Цель исследования: выявить особенности влияния усиления миграционных процессов из Украины на состояние рынка рабочей силы в РФ.
Россия на сегодняшний день остается крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только США. Иностранная рабочая сила прибывает более чем из 100 государств, но главными ее экспортерами всегда были страны бывшего СССР, прежде всего Таджикистан, Украина, Молдова. Последняя перепись населения РФ, проведенная в 2010 года, зафиксировала, что 93 тысячи жителей России имеют гражданство Украины. Среди украинцев в России преобладают горожане - 76,55%. До 47% населения Кубани - украинцы. В Ямало-Ненецком АО 9,7% населения - украинцы, в Магаданской области - 6,5%, Ханты-Мансийском АО - 6,4%, Чукотском АО - 6,0%. В Оренбургской области - 2,5%. Наименьший удельный вес украинцев характерен для республик Северного Кавказа. В 34 (из 83) субъектах Российской Федерации по переписи 2010 года украинцы в структуре населения занимали второе место после русских, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге [3].
В 2014 году в Россию въехали три миллиона человек - на 20 % больше, чем в 2013 году. Доля украинцев в общем миграционном потоке выросла на 7 %. Треть из них приехали с юго-востока Украины [2]. Война на юго-востоке Украины, вызвавшая усиление миграции граждан этой страны, непременно отразится на рынке труда Российской Федерации.
Сторонники миграционной открытости воспринимают поток беженцев как благо и считают, что это один из путей решения демографической проблемы России и проблемы пополнения рынка рабочей силы. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн. человек [6]. А потери собственных трудовых ресурсов к 2025 году превысят 18-19 млн. человек [7]. В этой связи, по мнению сторонников миграционной открытости, одним из приоритетных направлений миграционной политики РФ должно стать содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов.
По официальным экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозировались до событий в Украине, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов должна была составить не менее 500-600 тыс. человек в год [6]. Но следует заметить, что только за два месяца текущего года в Россию приехали 675 тысяч граждан Украины (по сообщениям ИТАР-ТАСС в соответствии с данными Погранслужбы РФ) [12].
Таким образом, даже учитывая разницу в представленных данных официальных источников информации, за несколько месяцев в Россию только из Украины уже въехала предполагаемая «годовая норма» иммигрантов, не считая иммигрантов из других стран. При этом в современной экономической ситуации, обусловленной финансовым кризисом, в России наблюдается дефицит рабочих мест, а не рабочих рук. Об этом свидетельствует, в частности, уровень безработицы. По официальным данным в России уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2014 года составил 5,6%, в сентябре 2014 года - 4,9% [9].
По данным президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея Захарова, в феврале 2014 года количество вакансий выросло всего на 1,6%, тогда как год назад рост был более высоким - 7%. И это произошло на фоне взрывного роста числа соискателей. Количество активных резюме выросло по сравнению с январем 2014 на 20,4%. Средняя конкуренция увеличилась до 3,7 резюме на вакансию.
Вынужденная миграция всегда связана с затратами государства, которое принимает беженцев. На сегодняшний день на эти цели российское правительство уже выделило 6 миллиардов рублей и каждый регион, оказывая помощь беженцам, выделяет свои средства [2]. Кроме того, Госдума решила вопрос адаптации выходцев из Украины: 14 марта 2014 года в первом чтении были приняты поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Они избавляют тех, кто получил статус беженца, получать разрешение на работу в России [10]. Очень привлекателен с точки зрения трудоустройства и обеспечения жильем механизм государственной программы содействия переселению соотечественников. Если в прошлом году в ней участвовали 8% украинцев, то после начала кризиса уже 22%.
Каким будет дальнейших поток трудовых мигрантов с территории Украины, предсказать пока сложно. Широко обсуждается вопрос, отнимают ли мигранты из Украины рабочие места у местного населения, или же занимают места, на которые оно не претендует. Безусловно, усиление миграционного потока с Украины создаст значительную напряженность на российском рынке труда. Россия сама близка к кризису, экономика замедляется, инвестиции резко упали, выпуск промышленной продукции затормаживается. Иммиграция создает избыточное предложение на рынке труда, позволяя работодателям постоянно снижать уровень оплаты и социальных гарантий, ухудшать условия труда. Иммигранты тем самым не позволяют коренному населению противостоять работодателям в вопросе защиты прав работающих. Увеличение числа потенциальных работников на рынке труда приведет к тому, что даже востребованные специалисты высокой квалификации, не найдя предложений в своей нише, перейдут на более низкий квалификационный уровень.
Необходимо учитывать, что в самой России растет экспорт рабочей силы. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян, причем качество этих трудовых ресурсов довольно высокое. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов [6]. Основными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их знаний, навыков и опыта, низкая заработная плата, недостаточные социальные гарантии, низкий уровень жизни на родине.
Конкуренция за рабочие места между местными гражданами и гражданами Украины может обостриться. В связи со сложной политической и экономической ситуацией на Украине, кандидаты из Украины готовы демпинговать в заработной плате. Следовательно, возможны вспышки недовольства среди граждан России. Если в Европе удел большей части соискателей из Украины - низовые должности, то в России есть возможность претендовать на более привлекательные вакансии. Уровень зарплат украинских мигрантов в России в среднем на 25-30% превышал заработную плату работников аналогичных специальностей из Узбекистана и Таджикистана [2].
