На современном этапе развития отечественного агропромышленного комплекса (АПК), особенно в условиях функционирования в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 г., обеспеченность техническими средствами является одним из главных направлений повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. При этом включению России в активные процессы международной торговли и открытой конкуренции на мировом продовольственном рынке предшествовал сложнейший период 2008–2010 гг., который проходил в условиях засухи и кризисных явлений в экономике. В большинстве хозяйств наблюдался дефицит оборотных средств и рост просроченной кредиторской задолженности, что не позволяло в полном объеме финансировать технические мероприятия, закупки запасных частей и т.д. Но за счет накопленного ранее запаса прочности, господдержки сельского хозяйства и реализации антикризисных мер, были минимизированы потери от неблагоприятных условий и сохранены положительные тенденции развития предприятий аграрного сектора [6]. Тем не менее, сложное финансовое положение предприятий АПК повлияло на уровень спроса на сельскохозяйственную технику, что повлекло за собой снижение производства тракторов в стране на 23,2 % в период 2008–2012 гг., которое достигло отметки 13,6 тыс. шт. в 2012 г. Более всего за последние 5 лет, на 60,4 % снизилось производство сеялок, составив 3,6 тыс. шт., вдвое меньше – на 32,6 % снизилось производство зерноуборочных комбайнов, достигнув 5,8 тыс. шт. А вот производство плугов увеличилось на треть, составив 4,0 тыс. шт., также как и культиваторов (с учетом машин для рядной и межрядной обработки почвы), производство которых в 2012 г. с показателем 24,9 тыс. шт. почти в 3,5 раза превзошло показатели 2008 г. [4, 5].
Сокращение производства в свою очередь повлияло на уровень экспорта машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, который за 5 лет снизился вдвое с 223,0 в 2008 г. до 113,0 млн. долл. США в 2012 г., экспорт тракторов понизился в полтора раза с 200,0 до 130,0 млн. долл. США, или с 12,7 до 5,5 тыс. шт. Дефицит технических средств отечественного производства в последние годы компенсируется посредством внешней торговли [3], но по причине падения спроса, наряду с производством, сократился и импорт, как техники для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур с 1286,0 в 2008 г. до 940,0 млн. долл. США в 2012 г., так и вдвое тракторов с 4270,0 в 2008 г. до 2660,0 млн. долл. США в 2012 г. А вот в натуральных показателях импорт тракторов за 5 лет даже увеличился с 90,4 до 92,6 тыс. шт., что означает замещение в структуре ввоза более мощной и высокотехнологичной техники на более доступную. Таким образом, объем рынка тракторов увеличился за 5 лет на 5,6 % – с 95,4 тыс. шт. в 2008 г. до 100,7 тыс. шт. в 2012 г. При этом, если в 2008 г. физический импорт тракторов в 5 раз превышал объемы производства и в 7 раз экспорта, то в 2012 г. импорт уже в 7 и 17 раз превысил соответствующие показатели. А в денежном выражении превосходство импорта над экспортом тракторов еще более значительное – в 2008 г. в 21 раз, а в 2012 г. в 20 раз. В отношении сельскохозяйственных машин в стоимостной оценке преобладание импорта над экспортом составило 6 и 8 раз в 2008 и 2012 гг., соответственно [9, 10].
Анализ динамики состава машинно-тракторного парка сельхозорганизаций, которых на начало 2013 года в восьми регионах Поволжья насчитывалось 2700, в части тракторов (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) демонстрирует, что за последние 5 года количество данных машин, как в среднем по стране и округу, снизилось почти на четверть (табл. 1). Практически в таких же пределах, как и количество тракторов, за 5 лет сократился и парк зерноуборочных комбайнов, при этом половина всех зерноуборочных комбайнов Поволжья, так же как и тракторов, находится в двух регионах – Татарстане и Волгоградской области [1, 2].
Таблица 1
Количество тракторов и зерноуборочных комбайнов
в сельскохозяйственных организациях РФ, ПФО и Поволжья в 2008–2012 гг., шт.
