XXI в., позволил российским семьям менее болезненно перенести последствия современного мирового кризиса в сравнении с кризисом 90-х годов XX в. В этом явлении проявляется сила экономического фактора в семейном развитии. Взаимосвязь экономического развития общество с гендерным развитием семей в нем является заметной закономерностью, изучаемой в гендерологии и философии гендерологии.

Гуманитарный поворот в социальных науках  становится фактором, побуждающим к изучению  социокультурных явлений и культуры в гендерных исследованиях. Этика полов является основой гендерной культуры прошлого и современности.  Гендерная культура, привлекающая внимание антропологов, этнографов, теоретиков культуры, становится ценным материалом современных междисциплинарных гендерных исследований. Частью гендерной культуры является гендерная философия. Гендерная философия представлена более или менее систематическими рассуждениями о личном и общественном в жизни  полов, о сущности их отношений, смысле семейно-родственной жизни. Издревле в ней преобладают этико-ценностные категории. В ней содержится многообразный материал о культуре и духовных ценностях гендерных социумов в прошлом и современности. Это - путь к оценке ценностного содержания воззрений, идей, миросозерцания полов в истории общества. Профессорская философия и философия образованной общественности могут рассматриваться как самостоятельные части гендерной культуры. Философия гендерологии осваивает методы и методологию изучения гендерного бытия полов и гендерной культуры  системно. Гендерная философия осваивает аспекты гендерного бытия полов спонтанно, предлагая эмоционально-этические обобщения в них.

Гендерная философия многими столетиями ранее философии гендерологии размышляла о сущности материнства, отцовства, семьи в жизни людей. Мыслители прошлого участвовали в улучшении нравов в формате позитивной этики полов. Этика семейно-родственных отношений в гендерной философии в цивилизациях прошлого является одним из необходимых компонентов гендерной культуры в древних обществах. Мыслители прошлого и современности в философствовании по гендерным вопросам получают возможность обрести или усовершенствовать гендерные знания, обсуждать постоянно возникающие вопросы гендерного существования. Отличительная черта гендерной философии - философия сотрудничества полов. Этим гендерная философия возвышает человека, помогая преодолевать поверхностные рамки окружающего гендерный субъект бессмысленного мира чувств и мыслей, укрепляющей душу верой к смыслам любви, добра, красоты.

Тематика любви, семьи и брака замечательно отражена в памятниках общественной мысли и произведениях российского искусства. Причем, до появления профессорской философии как самостоятельной дисциплины. Всеобщие этические поиски гендерного устройства вели к формированию традиционного и письменного права в Руси. Требования семейной жизни, шире, практики гендерной жизни близких и дальних родственников, указывали практические пути к всеобщим отношениям. И к всеобщим гендерным ценностям: семейным, коллективным, родственным  ("Поучения" Вл. Мономаха).

Гендерная философия в России существует как более или менее систематическое размышление о гендерных ценностях в жизни людей, придает новые импульсы гендерной культуре. Освобождая сознание в движении к свободному развитию культурной личности, гендерная философия осознанно формирует потребности в гендерных духовных ценностях - нравственных, мировоззренческих, эстетических и других. В российской гендерной культуре созданы систематические учения о любви и роли полов в жизни общества. Например, русская ренессансная религиозная философия любви конца XIX в.- начала XX  в. предлагает метафизические характеристики полов (сверхприродное, трансцендентное знание о полах). Это понятие «метафизика пола» соответствует задачам мировоззренческого, духовного и ценностного освоения гендерной проблематики, отвечает гуманистическому мировоззрению в вопросах семейно-родительских отношений в эпоху новейшей истории России.

В трудах представителей философии русского эроса XIX в. любовь предстает формой учения о красоте в мировоззрении России. В этом плане гендерное философствование  гендера вызревает в религиозном мировоззрении России с жизнесмысловыми идеями, установками на вечные гармонические устои мироздания (Вл. Соловьев).

Конечно, гендерная философия может быть определена как составляющая гендерной культуры общества в прошлом и современности. Гендерная философия участвует в формировании гендерной культуры. Понятийная составляющая гендерной философии заметно отличается от категорий и понятий философии гендерологии. Например, категориальные характеристики методологии науки, в целом для гендерной философии нехарактерны. Гендерная философия использует понятия семейно-родительской заботы, любви. Если в философии гендерологии, методологии гендерологии преобладают социально-научные категории и понятия, в гендерной философии - этико-ценностные категории.

Понятия социальной деятельности и взаимоотношений полов в социуме вырабатываются в гендерной философии издревле. Это понятия семейной помощи, родительской поддержки детей, смысла семейной жизни. В народной культуре Востока и Запада они естественно-исторически связывались с понятиями свободы и справедливости, заботы о ближних любви. Традиции справедливости, любви в семье и обществе развиты уже в индийской литературе до появления христианства. Справедливость, любовь в жизни гендерных социумов - важная тема конфуцианской мудрости и даосизма в Китае с древних времен. Это основа народной культурной идеологии. Историки цивилизации выделяют ядро культурных преобразований, способствующих или препятствующих развитию культуры народов мира. Гендерная культура - заметная составляющая этого ядра. Для примера сошлемся на классиков позитивистской общественной мысли. Г. Т. Бокль предполагал интеллектуальное планирование двигателем культуры, когда писал о роли женщин-матерей в прогрессе интеллектуальной жизни [1]. Благодаря трудам классика либерализма Д.С.Милля идея свободы полов в семье и обществе укрепляет основы современного мировоззрения и гендерной культуры [4]. Гендерная культура - явление всемирное. Гендерная культура имеет основой этику полов. Позитивные гендерные отношения и гендерные культурные действия следует поддерживать и ориентировать для прогресса человечества, формирования позитивных общественных и индивидуальных основ общественного развития.

Рецензенты:

Квеско Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск;

Коробейникова Л.А., д.ф.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.