Цель статьи - рассмотреть теоретические основы формирования толерантности личности для распространения идей толерантности и методов ее воспитания во всех институтах социализации подрастающего поколения (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз и др.), что, по нашему мнению, является насущной необходимостью в сложившихся современных условиях.
Педагоги должны воспитывать в детях неприятие вражды между народами, межэтнических конфликтов, войн, терактов, насилия и агрессии. Это сложная задача в условиях нагнетания негативной информации из СМИ, когда дети видят с экранов телевизоров агрессию, военные действия, теракты, фильмы, в которых провозглашается культ силы и власти. Современные детские компьютерные игры тоже основаны на войнах, стрельбе, уничтожении противника. Перед образованием стоит сложная задача - противостоять негативным влияниям окружающей среды посредством духовно-нравственного воспитания, формирования духовных ценностей, культуры.
Осуществление этих ценностей в мировом сообществе составит основание «культуры мира». Любая культура по своей сути является результатом обучения. Воспитание - это обучение, в основе которого и в осуществлении которого лежат культурные ценности. В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности.
Восприятие культурного многообразия и культурных различий ведет к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого является обеспечение гуманных взаимоотношений представителей разных национальных культур, принятие принципов терпимости и культурного плюрализма [4].
Особая сфера теории и практики толерантности в современном мире - межкультурная коммуникация. По определению Фурмановой В.П. межкультурная коммуникация представляет собой диалог культур. Межкультурная коммуникация как диалог культур является способом общечеловеческого общения, который охватывает обмен информацией и культурными ценностями в контексте межэтнической коммуникации [6]. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран путем внедрения в сознание учащихся чувства единства и ценности нашей цивилизации [4].
Межкультурная коммуникация как диалог культур определилась в последние годы как отдельное научное направление в языковой педагогике. Во многих вузах ее изучают как отдельную дисциплину. Теоретической основой межкультурной коммуникации мы выделяем взаимодействие языка, культуры, личности.
Межкультурная коммуникация рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных языков и культур или совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам [1]. При этом важное значение имеет не только знание языка, но и знание межкультурных особенностей партнера по общению, представителя другой культуры. В процессе общения необходимо учитывать национально-культурные особенности людей, менталитет, иные обычаи, традиции, особенности поведения и этикета. Незнание данных межкультурных различий может привести к непониманию и даже обидам. Таких случаев в истории очень много.
Знание межкультурных особенностей и учет их в процессе общения входит в социокультурную компетенцию личности на уровне межличностного, межгруппового и межнационального общения. Теоретические проблемы межкультурной коммуникации и общения исследованы в работах М.М. Бахтина, В.С. Библер, В.В. Воробьева, М.С. Каган, Р. Ладо, В.П. Сафоновой, М.Р. Сингер, Е.И. Пассова, В.П. Фурмановой, М.М. Фомина, И.И. Халеевой, Г.А. Цукерман и др.
Для нашего исследования представляют интерес теория культуроведческой социологизации образования (Сафонова В.П.) и исследования по лингвокультурологии (Воробьев В.В.). Под культуроведческой социологизацией содержания образования по определению Сафоновой В.П. понимается усиление функций образовательных систем как средства передачи учащимся универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения языков и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе общечеловеческой культуры [4]. «Лингвокультурология - современная гуманитарная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей) [1]. Лингвокультурологическая компетенция означает не только знание значения понятий и слов, но и всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Таким образом, социокультурная компетенция синтезирует в себе наряду со знанием иностранного языка способность понимать и адекватно воспринимать культурные различия и особенности поведения представителей других культур, что является необходимым условием для формирования толерантности личности. Но не только при использовании иностранного языка, повсеместно в нашей повседневной жизни мы общаемся с представителями других культур из стран ближнего зарубежья, Китая, Украины, которые приезжают к нам в поисках работы, приюта и в качестве беженцев.
Социокультурная компетенция личности основана на ценностном отношении к языку как социальному явлению, как средству отражения национального и общечеловеческого в культурах народов соизучаемых языков, как средству межкультурного общения, обобщения знаний о восприятии мира различными этносами, народами в их духовной, материальной культуре и ее разнообразных формах существования. Именно поэтому так важно формировать у обучаемых социокультурную компетенцию, и, как результат, толерантность по отношению к другим народам.
