Статья посвящена проблеме общегуманитарного развития студентов музыкальных вузов и в этой связи рассматривает фортепианный ансамбль на общем курсе фортепиано как средство активизации процесса профессионального образования, позволяющее углубить на основе гибких межпредметных связей музыкальную эрудицию и общий образовательный уровень студентов-оркестрантов. В статье рассматриваются некоторые возможности использования фортепианного ансамбля в деле формирования устойчивых связей слухового и двигательного факторов, чётких представлений о временной природе ритмического изложения, способствующих становлению и развитию прочных навыков чтения нот с листа, которые в свою очередь влияют на повышение эффективности занятий по курсу фортепиано. Материал статьи предназначен для практического применения в учебно-педагогической практике различных музыкальных учебных заведений.
Курс общего фортепиано является одним из главных компонентов сложного комплекса воспитания личности студента. Занятия по курсу фортепиано должны содействовать гармоничному музыкальному развитию студентов и помогать лучшему усвоению музыкально-исторических и теоретических дисциплин. В соответствии с задачами курса программа предусматривает ознакомление с симфоническими, камерными и другими произведениями путём исполнения их в переложении для фортепиано в две и четыре руки. Как правило, выбор репертуара согласовывается с программами курсов истории и теории музыки.
В большинстве своём студенты оркестровых отделений не всегда достаточно хорошо владеют навыками игры на фортепиано, а объём музыкальной литературы, с которой им приходится знакомиться достаточно велик. При таком положении дела возникает необходимость развития навыков чтения нот с листа, и задача педагога общего курса фортепиано (далее ОКФ) - всемерно способствовать этому, то есть, прежде всего, строить свою работу с учётом того, что всякое обучение, в том числе и умению чтения нот с листа, должно быть развивающим.
«Многие педагоги-практики убеждены, что обучение и развитие в музыке - понятия синонимичные, что учащийся..., 'занимаясь на инструменте, разовьётся настолько, насколько он обучится'. Отсюда - те недочёты массового музыкального преподавания, та диспропорция между обучением и развитием учащихся, которые...дают о себе знать в широком педагогическом процессе» [5,с.45].То есть преподаватель ОКФ должен ставить перед собой не только и не столько узко-исполнительские задачи по тщательному разучиванию со студентами произведений из их экзаменационных и зачётных программ, сколько вести целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию их профессиональных навыков в широком понимании этого слова, их музыкального кругозора и эрудиции. Для этого необходимо увеличить объём используемого в учебно-педагогической работе музыкального материала, расширить репертуарные рамки за счёт обращения студентов к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно стилевых явлений. Самые благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой открывает чтение нот с листа.
Развитие навыков чтения нот с листа благотворно скажется не только на расширении общего музыкального кругозора студентов, на формировании их музыкального вкуса, на развитии музыкального интеллекта, но и облегчит работу над произведениями, входящими в зачётные и экзаменационные программы по фортепиано. Беглое чтение нот с листа пробуждает творческую инициативу студентов, повышает точность прочтения нотного текста при разборе, способствует быстрому овладению музыкальным материалом нового произведения, развивает самостоятельность.
Студенты-оркестранты, как показывает практика, обладая даже самыми небольшими навыками в области чтения нот с листа, играют в составе фортепианных ансамблей с большим удовольствием. Ведь ансамблевое музицирование не только активизирует мыслительный процесс и является «действенным средством развития творческой инициативы», но и «способствует радостному переживанию сиюминутного воссоздания» [2, с.78].
Чтение с листа в фортепианном ансамбле создаёт условия, максимально способствующие всестороннему развитию учащегося прежде всего потому, что при этом он имеет дело с материалом, который необязателен для дальнейшего прохождения, не подлежит освоению в исполнительском плане. К музыкальному материалу, подготовленному для чтения с листа у студентов особое отношение, особый психологический настрой. Студент-оркестрант чувствует, что исполнить зачётную или экзаменационную программу как пианист, он не в состоянии. Это для него просто непосильная задача, а если и выполнимая, то ценой больших затрат труда и времени. В процессе же чтения нот с листа в фортепианном ансамбле музыкальное мышление тонизируется, восприятия становятся более яркими, живыми, обострёнными, цепкими. Тут есть одна тонкая психологическая закономерность: отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что необязательно запоминать, что не нужно подвергать специфическому анатомированию. В учебном процессе с успехом могут быть использованы как переложения камерной, симфонической и оперной музыки, так и оригинальные пьесы, написанные в виде ансамблей в четыре руки.
