Среди гемобластозов острые лейкозы (ОЛ) занимают одно из первых мест по частоте встречаемости. Заболеваемость острыми лейкозами составляет в среднем 5 случаев на 100 000 населения в год. Острые миелобластные лейкозы (ОМЛ) чаще встречается у взрослых – 75 % случаев. В г. Красноярске в гематологическом отделении МБУЗ «КМКБ № 7» за последние 3 года наблюдается увеличение количества госпитализаций больных с ОЛ. Так, в 2011 году в отделении было 88 случаев госпитализаций, в 2012 г. – 105, в 2013 г. – 122 случая. Из которых 16,6 % составили впервые выявленные случаи.
ОЛ представляют весьма разнородную группу злокачественных заболеваний системы крови, которые характеризуются первичным поражением костного мозга морфологически незрелыми кроветворными бластными клетками с вытеснением нормальных ростков кроветворения и инфильтрацией ими различных тканей и органов [1,2].
Цель нашего исследования – обратить внимание врачей-терапевтов и врачей других специальностей на вариабельность клинических и лабораторных проявлений острого лейкоза и его осложнений и трудность их диагностики.
Задачи:
1) выявить наиболее частую встречаемость вариантов ОЛ у взрослого населения в г. Красноярске;
2) выявить встречаемость в зависимости от пола и возраста;
3) определить начальные проявления заболевания;
4) рассчитать процент характерных изменений в анализах крови;
5) выявить наиболее часто встречающиеся осложнения ОЛ.
Материалы и методы: в клиническом исследовании были проанализированы выписки 62 больных ОЛ, проходивших лечение в гематологическом отделение МБУЗ «КМКБ № 7» с 2010 по 2013 г.
По данным гематологического отделения МБУЗ «КМКБ № 7» у взрослых пациентов чаще встречаются миелобластные острые лейкозы (87 %), ОЛЛ всего в 13 %. По FAB-классификации с наибольшей частотой среди ОМЛ встречается М2 вариант (33 %), на втором месте М4 (27 %), на третьем М5 (25 %). На М1, М3, М6 пришлось по 5 %. Больных с вариантами М0, М7 и нами не было выявлено (рис.1).
Рис.1. Распределение ОМЛ по частоте встречаемости
Среди больных ОМЛ 52 % составили женщины и 48 % мужчины, а среди ОЛЛ в большинстве были мужчины – 62 %, женщин – 38 %.
Ввиду того, что наше исследование проводилось на базе взрослого гематологического отделения, мы разделили всех пациентов на две категории: I – от 18 до 40 лет, II – старше 40 лет. В возрасте более 40 лет преобладала миелобластная форма острого лейкоза (90 %). Что касается ОЛЛ, то количество больных в обеих группах оказалось поровну.
Рис. 2. Диаграмма дебюта заболевания
Также нами проводилось статистическое исследование дебюта заболевания (рис. 2). Ведущими синдромами среди больных ОМЛ являются анемический 40 %, инфекционный 25 %, геморрагический 16 %, гиперпластический 8 %, язвенно-некротический 4 %. 7 % ОМЛ было выявлено случайно в ходе различных обследований. В ОЛЛ на первом месте стоят инфекционный и анемический синдромы по 27 %, на втором геморрагический и гиперпластический поровну 18 %. 10 % пришлось на случайно выявленные.
Что касается гемограммы, то среди больных миелобластным лейкозом в 92 % в периферической крови были выявлены бласты, которые являются субстратом опухоли, в 8 % гемограмма была атипичной (алейкемическая форма – безбластная). Среди ОЛЛ таких форм нами не было выявлено. Процент панцитопении при первичном обращении пациентов с ОМЛ составил 26 %, ОЛЛ – 13 %.
В некоторых случаях в гемограмме наблюдается лейкоцитоз. Среди больных ОМЛ лейкоцитоз зарегистрирован в 9 %, ОЛЛ – в 25 %, причем чаще наблюдался гиперлейкоцитоз с цифрами до 206 тыс.
Анализируя осложнения ОЛ (рис. 3), чаще наблюдался миелотоксический агранулоцитоз – это остро развивающееся снижение уровня гранулоцитов в периферической крови ниже 0,5х109 /л [3]. Среди наших пациентов миелотоксический агранулоцитоз составил 63 % для ОМЛ и 75 % для ОЛЛ. У исследуемых больных с ОМЛ анемия встречалась в 56 %, у больных ОЛЛ 50 %. Опухолевая интоксикация для ОМЛ составила 54 %, для ОЛЛ – 63 %. Геморрагические осложнения встречались у больных ОМЛ – в 43 % и у больных ОЛЛ – в 13 % случаев.
Рис. 3. Осложнения ОЛ
Довольно часто на фоне лечения развивались мукозиты. Это воспалительная реакция со стороны слизистой оболочки ЖКТ, возникающая в результате нарушения процессов деления эпителиальных клеток, что делает ткани открытыми для инфицирования [4,5]. У больных ОМЛ мукозиты наблюдались в 33 % и в 25 % у больных ОЛЛ.
Энтеропатия при ПХТ возникает вследствие повреждающего неспецифического действия химиопрепаратов на слизистую кишечника и проявляется на 1–10 день после начала лечения. У обследуемых больных с ОМЛ и ОЛЛ процент кишечной энтеропатии составил 9 и 38 % соответственно.
Гепатотоксичность является довольно опасным осложнением от применения цитостатической терапии [6]. Наиболее гепатотоксичными считаются: метотрексат, L-аспарагиназа, 6-меркаптопурин, цитарабин, циклофосфан. У пациентов с ОМЛ гепатотоксичность развивалась в 7 % и в 38 % у больных с ОЛЛ.
К инфильтративным поражениям относится нейролейкемия. У обследуемых больных диагноз нейролейкемии выставлен не был, т.к. проводилась своевременная профилактика. Также к инфильтративным осложнениям относится инфильтрация печени, почек, яичек, легких, миокарда, что составило у наших больных ОМЛ в 6 %. У больных ОЛЛ таких осложнений не было.
У некоторых пациентов возникает такое осложнение, как кардиотоксичность. Кардиотоксичность наиболее характерна для доксорубицина, рубицина (даунорубомицина) и высоких дозах цитозара. Нами выявлена кардиотоксичность только у больных ОМЛ – 4 %.
Рис. 4. Инфекционные осложнения ОЛ
Далее следуют инфекционные осложнения 59 % при ОМЛ и 89 % при ОЛЛ [7]. В подавляющем большинстве у пациентов с ОМЛ диагностировались пневмонии и кандидозы по 20 %, затем по убыванию herpes zoster 17 %, стоматиты 13 %, септицемия и сепсис 11 %, аспергиллез 9 %, флегмоны и абсцессы поровну по 7 %, фурункулез и ангины по 4 %, флебиты 2 %. Среди инфекционных осложнений у больных ОЛЛ лидируют флегмоны и абсцессы 38 %, встречаемость остальных осложнений составила по 13 % (рис.4).
Среди возбудителей, выделенных у пациентов в городском гематологическом отделении, преобладают Candida albicans 38 %, далее Streptococcus viridians 21 %, Candida cruzei 13 %, Acinetobacter lwoffii 13 %, Streptococcus epidermidis, Klebsiella pneumoniae и Enterobacter aerogenes по 8 %, Аspergillus fumigatus, Pseudomonas aeruginosa, Neisseria spp., Staphylococcus epidermidis и Micrococcus spp. по 4 % (рис.5).
Рис.5. Спектр инфекционных агентов при ОЛ
Выводы
Наиболее часто в городе Красноярске в возрасте старше 40 лет встречается миелобластный вариант острого лейкоза (87 %).
Самые часто встречаемые варианты ОМЛ по FAB-классификации – М2 (33 %), М4 (27 %), М5 (25 %).
В дебюте ОЛ чаще проявлялся анемическим и инфекционным синдромами. 7% ОМЛ было выявлено случайно.
Бессимптомное начало ОЛ встречалось примерно в 10 % случаев.
Встречаемость безбластных форм среди ОЛ составила 8 %.
Наиболее частыми осложнениями у больных ОЛ является миелотоксический агранулоцитоз, инфекционные осложнения, опухолевая интоксикация.
В подавляющем большинстве у пациентов гематологического отделения МБУЗ «КМКБ № 7» с ОМЛ диагностируются инфекции нижних дыхательных путей и кандидозы. У больных ОЛЛ лидируют гнойные некротические осложнения.
Среди возбудителей инфекций преобладают Candida albicans, Streptococcus viridians.
Таким образом, в работе показано, что клинические проявления дебюта острого лейкоза достаточно разнообразны, а в некоторых случаях начало этого грозного заболевания вовсе бессимптомно. Часто встречаются атипичные проявления гемограммы (безбластные) при этом гемобластозе. Все это, несомненно, вызывает трудности у терапевтов общего профиля при выявлении таких больных в различных медицинских учреждениях. С помощью проделанной нами работы мы хотели еще раз заострить внимание на проблеме диагностики острого лейкоза, его осложнений и дальнейшего ведения таких пациентов в межкурсовом периоде.
Рецензенты:
Никулина С.Ю., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой внутренних болезней № 1 КрасГМУ, г. Красноярск;
Черкашина И.И., д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней № 1 КрасГМУ, г. Красноярск.