В последние годы в школьную практику внедряются программы дифференциации и персонификации обучения и воспитания, нацеленные на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего образования для одаренных школьников. При этом важно создать особую форму организации образовательного процесса, обеспечивающего условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. Так же наблюдается расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НОУ, конкурсов и соревнований, увеличения интереса школьников к исследовательской деятельности. Улучшение работы учителей в данном направлении, позволит решить проблему выявления, поддержки и сопровождения развития одаренности детей школьного возраста. На данном этапе возникают педагогические и психологические трудности, например, разнообразие видов одаренности, множество противоречивых теоретических подходов и методов развития одаренности и др. Решение этих проблем может быть связано с определением единых подходов к пониманию одаренности, структурированию представлений об одаренных и способных детях, кадровую подготовку, связанную с профессиональной и личностной подготовкой педагогов к работе с одаренными подростками.
Выше названные проблемы позволяют нам организовать исследование, которое позволит решить вопросы развития одаренности детей среднего школьного возраста. Целью исследования является разработка теоретико-методических основ педагогического сопровождения развития одаренности у детей среднего школьного возраста в процессе изучения математики.
Вначале нам важно было определиться с понятием «одаренность». Вопросы природы одаренности и ее развития исследовались отечественными и зарубежными учеными (А. Бине, Д.Б. Богоявленская, С.А. Бронников, Д. Векслер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс, B.Д. Шадриков, В. Штерн, В.С. Юркевич и др.). Я.А. Пономарев, C.Л. Рубинштейн, К.A. Heller, J.S. Renzulli определили, что одаренность является сложным многоуровневым психологическим образованием, а исследования А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина указывают на необходимость создания условий для проявления и развития одаренности. Определение данное А.И. Савенковым более ближе к цели и задачам нашего исследования и взято нами за основу: «одаренность - системное качество психики, развивающееся в течение жизни и определяющее возможность достижения человеком наиболее высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5].
Выявление одаренности у детей представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Отечественными и зарубежными авторами разработаны тесты, направленные на выявление одаренности (вербальный тест Дж. Гилфорда, тесты П. Торренса), исследование психологии творчества (А.Г. Азарян, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, М.С. Черникова). Данные исследования позволяют выявлять уровень и динамику развития интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка, но не изученными остаются проблемы, касающиеся динамики их развития, распределение детей по типу одаренности, содержание учебных программ направленных на развитие склонностей одаренных детей [3].
На начальном этапе нашего эксперимента нами была разработана психолого-педагогическая модель идентификации одаренных подростков. Теоретический уровень модели включает анализ концепций одаренности, разработку теоретической модели одаренности, психолого-педагогический мониторинг идентификации признаков одаренности у детей 10-13 лет с использованием психодиагностических методик оценки развития компонентов одаренности детей: познавательной мотивации, интеллектуального развития, способности к творчеству, а также уровня усвоения математического материала, в связи с предметом исследования. Организационный уровень модели включает в себя три этапа. На первом - этапе предварительного поиска - осуществляется сбор информации об одаренном ребенке из четырех основных источников: от родителей, учителей, практических психологов и самих детей. Второй этап - оценочно-коррекционный - в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этом этапе информации. Третий этап - заключительного отбора - позволил, основываясь на данных, полученных из четырех источников (родители, педагоги, практический психолог и сами дети) с большей уверенностью говорить о наличии признаков одаренности детей и послужил надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Психометрический уровень психолого-педагогической модели идентификации одаренности детей среднего школьного возраста предполагал использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик одаренности и уровня развития мотивационного, когнитивного и креативного сфер личности ребенка 10-13 лет.
Психолого-педагогическая модель идентификации одаренности детей среднего школьного возраста была реализована нами на начальном этапе опытно-экспериментальной работы и позволила разделить детей экспериментальной группы на группы: дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного или творческого развития при прочих равных условиях; дети с признаками специальной одаренности - в определенной области науки; учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
На следующем этапе педагогического эксперимента - формирующем - нами была создана структурно-функциональная модель развития одаренности детей среднего школьного возраста в процессе изучения математики; спроектирована дидактическая основа и сконструирована методическая система развития одаренности школьников и реализация выявленных условий педагогического сопровождения развития одаренности детей 10-13 лет с помощью в авторской программы «Поиск».
Под педагогическим сопровождением развития одаренности мы понимаем процесс заинтересованного наблюдения за развитием одаренности, консультирования ребенка и его родителей (законных представителей) по вопросам развития способностей, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка при возникновении проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. Мы рассматриваем условия педагогического сопровождения как множество фактов, воздействующих на развитие одаренности детей среднего школьного возраста и создающих среду, в которой происходит это развитие. Определены следующие условия педагогического сопровождения развития одаренности детей среднего школьного возраста:
- проведение психолого-педагогического мониторинга идентификации одаренности детей среднего школьного возраста, учитывающего дифференциацию признаков одаренности и дальнейшего процесса развития выявленных компонентов одаренности;
- построение структурно-функциональной модели развития одаренности в процессе изучения математики на основе психологических закономерностей и принципов развития детей младшего подросткового возраста и учета познавательных потребностей и возможностей детей, их личностного своеобразия;
- реализация аксиологической, рефлексивной, коммуникативной и культуросообразной функций в ходе учебной и внеучебной деятельности учащегося при создании индивидуальных траекторий для детей с разным уровнем одаренности, в ходе решении олимпиадных задач, реализации исследовательских проектов;
- введение в содержание образовательного процесса авторской программы «Поиск», имеющей в основе личностно-ориентированную модель организации деятельности ученика и учителя по развитию одаренности у детей среднего школьного возраста с учетом гендерных особенностей.
Личностно-ориентированная модель организации образовательного процесса подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп детей по знаниям, способностям; распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальности. Реализация данной модели требует переход от обучения, как нормативно построенного, регламентированного процесса, к развитию одаренности, способностей школьника и их педагогического сопровождения.
При реализации личностно-ориентированной модели обучения на уроках математики нами были определены цели: заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить развитие его индивидуальных познавательных способностей и одаренности в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; развить творческий потенциал младшего подростка; помочь каждому ребенку, одаренной личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
В ходе организации исследования нами решались следующие задачи: выявить внутренние психофизиологические ресурсы и творческий потенциал учащихся 5-7 классов, что позволит им реализовывать себя в познании математики; определить индивидуальный темп познавательной деятельности учащихся; осуществлять на уроках математики, спецкурсах по дополнительному изучению информации по математическим дисциплинам, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях дифференциацию и индивидуализацию обучения; разработать, реализовать и совершенствовать авторскую программу «Поиск» и дидактические пособия по развитию одаренности детей 10-13 лет в процессе изучению математики; развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно-познавательной деятельностью; развивать интеллектуальные компетенции способных и одаренных учащихся.
Нами выделены следующие критерии эффективности урока по математике в системе реализации личностно-ориентированной модели обучения: использование проблемных ситуаций; применение заданий по математике, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; создание положительного эмоционального настроя всех учеников в процессе изучения математики; обсуждение с детьми результатов их познавательной деятельности; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
После реализации формирующей программы, на заключительном этапе эксперимента определена эффективность выявленных и реализованных условий педагогического сопровождения развития одаренности детей среднего школьного возраста в процессе изучения математики. Сравнивая данные констатирующего и контрольного эксперимента, следует отметить, что наблюдается существенное различие в уровнях развития показателей одаренности. Проверка основополагающих и дидактических положений, на которых базируется данное исследование, позволяет сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы.
Рецензенты:
Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогически и методики начального обучения Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск;
Юричка Ю.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.