В зависимости от того, какие цели и задачи ставит педагог перед студентами в процессе чтения с листа в фортепианном ансамбле, он может способствовать развитию тех или иных навыков будущего профессионала-ансамблиста. Трудно переоценить значение игры в фортепианном ансамбле для выработки у студентов-оркестрантов специфических навыков ансамблевой игры. Исполнение в четыре руки технически несложных ансамблевых произведений позволяет совмещать развитие навыков беглого чтения нот с листа с выработкой навыков ансамблевой игры, а именно: умения скоординировать творческие замыслы двух или более исполнителей, выработать общий план интерпретации, добиться общего «дыхания», помогает им понять роль и значение отдельных партий в становлении и развитии общего целого, способствует умению слушать общее звучание ансамбля. Именно при исполнении фортепианных ансамблей создаются благоприятные условия для непрерывного исполнения, которое является одним из непременных положений в развитии навыков чтения нот с листа. Останавливаться одному из партнёров нельзя, его партия - лишь часть общего целого, всей партитуры фортепианного ансамбля.
Ф.Лерман в своей статье «О некоторых задачах обучения будущего пианиста» рекомендует начать формирование навыков чтения нот с листа с игры пьес в четыре руки. Он указывает, что аккомпанемент «не позволяет... останавливаться и, обостряя ощущение ладотональности, ярче выявляет ошибки (студента - И.А.)» [4, с.72].
Чтение с листа в фортепианном ансамбле может способствовать развитию музыкального слуха, если предварительно или в процессе игры обращать внимание студентов на характерные мелодические и гармонические сочетания и обороты. Фактура фортепианных ансамблей, уплотнённое гармоническое изложение предоставляет возможность свободного определения функциональной принадлежности аккордов. Но чтение нот с листа в фортепианном ансамбле может способствовать развитию не только гармонического слуха студентов-оркестрантов. Четырёхручное исполнение широко известных музыкальных произведений (переложений популярной симфонической и оперной музыки) развивает мелодический слух. В этом случае большую помощь при чтении с листа оказывает внутренний слух и музыкальная память. Они как бы мысленно предварительно воссоздают последующее реальное звучание, реализуют заранее предвиденное, что облегчает весь процесс чтения нот в целом, т.к. известны направление мелодического движения, интервальные (звуковысотные) соотношения звуков мелодии (постепенное движение, скачкообразное и т.д.), музыкальное оформление, своеобразие ритмических структур и формул. Причём, на наш взгляд, чтение знакомого музыкального материала в большей степени способно развивать навыки беглой игры с листа, поскольку заранее известны мелодическое своеобразие и ритмические особенности произведения.
Несколько слов о развитии тембрового слуха. Студенты-оркестранты, в своём подавляющем большинстве, имеют опыт игры в симфоническом оркестре. Они, безусловно, знакомы с большим количеством оркестровых сочинений различных авторов, поскольку исполняли их в составе симфонического оркестра. В процессе игры в фортепианном ансамбле переложений отрывков знакомой оперной и симфонической музыки для них не составит труда определить, какой инструмент солирует, какие заняты в партии сопровождения или создают фон. Устные пояснения педагога, воссоздающие в памяти реальное оркестровое звучание, позволят более полно воссоздать тембровые особенности исполняемого произведения.
Чтение нот с листа в фортепианном ансамбле имеет немаловажное значение и для развития чувства ритма как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле (элементарная ритмика) ритм подразумевает способность к чёткому и безостановочному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, то есть чувства соотношения звуков по их длительностям. Простые ритмические соотношения быстро усваиваются и в процессе игры не вызывают затруднений. Ритмический рисунок вначале несложных ансамблевых сочинений должен постепенно усложняться, доходить в последствии до значительной степени трудности. Постоянный тренаж в этой области предоставляет широкие возможности для накопления опыта в преодолении трудностей ритмического порядка и помогает формированию устойчивого навыка безошибочного и чёткого воспроизведения ритмической основы музыкального сочинения.
При чтении с листа в фортепианном ансамбле обостряется ритмическое восприятие музыки. Заметнее становятся ритмические неточности и ошибки. Это как раз тот случай, когда ритмическое несовершенство ощущается в большей степени, нежели в процессе игры соло. Свободнее преодолеваются в фортепианном ансамбле и полиритмические трудности, так как воспроизведение их часто распределено между двумя (иногда более) исполнителями. Таким образом, чтение нот с листа в фортепианном ансамбле предоставляет широкие возможности в освоении полиритмических соотношений как бы в упрощённом виде.
Музыканты разделяют проблему чтения нот с листа на два относительно самостоятельных вопроса (по структурным принципам фактуры): воспитание структурного восприятия по горизонтали и воспитание структурного восприятия по вертикали. На наш взгляд, развитие структурного восприятия по горизонтали имеет более важное значение для студентов оркестровых отделений, поскольку связано с их практической деятельностью. Основными предпосылками структурного восприятия горизонтали являются: умение быстро определить синтаксическое строение текста, отметить в процессе игры (часто подсознательно) точные или варьированные повторы, вопросо-ответные соотношения фраз и их ритмическую структуру, цезуры, контрастные сопоставления и т.д., то есть способность теоретически осознать строение музыкальной речи.