Регионы |
Годы |
2012 г. в % к |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2008 г. |
2011 г. |
|
Тракторы |
|||||||
РФ |
396936 |
359498 |
338358 |
318940 |
301224 |
75,9 |
94,4 |
ПФО |
111794 |
99651 |
93517 |
88149 |
83396 |
74,6 |
94,6 |
Республика Калмыкия |
1640 |
1586 |
1551 |
1479 |
1372 |
83,7 |
92,8 |
Республика Татарстан |
14764 |
13736 |
12966 |
12227 |
11712 |
79,3 |
95,8 |
Астраханская область |
1714 |
1547 |
1337 |
1194 |
1044 |
60,9 |
87,4 |
Волгоградская область |
11152 |
10190 |
9474 |
8955 |
8424 |
75,5 |
94,1 |
Пензенская область |
5110 |
4009 |
3925 |
3471 |
3376 |
66,1 |
97,3 |
Самарская область |
6486 |
5902 |
5527 |
5194 |
5001 |
77,1 |
96,3 |
Саратовская область |
8116 |
7632 |
7234 |
6987 |
6946 |
85,6 |
99,4 |
Ульяновская область |
3707 |
2937 |
2962 |
2843 |
2790 |
75,3 |
98,1 |
Поволжье |
52689 |
47539 |
44976 |
42350 |
40665 |
77,2 |
96,0 |
Комбайны |
|||||||
РФ |
95911 |
86122 |
80727 |
76646 |
72304 |
75,4 |
94,3 |
ПФО |
27630 |
24327 |
22628 |
21715 |
20434 |
74,0 |
94,1 |
Республика Калмыкия |
512 |
469 |
448 |
409 |
374 |
73,0 |
91,4 |
Республика Татарстан |
3422 |
3211 |
2958 |
2890 |
2801 |
81,9 |
96,9 |
Астраханская область |
177 |
163 |
150 |
130 |
98 |
55,4 |
75,4 |
Волгоградская область |
3151 |
2926 |
2700 |
2553 |
2386 |
75,7 |
93,5 |
Пензенская область |
1319 |
976 |
954 |
814 |
805 |
61,0 |
98,9 |
Самарская область |
1915 |
1777 |
1625 |
1579 |
1538 |
80,3 |
97,4 |
Саратовская область |
2529 |
2346 |
2236 |
2068 |
2094 |
82,8 |
101,3 |
Ульяновская область |
1225 |
963 |
929 |
920 |
893 |
72,9 |
97,1 |
Поволжье |
14250 |
12831 |
12000 |
11363 |
10989 |
77,1 |
96,7 |
Одновременно в стране активно развиваются механизмы лизинговых поставок сельхозтехники и оборудования, которые за период 2008–2012 гг. демонстрируют почти двукратный рост в части тракторов, и восьмикратный в части комбайнов, а в ПФО на 37,3 % и в 15 раз, соответственно. Объемы поставок тракторов по федеральному лизингу в сельхозорганизации Поволжья за 5 лет прибавили две пятых, а в последний год увеличились вдвое, достигнув 786 шт. в 2012 г., а поставки комбайнов увеличились в 12 раз, достигнув 332 шт. [1, 2].
Наряду с тем широкий количественный состав машинно-тракторного парка влечет за собой и высокие показатели общей удельной обеспеченности сельхозорганизаций Поволжья техникой на 100 га земельной площади (0,46), в сравнении с показателями по стране (0,39) и округу (0,37) в 2012 г. По количеству тракторов на 100 га пашни лидируют Республика Калмыкия (0,88) и Астраханская область (0,82), которые почти вдвое превосходят средний уровень по Поволжью, что отчасти можно объяснить небольшой площадью пашни в данных регионах, составляющую в 5 и 14 раз меньше, чем у ближайшего преследователя – Республики Татарстан (0,66), а парк тракторов при этом уступает всего в 9 и 11 раз, соответственно. Аутсайдер – Саратовская область (0,20), которая почти вдвое отстает от общероссийского и окружного уровня, а также в 2,3 раза уступает среднему уровню по экономическому району.
По количеству зерноуборочных комбайнов на 100 га посевной площади безоговорочный лидер Поволжья в 2012 г. – Астраханская область (1,51), которая почти вчетверо перекрывает средний поволжский уровень (0,41), что также объясняется незначительной, почти в 88 раз меньшей площадью посевов зерновых и зернобобовых, чем у того же Татарстана (0,24), а количество комбайнов при этом уступает всего в 29 раз. Последнее место занимает Саратовская область (0,21), которая в 1,2–1,3 раза проигрывает средним показателям по стране (0,27) и округу (0,26), соответственно, а также почти вдвое уступает средним значениям по регионам Поволжья. При этом можно отметить, что в РФ, ПФО и Поволжье из года в год идет неуклонное снижение показателей обеспеченности сельхозорганизаций техникой в расчете на единицу земельной площади, которые за 5 лет снизились во всей стране по тракторам почти на пятую часть, а по комбайнам на 15,6 % [1, 2].
Современная практика агропромышленного производства демонстрирует, что в такой сложной отрасли как сельское хозяйство индивидуализировано выступать предприятиям на рынке весьма сложно и затруднительно. В результате отчетливо видны попытки предприятий упрочить свои хозяйственные связи и их тяготение в этом к различным видам интегрированных структур. Во многих странах мира, вне зависимости от уровня развития, одним из наиболее перспективных вариантов интеграции, обеспечивающим повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, отраслей или всего государства является кластерная политика. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то по данным Европейской кластерной обсерватории на сегодняшний день в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 миллиона сотрудников. При этом 11,5 % из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, давая работу 4,5 миллионам человек [7]. Это обуславливается тем, что в составе кластера консолидация усилий предприятий для достижения производственно-экономических результатов достигает высшего уровня, благодаря самой структура кластера, который состоит из предприятий ядра – основных производителей и переработчиков продукции и предприятий-сателлитов – снабжающих и обслуживающих ядро кластера.
