Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF TOLERANCE OF THE PERSON

Nikolaeva L.V. 1 Sleptsova G.N. 1
1 North-Eastern Federal University named after .M.K.Ammosov
The difficult sociocultural situation of modern realities of life indicates relevance of a problem of formation of tolerance among younger generation. Tolerance of the personality is necessary quality of the modern person, a condition of safety and a guarantee of the world on the Earth. The theoretical analysis of formation of the tolerant personality is carried out. Tolerance is formed in development of ability and readiness to understand mental features of representatives of different cultures, the importance is received by the theory of cross-cultural communication including dialogue of cultures, a formation of sociocultural competence. The new directions of the theory of cross-cultural communication is studying communication of language with culture. The article describes the moral values and criteria of tolerance including equality, mutual respect, openness, interest in culture of other people , tolerance, preservation, careful attitude and development of traditions, customs, co-operation and solidarity.
solidarity
cooperation
tolerance
mutual respect
equality
sociocultural competence
cross-cultural communication
tolerance
Обращение к вопросу формирования толерантности связано с проблемами общества, кризиса общественных отношений, которые негативно сказываются на воспитание ценностных установок подрастающего поколения. К сожалению, в наши дни мы отмечаем крайне обострившуюся политическую обстановку. Современные процессы глобализации и культурного многообразия ведут не только к прогрессу, но и к негативным проявлениям. Военные действия на Украине, межэтнические конфликты, теракты, беженцы - вот реальные события современной жизни. В этих условиях наибольшую актуальность приобретает проблема формирования толерантности у подрастающего поколения. Обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.

Цель статьи - рассмотреть теоретические основы формирования толерантности личности для распространения идей толерантности и методов ее воспитания во всех институтах социализации подрастающего поколения (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз и др.), что, по нашему мнению, является насущной необходимостью в сложившихся современных условиях.

Педагоги должны воспитывать в детях неприятие вражды между народами, межэтнических конфликтов, войн, терактов, насилия и агрессии. Это сложная задача в условиях нагнетания негативной информации из СМИ, когда дети видят с экранов телевизоров агрессию, военные действия, теракты, фильмы, в которых провозглашается культ силы и власти. Современные детские компьютерные игры тоже основаны на войнах, стрельбе, уничтожении противника. Перед образованием стоит сложная задача - противостоять негативным влияниям окружающей среды посредством духовно-нравственного воспитания, формирования духовных ценностей, культуры.

Осуществление этих ценностей в мировом сообществе составит основание «культуры мира». Любая культура по своей сути является результатом обучения. Воспитание - это обучение, в основе которого и в осуществлении которого лежат культурные ценности. В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности.

Восприятие культурного многообразия и культурных различий ведет к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого является обеспечение гуманных взаимоотношений представителей разных национальных культур, принятие принципов терпимости и культурного плюрализма [4].

Особая сфера теории и практики толерантности в современном мире - межкультурная коммуникация. По определению Фурмановой В.П. межкультурная коммуникация представляет собой диалог культур. Межкультурная коммуникация как диалог культур является способом общечеловеческого общения, который охватывает обмен информацией и культурными ценностями в контексте межэтнической коммуникации [6]. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран путем внедрения в сознание учащихся чувства единства и ценности нашей цивилизации [4].

Межкультурная коммуникация как диалог культур определилась в последние годы как отдельное научное направление в языковой педагогике. Во многих вузах ее изучают как отдельную дисциплину. Теоретической основой межкультурной коммуникации мы выделяем взаимодействие языка, культуры, личности.

Межкультурная коммуникация рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных языков и культур или совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам [1]. При этом важное значение имеет не только знание языка, но и знание межкультурных особенностей партнера по общению, представителя другой культуры. В процессе общения необходимо учитывать национально-культурные особенности людей, менталитет, иные обычаи, традиции, особенности поведения и этикета. Незнание данных межкультурных различий может привести к непониманию и даже обидам. Таких случаев в истории очень много.

Знание межкультурных особенностей и учет их в процессе общения входит в социокультурную компетенцию личности на уровне межличностного, межгруппового и межнационального общения. Теоретические проблемы межкультурной коммуникации и общения исследованы в работах М.М. Бахтина, В.С. Библер, В.В. Воробьева, М.С. Каган, Р. Ладо, В.П. Сафоновой, М.Р. Сингер, Е.И. Пассова, В.П. Фурмановой, М.М. Фомина, И.И. Халеевой, Г.А. Цукерман и др.

Для нашего исследования представляют интерес теория культуроведческой социологизации образования (Сафонова В.П.) и исследования по лингвокультурологии (Воробьев В.В.). Под культуроведческой социологизацией содержания образования по определению Сафоновой В.П. понимается усиление функций образовательных систем как средства передачи учащимся универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения языков и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе общечеловеческой культуры [4]. «Лингвокультурология - современная гуманитарная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей) [1]. Лингвокультурологическая компетенция означает не только знание значения понятий и слов, но и всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Таким образом, социокультурная компетенция синтезирует в себе наряду со знанием иностранного языка способность понимать и адекватно воспринимать культурные различия и особенности поведения представителей других культур, что является необходимым условием для формирования толерантности личности. Но не только при использовании иностранного языка, повсеместно в нашей повседневной жизни мы общаемся с представителями других культур из стран ближнего зарубежья, Китая, Украины, которые приезжают к нам в поисках работы, приюта и в качестве беженцев.

