Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF PILOT INNOVATIVE PROJECTS OF TRAINING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Shabanova T.L. 1 Shabanova K.V. 1
1 Nizhniy Novgorod State Pedagogical Universityn.a.K. Minin
The article analyzes thepsychological difficultiesassociatedinnovativeeducational process: thelow level of innovationmotivation,intoleranceto the difficultiesstudentsage characteristicsassociatedwith the complexitiesof growing up andself-determination.Formulatedobjectives anddescribes the conditionsof productivepsychological supportstudentsin innovative educationalspace of the university, basedon the principles ofsubject-activitylearning paradigms: search for hiddenresources of the individualstudent, relying onitsfeatures anddesignof individual educational trajectoriesandprofessional and personalself-development.Provides empiricaldatainputpsychological diagnosisdeficits andpotentialsof students participatingin an innovativestrategic project: educational andprofessional motivationand motivation ofmakinginnovationindicatorssituational and personal anxiety, the results of personalswot-analysis of the strengths and weaknesses ofindividualopportunities, fears andthreats.
situational and personal anxiety.
personalswot-analysis
deficits andpotentialstudents
psychological support professional andpersonal development of students
educational andprofessional motivation
teaching andprofessional activities
subject-activityparadigm oflearning
willingnessto innovate

В настоящее время в нашей стране строится новая модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества. Перед педагогическими вузами сегодня стоит цель реализации нового качества подготовки специалистов, способных нестандартно мыслить,реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные пути решения профессиональных проблем. В связи с этим в2013 году в Нижегородском государственном педагогическом университете была принята стратегическая концепция «Образовательная платформа качества», реализующая 12стратегическихпилотных проектов, направленных на подготовкупедагогов-инноватиков, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени. Реализация проектной стратегии вуза способствовала вовлечению практически всех преподавателей и студентов в инновационную деятельность. Инновационные процессы, содной стороны, направлены нараскрытие и развитиепотенциальных способностей каждого студента,его успешное профессионально-личностное становление, с другой стороны, увеличивают нервно-психическое напряжение и предъявляют повышенные требования к личностным ресурсам. Специалистами отмечаются неизбежные психологические издержки инноваций, связанные с временным дефицитом практически всех базовых потребностей личности: гомеостатических, в безопасности, в принятии и общении, в самоуважении [1; с.25]. Увеличиваются физические и психологические нагрузки. Помимо выполнения традиционной учебной работыстудентыосваивают новые формыдеятельности: разрабатывают проекты, участвуют в реализации социальных инициатив, устанавливают социальное партнерство, осваивают электронное обучение,погружаются в профессиональную среду. При этом необходимо постоянно подтверждать свою компетентность конкретными результатамив балльно-рейтинговой системе, основанной на индивидуальном портфолио достижений. Участие в инновационных процессах вуза предполагает высокий уровень развития у студентов эмоциональной устойчивости и толерантности к трудностям, поскольку сопряжено с нарушением привычного уклада жизни, изменениями условий и содержания обучения, неопределенностью будущего, рисками самореализации и успешности. Не следует забывать, что участниками экспериментальной работыстуденты становятся в непростойдля их жизни период взросления, и так объективно сопровождающийся сильными переживаниями и сомнениями в своей успешности и компетентности. Поэтому результаты эксперимента будут являться существенным фактором, определяющим уверенность в себе и благополучие личности молодых людей.Развивающий потенциал инноваций зависит от принятия их молодыми людьми, активного личного участия в их осуществлении. В связи с этим современные исследователи анализируют проблему готовности к инновациям у ее субъектов. Выделены критерии такой готовности: приверженность особым ценностям, специфическая мотивация, определенные личностные качества, навыки эмоциональной саморегуляции.

В связи с вышеназванными трудностями важным ресурсом успеха инновационных процессов в аспекте, прежде всего, профессионально-личностного развития студентов является их психологическое сопровождение. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для студентов, осуществляемых преподавателями-психологами или специалистами существующей психологической службы вуза инаправленных на создание оптимальных условий инновационной деятельности в рамках проекта Сущностной характеристикой сопровождения является поиск скрытых ресурсов личности студента, опора на его возможности и создание на этой основе условий для дальнейшего саморазвития. Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологами на всех этапах деятельности: от аналитического до контрольно-оценочного.Поэтапное психологическое сопровождение студентов предполагает мониторинг ихготовности к инновационной деятельности;помощь в приобретении психологических знаний и овладении адекватными приемами деятельности; формирование у студентов навыковрефлексии результатов и оценкисвоей компетентности в ходе обучения; психологический анализ факторов успехов и неудач; проектирование условий дальнейшегосаморазвития.Эффективная модель психологического сопровождения восходит к субъектно-деятельностной парадигмеи предполагает помощь в организациисамостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [2; с. 101]. По мнению ряда авторов, источником профессионального становления студентов-будущих педагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследование [3; с.221]. Эти виды деятельности способствуют формированию у будущих профессионалов субъектной, т.е. осознанной, активной, творческой позиции по отношению к к инновационной деятельности и окружающей действительности в целом.Становление субъектности студентов проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной учебно-профессиональной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации.

Описанные принципы применяются нами при разработке системы психологического сопровождения реализуемого в Мининском университете инновационного проекта обучения студентов«Педагог будущего». Проект направлен на «моделирование личности будущего педагога,основанной на изменениях педагогической профессии в связи с появлением новых профессиональных ролей и функций (проектировщик изменений, модератор, диагност-корректировщик, прогностик-девелопер, тьютор, полилог и др.), формирующих новую систему разделения педагогического труда [4; с. 27-28]. В экспериментальном проекте участвуют студенты второго курса факультета гуманитарных наук, исторического направления. Студенты изучают дополнительно целый ряд новых дисциплин: «Психология педагогической деятельности», «Персональный менеджмент педагога», «Основы педагогической диагностики и мониторинга», «Методология научного исследования», «Управление проектами в образовательной среде» и др. Занятия в основном носят практикоориентированный характер, проходят на базе образовательных учреждений. В обучении используются новейшие образовательные технологии: кейс-стади, визуализации, тренинги, дискуссии, фото-, аудио-, видео-фиксации образовательных процессов, в которых принимают участие студенты, подготовка презентаций, исследовательское и творческое проектирование.На начальном этапе реализации проекта мы проводили входную психолого-педагогическую диагностику студентов с целью выявления их потенциалов и дефицитов для планирования дальнейшей стратегии обучения и образовательнойтраектории каждого студента. Нами использовался пакет психодиагностических методик: разработанная нами анкета «Взгляд на педагога будущего», Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, методика личностного swot-анализа учебно-профессиональной деятельности студентов. Анализ результатов изучения мотивации к педагогической деятельности и стремления  получить вторую педагогическую специальность (тьютора, проектировщика, модератора образования) показал, что 64,3 % студентов собираются работать в школе после окончания вуза, но 35,7 % пока не определились с выбором. 42,9 % имеют внутренний познавательный интерес к участию в инновационном проекте. 50 % студентов готовы участвовать в проекте, но побуждают их внешние мотивы: получение дополнительных баллов к рейтингу, перспектива в будущем иметь более высокую квалификацию и соответственно хорошую зарплату. 7,1 % студентов не имеют никакой мотивации. В связи с этим важным направлением психологического сопровождения студентов является укрепление и стимулирование внутренней мотивации к инновационной деятельности через включения их в продуктивные виды деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений,интерактивность методов и форм построения образования, через создание ситуаций выбора и переживания личного успеха. В качестве еще одного значимого критерия готовности к участию в инновационных преобразованиях вуза мы выделили способность студентов регулировать учебный стресс и сопутствующие ему переживания. В психологии давно установлен факт определяющей роли эмоций в процессе жизнедеятельности человека. Особенности эмоциональной сферы регулируют все внутриличностные процессы:определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья [5]. Молодой человек будет либо с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни и её неожиданностям, стремиться к личностному и профессиональному росту. Или, напротив, жизненные трудности будут содействовать закреплению незрелой идентичности, оформлению образа Я как «неудачника» и тогда он будет чувствовать себя беспомощным, неуспешным, направляя все силы не на личностный рост, а на самосохранение и самозащиту. Результаты исследования показали, что в среднем около 40 % студентов показали неадекватную ситуативную и личностную тревожность, которая проявляется как в открытой, так и в замаскированной форме («чрезмерного спокойствия»). Неспособность регулировать тревожные переживания в незнакомых ситуациях, хроническое прогнозирование опасностей и неуспеховусиливает переживания страха, сомнения в своей компетентности, и как следствие - избегание трудностей и рисков, неудовлетворенность всем предлагаемым, пассивное отношение к жизни. Поэтому психологическое сопровождение студентов в инновационном проекте должно быть направлено на укрепление внутренних ресурсов толерантностик тревоге и страхам: позитивного самовосприятия и уверенности в себе, личностной зрелости, свободного и творческого мышления, духовности. Для этого, прежде всего, необходимо включать в программу обучения специальных психологических учебных курсов и тренингов.

