Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN SIBERIA IN THE 20-30 IES. THE TWENTIETH CENTURY

Lobanova O.B. 1 Plekhanova E.M. 2 Shalabanova A.A. 1
1 Lesosibirsky Pedagogical Institute - Branch of the Siberian Federal University
2 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astaf’eva”
Article based on an analysis of historical and pedagogical literature and archival materials is characterized by the organization of educational work in the period of formation of the Soviet state; it is established that in the 20-ies of XX century, much attention was paid to the organization of educational work among the adult population. A big role in this activity played educational institutions that contributed to the political education and propaganda work with the population. In the 20-ies of XX century, these institutions were designed to actively engage in educational work. Through outreach, the state carried out ideological education of adults and children develop their consciousness and activity, involved in state and economic construction, increased the General cultural level of the population.
education work
Siberia
20-30-ies of the twentieth century
cultural policy
the cultural revolution
ideology
out-of-school education.

Образовательная политика российского государства сегодня ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что на первое место выдвигаются приоритетные направления образования: образование взрослых, инклюзивное образование и просветительская деятельность. На пленарном заседании 20-ой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 07.12.2002 был принят «Модельный закон о просветительской деятельности», изменения и дополнения в который вносились в ноябре 2007 г. (новая редакция закона вышла в 2014 г.). Модельный закон раскрывает термин просвещение, просветительская деятельность, принципы просветительской деятельности, и подчеркивает значимость данной деятельности на современном этапе развития общества.

Собственно термин «просветительская деятельность» рассматривается в законе как разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела») [9].

Подобное развитие государственной образовательной политики усиливает значимость исторических исследований направлений и форм просветительской деятельностей в период их становления и подъема. Так, период 1920-х гг. - рассвет просветительской работы в нашей стране. Это было вызвано потребностями общества с одной стороны и задачами молодого советского государства с другой стороны.

Актуальность изучения различных направлений организации просветительской деятельности в 20-е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований: музейная работа (Н.А. Белоусовой, Н.И. Рубана, Ф.И. Шмита и др.), клубная работа (Н.А.Смирновой и др.), работа изб-читален (Л.П.Малаховой и др.), культурно-просветительская работа профсоюзов (А.С.Ковалева и др.). Хронологические рамки работы охватывают период с 1920-х гг. Именно в это время просветительская работа приобретает системность, получает материально-техническую базу, решаются проблемы подготовки квалифицированных кадров.

Важно отметить, что просветительская работа и в период ее становления и сегодня рассматривается наукой в контексте внешкольного образования и образования взрослых. По мнению большинства ученых, внешкольное образование в нашей стране существует с июня 1918 г. Значительный вклад в решение теоретических проблем развития и становления внешкольной работы внесли Н.К. Крупская, Е.Н. Медынский, А. В. Луначарский, С.Т. Щацкий и др. Современные исследования проблем внешкольного образования представлены работами Т.В.Ганиной, М.В. Демчишина и др.

Е.Н. Медынский считал, что «...полная система содействия внешкольному образованию должна быть построена таким образом, чтобы все стороны человеческого я, и духовная и физическая, могли получить удовлетворение, чтобы эта система была направлена к умственному, эстетическому, нравственному, физическому, - одним словом, ко всестороннему развитию человека...» [6, с. 5]. Он определил и формы организации внешкольного образования: библиотеки; книгоиздательство и издание периодических органов печати; книжная торговля и продажу картин (книжные склады); народные чтения и публичные лекции; школы для взрослых различных типов (воскресную школу, повторительно-дополнительные занятия, краткосрочные специальные курсы, дополнительные школы, народный университет); музеи и выставки (общеобразовательного характера, по прикладным знаниям и по искусству); экскурсии; театр; кинематограф; концерты и певческие праздники; спорт; народные праздники; народные дома, клубы для рабочих [6, с. 13].

Архивные материалы и документы исследуемого периода позволяют выделить три формы содействия внешкольному образованию. Первым, основным видом, являлись очаги духовной и материальной культуры: читальни; библиотеки; музеи; выставки; аудитории; школы, классы и курсы для взрослых и подростков; высшая крестьянская школа; народный университет; народный политехникум; народный дом; народные обсерватория и театр; кинематограф; манеж для игр и спорта; экскурсионное бюро; кружки, клубы, общества; кооперативы и д.р. Во второй вид входили все те учреждения и мероприятия, которые ставили себе целью подготовку и усовершенствование деятелей по внешкольному образованию: временные курсы для подготовки инструкторов, заведующих внешкольным образованием, внешкольников; лекции и доклады; совещания; съезды и т.д. А третий тип включал в себя такие организации, которые занимались насаждением и развитием упомянутых выше очагов культуры. В роли «насадителей этих очагов» выступали и правительство, городские самоуправления, и различные организации общественно-благотворительного характера, и всех видов кооперативы. Каждый из этих трех видов содействия внешкольному образованию, имевших общую цель, но различную природу и структуру, представляли собой довольно сложную часть еще более сложного целого внешкольного образования [12, с. 6-12].