Социокультурная компетенция личности основана на ценностном отношении к языку как социальному явлению, как средству отражения национального и общечеловеческого в культурах народов соизучаемых языков, как средству межкультурного общения, обобщения знаний о восприятии мира различными этносами, народами в их духовной, материальной культуре и ее разнообразных формах существования. Именно поэтому так важно формировать у обучаемых социокультурную компетенцию, и, как результат, толерантность по отношению к другим народам.

Роберт Ладо в своей работе «Лингвистика поверх границ культур» подчеркивал, что обучение чужой культуре должно проводиться через сопоставление со своей культурой [4]. Человек, уважающий свою родную культуру, с уважением относится и к культурам других народов. Необходимо формировать у подрастающего поколения нравственные ценности, утверждающие чувство сопричастности, взаимоуважения, доброжелательности, учить основам человеческого общежития, отказа от насилия, поиска мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности ,взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Именно данными ценностями и определяется содержание знания, необходимого для практического осуществления толерантности. Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам.

Рассмотрим конкретные цели образования в духе толерантности в виде базовых целей:

- Стремиться к пониманию причин насилия и нетерпимости.

- Содействовать воспитанию, основанному на уважении к другим, особенно к малочисленным народам..

- Поощрять практику толерантного взаимодействия как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека.

- Для противостояния дискриминации и национализма укреплять общение, поддерживать свободу выражения; развивать убежденность в том, что совершенное проявление толерантности - это уважение достоинства личности и политическая свобода.

- Готовить детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, которые выступают против разрушительных отношений и в которых уважение к человеку не зависит от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального или социального происхождения.

- Содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания и сотрудничества между народами.

- Учиться противостоять позициям фанатизма любого вида. В спорах придерживайтесь дружественной и толерантной позиции и интонации как наилучшего способа достижения понимания между людьми.

- Способствовать тому, чтобы учащиеся поняли эффективность использования мирных способов решения проблем и конфликтов и отказа от насилия.

- Пробуждать в нынешнем поколении учащихся, которым предстоит отвечать за положение дел в стране и мире, чувства альтруизма, открытости, уважения к другому, солидарности, сопричастности.

В последней четверти XX века укоренился термин «мультикультурное образование». Существуют разные уровни понимания термина «мультикультурное образование». В буквальном смысле под мультикультурным образованием подразумевается индивидуальный процесс приобретения знаний, формирование отношения или поведения при взаимодействии с различными культурами. Очень часто мультикультурное образование рассматривается в более широком контексте для обозначения концепции мирного сосуществования людей, принадлежащих к разным культурам.

Мультикультурное образование исходит из фундаментального принципа, согласно которому у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, нравственных и эстетических ценностей, образования, веры и др.

Цели мультикультурного образования:

- развитие способности критически воспринимать встречающиеся клише, стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам и выработку у детей, подростков и молодежи толерантного отношения к ним;

- развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в разных культурах, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоев.

Можно выделить определенные уровни мультикультурного образования: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых образов поведения. Основные темы и вопросы мультикультурного образования в целях формирования толерантности личности: демократия, многообразие, права человека, единство, глобальное взаимодействие, долгосрочное развитие, власть, нетерпимость, дискриминация и расизм, миграция, многообразие идентичностей, патриотизм и космополитизм.

Мультикультурное образование развивает умения уважать и ценить ценности, взгляды окружающих, включая те, которые отличаются от привычных; уважать представителей различных этнических групп и т.д.

Будущие педагоги должны быть подготовлены к формированию у детей основ толерантности. С этой целью мы ввели в программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» курсы по выбору «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста», «Педагогика межнационального общения», «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», по специальности «Иностранный язык» ведется курс «Межкультурная коммуникация». В детских садах и школах проводятся различные мероприятия по формированию толерантности: фестивали дружбы, игры, тренинги, проекты по направлениям «Я - представитель своего народа», «Я - россиянин», «Я - гражданин мира», «Диалог культур», «Общение без границ» и многие другие.

Но следует отметить, что научное методологическое обоснование новых подходов и методов формирования толерантности и культуры межнационального общения в программах обучения и воспитания сегодня существуют отдельно друг от друга. Системе образования необходимы современные технологии для работы в поликультурном и полиэтническом обществе, в частности, учебно-методические пособия для учителей и родителей.

Таким образом, признание серьезности проблемы определяет необходимость поиска и разработки системы работы по формированию толерантности подрастающего поколения на основе связи теории и практики и объединения усилий всего общества.

Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, зав.кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ, г.Якутск.

Прокопьева М.М.., д.п.н., проф. кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ, г.Якутск.