Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ECONOMISTS: ITS ESSENCE AND CONTENT

Khoruzhiy K.S. 1
1 National Pedagogical Dragomanov-University
In this article the nature and content of the term "professional competence of the future economist" as one of the most important goals of the quality management of economics education are explored, We also present an author definition of this phenomenon. We have examined the definitions of the “competence” and “competency”, as well as their role in the formation of the phenomenon of professional competence of the future economist. On the basis of retrospective and structural analysis we present the main characteristics of the professional competence of the future economist, which are defined in the context of the systematization and systemic subordination of the concepts named before. The article is concluded with the scientific generalization of the specificity of professional competence of the future economist as an integrated personality characteristics, which includes a set of economic knowledge, integrated competences of lower order, as well as motivational determination of the individual.
EDUCATION QUALITY
economic competence
professional competence of the economist
competence
competency

В современных условиях повышенного внимания общества и государства к результативности и конкурентности экономического образования на постсоветском пространстве проблема формирования профессиональной компетентности будущих экономистов приобретает приоритетное значение. Реформирование системы высшего экономического образования направлено на подготовку новой генерации профессионалов-экономистов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем IQ, способных построить открытое информационное общество, ориентированное на обеспечение материальных и духовных потребностей людей.

Поскольку для каждого развитого государства в современном открытом мировом сообществе постоянно возрастает роль подготовки такой генерации профессионалов-экономистов, готовых к креативной реализации экономического потенциала своей страны, то именно поэтому актуальность проблемы формирования и развития профессиональной компетентности будущих экономистов постоянно возрастает.

Цель исследования: выяснить сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность будущего экономиста» и сформулировать авторское определение этого феномена.

К методам исследования целесообразно отнести: анализ научно-теоретической литературы, раскрывающей проблему профессиональной компетентности будущих экономистов; конкретизация понятий, связанных с этой проблемой, к которым относятся понятия «компетентность», «компетенция», «компетентный», «компетентностный подход» и т.д.; сравнение содержания и сущности понятий «компетентность» и «компетенция»; научно-теоретическое обобщение проанализированного материала в процессе формулирования авторского определения феномена «профессиональная компетентность будущих экономистов».

Анализ понятия «компетентность будущих экономистов» целесообразно, по нашему мнению, начинать с словарных формулировок общих терминов «компетентность» и «компетентный», происходящих от лат. соmpetens - соответствующий, способный. Словарь определяет термин «компетентность» (от латинского compete - отвечаю, подхожу) как «владение необходимыми знаниями, сведениями, умение решать проблемы, выполнять задачи в любой области» [1]. Словарное формулировки понятия «компетентный» трактует это понятие в качестве «знающего, осведомленного в определенной области, имеющего право по своим знаниям и полномочиями делать или решать что-то, судить о чем-либо» [2].

Тематика по проблемам компетентности, компетенций, компетентностного подхода интересовала многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых В. Байденко, Г.  Белицкая, Л. Берестова, С. Гончаренко, Н. Гришанова, И. Зимняя, И. Зязюн, Н.Кузьмина, В.Леднев, А. Маркова, М. Никандров, В. Пономаренко, Дж. Равен, В. Сергиенко, Р. Уайт, Н. Хомский, В. Хутмахер и др.

Роль и значение понятия «компетентность» в современном измерении трудно преувеличить, поскольку именно это понятие на сегодняшний день есть ключевым в контексте мировых интеграционно-глобализационных тенденций, в частности по гармонизации европейских образовательных систем. Целесообразно заметить, что Болонская конвенция, предлагая определенную унификацию в сфере терминологии, обращается также к указанному понятия [3]. В то же время, Совет Культурной Кооперации при Совете Европы внедряет компетентностный подход как один из основных принципов развития европейского образовательного пространства, опираясь на выявление определенных ключевых компетенций.

В. Пономаренко, подходя к анализу понятия «компетентность будущих экономистов», настаивает на важности компетентностного подхода, который, по мнению исследователя предполагает формирование компетентности именно как системы, а не как совокупности отдельных элементов знаний, умений и тому подобное. Только система определенных знаний, умений и других личностных качеств, по мнению автора, позволяет человеку стать компетентным специалистом [4].

Соглашаясь с мнением В.Пономаренко о важности применения компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов, следует отметить, что эффективное управление качеством образования предполагает такое построение профессиональной подготовки экономистов, которая направляет указанный процесс в контексте этого подхода на формирование у студентов компетенций в области экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и тому подобное.

Рассмотрение понятий «компетентность» и «компетенция», которые находятся в основе компетентностного подхода, позволяет констатировать, что существуют два подхода к их сущности - отождествление и дифференциация [5]. Глоссарий терминов Европейского фонда образования отождествляет указанные понятия [6, 63]. Согласно данного документа компетенция предполагает способности: проводить трудовую деятельность хорошо, эффективно; отвечать необходимым требованиям при трудоустройстве; выполнять особые трудовые функции.

В то же время, в глоссарии терминов Европейского фонда образования указано, что термин «компетентность» используется в тех же значениях [6]. Целесообразно заметить, что позиция отождествление обоих понятий направляет исследования их сущности непосредственно в практически-деятельностное русло, о чем говорится в трудах В. Болотова, В. Леднева, М. Никандрова, В. Пономаренко, М.Рыжакова, В. Сергиенко, О. Спирина и др.

Осуществляя ретроспективный анализ научного подхода к дифференциации понятий «компетентность» и «компетенция», И. Зимняя отмечает, что разница в понимании указанных понятий была заложена уже в шестидесятых годах прошлого века. Подытоживая указанный анализ, И. Зимняя определяет понятие компетентность как основанную на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека [7], а также отмечает, что весьма развернутую и полную формулировку понятия компетентности создал Дж. Равен [8]. По мнению этого автора, феномен компетентности состоит из большого количества компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся к когнитивной сферы, некоторые - к эмоциональной, причем эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения [8].

Развил и трансформировал понятие компетентности Ж. Делор. В докладе международной комиссии ЮНЕСКО, посвященной образованию XXI века «Образование: скрытое сокровище», этот ученый сформулировал четыре основные глобальные компетентности: когнитивную (научиться познавать), профессионально-деятельностную (научиться делать), коммуникативную (научиться жить вместе) и обобщающие-жизнедеятельностную (научиться жить) [9]. Автор раскрывает эти компетентности в контексте четырех основ современного образования, в которым ученый относит: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. В то же время, В. Хутмахер внес свой вклад в распределение понятий «компетентность» и «компетенция», очертив подход, основанный на понятии «компетенция», как практически-деятельностный, а подход, основанный на понятии «компетентность» как более широкий, включающий личностные компоненты [10].

Учитывая сказанное выше, целесообразно рассматривать понятие «компетенция» и «компетентность» не столько в контексте противопоставления научных подходов отождествления (где понятие «компетенция» тождественно понятию «компетентность») и дифференциации (согласно концепции образования «Сompetence-based education» [11]), сколько в контексте их систематизации и системного подчинения. Такие наукоемкие понятия как «профессиональная компетентность», «социальная компетентность» и т.п., которые определяют многокомпонентные системы, включают в качестве составляющих определенные компетенции, которые устанавливаются в государственных образовательных стандартах в виде запланированных к изучению учебных дисциплин.

Проблема профессиональной компетентности исследовалась Л. Выготским, А. Дубасенюк, Д. Элькониным, Н. Кузьминой, Ю. Кулюткиным, А. Леонтьевым, Н. Ничкало, В. Сериковым и др. Анализ научной литературы по проблемам исследования профессиональной компетентности показывает, что до сегодняшнего дня у исследователей нет согласованной позиции относительно содержания профессиональной компетентности в целом и профессиональной компетентности будущих экономистов в частности.

Проводя анализ содержания профессиональной компетентности будущих экономистов, целесообразно согласится с А. Хуторским, который определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность - как владение человеком комплексом соответствующих компетенций, включая ее личностное отношение к ним и предмета деятельности [12]. Н. Болюбаш, опираясь на указанные выше утверждения в ходе исследования содержания профессиональной компетентности экономиста, предположил, что компетенции, которые входят в состав профессиональной компетентности, целесообразно разбить на несколько существенно важных для определенной профессии видов, каждый из которых будет содержать ключевые компетенции одного типа. Он отмечает, что профессиональная компетентность специалиста состоит из нескольких основных видов, определяются комплексом ключевых компетенций, количество и характер которых определяется задачами, которые должен решать специалист в своей профессиональной деятельности и которые позволяют быть успешными на конкретной должности [13].

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов, являясь одной из целей управления качеством образования, включает формирование ряда компетенций студентов высших учебных заведений экономического направления - экономических университетов, институтов экономики, экономических факультетов педагогических университетов и тому подобное. Это обуславливает необходимость планирования высшими учебными заведениями соответствующего перечня экономических учебных дисциплин, обязательных к изучению студентами экономических специальностей, полноценное комплексное усвоение которых обеспечивает формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Анализ научно-теоретической литературы, касающейся данной проблематики, позволили нам конкретизировать содержание профессиональной компетентности будущих экономистов, в состав которой входят следующие составные: когнитивная, деятельностно-практическая и коммуникативная. В свою очередь, каждая из приведенных компетенций содержит ряд ключевых компетенций.

