В современных условиях образовательной деятельности система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов должна строиться на основе разработки и внедрения эффективного контракта как формы трудовых отношений между работодателем (вузом) и его работниками, основывающейся на наличии у вуза целевых показателей оценки не только эффективности его деятельности, но и работы всех его подразделений; системе оценки трудовых затрат на выполнение определённых видов работ всех работников вуза; системе оплаты труда, учитывающей дифференциацию сложности выполняемой работы и количество и качество затраченного труда [1]. Иными словами, система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов должна быть привязана к показателям оценки эффективности деятельности вузов.
Сама система материальных стимулов мотивации профессорско-преподавательского состава для всех вузов должна строиться исходя из следующего.
Преподавательская деятельность работников вузов, как и любая профессиональная деятельность, должна подлежать нормированию.
Учитывая сокращённую продолжительность рабочего времени преподавателя (не более 36 часов в неделю), предусмотренную российским законодательством [5], годовой объём его нагрузки, как правило, составляет 1560 академических часов, хотя встречаются и другие варианты её размера – 1530, 1524, 1440 академических часов.
Нагрузка преподавателя предусматривает выполнение двух видов работ:
– учебной нагрузки, предполагающей чтение лекций, проведение практических занятий, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, приём зачётов и экзаменов, проведение аудиторных контрольных работ, консультаций и др.
– нагрузки в рамках «второй половины дня», включающей учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу, а также повышение квалификации.
Размер учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава регламентируется коллективным договором трудового коллектива вуза с ректором и дифференцируется по категориям профессорско-преподавательского состава с учётом требований законодательства [4]. Так, учебная нагрузка ассистентов и старших преподавателей в учебном году может составлять 850-900 академических часов, доцентов – 800-850 академических часов. Нормы времени для каждого вида учебной работы устанавливаются вузом также самостоятельно на основе определяемых в законодательстве примерных норм [3]. Так, норма времени, отведённая на чтение лекций, проведение практических занятий, составляет 1 час за 1 академический час, на приём устного экзамена в процессе освоения образовательной программы – 0,35-0,5 часа на студента, на приём зачётов по дисциплинам, предусмотренных учебным планом, - 0,25-0,35 часа на одного студента.
Объём нагрузки «второй половины дня» определяется как разница между общей продолжительностью рабочего времени преподавателя и его учебной нагрузкой. Её конкретный общий и в разрезе видов работ размер в российском законодательстве не закреплён, а планируется на кафедре в зависимости от целей и задач, которые ставит перед коллективом кафедры руководство вуза.
Как показывает практика, преподаватели вузов включают в свой учебный план отдельные виды работ, относящихся ко «второй половине дня», по согласованию с заведующим кафедрой. Однако, определить, выполнил ли каждый конкретный преподаватель весь объём годовой нагрузки «второй половины дня» в академических часах, не представляется возможным, т.к. не установлены нормы времени на отдельные виды её работ.
Для того чтобы можно было проконтролировать степень выполнения преподавателем нагрузки в рамках «второй половины дня», все виды работ, относящиеся к ней, должны быть оценены в академических часах, исходя из длительности и степени сложности их выполнения. Для этого вузам необходимо создавать экспертные группы из числа преподавателей и сотрудников, которые будут проводить оценку трудозатрат по каждому виду работ. Так, например, в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» была сформирована группа экспертов из 6 человек, члены которой определили нормативы времени на выполнение профессорско-преподавательским составом вуза основных видов работ в рамках «второй половины дня». Например, на подготовку рукописи учебной литературы была отведена норма 60 часов на 1 печатный лист, на написание и подготовку к изданию монографии – 80 часов на 1 печатный лист (для коллективной монографии норма установлена на коллектив авторов).
Кроме того, имеет смысл, исходя из квалификационных требований к должностям, регламентировать объём и примерную структуру наполнения нагрузки в рамках «второй половины дня» для каждой категории профессорско-преподавательского состава вуза. Конкретный вид нагрузки каждого преподавателя должен состоять из видов работ, которые соответствуют задачам, стоящим перед ним, кафедрой и вузом как на текущий год, так и на перспективу. План нагрузки «второй половины дня» должен согласовываться и утверждаться заведующим кафедрой в начале каждого учебного года.
В таблице 1 показана примерная предлагаемая структура рабочего времени для профессорско-преподавательского состава вузов широкого профиля.
Таблица 1
Примерная предлагаемая структура рабочего времени для профессорско-преподавательского состава вузов широкого профиля
Виды работ |
Должности профессорско-преподавательского состава вуза |
|||||||
ассистент, преподаватель |
старший преподаватель |
доцент |
профессор |
|||||
часы |
% |
часы |
% |
часы |
% |
часы |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Учебная нагрузка |
900 |
58 |
850 |
55 |
800 |
51 |
600 |
38 |
2. Нагрузка «второй половины дня» |
660 |
42 |
710 |
45 |
760 |
49 |
960 |
62 |
2.1 Учебно-методическая, в т.ч.: - подготовка к учебным занятиям; - подготовка учебно-методических материалов (издание учебной литературы, учебно-методических разработок) и др. |
280-380 |
18-24 |
260-350 |
17-22 |
370-510 |
24-33 |
370-510 |
24-33 |
2.2 Научно-исследовательская, в т.ч.: - доклад на вузовской, межвузовской, межрегиональной, общероссийской конференции; - публикация статей; - руководство НИРС по подготовке к участию в научных мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.); - работа над монографией; - работа над диссертацией на соискание учёной степени кандидата или доктора наук и др. |
250-290 |
16-19 |
290-350 |
19-22 |
200-670 |
13-43 |
340-780 |
22-50 |
2.3 Организационно-методическая, в т.ч.: - участие в работе различных советов вуза; - участие в совещаниях и заседаниях ректората, совета факультета, заседаниях кафедры; - организация и проведение внеучебных спортивно-оздоровительных мероприятий и др. |
10-20 |
1 |
10-20 |
1 |
20-40 |
1-3 |
40-60 |
3-4 |
2.4 Воспитательная, в т.ч.: - кураторская работа; - проведение бесед со студентами по мировоззренческим вопросам; - организация и проведение вечеров, конференций, встреч, экскурсий, выход в театр и др. |
20-40 |
1-3 |
20-40 |
1-3 |
20-40 |
1-3 |
20-40 |
1-3 |
Итого: |
1560 |
100 |
1560 |
100 |
1560 |
100 |
1560 |
100 |
Выполнение преподавателем учебной нагрузки должно оплачиваться в форме гарантированной фиксированной части заработной платы, зависящей от должности, наличия учёной степени, учёного звания и пр. Доля фиксированной части в общем объёме заработной платы преподавателя может составлять 70% (рисунок 1).
Рис.1. Предлагаемая структура фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов
Выполнение преподавателем нагрузки в рамках «второй половины дня» должно оплачиваться в форме переменной части заработной платы, зависящей от полноты выполнения данного вида нагрузки и соответствия требованиям к структуре её наполнения. Речь идёт о том, что при выполнении нагрузки в рамках «второй половины дня» преподаватель получает 100% переменной части заработной платы, при недовыполнении нагрузки в рамках «второй половины дня» преподаватель получает долю переменной части заработной платы, соответствующую доле выполнения нагрузки в рамках «второй половины дня». Объём недополученной переменной части заработной платы в силу недовыполнения нагрузки «второй половины дня» должен, как и неизрасходованная часть фонда фиксированной части заработной платы, переходить в фонд стимулирующих выплат. Фонд переменной части в общем фонде заработной платы преподавателей вуза может составлять 20%.
Помимо фиксированной и переменной частей заработной платы, как было упомянуто выше, система материальных стимулов мотивации профессорско-преподавательского состава вузов должна включать стимулирующие выплаты, устанавливаемые каждым вузом самостоятельно. Фонд стимулирующих выплат вуза целесообразно установить в размере примерно 10% от всего фонда заработной платы. Причём, как отмечалось, он может пополняться из фонда переменной части заработной платы вуза в случае недовыполнения преподавательским составом нагрузки в рамках «второй половины дня», а также из неизрасходованных средств фонда фиксированной части заработной платы. Конкретный размер стимулирующих выплат должен определяться в конце учебного года, исходя из количества преподавателей, претендующих на них, а также размера фонда стимулирующих выплат вуза.
Именно стимулирующие выплаты в большинстве своём должны иметь привязку к показателям оценки эффективности деятельности тех или иных групп вузов, на которые члены профессорско-преподавательского состава могут повлиять. Необходимо мотивировать преподавателей на достижение таких показателей, по которым проводится ежегодный мониторинг вузов; в первую очередь, на те, по которым у вуза идёт невыполнение. В этом случае можно будет повысить эффективность деятельности вуза в целом. Устанавливать такие показатели необходимо до начала учебного года.
Направления и конкретные показатели деятельности преподавателей, за которые целесообразно осуществлять выплаты стимулирующего характера, должны устанавливаться руководством вуза. По нашему мнению, в отношении всех вузов, кроме спортивных и творческих, таковыми могут выступать:
1) для оценки научно-исследовательской деятельности:
– научные публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора наук и кандидата наук, или в научных периодических изданиях, текущие номера которых или их переводные версии на иностранном языке включены в хотя бы одну из систем цитирования;
– высокие значения российского индекса научного цитирования (РИНЦ), международных индексов цитирования Web of Science и SCOPUS;
– участие в завершённых опытно-конструкторских или технологических разработках;
– руководство студентами (аспирантами), участвующими в опытно-конструкторских или технологических разработках.
2) для оценки методической работы:
– издание учебной литературы с грифом;
– издание монографий;
3) для оценки руководства научно-исследовательской работой студентов, аспирантов, докторантов, соискателей:
– руководство аспирантом, докторантом, соискателем, защитившим диссертацию на соискание учёной степени «кандидат наук» или «доктор наук»;
– подготовка студентов (аспирантов)-победителей (лауреатов) олимпиад, конкурсов, конференций и пр.;
4) для оценки повышения квалификации:
– защита диссертации на соискание учёной степени «кандидат наук» или «доктор наук».
5) для оценки международной деятельности:
– научные публикации в международных изданиях;
– участие в разработке основных образовательных программ высшего образования, получивших международную аккредитацию (для преподавателей вузов, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет»).
Показатели отдельных направлений деятельности преподавателей спортивных и творческих вузов, за которые необходимо устанавливать стимулирующие выплаты, должны быть установлены с учётом специфики той или иной группы вузов.
В отношении спортивных вузов иным должен быть показатель повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (предлагается следующий показатель: «присвоение спортивного звания (Мастер спорта России международного класса (Гроссмейстер России), Мастер спорта России, Кандидат в мастера спорта России) или спортивного разряда (1-й, 2-й, 3-й)», а также стимулирующие выплаты целесообразно в рамках руководства научно-исследовательской работой студентов, аспирантов, докторантов, соискателей устанавливать наряду с показателем «подготовка студентов (аспирантов)-победителей (лауреатов) олимпиад, конкурсов, конференций и пр.» за подготовку студентов, включённых в списки кандидатов в спортивные сборные команды России.
Для творческих вузов с целью установления стимулирующих выплат для преподавателей в рамках направления «повышение квалификации» может быть использован показатель «присвоение государственного почётного звания, звания лауреата международного или всероссийского конкурсов, лауреата государственной премий».
Остальные направления и показатели деятельности, за которые целесообразно устанавливать стимулирующие выплаты для преподавателей спортивных и творческих вузов, могут быть те же, что и в отношении большинства вузов.
Таким образом, предлагаемые направления и конкретные показатели деятельности профессорско-преподавательского состава для цели установления выплат стимулирующего характера для различных групп вузов позволят мотивировать преподавателей на выполнение именно таких видов деятельности, от которых во многом зависит эффективность работы вузов в целом, что, в конечном счёте, должно повысить эффективность деятельности каждого конкретного вуза.
Рецензенты:Ивашкин М.В., д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г.Хабаровск;
Король А.Н., д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г.Хабаровск.