1) как совокупность оценок индивидом окружающей его действительности с последующей ориентацией в ней;
2) как способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации человека и закономерно проявляется в мировоззрении личности через ее цели, идеалы, убеждения и интересы. Соответственно, система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражая сущностное основание ее отношений к действительности.
Обращаясь к анализу сущности ценностных ориентаций, заметим, что категориальное ядро данного феномена составляет понятие «ценность». Весьма подробно эта категория рассмотрена А.В. Мудриком, утверждающим, что «ценности - коллективные представления о положительной и отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности и их свойств, а также абстрактных идей» [6, с. 245] и условно представившим их в виде двух крупных блоков: «Первый - ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей - строителей данной культуры.Второй блок ценностей... имеет конкретно-исторический характер и определяется идеологией конкретного общества..., т.е. господствующей системой идей и взглядов» [6, с. 247].
Категория «ценность» непосредственно связана с понятием «оценка», рассматриваемой обычно в двух значениях: 1) сам процесс оценивания, т.е. определения значимости, весомости какого-либо предмета, явления, события и пр.; 2) результат оценивания, представленный в непосредственном суждении и мнении человека о степени значимости, важности и притягательности конкретного явления. Иными словами, оценка ценностей являет собой объективное отношение между свойствами различных явлений и потребностями людей, устанавливаемое актом сознательной человеческой деятельности. При этом свойства явлений выступают как объект оценки, а потребности - как ее критерий [2, с. 6].
В силу родственности (но не идентичности) явлений «социально-нравственная ориентация» и «ценностные ориентации», все вышеприведенное во многом характеризует и сущность интересующего нас явления, однако мы рассматриваем вопрос ориентации в более узком разрезе - аспекте социальных и нравственных ориентаций школьника, где под социальными понимаются ориентации, непосредственно вызванные к жизни развитием социальной действительности и определяющие формирование таких личностных качеств, которые бы способствовали адаптации личности в современном обществе. Под нравственными же ориентирами понимается установка на конкретные моральные качества общечеловеческого характера типа милосердия, доброты, верности, порядочности и др. В то время как ценностные ориентации представляют собой сложное единство идеологических, политических, моральных, эстетических, правовых, научных, философских и пр. установок и устремлений личности.
Кроме того, разграничивая понятия «социально-нравственная ориентация» и «ценностные ориентации», мы руководствуемся тем, что в последнем словосочетании уже изначально присутствует момент неизбежного дублирования, тавтологии, что заметил и В.А. Блюмкин, который, обращаясь к проблеме моральных ценностей, высказался довольно точно: «Поскольку люди ориентируются только на ценности..., то не может быть неценностных ориентаций, как не бывает неориентирующих ценностей - всякая ценность по существу своему ориентирует на себя соответствующий субъект» [2, с.5]. Этот момент послужил основанием для разведения заявленных категорий.
Итак, в основе социально-нравственной ориентации, на наш взгляд, лежат такие понятия, как «ценность», «установка», «моральный выбор», «направленность» и «качества личности». Перейдем к рассмотрению названных явлений.
Выше мы уже рассмотрели понятие «ценность», в связи с чем остановим внимание на уровнях усвоения тех или иных ценностей, в числе которых выделяются следующие:
1. Формальный уровень усвоения ценностей.
На данном уровне процесс усвоения личностью ценностей осуществляется формально, затрагивая лишь внешнюю сторону личности, когда ценность только фиксируется сознанием человека, не вызывая его последующей целенаправленной деятельности на овладение этой ценностью.
2. Эмоциональный уровень усвоения ценностей состоит в субъективно- эмоциональном восприятии и переживании ценностей без полноценного осознания их социальной значимости. Для этого уровня характерна определенная нестабильность социально-нравственной ориентации, поскольку при любом изменении социальной ситуации закономерно происходит смена поведенческих стереотипов личности и относительная трансформация ее интересов и потребностей.
3. Интериоризирующий уровень усвоения ценностей, обеспечивающий достаточно устойчивую социально- нравственную ориентацию, в связи с признанием личностью и принятием ею «в себя» тех ценностей и норм, что установило общество, причем последние в должной мере отвечают и личностным устремлениям человека. В то же время на уровне интериоризации может наблюдаться некоторая непоследовательность социально-нравственных установок личности в том случае, если та или иная ценность актуализируется вследствие каких-либо внешних обстоятельств, что затрудняет процесс усвоения данной ценности.
