Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPLEX USAGE OF EDUCATIONAL RESOURCES IN INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL AND EARLY SCHOOLCHILDREN

Borschevskaya Yu.M. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K.Minin
The article states the need ofactualization of individual opportunities of psychophysiological and psychological development of children.Insufficiently actualized in childhood individual opportunities of psychophysiological and psychological development hinder a person’s adaptation in all spheres of life. This paper describes experimental work on complex usage of educational resources. On ascertaining stage of the experiment individual psychophysiological opportunities and psychological characteristics of children, the level of information and professional competence of teachers, the level of psychological and pedagogical competence of parents were identified. On the forming stage of the experiment complex usage of educational resources was used in practice. The control stage of the experiment was to detect changes that have occurred in the development of children, the dynamics of information and professional competence of teachers and information competence of parents was studied.
psychological and pedagogical competence of parents
information and professional competence of teachers
educational resources
individual opportunities of development
information competence
Мы живем в  информационном обществе, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и интенсивным использованием их гражданами, бизнесом, органами государственной власти.

Владение информационной компетенцией считается в настоящее время одним из показателей высокого профессионализма педагога. Это не возможно без умения педагога профессионально владеть новыми информационными технологиями в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса.

При этом необходимо учитывать, что недостаточно актуализированные в детском возрасте индивидуальные возможности психофизиологического и психологического развития приводят к серьезным трудностям на дальнейших этапах развития человека, что затрудняет его адаптацию во всех сферах жизнедеятельности, успешную профессиональную деятельность, творческую саморегуляцию.

Проведенное нами исследование касалось комплексного использования образовательных ресурсов при индивидуализации развития детей.

Программа констатирующего  этапа экспериментарешала следующие задачи:

Первое: Выявить индивидуальные психофизиологические возможности и психологические особенности развития детей экспериментальной и контрольной групп.

Дети экспериментальной и контрольной групп по показателям физического развития соответствуют среднестатистическим данным по России (анализ антропометрических данных (возраст, рост, масса тела); по уровню работоспособности как важнейшего показателя психофизиологического развития (тест Тулуз-Пьерона) группы являются статически гомогенными (однородными).

Достоверные отличия в уровнях психологического развития детей гр. Э1, гр. Э2 и гр. К по результатам 8 субтестов «Методики определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой существуют всего лишь по одному показателю - понятийное образное мышление. По остальным показателям (речевое развитие, понятийное интуитивное мышление, понятийное логическое мышление, понятийное речевое мышление, кратковременная речевая память, абстрактное мышление, кратковременная зрительная память) нет достоверных отличий. Гр. Э1 и гр. Э2 статически однородные (гомогенные).

Второе: Дать педагогическую интерпретацию выявленным индивидуальным особенностям психофизиологического и психологического развития детей.  Определить основные направления педагогической работы с детьми экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента.

Методом факторного анализа были определены значимые факторы в структуре всех признаков наблюдения и параметров исследования. Корреляционный анализ позволил выявить значимые корреляционные связи между всеми исследуемыми показателями и определить основные направления индивидуализации развития детей на формирующем этапе эксперимента.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали. Дети экспериментальной группы: а) обладают недостаточным для полноценного развития уровнем устойчивости сложившейся системы восприятия окружающего мира; б) необходимо обеспечить развитие их индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей на основе комплексного использования образовательных ресурсов; в) приоритетными направлениями индивидуализации педагогического процесса в экспериментальной группе должны стать: интеллектуально-познавательная деятельность (прежде всего, речевая и математическая) и художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование). При организации педагогического процесса необходимо учитывать, что у каждого ребенка свой уровень работоспособности, свой индивидуальный темп жизнедеятельности.

Третьей задачей было выявить уровень информационно-профессиональной компетентности и особенности профессиональной направленности личности педагогов, работающих с детьми гр. Э и гр. К.

а. Уровень профессиональной деятельности при подготовке и проведении занятий (уроков) с детьми - на основе заполнения специально разработанных «Карт анализа деятельности педагога на занятии (уроке)».

б. Представления о путях и средствах обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей детей - на основе использования специально разработанного опросника.

в. Представления о путях и средствах формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6 лет (анкетирование).

г. Представления о специфике профессиональной деятельности с разными категориями детей (гиперактивными, медлительными, часто болеющими, социально неуверенными) - за счет использования метода педагогического моделирования (составление психологического портрета ребенка).

д. Навыки осуществления педагогической диагностики методом наблюдения (анкетирование).

е.  Навыки осуществления экспертизы образовательных ресурсов - в процессе работы со специально разработанной «Картой экспертной оценки образовательной программы».

Профессиональная направленность личности педагогов изучалась на основе модификации стандартизированного опросника (Е.И. Рогов): мотивация одобрения, направленность на профессиональную деятельность, интеллигентность, общительность, организованность.

В соответствии с четвертой задачей мы выявляли уровень психолого-педагогической грамотности родителей и других взрослых, занимающихся воспитанием ребенка гр. Э и гр. К и получали представление об особенностях детско-родительских отношений. В содержание специально разработанной анкеты для родителей были включены вопросы, направленные на изучение уровня их психолого-педагогической просвещенности и информационной грамотности разных аспектов изучаемого явления: представления о процессе подготовки ребенка к школе; представления о процессе развития индивидуальных возможностей и необходимости учета индивидуальных особенностей ребенка; информационная грамотность родителей: используемые в семье образовательные ресурсы (печатные, электронные, видео, Интернет); заинтересованность родителей в психолого-педагогическом просвещении и повышении информационной грамотности: по проблеме подготовки ребенка к школе; по различным аспектам развития индивидуальных возможностей и учета индивидуальных особенностей развития ребенка.

Результаты анкетирования показали, что родители испытывают образовательные потребности в обозначенных направлениях.

На формирующем этапе эксперимента система комплексного использования образовательных ресурсов использовалась на практике. В опытно-экспериментальной работе принимали участие все субъекты целостного педагогического процесса экспериментальных образовательных учреждений: дети, педагоги, родители. Однако основное внимание было сосредоточено на повышении компетентности педагогов.     Педагоги были активными ретрансляторами родителям новых психолого-педагогических знаний, которые приобретались ими в результате комплексного использования образовательных ресурсов.

Контрольный этап эксперимента преследовал несколько целей:

  1. выявление изменений, которые произошли в развитии индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей детей в течение последнего года пребывания их в ДОУ, а также определение уровня готовности детей гр. Э1, гр. Э2 и гр. К. к обучению в школе.
  2. изучалась динамика информационно-профессиональной компетентности педагогов и информационной грамотности родителей в гр. Э и гр.К.

Результаты контрольного этапа эксперимента обоих серий, в целом, показали следующие результаты:

У детей экспериментальной группы сформировалась полноценная система восприятия окружающего мира; улучшились показатели психофизиологического и психологического развития.

У педагогов, работающих с детьми экспериментальной группы, улучшились все параметры информационно-профессиональной компетентности.

У родителей и других взрослых, занимающихся воспитанием, образованием и развитием детей экспериментальной группы значительно повысился уровень психолого-педагогической просвещенности и информационной грамотности; повысилось стремление к организации взаимодействия с ребенком по типу «Кооперация»; наметилась тенденция к снижению показателей отношений с ребенком по типу «Маленький неудачник» и «Авторитарная гиперсоциализация».

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об успешной реализации системы педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей развития детей на основе комплексного использования образовательных ресурсов, которая была апробирована на формирующем этапе эксперимента, и эффективности ее результатов для всех субъектов целостного педагогического процесса - детей, педагогов, родителей.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры здоровьеформирующих технологий  ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Шамов А.Н., д.п.н., профессор,  заведующий кафедрой лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», г. Нижний Новгород.