Когнитивная компетентность включает совокупность определенных компетенций, которые формируются в процессе познавательной учебной деятельности, а именно: в процессе усвоения знаний и умений в сфере академических учебных курсов, социально-экономических законов и теорий, сущности, структуры и тенденций развития экономических систем; методов экономического анализа хозяйственных процессов на микро- и макро-уровне и т.д. Когнитивная компетентность включает также мотивацию по приобретению указанных знаний и умений.

Деятельностно-практическая компетентность включает совокупность компетенций по применению в практической специализированной экономической деятельности приобретенных в процессе профессиональной подготовки знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетентность включает совокупность компетенций для достижения творческого взаимодействия при осуществлении экономической деятельности, развитие умений диалогического общения, умений совместной работы «в команде».

Обосновывая содержание профессиональной компетентности экономистов, мы соглашаемся с научной позицией Ж. Делора относительно наукоёмкости и широты содержания этого понятия. Ученый включает в содержание этого понятия не только ряд сугубо профессиональных компетенций, сформированных на основе усвоения знаний по экономической теории, экономической истории, экономической информатики, финансам, банковскому делу, бухгалтерскому учету, аудиту, функционированию бирж ценных бумаг и т.д., но и личностно-смысловые, жизнедеятельностные компетенции.

Следует отметить, что довольно часто в научной литературе проблема профессиональной компетентности будущих экономистов переплетается с проблемой экономической компетентности, которой уделяли много внимания как отечественные, так и зарубежные ученые. О. Ануфриева рассматривает экономическую компетентность в качестве совокупности экономических знаний и практических умений, опыта, экономической культуры и мышления [14]. О. Назарова отмечает, что экономическая компетентность отражает экономические компетенции, обеспечивает эффективное и целесообразное осуществление деятельности в различных сферах и сегментах экономики в соответствии с принятыми в современном обществе правовыми и нравственными нормами [15].

По мнению Н. Грамы, экономическая компетентность является формой отражения личностью особенностей организации социального опыта посредством психолого-экономической, социолого-экономической, экономико-педагогической сфер [16]. Определение экономической компетентности было сформулировано также П. Беспаловым, который настаивает на том, что экономическая компетентность является базисным, интегральным личностным образованием, которое охватывает три основные подструктуры личности - мотивацию, способность, опыт [17].

Проанализировав научно-теоретическую литературу по проблемам компетентности в целом и профессиональной компетентности будущих экономистов в частности, мы разработали авторское определение этого феномена на основе системного, компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Результатом данного исследования является научное обобщение характерных особенностей феномена профессиональной компетентности экономиста, а именно: профессиональную компетентность экономиста целесообразно определять как интегрированную качественную характеристику личности, которая представляет собой комплекс приобретенных в результате профессиональной подготовки, самообучения, собственного профессионального опыта, знаний, умений и навыков в сферах экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики и информационно-коммуникационных технологий, финансов, банковского дела, экономического права, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и т.д., а также деловой коммуникации, партнерства, основ менеджмента, администрирования и др., способность к свободному оперированию ими, эффективного их применения в процессе практической экономической деятельности; способность к творческому, нестандартному решению проблемных экономических ситуаций, выработки оригинальных экономических идей на основе мотивационной целеустремленности личности к успешной экономической деятельности.

Содержание профессиональной компетентности как интегрированной личностной характеристики экономиста является достаточно широким и наукоемким, которое включает совокупность когнитивной, деятельностно-практической и коммуникативной компетентностей; комплекс специальных профессионально-экономических знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессиональной подготовки, а также соответствующую мотивацию - профессиональные потребности, интересы, установки и готовность к профессиональной экономической деятельности.

В заключение следует отметить, что формирование профессиональной компетентности будущих экономистов как одной из наиболее важных целей управления качеством экономического образования, требует постоянного усовершенствования, соответствующего научно-теоретического и инновационно-методического обеспечения, что отвечает современным требованиям высшей школы.

Рецензенты:

Сергиенко В. П., д.п.н., профессор НПУ имени М. П. Драгоманова, г.Киев;

Козырь А.В., д.п.н., профессор НПУ имени М. П. Драгоманова, г.Киев.