Роберт Ладо в своей работе «Лингвистика поверх границ культур» подчеркивал, что обучение чужой культуре должно проводиться через сопоставление со своей культурой [4]. Человек, уважающий свою родную культуру, с уважением относится и к культурам других народов. Необходимо формировать у подрастающего поколения нравственные ценности, утверждающие чувство сопричастности, взаимоуважения, доброжелательности, учить основам человеческого общежития, отказа от насилия, поиска мирных путей разрешения споров и конфликтов.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности ,взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.
Именно данными ценностями и определяется содержание знания, необходимого для практического осуществления толерантности. Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам.
Рассмотрим конкретные цели образования в духе толерантности в виде базовых целей:
- Стремиться к пониманию причин насилия и нетерпимости.
- Содействовать воспитанию, основанному на уважении к другим, особенно к малочисленным народам..
- Поощрять практику толерантного взаимодействия как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека.
- Для противостояния дискриминации и национализма укреплять общение, поддерживать свободу выражения; развивать убежденность в том, что совершенное проявление толерантности - это уважение достоинства личности и политическая свобода.
- Готовить детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, которые выступают против разрушительных отношений и в которых уважение к человеку не зависит от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального или социального происхождения.
- Содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания и сотрудничества между народами.
- Учиться противостоять позициям фанатизма любого вида. В спорах придерживайтесь дружественной и толерантной позиции и интонации как наилучшего способа достижения понимания между людьми.
- Способствовать тому, чтобы учащиеся поняли эффективность использования мирных способов решения проблем и конфликтов и отказа от насилия.
- Пробуждать в нынешнем поколении учащихся, которым предстоит отвечать за положение дел в стране и мире, чувства альтруизма, открытости, уважения к другому, солидарности, сопричастности.
В последней четверти XX века укоренился термин «мультикультурное образование». Существуют разные уровни понимания термина «мультикультурное образование». В буквальном смысле под мультикультурным образованием подразумевается индивидуальный процесс приобретения знаний, формирование отношения или поведения при взаимодействии с различными культурами. Очень часто мультикультурное образование рассматривается в более широком контексте для обозначения концепции мирного сосуществования людей, принадлежащих к разным культурам.
Мультикультурное образование исходит из фундаментального принципа, согласно которому у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, нравственных и эстетических ценностей, образования, веры и др.
Цели мультикультурного образования:
- развитие способности критически воспринимать встречающиеся клише, стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам и выработку у детей, подростков и молодежи толерантного отношения к ним;
- развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в разных культурах, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоев.
Можно выделить определенные уровни мультикультурного образования: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых образов поведения. Основные темы и вопросы мультикультурного образования в целях формирования толерантности личности: демократия, многообразие, права человека, единство, глобальное взаимодействие, долгосрочное развитие, власть, нетерпимость, дискриминация и расизм, миграция, многообразие идентичностей, патриотизм и космополитизм.
Мультикультурное образование развивает умения уважать и ценить ценности, взгляды окружающих, включая те, которые отличаются от привычных; уважать представителей различных этнических групп и т.д.
Будущие педагоги должны быть подготовлены к формированию у детей основ толерантности. С этой целью мы ввели в программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» курсы по выбору «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста», «Педагогика межнационального общения», «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», по специальности «Иностранный язык» ведется курс «Межкультурная коммуникация». В детских садах и школах проводятся различные мероприятия по формированию толерантности: фестивали дружбы, игры, тренинги, проекты по направлениям «Я - представитель своего народа», «Я - россиянин», «Я - гражданин мира», «Диалог культур», «Общение без границ» и многие другие.
Но следует отметить, что научное методологическое обоснование новых подходов и методов формирования толерантности и культуры межнационального общения в программах обучения и воспитания сегодня существуют отдельно друг от друга. Системе образования необходимы современные технологии для работы в поликультурном и полиэтническом обществе, в частности, учебно-методические пособия для учителей и родителей.
Таким образом, признание серьезности проблемы определяет необходимость поиска и разработки системы работы по формированию толерантности подрастающего поколения на основе связи теории и практики и объединения усилий всего общества.
Рецензенты:
Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, зав.кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ, г.Якутск.
Прокопьева М.М.., д.п.н., проф. кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ, г.Якутск.