В последние десятилетия в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными психофизическими факторами. Большинство из них связано с нарушениями репродуктивных функций, микроэлементными дефицитами, распространением заболеваний желудочно-кишечного тракта, неполноценным и недостаточным питанием.
Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое внимание, поскольку полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма. На данный возрастной периодприходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками[5].
Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является сегодня значимой как для государства, так и для общества в целом.
Так, например, результаты исследования Ямалетдинова А.Ш., проведенные в г. Уфе, свидетельствуют о том, что у школьников, не получающих горячего завтрака дома перед школой и горячего питания в школе, риск негативных изменений повышен в 1,13 раза, при нарушении режима питания - в 1,02 раза, при недостаточном потреблении мясных и рыбных продуктов - в 1,02 раза, яиц и сливочного масла - в 1,22 раза[8].
По данным Шевченко И.Ю., основой школьного питания в г. Красноярске являются мучные кулинарные изделия, макаронные изделия, сладости. Молочные блюда включаются в меню 2-3 раза в неделю, мясные - 1-2 раза, овощные - 3-4 раза, рыбные блюда, фрукты - 1 раз в 2-3 недели; свежие овощи, соки, напитки на основе соков - 1-2 раза в месяц. В связи с этим физиологические потребности в животных белках у школьников восполняются школьными завтраками в зависимости от возраста от 9,7% до 16,1%, в животных жирах - от 7,3% до 16,4%, в витаминах С, А, Д, Е - от 9,9% до 14,8%, в витаминах группы В - от 14,8% до 18,6%, в кальции и йоде - от 8,9% до 17,4%, что в комплексе с домашним питанием является причиной недостаточности пищевого статуса[7].
Зулькарнаевой А.Т. установлено, что в большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц[1].
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 9% подростков имеют дефицит массы тела, и столько же страдают избыточным весом[4].
Начиная с 2008 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года №799 реализуется экспериментальный проект «Школьное питание»[2].Задачами экспериментальных проектов являются обеспечение доступности и качества питания, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счёт внедрения современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания.
В 2009 году Республика Башкортостан в числе 21 региона из 34 участников была объявлена победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и включилась в экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Инновационный проект - готовое решение «Школьное питание» - был создан в рамках национального проекта «Образование».
В 2009 году на базе комбината школьного питания Советского района г. Уфы в рамках реализации городской целевой программы «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009-2011 годы» был образован МУП «Центр школьного и детского питания» городского округа г.Уфа[6].
Центр обслуживает 52 общеобразовательных учреждений в южной части города. Питание, предлагаемое школьникам, соответствует ГОСТу, является качественным питанием по доступным ценам. Меню в школах составляется исходя из десятидневного меню, утвержденного органами Роспотребнадзора, а также с учетом наличия того или иного товара. В дальнейшем данный опыт был распространен на все школы г. Уфы.
Готовое решение «Школьное питание» предназначено для перевода школьного питания на безналичный расчет и автоматизации учета питания в школьных буфетах и столовых.
Внедрение решения позволяетперейти на полный безналичный расчет по всем видам питания в школах;повысить прозрачность использования родительских и бюджетных средств, выделяемых на питание;устранить возможность нецелевого использования учениками средств, выделяемых родителями на их питание в школе;перейти к более адресному расходованию выделяемых на школьное питание бюджетных средств;получить достоверный количественно-суммовой учет реализации продукции в школьных буфетах и столовых;существенно снизить финансовые потери комбината школьного питания и повысить объем его оборотных средств[6].
В школах г. Уфы была введена безналичная форма оплаты (автоматизированная система учета организации питания учащихся), позволившая изъять из оборота денежные средства и упростить родительский контроль за рационом ребенка и временем приема пищи. В настоящее время у родителей появилась возможность проследить, что именно покупал ребенок, и в какое время он обедал. Пополнить персональную карту школьника можно с помощью терминалов, установленных в школах без комиссии.
В своем исследовании мы исходили из того, что мерой качества деятельности образовательныхорганизаций является гарантия того, что оказанная услуга будет точно соответствовать запросам потребителей. В связи с этим очень важно учитывать их текущие и будущие потребности, идти навстречу пожеланиям потребителей услуг, стремиться соответствовать их ожиданиям, вносить разумные коррективы в организацию действующей системы школьного питания. Это так называемая «обратная связь», которая позволяет оценить эффективность проводимого эксперимента.
Важным звеном между непосредственными участниками образовательного процесса (учащимися и учителями) выступают родители учащихся, безусловно, заинтересованные в положительных результатах любого реформирования в системе образования и чутко реагирующие на все происходящие нововведения.
В связи с этим нами был проведен социологическийопрос жителей городского округа г.Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование» в октябре - ноябре 2014 года в рамках социологической лаборатории Восточной экономико-юридической гуманитарной академии согласно муниципальному контрактус Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Цель исследования - изучение общественного мнения жителей городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о социальной поддержке населения города и проблемам организации системы дошкольного и школьного образования города.
Данное исследование проводится с 2009 года, поэтому мы имеем возможность проследить в сравнительном аспекте динамику процесса за 6-летний период, что соответствует также и этапамдействия экспериментального проекта «Школьное питание».
В соответствии с темой данного исследования нами были изучены вопросы, отражающие степень удовлетворенности родителей системой организации школьного питания как одной из важнейших составляющих здоровья обучающихся.
Родители школьников оценили характер питания в учебном заведении, где учится их ребенок. 74,5% респондентов сообщили, что ребенок питается с классом, 15,8% опрошенных родителей ответили, что ребенок питается самостоятельно в буфете, 9,7 % - что не питается вообще или приносит с собой (табл. № 1).
Таблица №1
Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно
с классом или питается самостоятельно в буфете?
№№ |
Ответы респондентов |
2014 |
2013 |
1. |
Да, питается с классом |
74,5 |
67,8 |
2. |
Питается самостоятельно в буфете |
15,8 |
14,5 |
3. |
Не питается вообще или приносит с собой |
9,7 |
17,7 |
В сравнении с 2013 годом, возросло количество детей, питающихся в школе с классом (67,8% в 2013 году и 74,5% в 2014 году), а также количество детей, питающихся самостоятельно в буфете (14,5% в 2013 году и 15,8% в 2014 году). Практически в 2 раза снизилось количество детей, не питающихся вообще или приносящих еду с собой (17,7% в 2013 году и 9,7% в 2014 году).
В таблице №2 нами приведены данные опроса родителей школьников в период с 2009 года по 2012 год. Полученные данные свидетельствуют о том, что до введения автоматизированной системы питания выраженной тенденции в организованном горячем школьном питании школьников не наблюдалось.
Таблица №2
Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно
с классом или питается самостоятельно в буфете?
№№ |
Ответы респондентов |
% ответов |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Да, питается с классом |
53,2 |
52,8 |
46,0 |
41,6 |
2. |
Питается самостоятельно в буфете |
37,6 |
23,2 |
44,4 |
47,2 |
3. |
Не питается вообще или приносит с собой |
9,2 |
24,0 |
9,6 |
11,2 |
Родители школьников оценили качество питания в учебном заведении, где учится их ребенок. Данные представлены в сравнительном аспекте с результатами опроса респондентов за 2013 год в таблице №3.
Таблица №3
Насколько Вы удовлетворены качеством питания в учебном
заведении, которое посещает Ваш ребенок?
№№ |
Ответы респондентов |
2014 |
2013 |
1. |
Вполне удовлетворен |
25,5 |
36,7 |
2. |
Скорее удовлетворен |
38,2 |
27,1 |
3. |
Скорее не удовлетворен |
19,4 |
12,9 |
4. |
Совсем не удовлетворен |
8,5 |
5,5 |
5. |
Ребенок не питается в школе |
8,5 |
14,2 |
По данным опроса 25,5% респондентов полностью удовлетворены качеством питания в учебном заведении. В целом положительный ответ дали 63,7% родителей, что практически совпадает с данными за 2013 год (63,8%). Отрицательный ответ дали 27,9% респондентов, среди которых 8,5% совсем не удовлетворены, что значительно превышает данные 2013 года (18,4%).
В целом отмечается стабильная тенденция роста положительных ответов об удовлетворенности качеством питания, начиная с 2009 года.
Нами также было оценено мнение об улучшении качества питания по сравнению с предыдущим годом (табл. №5). 22,4% родителей отметили изменения в лучшую сторону, 4,2 % - изменения в худшую сторону, 64,8% родителей считают, что ничего не изменилось.
В 2014 году в 1,9 раза возросло количество респондентов, отметивших, что ничего не изменилось (33,9% в 2013 году и 64,8% в 2014 году) и в 1,8 раза уменьшилось количество ответивших, что произошли изменения в лучшую сторону (41,6% в 2013 году и 22,4% в 2014 году). Почти в 2 раза уменьшился процент отметивших изменения в худшую сторону (8,3% в 2013 году и 4,2% в 2014 году).
Большинство родителей ответили, что знают о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету (50,9%), 24,8% ответили, что знают, но не пользуются, 13,3 % - что-то слышали, но подробностей не знают, и впервые слышат о существовании данной карты 10,9% респондентов (табл. №4).
Таблица №4
Знаете ли Вы о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету?
№№ |
Ответы респондентов |
% ответов |
1. |
Знаю, ребенок пользуется ей |
50,9 |
2. |
Знаю, но не пользуемся |
24,8 |
3. |
Что-то слышали, но подробностей не знаю |
13,3 |
4. |
Впервые слышу |
10,9 |
Пользуются данной системой оплаты и оценивают ее хорошо 41,2% родителей, системой пользуются и оценивают ее удовлетворительно 14,5%, системой пользуются и оценивают ее неудовлетворительно 1,2% респондентов. Не пользуются такой системой, но хотели бы 8,5% опрошенных родителей школьников, не пользуются и не хотят в будущем пользоваться 6,1% и затруднились ответить 28,5% респондентов.
Таким образом, проведенный анализ удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания позволяет вносить коррективы в существующую модель управления системой школьного питания, осуществлять постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.
Чрезвычайно важным представляется формирование у детей и подростков ответственного отношения к своему здоровью, воспитание и пропаганда здорового образа жизни и культа здоровья, в том числе обучение гигиеническим принципам здорового питания[3].
Активную позицию в вопросах школьного питания должны занимать родители. Во всех общеобразовательных учреждениях в рамках работы попечительских советов и общественных советов школ должны рассматриваться вопросы организации школьного питания, родители должны привлекаться к осуществлению контроля качества питания детей. Образовательными организациямидолжны проводиться опросы родителей по организации питания детей в школе.
Рецензенты:ШарафутдиноваН.Х., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Уфа.
ХуснутдиноваЗ.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.