Решающее значение в освоении навыков чтения музыкальных произведений с листа имеет быстрота и точность двигательной реакции на нотную запись, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре. Поскольку у студентов оркестровых отделений навык подобной ориентации развит порой недостаточно, то начальный этап освоения чтения нот с листа предполагает не только использование произведений с несложной фактурой, но и в медленных темпах. Ориентироваться на клавиатуре при таких изначальных условиях студентам-оркестрантам гораздо легче.
Немаловажное значение в процессе выработки навыков чтения нот с листа имеет «умение ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Если учащийся будет фиксировать в новом нотном материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры, как-то: гаммы, арпеджио, тремоло, альбертиевы басы и т.д. - это значительно упростит его задачу» [1, с.50].
Затруднения, возникающие у студентов-оркестрантов при чтении с листа в фортепианном ансамбле, можно в основном свести к следующим: неумение охватить две строчки нотного материала одновременно, недостаточное ощущение лада и тональности, трудности ритмического порядка. Поэтому чрезвычайно полезным является предварительный анализ партий фортепианного ансамбля путём зрительного ознакомления с текстом.
Необходимо учитывать при чтении с листа в фортепианном ансамбле тот момент, что оркестранты-духовики, обучающиеся в классе трубы или флейты, недостаточно уверенно читают ноты в басовом ключе, что вызвано спецификой их инструментов. Известно, что флейта и труба являются самыми высокими духовыми инструментами симфонического оркестра. На практике трубачам и флейтистам приходится иметь дело с нотами I, II, и III октав, написание которых, как известно, связано со скрипичным кличем. Поэтому при выборе ансамблевых пьес для чтения с листа студентам этих специальностей целесообразно иметь это в виду и предлагать им читать с листа партии primo, а не secondo, т.к. в противном случае задачи в процессе исполнения будут стоять иные, нежели при чтении с листа, а именно: не выработке навыков ансамблевой игры и её элементов, а поиски нужных нот на клавиатуре или, в лучшем случае, - более или менее качественный разбор нотного текста. Аналогично тромбонисту, фаготисту, тубисту, виолончелисту, контрабасисту проще и легче иметь дело с нотами малой, большой и других октав низкого регистра.
При развитии навыков чтения нот с листа на ОКФ возможно использование фортепианных ансамблей двух типов (по составу его участников). Первый тип: педагог-студент (учитель-ученик) обеспечивает большую результативность занятий. Но как показывает практика, студентам больше нравится играть в ансамблях второго типа: ученик-ученик, где они находятся в относительно равных условиях и с успехом могут соревноваться в преодолении многочисленных трудностей на пути к успешному овладению навыками беглого чтения нот с листа.
Несколько слов о возможном увеличении продолжительности урока по фортепиано. Такая практика занятий введена в некоторых музыкальных учебных заведениях. Сводится она к следующему: «полтора часа, приходящиеся на двух учащихся, можно разделить следующим образом: полчаса индивидуальных занятий с одним учеником, полчаса совместных занятий, полчаса индивидуальных занятий со вторым учеником (он должен приходить на 15 минут раньше своего времени, а первый - уходить на 15 минут позже); это увеличит время, которое выделяется на игру в фортепианном ансамбле...»[3, с.15].
Важное место в вопросе развития навыков чтения нот с листа при игре в фортепианном ансамбле занимает вопрос выбора репертуара. Репертуар для чтения с листа должен быть максимально разнообразным, стилистически богатым и многоплановым. Важно, чтобы исполняемые фортепианные ансамбли вызывали у студентов интерес и были им по силам, могли их увлечь, будили горячий эмоциональный отклик. Необходимо обращаться к тем произведениям, с которыми студенты хотели бы ознакомиться. При составлении предварительных списков музыкальных сочинений для чтения нот с листа в фортепианном ансамбле можно учитывать и пожелания студентов, разумно сочетать в процессе формирования навыков чтения с листа исполнение известных, популярных произведений музыкальной литературы с незнакомыми сочинениями.
Начатая с первых годов обучения систематическая и целенаправленная работа по развитию навыков чтения нот с листа в процессе игры в фортепианном ансамбле поможет приобщить студентов-оркестрантов к занятиям на фортепиано, пробудить в них интерес к ансамблевому музицированию, расширить их музыкальный кругозор, развить музыкальные способности. Всё это не может не отразиться на общем профессиональном уровне и квалификации будущих специалистов.
Рецензенты:
Рахимбаева И.Э., д.п.н., профессор, директор института искусств СГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов;
Сухова Л. Г., д.п.н., профессор, Проректор по научной работе СГК им. Л. В. Собинова, г. Саратов.