4. На мировоззренческом уровне ценности усваиваются уже на уровне убеждений, что и обеспечивает формирование устойчивой социально-нравственной ориентации.
Важную роль в формировании социально-нравственной ориентации играет установка, толкуемая в Философском энциклопедическом словаре следующим образом: «Установка - различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и волнения, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т.д., но также прежде всего, в каком виде они нам непосредственно представляются, т.е. то, как они реализуются в мире наших восприятий» [9, с. 469]. Установка, как правило, возникает при условии взаимодействия двух факторов: потребности и ситуации. Подвергая комплексному анализу такое психологическое явление, как «установка», видный советский психолог Д.Н. Узнадзе таким образом определил сущность последней: «В случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации для ее определения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как готовность, как установку его к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальной потребности» [8, с.170]. Как отмечает известный американский психолог Дэвид Майерс: «Установки - это эффективный способ дать окружающему миру оценку», т.е. установка предполагает благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении» [5, с. 154].
Таким образом, осуществляя социально-нравственную ориентацию учащихся, воспитателю следует всегда помнить о необходимости выработки позитивных социальных и нравственных установок личности, как то: установка на труд, добросовестность, ответственность или установка на честность, порядочность, доброжелательность и пр. Поскольку установки подразумевают оценку, нужно систематически укреплять связь между воспринимаемым объектом, явлением и его оценкой с целью придания установке характера устойчивости. В свете этого воспитатель обязан систематически актуализировать установки, постоянно напоминая учащимся о добром и вечном, акцентируя их внимание на общечеловеческом. К тому же, для закрепления установки следует не только активизировать просветительскую работу, но и особым образом организовать деятельность школьников, направив ее в благотворительное русло, ибо, как показывает практика, если установки вырабатываются (или утверждаются) в процессе опыта, то они неизбежно закрепляются и прогнозируют поведение. Скажем, подростки, осуществляя благотворительность, получают как мощный положительный эмоциональный заряд, так и утверждаются в мысли о преобразующей и творческой силе добра, и начинают испытывать потребность в добродетельных делах.
Немаловажное значение для социально-нравственного ориентирования подростков имеет моральный выбор, который можно обозначить как свободный акт целенаправленной и целесообразной жизнедеятельности человека. Иными словами, моральный выбор предполагает сосуществование в человеке двух организующих начал: осознание значимости социально-нравственных ценностей, а также знание разумных и оправданных средств их реализации. Это предопределяет ответственность личности не только за целеполагание, но и за целеосуществление в каждом конкретном моральном выборе, чтобы осуществленный выбор обуславливал гармонию между сущностью и смыслом деятельности человека и ее результатом, полученным посредством педагогически продуманных средств. Обязательным условием выбора является предпочтение определенной системы ценностей, установок и ориентаций. Т.е. ценностные эталоны личности играют решающую роль в моральном выборе, в выработке социально-устойчивых форм и норм поведения. При этом речь идет о выборе поведения, соответствующего как общественным требованиям, так и внутренним убеждениям индивида. Свободное самоопределение человека в мире моральных ценностей - это осознание им внешней и внутренней необходимости, предполагающее ответственность человека за собственный моральный выбор.
К числу важнейших системообразующих категорий социально-нравственной ориентации относится и категория «направленность», под которой понимается основополагающее свойство личности, отражающее динамику ее развития, главные тенденции поведения человека как существа социального. В основу нашего подхода к анализируемому вопросу мы положили концепцию направленности личности подростка и старшеклассника И.Д. Егорычевой, которая выделила следующие типы направленности личности подростка:
1. Гуманистическая направленность отличается, прежде всего, принятием другого человека в качестве равной себе личности и, следовательно, принятием каждого человека как ценности (и общества - тоже). Отсюда логически следует тенденция людей с такой направленностью к уважению личности другого, к ориентации на равенство, человечность в отношениях, на высокую степень социальной ответственности.
2. Эгоистическая направленность характерна, прежде всего, высокой самооценкой, высокой требовательностью к окружающим с оттенком нетерпимости. Личность такого типа склонна рассматривать других в качестве средства решения своих собственных проблем, а себя - в качестве наивысшей ценности.
3. Депрессивная направленность характерна, прежде всего, неприятием личностью самой себя, при условии принятия ею общества как ценности, заниженной самооценкой, неуверенностью в собственных силах и способностях.
4. Суицидальная направленность отличается неприятием личностью ни себя, ни других (общества), аутоагрессией, наряду с агрессивным отношением к окружающим. Поведение личности такого типа совсем не обязательно ведет к суициду, но нередко приводит к алкоголизму, наркомании, различным вариантам ухода в виртуальную реальность. Возможно формирование направленности такого типа в результате развития эгоцентризма высокого уровня или в результате разочарования в собственных идеалах при столкновении с жестокой реальностью [4, с.252-253].
Принимая вышеизложенную концепцию И.Д. Егорычевой, вместе с тем считаем необходимым дополнить данную типологическую классификацию еще одной разновидностью направленности личности, которую обозначим как прагматическую направленность, характеризующуюся ярко выраженной личностной установкой на деятельность, приносящей личный успех и благополучие. Людей подобного типа отличает рациональность и практичность мышления, устойчивая ориентация на предметные ценности, стремление самоутвердиться и повысить свой социальный статус. В случае негативного развития прагматической направленности возможно формирование таких личностных черт, как скупость, стяжательство, накопительство, корыстолюбие, враждебность к людям, поскольку они воспринимаются исключительно как конкуренты и соперники.
Большое влияние на направленность личности подростка оказывает среда его обитания, а именно: семья, школа, сверстники, общественные институты, ближайшее окружение. Во многом направленность личности определяют ее идеалы, знания, убеждения, жизненные принципы и ведущий вид деятельности. И задача современного воспитания состоит в активизации гуманистической направленности личности, не игнорируя при этом и прагматическую направленность (в её позитивном варианте). В полной мере реализации названной задачи содействует именно социально-нравственная ориентация школьников.
К сфере социально-нравственной ориентации логически следует отнести и такую категорию, как «качества личности». В отечественной психолого-педагогической теории популярна классификации качеств личности В.А. Блюмкина, Г.Н. Гумницкого и Т.В. Цырлиной, которые в процессе широкого социально-педагогического исследования выявили и типологизировали личностные качества как положительного, так и отрицательного характера, разделив их на следующие типы [3, с.39-41]: 1) мировоззренческие качества, объединяющие значительную часть программирующих, ценностно-ориентирующих качеств личности, характеризующие в целом ее мировоззрение и мироощущение (сознательность, патриотизм, оптимизм, чувство прекрасного и т.д.); 2) деловые качества: они характеризуют способность или неспособность человека эффективно заниматься общественно значимой деятельностью, его отношение к труду, к вещам, материальным благам и пр. (трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, деловитость, настойчивость, компетентность, образованность, бережливость и т.д.); 3) прагматические качества, направленные на обеспечение личного или узкогруппового благополучия, способствующие или не способствующие его достижению (благоразумие, осторожность, воспитанность, вежливость, общительность, обаяние, выносливость, сдержанность); 4) моральные качества, которые разделены на четыре подтипа: а) коллективистские качества (коллективизм, солидарность, товарищество, чувство долга, самоотверженность и т.п.); б) гуманистические качества (человеколюбие, доброта, благородство, великодушие, милосердие, деликатность, доверчивость и пр.); в) качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей (справедливость, бескорыстие, беспристрастность, гостеприимство, щедрость и др.); г) качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения (чувство чести, честолюбие, тщеславие, уважительность, честность, верность, порядочность, преданность, искренность и мн. др.).
Специфика педагогического воздействия на учащихся состоит в оказании помощи последним в актуализации их положительных личностных качеств всех вышеперечисленных типов и в переводе данных качеств из разряда идеальных (желаемых) в разряд актуальных (наличествующих). Ориентируя учащихся на ценности социально-нравственного порядка, педагог способствует более успешной реализации ключевой цели образования: «...формирование целостной личности, готовой к жизнедеятельности на основе фундаментального мировоззрения, определяющего основные ее жизненные позиции, убеждения, принципы, идеалы, нормы, ценности. ...Модернизация образования поэтому имеет целью становление научной картины мира и новых смысложизненных ориентиров» [7, с. 132]. При этом, «...ценностно-смысловой характер воспитания позволяет развивать в ребенке ... навыки саморефлексии, целостного и ценностного видения мира, тем самым помогает ребенку сориентироваться в смыслообразующих вопросах, осмыслить себя, мир и свое место в этом мире» [1, с. 11].
Рецензенты:
Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;
Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.