Проведенная рядом исследователей оценка туристско-рекреационных ресурсов Белгородской области подтверждает привлекательность региона как туристской аттракции с благоприятными природно-климатическими условиями [2,10]. Имеется ряд хорошо оснащенных лечебно-оздоровительных центров: 8 санаториев и 3 санатория-профилактория, включая ОГАУЗ «Красиво», ООО «Дубравушка», «Красная Поляна», «Первое Мая», 13 баз отдыха, сельские усадьбы, гостевые дома, более 50 гостиниц. Потребность в активном отдыхе готовы удовлетворить двенадцать городов, вошедших в так называемый список исторических населенных мест Российской Федерации. Кроме этого, к услугам гостей более двух тысяч объектов культурного наследия, в том числе 35 - федерального значения, включая памятники археологии, архитектуры и градостроительства, среди которых усадьбы Юсуповых, Волконских, хутор «Градовский»; более 700 памятников воинской славы, объекты народного промысла, музеи, театры. А также ландшафтные комплексы особо охраняемых природных территорий (ООПТ); государственного заповедника «Белогорье»; Ботанического сада НИУ «БелГУ»; природных парков «Ровеньский» и «Хотмыжский», рек Оскол, Ворскла, Северский Донец [1,4,5,8].
Туристская конкурентоспособность Белгородчины находится в прямой зависимости от логистической, информационной, финансовой, нормативно-правовой и инновационной составляющей. Важно обеспечить, с одной стороны, формирование стабильного туристского потока, который позволил бы эффективно использовать рекреационные ресурсы области, с другой - создать в регионе современную туристскую индустрию, ориентированную на использование природных и других ресурсов и связанную с сохранением этнокультурного наследия, природной и историко-культурной среды для создания комплексного туристского продукта. Целью исследований был анализ системы подготовки кадров, основой развития рекреационного туризма в регионе должны стать высококвалифицированные кадры высшего и среднего звена.
Методы исследования
Методологической и теоретической основой исследования выступают следующие подходы и концепции: методология андрагогического подхода, представленная в работах Б.Г. Ананьева, С.Г. Вершловского, В.И. Жога, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, Г.Н. Подчалимовой, Т.И.Шамовой, а также в исследованиях Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, А.В. Даринского, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда, Е.П. Тонконогой, Г.Д. Глейзера, Т.Г. Браже, В.В. Горшковой, Е.И. Добринской, П.И. Юнацкевича и др.; концепция развития системы дистанционного обучения (В.П. Демкин, Е.С. Полат, В.И. Содаткин, В.П. Тихомиров, А.В. Густырь, Б. Баркер, А. Фрисби, К. Патрик, Б. Холмберг, Дж. Баат, Р. Баттенберг, К. Граф, Г. Гаррисон, Ниппер и др.); теория и технология использования дистанционных технологий в системе повышения квалификации работников образования (С.В. Богданова, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Т.С. Назарова, Е.С. Полат); теория профессионального туристского образования (В.И. Жолдак, И.В. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальнов, А.М. Новиков, С.Е. Шишов и др.).
Результаты исследований
Проведенный анализ показал, что одним из сдерживающих факторов развития рекреационного туризма в Белгородской области является слабое обеспечение высокопрофессиональными кадрами, особенно среднего звена. Это связано с тем, что туристское образование как педагогический феномен появилось сравнительно недавно и находится в стадии своего становления. Педагогика туризма направлена на формирование квалифицированных специалистов туристской индустрии, изучение влияния разнообразных политических, социальных и экономических факторов на обучение, воспитание и образование специалистов сферы туризма. Главными пробелами в туристском обучении является отсутствие навыков межличностного общения, знания иностранных языков, знания компьютерных технологий и элементарных знаний коммерческой деятельности [7].
В Белгородской области вопросами повышения квалификации работников отрасли гостеприимства занимается ряд организаций: центр «Золотая подкова», Белгородской ассоциации туроператоров (БАТО), организуются разнообразные курсы при Центрах развития туризма и ведущих вузах города. Отсутствие согласованных программ, единых целей и задач, а зачастую и квалифицированных преподавателей, не позволяет комплексно решать данную проблему.
ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» на сегодняшний день является ведущим вузом региона, осуществляющим комплексную подготовку специалистов сферы гостеприимства по специальностям и направлениям подготовки «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство; сфера обслуживания)», «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис». Кафедрой туризма и социально-культурного сервиса на сегодняшний день разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования «Экскурсовод», повышения квалификации «Гостиничный менеджмент», предусматривающие очную и заочную формы обучения.
Имеющаяся в вузе на кафедре туризма и социально-культурного сервиса материально-техническая и научная база позволяет создать на ее основе единую систему переподготовки и повышения квалификации кадров сферы туризма и гостеприимства. Это позволит повысить качество туристского образования в регионе, гарантировать эффективность индустрии туризма; обеспечить обучающихся фундаментальными знаниями в сфере гостеприимства и гостиничной отрасли, основанными на культурном, интеллектуальном и моральном развитии работников отрасли туризма в мультикультурной среде.
На первом этапе реализации проекта были определены потребности и ожидания предпринимателей, профессионалов, поскольку в процессе проведения опросов на передний план вышли вопросы повышения технологичности работников, их умение работать в online-системах и др.
На втором - налажена система взаимодействия с организациями, курирующими отрасль - администрациями районов, города Белгорода и области, изучены программы средних специальных и высших учебных заведений, отвечающих за подготовку специалистов отрасли в регионе. Были установлены приоритетные направления стратегии развития туристского трудового потенциала в высоко конкурентной среде, объемы инвестирования в образование и обучение.
Третий этап, реализуемый в настоящее время, включает в себя организацию системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров для рекреационного туризма в Белгородской области с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработанные учебные и методические материалы в рамках курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновации в сфере рекреационного туризма» ориентированы на студентов, лиц, имеющих среднее или высшее образование, преподавателей учреждений дополнительного образования детей, а также работников туриндустрии.
Заключение
Разработка новой программы переподготовки и повышения квалификации в сфере рекреационного туризма «Инновации в сфере рекреационного туризма» в Белгородской области предусматривает внедрение системы дистанционного обучения. Ее основной целью является формирование специалистов, которые на современном этапе могут выдержать значительную конкуренцию на рынке труда на основе единства теории и практики как важной составляющей на всех профессиональных уровнях.
Проект поддержан Департаментом кадровой и внутренней политики Белгородской области (Договор №23-ГВН от 25.11.2014 года).
Рецензенты:
Слинкова О.К., д.э.н., доцент, декан факультета бизнеса сервиса ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Калугин В.А., д.э.н., профессор кафедры экономики института экономики ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.