Особенно ценным преимуществом кластера, имеющим значение для целей развития механизма технического снабжения и обслуживания агропромышленного производства, является включение в состав предприятий-сателлитов различных научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных организаций. Данная особенность позволяет организовать более тесное сотрудничество разработчиков, как с производителями сельхозтехники, так и с предприятиями АПК, что значительно ускоряет путь перспективных разработок от проекта до внедрения. Наличие контрактации позволяет разработчикам полнее изучить и достовернее узнать потребности производства, экономически обосновать инновационный проект и апробировать его на практике. Такая прозрачная и организованная система внедрения инноваций является действенным средством стимулирования развития опытно-конструкторских разработок и позволяет исследователям свободнее привлекать венчурные инвестиции. Что также упрощается благодаря наличию в составе кластеров финансово-кредитных и лизинговых организации, которые наряду с тем, позволяют финансировать и обеспечивать кредитование покупок и лизинговых поставок сельскохозяйственной техники и оборудования.
В последние годы в стремлении перенять передовой опыт кластерные методы стали приживаться и на российской земле, следствием чего явилось все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях и инвестиционных программах. В тоже время кластерные инициативы активно реализуются на практике и к настоящему моменту по данным Минэкономразвития РФ и собственных исследований в отечественной экономике реализуется около 221 кластерного проекта, при этом в АПК создается порядка 41 кластера или 18,6 %. В соответствии с общероссийской тенденцией в 8 регионах Поволжья также реализуется 39 проектов по созданию кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе 6 кластеров создаются в АПК 5 регионов Поволжья. При этом вся деятельность по кластеризации сейчас сосредоточена в региональных Центрах кластерного развития (ЦКР), которые уже созданы в 6 регионах Поволжья, а всего по стране сегодня функционируют 19 таких центров [7]. Однако на сегодняшний день в отечественной практике интеграции не существует единого отработанного механизма формирования региональных агропромышленных кластеров, но здесь основой могут послужить зарубежный опыт и отечественная практика развития кластерной деятельности. При этом формирование кластеров возможно только при объединении усилий органов власти и самих интегрируемых предприятий, когда основная инициатива должна исходить от потенциальных участников кластера, а администрация должна оказывать всестороннюю поддержку, особенно на первоначальных этапах. На основе данных постулатов был сформирован механизм формирования агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства (рис. 1).
Рис. 1. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров
Наряду с тем организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей, при этом особенно важно организовать взаимодействия с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых кластерных проектов являются прерогативами Минэкономразвития и Минсельхоза области, но с целью координации их деятельности необходимо формирование ЦКР. Задачи кадрового обеспечения, разработки и внедрения инноваций решаются благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций. Финансовое, техническое и информационно-консультационное снабжение и обслуживание может обеспечиваться рядом организаций созданных в рамках реализации Нацпроекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также сетью машинно-технологических станций и т.д. Также транспортно-технологические услуги могут оказывать Приволжская железная дорога, транспортные компании и сеть машинно-технологических станций. Поставки сельскохозяйственной техники, машин и навесного оборудования могут осуществлять официальные представители ведущих отечественных и мировых производителей. В результате сформирована организационная схема работы регионального агропромышленного кластера, объединяющего предприятия различных сфер, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (рис. 2).
Рис. 2. Возможная структура агропромышленного кластера в Саратовской области
В итоге, можно констатировать, что в настоящий момент в различных отраслях экономики и АПК многих стран мира, Европы и регионов России идут активные процессы развития кластерной деятельности, с широким использованием элементов частно-государственного партнерства. При этом агропромышленные кластеры обладают рядом преимуществ в деле организации технического снабжения и обслуживания сельхозорганизаций: снижение затрат, увеличение финансирования и упрощение процессов разработки, внедрения и приобретения техники и технологий, исключение дублирования функций, координация общих усилий в интересах каждого участника и стабилизация рынка сельскохозяйственной техники и оборудования [8]. К тому же финансирование кластерной деятельности может являться важным элементом непрямой государственной поддержки развития АПК в рамках «зеленой корзины» ВТО. Данная возможность особенно актуальна в части поддержки научных исследований, общего характера и по конкретным продуктам, что наряду с развитием образования, информационно-консультационных служб, финансово-кредитных механизмов и т.д., позволит восполнить недостатки и трансформировать под современные требования систему технического снабжения и обслуживания сельскохозяйственных предприятий. В результате становится, очевидно, что в перспективе именно агропромышленная кластеризация будет являться основным условием обеспечения технической модернизации и важнейшим направлением размещения производительных сил в сельском хозяйстве.
Рецензенты:
Заворотин Е.Ф., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов;
Полулях Ю.Г., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник сектора информационных технологий в АПК, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов.