Феномен предпринимательства туристической сферы услуг не потерял своей значимости в эффективном социально-экономическом развитии российской экономики, хотя в настоящее время отечественный рынок туристических услуг переживает весьма непростое время. «В отрасли наблюдается системный кризис, - считает Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. - Первая причина лежит в плоскости государственного регулирования, поскольку Министерство культуры так и не смогло разработать ключевые механизмы контроля и оценки деятельности туроператоров, а также отрегулировать взаимоотношения туроператоров с партнерами. Вторая - в неэффективности внутреннего менеджмента. Ситуацию осложняют неблагоприятная экономическая обстановка и колебания курсов валют. Однако в целом закрытие компаний и санация рынка - нормальный процесс. Во всех смежных с туризмом отраслях (банковской, страховой) прослеживается укрупнение бизнеса, и тот же путь развития ждет, скорее всего, и туристический бизнес[6]». Для устойчивого развития фирме, в том числе и туристической, в долгосрочной перспективе необходима непрерывность деятельности, которая предполагает, что «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке» [5]. С другой стороны, для обеспечения непрерывности деятельности нужны безопасные условия ведения бизнеса [7]. Управленческие решения в сфере туристических услуг невозможны без определённых рисков. Но следует иметь в виду, что действие любого риска может привести к негативным последствиям, поэтому каждый субъект хозяйствования должен разработать систему мер, направленных на максимально возможное сокращение таких нежелательных последствий[1].
Проблемы управления рисками, связанными с бизнес-процессами, получили распространение благодаря западным концепциям типа COSO [4]. Доклады COSO уделяют оценке риска как значительной составляющей бизнес-процессов в целях уменьшения вероятности неблагоприятных событий в отношении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при соблюдении действующего законодательства.
В настоящее время в России понятие «риск, риски» принято в науке и предпринимательской деятельности, в том числе и туристического сервиса. По нашему мнению, в рамках управленческих целей деятельности туристической фирмы следует риска определять как следствие событий, наступление которых не обеспечит достижение поставленных целей в течение точно определенного отрезка времени наблюдения[1].
Как показывает анализ экономической литературы, предпринимательский риск трактуется как результат взаимодействия факторов внутренней и внешней среды хозяйствования. При выборе метода управления предпринимательским риском необходимо учитывать степень ожидаемого влияния последствий риска на осуществление и результаты деятельности туристической организации, а также увязывать его со стратегическими целями и задачами в сфере туристических услуг.
Существенным недостатком, на наш взгляд, в управлении рисками современного бизнеса сферы туристических услуг является то, что его осуществление производится в отрыве от учетно-аналитической системы, не обеспечивающей процесс принятия управленческих решений нужной информацией и не в полной мере отвечающей поставленным задачам.
Источниками информации о хозяйственных рисках организации является бухгалтерская финансовая отчётность, в которой содержатся экономические показатели для управленческого анализа заинтересованным пользователям наличия рисков и их оценки. В годовой бухгалтерской отчетности организации по каждому виду рисков раскрываются их качественные характеристики, в частности, о подверженности организации рискам, причины возникновения; концентрация риска; механизм управления рисками; изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом. Несомненная ценность результатов анализа бизнес-рисков несомненно увеличивается, если туристическая фирма будет формировать для внутренних нужд промежуточную отчетность на основе взаимосвязи с основными хозяйственными рисками [1]. Для обеспечения процесса управления рисками предлагается разработать формат внутренней отчетности, отражающей последствия риска в отношении результатов деятельности туристического предприятия и для оптимального учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и обмена информацией между системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля туристического сервиса.
Следует иметь в виду, что основное требование к учетно-аналитической информации на данном этапе - регулярность ее поступления. Кроме того, многие факторы риска подвержены изменениям и их необходимо регулярно анализировать, корректировать или осуществлять ряд новых мероприятий по управлению уровнем риска. Можно предложить на данном этапе выделить в аналитическом учете факты хозяйственной жизни, характеризующие последствия влияния риска по оказанию туристических услуг.
С точки зрения достижения поставленных целей результаты проводимого мониторинга позволяют провести накопление и анализ опыта управления риском, а также оценку эффективности системы внутреннего контроля рисков.
Предложенная концепция управления рисками в сфере туристических услуг позволит эффективно управлять предприятием на основе своевременного обеспечения менеджеров полноценной учетно-аналитической информацией по ведущим бизнес-процессам туристической деятельности.
Значение оценки так называемых бизнес-рисков выделим примером программного документа Международной федерации бухгалтеров, которая в настоящее время приняла ряд изменений в международных стандартах учета и аудита. Выработан принципиально новый подход - риск-ориентированный, что означает взаимосвязь процессов управления рисками, стратегии и тактики развития, возможности и необходимости обеспечения экономической безопасности туристического бизнеса. К примеру, большинство рисков хозяйственной деятельности организации имеют финансовые последствия и, соответственно, влияют на бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации. Все это обусловливает необходимость оценки влияния специфических бухгалтерских рисков, сопровождающих деятельность экономического субъекта, и раскрытия информации о них в отчетности[1].
Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в РФ обобщил большинство поступивших вопросов о раскрытии рисков хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности [2]. Раскрывая информацию об этих рисках, организации могут руководствоваться требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. К таким из них, в частности, относится МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенное в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.
В развитие концепции рисков необходимым представляется уточнение сущности рисков в бухгалтерском учете (хозяйственных рисков). Бухгалтерская информация формируется в условиях неопределенности и как система предполагает наличие двух видов хозяйственных рисков:
1) бухгалтерские риски - это риски, связанные с искажением информации бухгалтерского учета вследствие определенных событий. При этом в отчетности искажается имущественное, финансовое положение и результаты деятельности организации;
2) предпринимательские риски, отражаемые в системе бухгалтерского учета. Они характеризуют последствия событий, способных оказать влияние на деятельность предприятия, признанных и получивших стоимостную оценку. При этом искажение информации в отчетности происходит без учета влияния последствий предпринимательских рисков, снижая ее объективность.
Задачи управления хозяйственными рисками не могут ограничиваться информированием пользователей о рисках. Резервы создаются в целях защиты финансовых интересов организации и являются одним из инструментов отражения влияния рисков на имущественное, финансовое положение и финансовые результаты деятельности. Однако существующая в России регламентированная система резервов не всегда отвечает многообразию хозяйственных рисков[1]. В соответствии с нормативными актами хозяйствующие субъекты могут формировать оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы под снижение стоимости материальных ценностей) и резервы предстоящих расходов [3]. Хозяйствующий субъект, создавая резервы на конец года, увеличивает расходы текущего периода, в результате чего сумма чистой прибыли отчетного периода уменьшается. В результате этого происходит ущемление интересов инвесторов, поскольку уменьшается их доход. В следующем же отчетном периоде система резервирования помогает избежать организации неблагоприятных последствий событий.
Статус учётно-аналитической службы в современной российской экономике постоянно обновляется и совершенствуется [7]. Любая система управления не может функционировать без финансового контроля, который является принадлежностью любых отношений. Как показывает анализ, международными организациями были разработаны несколько концепций внутреннего контроля деятельности, осуществляемого бухгалтерской службой и основанного на риске. В основу управления рисками можно заложить следующий алгоритм: риском можно управлять, меняя вероятности наступления событий (повышения благоприятного, снижение нежелательного) и его последствий[1].
Методы управления бизнес-рисками туристических услуг основаны на минимизации, компенсации, локализации, передачи риска и уклонения от риска. В зависимости от функциональных и системных характеристик предприятия могут варьироваться цели и задачи управления рисками. Исходя из характеристик хозяйствующего субъекта, необходимо использовать концепцию управления рисками, основанную на реализации стратегии развития организации и взаимодействия системы внутреннего контроля и учетно-аналитической информации[1].
Концепция управления рисками в системе внутреннего контроля на базе учетно-аналитической информации может включать следующие этапы:
1. Анализ факторов неопределенности и определение целевого уровня рисков.
На данном этапе определяется политика управления рисками.
2. Идентификация, классификация и анализ рисков предприятия, т.е. формируется склонность предприятия к риску.
Уже после определения целей и миссии организации происходит процесс позиционирования бизнес-рисков в системе внутреннего контроля организации и формулируется наиболее приемлемая форма организационного управления рисками в сфере туристических услуг.
Особо следует подчеркнуть, управление рисками в туристическом сервисе должно распространяться на всю организацию и вовлекать в себя сотрудников разного ранга и разных направлений деятельности в ходе выполнения своих должностных обязанностей. Как правило, основные менеджеры турфирмы: руководитель и его заместители, должны отслеживать, точно ли выполняются управленческие решения и насколько эффективно работает организация.
Управление рисками тесно связано с процессом оптимизации информационных потоков предприятия, и соответственно, требует автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и использования современных информационных технологий во избежание искажений, ошибок и злоупотреблений. На данном этапе также необходимо определение практических инструментов для работы по управлению рисками и контрольных систем, используемых в анализе и оценке рисков.
3. Оценка уровня риска и принятие решения об управлении риском.
Принятие решений о способах управления рисками и оценке их последствий необходимо принимать во внимание при формировании учетной политики организации, т.е. учетно-аналитическая информация должна способствовать принятию управленческих решений.
4. Выбор методов управления и реализация мероприятий в отношении рисков.
Все разработанные в настоящее время методики оценки рисков можно подразделить на статистические, аналитические и экспертные категории.
Цель анализа информационных потоков - выявить точки дублирования, излишка и недостаточности информации, причины ее сбоев и задержек. Составление графиков информационных потоков является наиболее распространенным и применимым с практической точки зрения методом анализа информационных потоков. При этом целесообразно разрабатывать графики, отображающие не статистические взаимосвязи между подразделениями, а поток документов.
5. Организация исполнения решений и контроль выполнения запланированных мероприятий.
Таким образом, для осуществления действенного управления туристической организацией, необходим чётко налаженный механизм учётно-аналитической работы. В свою очередь, качественные бухгалтерские услуги являются важным, определяющим вектором успешной деятельности туристической организации.
Рецензенты:Малютин А.С., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Российского государственного социального университета (филиал), г. Чебоксары;
Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», г. Чебоксары.