Что касается задач и принципов организации дела внешкольного образования, то они были впервые наиболее детально разработаны I Всероссийским Съездом по внешкольному образованию, состоявшимся в мае 1919 г., и в Положении Съезда - «Об организации дела народного образования в Российской республике», утвержденном Народным комиссариатом просвещения, шестая статья гласит: «В основу деятельности советских органов и учреждений по внешкольному образованию полагаются...всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организации участия их как в создании учреждений внешкольного образования, так и в ведении внешкольной культурно-просветительной работы на местах и в центре» [2, с. 44]. По всей стране стали появляться тысячи клубов, народных домов, студий, театров и других просветительских учреждении, где «...простые люди проявляли свою творческую инициативу, вносили в дело так много нового, здорового и оригинального, о чем до революции можно было только мечтать...». I Съезд определил и дальнейшие принципы внешкольного образования: общедоступность учреждений, их всеобщность, светскость и контроль пролетариата трудового крестьянства над постановкой дела. Сама государственная система строилась по принципу сетей. Все учреждения делились на три ступени: первая - на начале всеобщности, для удовлетворения запросов всего населения послешкольного возраста с минимумом внешкольного образования; вторая - на началах общедоступности, для удовлетворения более повышенных запросов населения: третья - для удовлетворения уже осознанных и углубленных запросов населения [11, с. 23].

Система внешкольного образования

Ступень

Цель

Учреждения

Места расположения

Первая (строилась на начале всеобщности)

для удовлетворения запросов всего населения послешкольного возраста с минимумом внешкольного образования

школа для взрослых, библиотека-читальня,

чайная

в каждом школьном районе

Вторая (строилась на началах общедоступности)

для удовлетворения более повышенных запросов населения

школа для взрослых, библиотека-читальня,

чайная

+

театр, музей

в городских и сельских местностях по одной на район с численностью населения примерно в 10 тысяч человек или с радиусом примерно в 8-12 верст

Третья

для удовлетворения уже осознанных и углубленных запросов населения

помимо входящих в первую и вторую ступень - пролетарские и народные университеты, студии, художественные галереи, научный кинотеатр и т.п.

в уездном и губернском городе и являлись объединяющими центрами по отношению к ячейкам первой и второй ступени

К концу 1920 г. внешкольное образование переросло по преимуществу в культурное и политическое просвещение [1]. Освобождение рабочей массы из-под идейного влияния других общественных групп и создание своей, пролетарской культуры становились боевыми лозунгами внешкольных просветителей. Общественная инициатива в деле внешкольного образования вытеснялась государственной монополией. Пропаганда и агитация были наиболее типичными методами просветительной работы. Внешкольные учреждения находились под учетом и контролем государственных просветительных органов, возглавляемых идеологами социально-политического строительства тех лет. Так было положено начало централистическому единообразию, проникавшему во всю национализированную систему внешкольного образования рассматриваемого периода [3, с. 33-34].

Важно отметить, что просветительская работа в исследуемый период постепенно начинает охватывать народные массы не только в центральной части страны, но и в ее регионах [5]. Так, начиная с 1920 г., просветительская работа начинает активно развиваться в Сибири. Однако в Сибирском регионе выделился рад специфических особенностей развития просветительской деятельности. Среди них: низкий уровень экономического развития, относительно небольшая численность рабочих, многонациональность, использование труда заключенных в большей степени, чем в других регионах, географическое положение (в частности, большая протяженность территории, отдаленность населенных пунктов друг от друга, неразвитость транспортной сети), и, главное, отсутствие традиций просветительской работы. Все это создавало особую сложность при проведении просветительской работы.

При этом, на первое октября 1921 г. по данным статистики Наркомпроса в Сибири числилось 3789 изб-читален; 997 пунктов ликвидации безграмотности и школ грамоты для взрослых; 2076 постоянных библиотек; 186 музыкальных и драматических кружков; 296 клубов для взрослых и подростков; 543 народных домов; 83 театра; 60 учреждений для показа кинофильмов. (плот. 28). Согласно отчетам о деятельности губернского политпросветительного отдела и его секций за 1920-1921 г. в Енисейской губернии, проводили свою политико-просветительскую работу: 98 библиотек, 126 читален, 571 изба-читальня и 29 детских библиотек [8, Л. 30]. Наибольшее распространение получили такие учреждения просветительской работы как избы-читальни. Именно изба-читальня была центром всей массовой политико-просветительской работы в деревне. В то время, когда в городе эту роль играли в основном клубы. Объясняется это тем обстоятельством, что в Сибири городов было значительно меньше, чем деревень и сел.

Важнейшей составляющей частью работы как избы-читальни, так и клуба, являлась библиотека. Помимо нее при избе-читальне и клубе в уездных и губернских пунктах имелись центральные библиотеки, которые для обслуживания книгой населения снабжали передвижки, библиотеки изб-читален и клубы. Ведя массовую работу, изба-читальня и клуб разветвлялись на красные уголки, передвижные библиотеки, самообразовательные кружки (сельскохозяйственные, производственные, кооперативные и т.п.), а первичной ячейкой углубленной работы был пункт по ликвидации неграмотности. Перед человеком, окончившим ликпункт, имелись уже несколько возможностей: школа малограмотных, вечерние крестьянские курсы в деревне, вечерние рабочие курсы в городе, школы политграмоты. Там где таких школ не было или их не хватало, развертывалась соответствующая сеть кружков самообразования, программа которых была параллельна программе той или иной школы. В тоже время окончивший ликпункт мог, например, путем самообразовательной работы, дойти непосредственно до рабочего университета [10].

Важной составляющей политико-просветительской деятельности было то, что для более активных и заинтересованных рабочих и крестьян, которые хотели углубить и систематизировать свои знания, существовали два пути продолжения образования: посещение школ взрослых повышенного типа с общеобразовательной направленностью; вечерние советско-партийные школы (с интернатом) с уклоном политического просвещения (повышение квалификации партийного, комсомольского и профессионального актива, а также для подготовки практических работников, в частности квалифицированных политпросветичков для деревни). Для обслуживания наиболее культурных слоев рабочих и крестьян, прошедших вышеперечисленные пути, организовывались рабочие и коммунистические университеты. Из них необходимо отдельно отметить, институты политпросветработы, главная задача которых состояла в подготовке специально руководящих кадров полипросветработников, и Академию коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, являвшейся высшей школой по подготовке работников просвещения коммунистов разных специальностей (по детским школам, по школам фабзавуча, по пионерской работе, по политпросветработе и т.д.) [10].

Просветительская работа строго контролировалась. Интересно, что в 1928 г. впервые в Сибирском регионе появилась «районная инспектура политпросвета», что должно было решить задачу улучшения качества руководства политико-просветительной работе и ее развитии в регионе. Районный инспектор политпросвета составлял паспорт своего района, где отражались уровень грамотности населения и его динамика, сеть различных просветительных, культурных и образовательных учреждений, личные дела на каждое обследованное им политико-просветительное учреждение и др. Районный инспектор должен был хорошо знать всех своих политпросветработников и состав актива, группирующегося вокруг изб-читален или других политико-просветительных учреждений - их образовательный и политический уровень, степень подготовки и опыта в политико-просветительной работе, отношение к своим обязанностям, авторитетность среди населения и т.д. Эти знания давали инспектору возможность наиболее целесообразно расставить силы и с большим эффектом вести свою работу. Еще не маловажная его обязанность - это расчет материальной базы под учреждения политпросветработы и согласование всех финансовых мероприятий с райкомом ВКП(б). Все вышеизложенные знания были необходимы инспектору для составления перспективного плана развития политикопросветительных учреждений, мероприятий в регионе и его районах, а также годового производственного плана политпросветработы, календарного расписания работ на квартал и др. [4, с. 26-32].

Таким образом, просветительская работа в Сибири в период становления советского государства проходила в русле политического и культурного просвещения. Избы-читальни, клубы, библиотеки своей массовой работой помогали росту общественности, поднятию производственных сил страны, широкому кооперированию, а различные школы и кружки воспитывали общественных работников-практиков. Просветительская работа являлась неотъемлемой частью общегосударственной работы по повышению культурного уровня трудящихся. Посредством просветительской деятельности государство осуществляло идеологическое воспитание взрослых и детей, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень населения страны. Ясно, что просветительская деятельность тесно связана с историческим, политическим, культурным и экономическим развитием страны, от нее напрямую зависит финансирование образования, науки и культуры, ее развитие в центре и на местах, способствует приобщению к культурной жизни широких слоев населения. Поэтому просветительскую деятельность следует изучать в реальных противоречиях общественно-политической жизни в исследуемый период.

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования, КГПУ им. В.П.Астафьева, г. Красноярск;

Алашкевич Ю.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск.