Очевидно, что необходимо искать новые подходы к совершенствованию практической подготовки в медицинском вузе через интенсивные пути развития, в отличие от предлагаемых экстенсивных (увеличение учебных часов, увеличение штатов для улучшения показателя соотношения «учитель-ученик») [4].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС-03) формирование практической составляющей будущих врачей начинается с первого курса. Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является учебная и производственная практика. Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов специальности 060101 «Лечебное дело» является обязательным компонентом основной образовательной программы и проводится в течение первых двух семестров.
Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения данной учебной практики, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей. В ряде случаев будущий врач не считает для себя важным приобретение навыков ухода за пациентом, считая эти навыки бесполезными. Однако следует учитывать тот факт, что врачебный и сестринский персонал в медицинском учреждении любого профиля - это единая команда, оказывающая лечебную и профилактическую помощь [5]. Врач, в совершенстве владеющий сестринскими навыками, способен грамотно организовать работу среднего медицинского персонала и при необходимости самостоятельно обеспечить уход за пациентом.
И, наконец, важность этого блока профессиональной подготовки врача возросла с получением студентами начиная с 4 курса возможности работать на штатных должностях среднего медицинского персонала, что требует высокой теоретической подготовки и качественного владения манипуляционной техникой медицинской сестры.
Целью учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является раннее погружение в специальность с формированием основ общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к реальным.
Задачи учебной практики:
- формирование у студентов представления о медицинской этике и деонтологии при общении с пациентами, медицинским персоналом, родственниками больных;
- формирование у студентов теоретических знаний по осуществлению квалифицированного ухода за больными;
- формирование понимания деятельности младшего и среднего медицинского персонала в отделениях терапевтического и хирургического профиля;
- приобретение навыков проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний, навыков гигиенического воспитания и профилактики заболеваний среди взрослого населения и подростков;
- овладение практическими умениями и навыками (медицинские манипуляции, связанные с уходом за пациентами с заболеваниями различных органов и систем);
- ознакомление и приобретение навыков оказания первой помощи взрослому населению и подросткам при неотложных состояниях.
По окончании учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» студент должен сформировать тринадцать компетенций: общекультурные - 1, 2; профессиональные - 1, 7, 9, 11, 12, 19, 25, 27, 29, 31 [6]. Данные компетенции должны передаваться и развиваться на протяжении всего обучения в медицинском вузе.
В соответствии с целью и задачами разработана рабочая программа учебной практики, ориентированная непосредственно на профессионально-практическую подготовку обучающихся. За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания.
Структура модулей и виды самостоятельной работы учебной практики
Модуль 1. Основы общего ухода за пациентом. Модуль включает в себя: сущность и основные аспекты сестринского ухода; вопросы биомедицинской этики и деонтологии в сестринской практике; основные принципы организации медицинской помощи населению, структуры больницы; вопросы общего ухода как составного компонента лечения; принципы организации работы медицинской сестры, ведения документации.
Модуль 2. Безопасная больничная среда. Модуль включает в себя вопросы, касающиеся внутрибольничной инфекции и ее профилактики; клинической гигиены медицинского персонала и окружающей среды; дезинфекции и стерилизации; профилактики профессиональных заболеваний медперсонала.
Модуль 3. Манипуляционная техника в сестринской практике. Модуль включает в себя основы ухода за тяжелобольными пациентами; кормления больных; простейшей физиотерапии; фармакотерапии в сестринской практике и других простых медицинских процедур медицинского ухода.
Модуль 4. Общий уход за больными терапевтического профиля. Изучение модуля позволяет освоить особенности ухода за больными с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, органов желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
Модуль 5. Общий уход за больными хирургического профиля. Модуль включает в себя вопросы предоперационной подготовки пациента; ухода за пациентом в интра- и послеоперационном периодах, основы десмургии.
Модуль 6. Неотложные состояния в терапевтической и хирургической практике. Первая помощь.
Профессиональное образование любого направления, в том числе и медицинское, состоит из этапов теоретической и практической подготовки. Существующая система практической подготовки будущих врачей в последнее время подвергается значительному реформированию. Помимо традиционных методов, в образовательный процесс активно внедряются инновационные (симуляционные) технологии. Образовательные технологии, используемые для формирования компетенций, обусловлены практической направленностью образовательного процесса:
- ознакомление с информацией в ходе клинических практических занятий;
- демонстрация обучающих видеофильмов;
- создание презентаций;
- сase-study (анализ реальных клинических ситуаций, ситуационный анализ);
- проведение занятий с использованием интерактивных инструментов (круглый стол, дискуссия, мозговой штурм, деловые и ролевые игры и др.);
- раннее вовлечение студентов в процесс ухода за больными под руководством среднего медицинского персонала и контролем преподавателя;
- разработка «памятки для пациента»;
- оформление «сестринской истории болезни»;
- проведение круглых столов по результатам внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- формирование технологии выполнения манипуляций в условиях симуляционного центра на фантомах и муляжах. Наибольшее применение тренажерные технологии получили в тех областях, в которых обучение на реальных объектах может привести к негативным последствиям (атомная энергетика, авиация, космос, военное дело и т.д.). Обучение на тренажерах давно используется на отдельных кафедрах медицинских вузов.
В ОрГМУ с 2011 г. активно функционирует «Обучающий симуляционный центр». Формирование технологии практических навыков ухода за больными реализуется на базе симуляционного центра в рамках учебного модуля «Общий уход», состоящего из трех блоков, имитирующих «палату», «процедурный кабинет», «манипуляционную». Соответствующее имитационное оборудование и реальный медицинский инструментарий учебных залов позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося; формирование практических навыков идет в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям медицинской организации. Обучение студентов на манекенах, тренажерах и имитаторах дает возможность отработать редкие виды навыков, не ограничивая студента во времени и без риска для пациента.
Особенностью практических занятий в симуляционном центре является преобладание метода обучения «выполнения обучающих заданий» над методом «ознакомления с информацией». Используемые методики способствуют не только усвоению алгоритма успешной профессиональной деятельности, но и учат добывать необходимую для ее осуществления информацию. Именно в условиях центра обучение можно направить не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. В соответствии с современными стандартами этап симуляционного обучения должен предшествовать занятиям в клинике. Студенты осваивают навыки, наблюдая за действиями преподавателя, медицинской сестры. И очень важно, чтобы это была правильная методика, так как первое впечатление самое сильное.
Обучение студентов с использованием имитационного оборудования (манекены, тренажеры, роботы-имитаторы) дает следующие преимущества: реалистичное обучение без риска для пациента; длительность учебного процесса не ограниченна; количество повторов не ограниченно; нет зависимости от работы клиники; отработка редких видов вмешательств; без первичного стресса для обучающихся; объективная оценка действий обучающихся. Наш опыт показывает, что использование симуляционных технологий в учебном процессе повышает мотивацию студентов, привлекая техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчая переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента.
Задачей медицинского вуза является не только обучение умениям и навыкам, но и контроль их освоения, являющийся одним из основных элементов оценки качества образования. Система контроля качества практической подготовки по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» проводится в соответствии с балльно-рейтинговой системой и включает: текущий контроль на практическом занятии; рубежный контроль по окончании каждого модуля; итоговый контроль по окончании учебной практики (зачет).
Оценка теоретических знаний проводится в форме решения ситуационных задач, целью является выявление у студентов способности оценивать полученные данные, пользоваться нормативной документацией, оценивать клиническую ситуацию, выявлять проблемы ухода за пациентом и обосновывать пути их решения.
При оценке уровня освоения практических навыков в ОрГМУ активно используются возможности и оснащение симуляционного центра. В современном образовании, и в обучении медицине в частности, контрольно-оценочная деятельность все более приобретает стандартизированный характер. Поэтому нами были разработаны оценочные листы (стандарты обученности) по каждому практическому навыку. Стандарты обученности составлялись группой специалистов, в которую вошли преподаватели академии по профилю, методисты, практикующие медицинские работники (в данном случае главные медицинские сестры медицинских организаций). При формировании учитывались в первую очередь федеральные и региональные рекомендации, в результате чего и сформировался унифицированный алгоритм выполнения манипуляции или практического навыка. Такая форма контроля умений позволяет выявить усвоение учебной программы и оценить степень готовности студентов к производственной практике.
Таким образом, учебная практика на младших курсах является начальным звеном по подготовке студентов к производственной практике, формируя основы профессионального мастерства врача. Уход за больными является важной составляющей медицинской деятельности по созданию оптимальных условий для выздоровления пациентов и требует от студентов врачебных специальностей обязательного освоения до изучения клинических дисциплин. В последующие годы обучения практические умения и навыки, приобретенные в ходе учебной практики, закрепляются и совершенствуются, и в процессе учебной деятельности создаются условия для формирования новых практических умений и навыков, более глубокого овладения профессией.
Рецензенты:
Мирошниченко И.В., д.м.н., профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;
Железнов Л.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»» Минздрава России, г. Оренбург.