Директор по исследованиям Headhunter Глеб Лебедев подтверждает, что «в отличие от мигрантов из Средней Азии, украинцы обычно занимают более высокооплачиваемые позиции, требующие высокой квалификации». Выходцы из Украины становятся в России инженерами, маркетологами, банкирами, журналистами. Заняты они и в сфере строительства, но если представители среднеазиатских республик в силу слабого знания русского языка устраиваются в основном на черновую работу, то украинцев многие наниматели ценят более высоко и приглашают для наиболее высококвалифицированной работы. Украинцы трудятся на сельскохозяйственных объектах, в сфере услуг горничными, нянями по уходу за детьми. В настоящее время по сообщению «Дэлайт новости» среди заполненных украинцами вакансий лидируют сельхозпроизводство и рабочие профессии [8]. На сегодняшний день остаются актуальными и предлагаются беженцам с Украины вакансии швей, продавцов, поваров, кондитеров, кухонных рабочих, официантов.
По заявлению К. Ромодановского, оперативно решаются вопросы по трудоустройству украинцев врачами и медицинским персоналом, ремонтниками, механиками, машинистами, электросварщиками, токарями, плотниками [2]. Но в то же время он отметил, что до начала украинского кризиса приезжали люди с профессионально-техническим и полным средним образованием (около 59%), а сейчас среди мигрантов преобладают работники без профессиональных навыков. Заниматься их переподготовкой в России не планируется, т.к. это потребовало бы дополнительных финансовых расходов из бюджета РФ.
На российский рынок труда массовый приток украинских граждан может сказаться как положительно, так и отрицательно. Во многом это будет завить от политики, которую выберет наше правительство относительно мигрантов и беженцев из Украины. В положительном ключе может рассматриваться этот вопрос, т.к. во многих регионах России наблюдается нехватка кадров, особенно в сельском хозяйстве. На эти должности можно трудоустроить мигрантов и беженцев из Украины, предварительно решив их вопрос с жильем и разрешением на работу. Такое переселение может положительно сказаться на экономике города и страны.
Проблемы соотечественников с Украины готовы решать достаточно отдаленные регионы. Так, на Ямале принято следующее решение: анкеты жителей Украины, решивших принять участие в местной программе переселения соотечественников, рассматривать в первую очередь. А власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сократили сроки рассмотрения заявлений потенциальных участников госпрограммы переселения, если они поданы гражданами Украины. Теперь решение будет приниматься в течение одного месяца, а не двух, как раньше. Более того, переселенцам будут выплачивать по 25 тысяч рублей на компенсацию аренды жилья в течение года. Выходцы с Украины могут занять вакантные должности, которых в Югре более чем достаточно. В частности, в ХМАО не хватает строителей и водителей [11]. Депутат Государственной Думы Роман Худяков призвал министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушка создать рабочие места для украинцев, желающих уехать из своей страны. Такая политика, по его мнению, позволит решить демографическую проблему региона, привлечет большое число квалифицированных специалистов, а также создаст стимул для экономического развития Дальнего Востока.
Но беженцы с Украины не спешат заселять указанные выше регионы, а преимущественно остаются в приграничных областях или стремятся в Центральный Федеральный округ, особенно в Москву или Санкт-Петербург. Поэтому если на государственном уровне не контролировать расселение мигрантов и беженцев из Украины, в некоторых городах, где есть сложности с рабочими местами, ситуация может иметь не просто негативный, а острый конфликтогенный характер. Это касается, прежде всего, приграничных с Украиной областей. Беженцы с Украины направляются в основном в приграничные с Россией регионы, вглубь нашей страны уезжает куда меньше. К примеру, в Ростовской области, куда, по сообщениям регионального УФМС, только в период с 4 по 11 марта 2014 года въехало более 30 тысяч граждан Украины, вряд ли будет наблюдается дефицит кадров. Наибольшую нагрузку испытывают на себе также Белгородская, Брянская, Курская области, а также Краснодарский край [10].
Таким образом, усилившиеся миграционные процессы из Украины прямым образом оказывают влияние на формирование структуры, конъюнктуры рынка рабочей силы России, поэтому обладают объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Впрочем, если российские бизнесмены положительно отреагируют на призыв Министерства экономического развития РФ о вложении в инвестпроекты на территории Крыма, то есть шанс, что часть трудового потока направится в этот регион. Приток мигрантов и беженцев из Украины может быть выгоден для экономики России, при их грамотном расселении по городам РФ, где существует нехватка кадров и есть инфраструктура (жилые дома, больницы, школы, детские сады), необходимая для их расселения.
Наша точка зрения по данной проблеме основывается на приоритете интересов коренного населения России, испытывающего сейчас серьезные материальные, интеллектуальные, эмоциональные и психологические нагрузки по разрешению «чужих» проблем. В современных социально-экономических условиях необходимо обратить пристальное внимание на укрепление собственного человеческого капитала, сохранить и преумножить квалификации, необходимые для будущего индустриального возрождения России. А для этого необходимо с учетом нынешнего состояния рынка труда поддержать собственное трудовое население, сделать акцент на подготовку, поддержание, развитие внутреннего рынка рабочей силы, стимулирование научной деятельности и использование инноваций для увеличения производительности труда и эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов. Проблема дефицита рабочих рук в ряде регионов нашей страны должна решаться, в первую очередь, за счет экономического и пропагандистского стимулирования внутренней миграции.
Рецензенты:
Патрушева Е.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры управления и предпринимательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, г. Ярославль;
Вахрушев Д.С., д.э.н., профессор, проректор по научной работе филиалов НОУ ВПО «Институт управления», г. Ярославль.