Постановка проблемы. Современные требования к качеству образования определили направления его развития на всех уровнях, изменили отношение к дополнительному образованию детей, в котором особое внимание уделяется развивающейся личности ребенка, а сущность определяется гуманистической природой педагогической деятельности. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образования. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» [1,с.3]. Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями общего образования.
В проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определена миссия «дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке»[2,с.4]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В законе указывается на то, что это образование, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также оно должно удовлетворять их индивидуальные потребности в разностороннем развитии.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Содержание обусловливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Специфичность условий дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.
В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетентностями, знаниями, умениями и навыками, личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности.
Деятельность педагогов дополнительного образования любой направленности определяет Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». На основании анализа содержания документов [2, 3, 4, 5, 6, 7] была выявлена специфика дополнительного образования детей, которая предъявляет особые требования к профессионализму педагога дополнительного образования.
Во-первых, дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности. Фактически оно становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе и для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.
Во-вторых, дополнительное образование детей не является обязательным, осуществляется на основе добровольного выбора детей, их семей в соответствии с их интересами и склонностями. Дополнительное образование не является унифицированным и ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при реализации общего основного образования.
В-третьих, в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного общего образования.
В-четвертых, сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни.
В-пятых, для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, дополнительное образование осуществляет компенсаторную функцию, компенсируя недостатки общего образования или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Дополнительное образование детей выполняет и функцию «социальной инклюзии».
В-шестых, дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени.
В-седьмых, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Содержание и формы дополнительного образования детей наиболее полно отражают особенности территории, традиции народов и местного сообщества.
В соответствии с повышением статуса дополнительного образования меняются требования к профессиональной компетентности педагога, реализации его педагогической роли, связанной с необходимостью осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство и фасилитацию.
Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть характер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности разделим их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий), осуществляющие свою деятельность в системе дополнительного образования и преподаватели детских художественных школ (ДХШ), осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры.
Специфика профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (студии) и преподавателя детской художественной школы во многом будет общей, и заключается в том, что каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:
- компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;
- компетентность в осуществлении компенсаторной функции дополнительного образования относительно общего образования;
- компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;
- компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;
- компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;
- компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
- компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей и детей с девиантным поведением.
Руководитель кружков (студий) художественно-эстетического направления ориентирован на достижение разноплановых результатов: художественно-эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся; формирование у детей умений и навыков практической художественной деятельности; приобщение к различным профессиям художественной направленности, помощь в профессиональном самоопределении; организация свободного времени детей и подростков; приобщение обучающихся к художественной и духовно-практической сфере деятельности разных народов, этнокультуре.
Специальные компетентности руководителя художественного кружка (изостудии) диктуют психолого-педагогические условия его подготовки, а именно: необходимость реализации интегративного подхода на всех уровнях подготовки с учетом всех этапов многоуровневого, структурно моделированного образовательного процесса; интеграция общенаучных, педагогических и психологических знаний, а также использование активных и интерактивных педагогических технологий, форм и методов обучения; инициирование педагогом ценностного отношения к организации образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей с учетом принципов системности, вариативности, сотворчества на основе определения специфики системы дополнительного образования детей; ориентация процесса подготовки педагога на способность обучающихся использовать теоретические знания и практический опыт в решении профессиональных задач в системе дополнительного образования.
Характер деятельности руководителя кружка (студии) по изобразительному искусству определяются местом, где работает педагог. Так кружки, творческие мастерские и студии художественного творчества могут быть организованы во дворцах, в домах и центрах детского и юношеского творчества, клубах по интересам при учреждениях культуры, этнических клубах, центрах эстетического воспитания детей и юношества при музеях, общинных центрах, при воскресных школах, на базе общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, центрах народных промыслов и др. Широкое развитие имеет практика культурно-образовательной работы с детской и подростковой аудиторией в музеях.
Так как детские художественные школы относятся к сфере дополнительного образования, то требования к профессиональной компетентности, которой должен обладать каждый преподаватель данной системы, идентичны в плане общепрофессиональной и общеотраслевой компетентностей. Однако они имеют свой характер деятельности, который влияет на специальную компетентность преподавателя ДХШ. Его деятельность регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства ориентирована на следующие предполагаемые результаты:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и художественного вкуса;
- создание прочной основы для приобретения обучающимися опыта художественно-творческой практики и самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов изобразительного искусства;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации предпрофессиональных образовательных программ ДХШ и ДШИ с учётом обеспечения преемственности предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. На основании статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно определить некоторые особенности реализации образовательных программ в области искусств, которые реализуются в детских художественных школах, и принципиально отличают их от программ, которые реализует руководитель художественного кружка (изостудии). Эти особенности выражаются в том, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В Федеральных государственных требованиях определен минимум содержания, структура, условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ-273 п.3,4,5,6,7 ст. 83) Данная специфика будет оказывать влияние на характер деятельности преподавателя детской художественной школы и выразится в его специальной компетентности.
Общеотраслевую компетентность для педагогов системы дополнительного художественного образования можно расширить - это будет компетентность:
- в мотивации детей на углубленное изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
- в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
- в развитии у детей творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
- в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей;
- в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
- в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
- в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
- в формировании позитивного отношения к творческому процессу, к художественно-творческим проявлениям юных художников, независимо от качественного уровня этого проявления;
- в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
- в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.
Список профессиональных компетенций педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения детей, а также от содержания реализуемой программы обучения.
Таким образом, общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содержанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искусства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятельность. Специальная компетентность профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы в целом зависят от выявленных нами особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях.
Рецензенты:
Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;
Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск.