- повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом, посредством разработки физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения;
- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, посредством обеспечения высокого качества физкультурно-спортивных услуг.
Решение поставленных задач в федеральной целевой программе невозможно при отсутствии профессиональных компетенций у педагогов, реализующих физкультурно-оздоровительные, рекреационные и физкультурно-спортивные программы в образовательных учреждениях всех уровней подготовки.
Разработчики современных физкультурно-оздоровительные программ предъявляют высокие требования к специалистам по физической культуре. В сложившихся условиях педагоги по физической культуре в образовательных учреждениях должны владеть профессиональными компетенциями, которые позволят им реализовывать оздоровительную и рекреационную деятельность на своих занятиях. Соответственно необходимо разрабатывать дополнительные образовательные программы, обеспечивающие повышение квалификации учителя физической культуры [6].
Для выяснения, актуальности использования средств рекреации на занятиях мы провели анкетирование учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Из 164 опрошенных специалистов 25 ± 3,4 % постоянно используют различные средства физической рекреации на занятиях; 33 ± 3,7 % используют эти виды, иногда включая их или в подготовительную, или в заключительную части занятия. 42 ± 3,9 % респондентов вообще не используют на своих занятиях средства физической рекреации. Это связанно с отсутствием доступной объективной информации, отсутствием или низким уровнем сформированности профессиональных компетенций, недостаточной оснащенностью залов и не всегда желанием учителя менять, что-либо в своей работе. Большинство респондентов, 75 ± 3,4 %, высказало желание повысить свой уровень сформированности профессиональных компетенций рекреационной деятельности [1].
В результате возникает противоречие между уровнем подготовленности учителей, преподавателей физической культуры и предъявляемыми требованиями к уровню сформированности профессиональных компетенций рекреационной деятельности. Таким образом, необходим поиск путей формирования профессиональных знаний, педагогических умений, двигательных навыков проведения физической рекреации у специалистов физического воспитания в связи с возрастающим к ней интересом. Один из таких путей, это повышение квалификации педагогических работников, для формирования профессиональных компетенций позволяющих организовывать рекреационную деятельность.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Это не случайно, ведь компетентностный подход является одним из наиболее актуальных в современной педагогике, поскольку он в полной мере обеспечивает новые требования к профессиональной переподготовке специалистов.
Акцентирование внимания ученого сообщества на понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» объясняется следующими причинами: необходимостью создания новой концепции образования, отражающей запросы творческой личности и новые требования общества к профессиональным качествам, знаниям и умениям; интеграционными процессами; ориентацией высшего образования на формирование у специалиста не только предметных, но и «надпредметных» компетенций, обеспечивающих его способность к самосовершенствованию и объективной оценке своей деятельности [8].
Вместе с тем теоретический анализ проблем компетентностного подхода показал, что в науке не сложилось единого понимания структуры и механизмов осуществления образовательного процесса на основе данного подхода.
Ведение профессиональной переподготовки на основании компетентностного подхода потребовало обновления содержания образования, в том числе его основных единиц «компетенции» и «компетентности». В своей работе мы опирались на исследования Н. Ф. Родионовой, А. П. Тряпицыной, которые рассматривают компетентность, как всегда проявляющуюся в деятельности - предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя выявить не проявленную компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности [5, 7, 9].
Круг основных компетенций очертила И.А. Зимняя [4], имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего выделено 10 основных компетенций (видов). Кроме того, И.А. Зимняя предложила представить компетенции как актуальные компетентности, которые будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [3, 4].
В результате анализа работ Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А. П. Тряпицыной, в которых ядром компетенции признаются деятельностные способности, изучение опыта учителей, преподавателей и тренеров спортивных, оздоровительных клубов, были выявлены структурные компоненты профессиональных компетенций рекреационной деятельности: когнитивный, деятельностный и мотивационный [2, 4, 7]. Они, соответственно, характеризуют знания, способы деятельности и потребности.
Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Когнитивный компонент отвечает за обеспечение меры использования ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата. Деятельностный компонент способствует определению отношений между компонентами в процессе реализации ресурсного потенциала. Мотивационный компонент активизирует проявление других компонентов.
Когнитивный компонент предполагает освоение имеющегося эмпирического и теоретического знания, касающегося содержания, организации рекреационной деятельности. Полнотой, глубиной и системностью знаний этой деятельности определяется уровень сформированности когнитивного компонента.
Деятельностный компонент отвечает за применение полученных знаний в профессиональной деятельности при решении конкретных педагогических задач и предполагает применение компетенций в стандартных ситуациях и творческое применение компетенций в нестандартных ситуациях. Уровень сформированности определяется способностью реализации на практике полученных знаний.
Мотивационный компонент представляет собой совокупность мотивов, цели, потребности, желания приобрести новые знания, умения в области рекреационной деятельности и стремления применить ее средства в профессиональной деятельности [1].
Опираясь на компетентностный подход, нами была разработана программа повышения квалификации учителей физической культуры. Для проверки ее эффективности слушатели были разделены на две группы и протестированы до и после эксперимента.
Результаты оценки первоначального уровня подготовленности слушателей курсов к реализации рекреационной деятельности позволяют определить его как низкий. На наш взгляд, с таким уровнем сформированности профессиональных компетенций невозможно качественно организовывать рекреационную деятельность с занимающимися различных возрастных групп. Однако первоначальные результаты экспертной оценки эссе слушателей показали средний уровень сформированности мотивационного компонента профессиональных компетенций как в контрольной, так и в экспериментальной группах (таблица 1).
Таблица 1
Показатели уровня сформированности профессиональных компетенций когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов у слушателей экспериментальной и контрольной групп, балл
Показатели
|
Контрольная группа (n = 18) |
Экспериментальная группа (n = 21) |
Достоверность различий |
Х±σ |
Х±σ |
Р |
|
Когнитивный компонент |
|||
До эксперимента |
1,8±0,5 |
2,1±0,4 |
>0,05 |
После эксперимента |
3,6±0,6 |
4,2±0,5 |
<0,05 |
Достоверность различий |
<0,001 |
<0,001 |
|
Деятельностный компонент |
|||
До эксперимента |
2,0±0,3 |
2,2±0,4 |
>0,05 |
После эксперимента |
3,2±0,5 |
4,4±0,3 |
<0,001 |
Достоверность различий |
<0,001 |
<0,001 |
|
Мотивационный компонент |
|||
До эксперимента |
2,8±0,6 |
3,0±0,8 |
>0,05 |
После эксперимента |
3,8±0,4 |
4,6±0,5 |
<0,001 |
Достоверность различий |
<0,001 |
<0,001 |
|
Контрольное тестирование уровня сформированности профессиональных компетенций когнитивного компонента в конце эксперимента показало положительные изменения результатов в обеих группах, при Р<0,001. Вместе с тем показатели у слушателей экспериментальной группы достоверно выше, чем у контрольной, при Р<0,05, благодаря проблемному изложению учебного материала, текущему взаимоконтролю и анализу конкретных ситуаций на занятии.
Проведя итоговое занятие со слушателями контрольной и экспериментальной групп, мы обнаружили повышение уровня подготовленности слушателей к рекреационной деятельности. Результаты итогового занятия показали средний уровень сформированности профессиональных компетенций деятельностного компонента у слушателей контрольной группы, у слушателей экспериментальной группы выше среднего, при р < 0,001. Полученные данные свидетельствует о результативности экспериментальной подготовки, опирающейся на: текущую диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций, учет индивидуальных особенностей слушателей, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, решение проблемных задач и дидактические игры.
В конце эксперимента количество слушателей, желающих реализовывать полученные знания в рекреационной деятельности, достоверно повысилось в обеих группах (Р < 0,001). Однако в контрольной группе осталось на среднем уровне. В экспериментальной группе сформированность профессиональных компетенций мотивационного компонента достигла уровня выше среднего, благодаря тренингам, моделированию проблемных ситуаций, беседам с работодателями. У слушателей курса появились: уверенность в своих профессиональных знаниях в области рекреационной деятельности и желание реализовывать сформированные компетенции в профессиональной деятельности. Таким образом, предложенная программа повышения квалификации учителей физической культуры, к реализации рекреационной деятельности эффективно формирует профессиональные компетенции благодаря опоре на компетентностный поход.
Рецензенты:
Трещёва О.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения", г. Омск;
Смоленцева В.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", г. Омск.