Будущий педагог должен уметь анализировать собственную деятельность и личность, видеть свои недостатки и достоинства, уметь самостоятельно принимать решения.Один из лучших способов преодолеть личные и профессиональные ограничения является проведение личного swot-анализа. В ходе анкетирования мы попросили студентов выделить по пять качеств, проявляющихся в учебно-профессиональной деятельности и характеризующих их сильные, слабые стороны, возможности и страхи. Результаты анализа приведены в таблице.

Таблица

Swot-анализ учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, участвующих в инновационном проекте «Педагог будущего»

Внутренние факторы

Внешние факторы

(О) Возможности

1.Образование, самообразование

2.Знания, компетентность, опыт

3.Материальная обеспеченность 4. Помощь родителей

(Т) Угрозы, страхи

1.Нереализованность, невостребованность2. Низкая зарплата, дефицит материальных средств

3. Конфликты, форсмажоры

(S)Сильные стороны

1. Ответственность

2. Доброта

3.Чувство юмора, оптимизм

4. Общительность

 

SО Эффективная современная образовательная среда вуза

1.Создание полипрофессионального образовательного коллектива за счет привлечения ведущих специалистов в различных сферах деятельности 2. Построение обогащенной и постоянно обновляющейся образовательной среды (материальной, технологической, дидактической, методической) 3.Деятельностное основание построения

образования (включение студентов в различные виды деятельности - игра, общение, учебная деятельность, исследование, проектирование, конструирование, творчество и др 4.Интерактивность методов и форм построения образования5. Погружение в профессиональную среду для накопления организационного, социального и педагогического опыта 6. Привлечение новейших образовательных, дидактических, технологических разработок, программного обеспечения, информационных средств и ресурсов в образовательный процесс 7. Организация различных видов самостоятельной работы студентов 8. Возможность стажировок, в том числе за рубежом 9. Развитие в вузе эффективной системы трудоустройства выпускников

SТ Повышение активности, мобильности, конкурентноспособности  выпускников

1.Развитие внутренней учебно-профессиональной мотивации

2. Получение дополнительной специальности 3. Участие студентов в конкурсах и проектах вуза 4.Участие студентов в общественной  деятельности

5.Приобретение опыта волонтерской практики

6.Овладение иностранными языками с целью возможного  трудоустройства за рубежом

(W) Слабые стороны 1.Эмоциональная неуравновешенность

2.Неуверенность

3.Нерешительность 4.Нетерпеливость

WО Оптимизация психологической атмосферы обучения

1. Созданиеиндивидуальной образовательной траектории на основе учета индивидуальных потенциалов студента  2. Включение студентов в продуктивные виды деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений. 3.Гуманизация отношений между всеми субъектами  образовательного процесса

4.Создание ситуаций успеха для каждого студента

5.Оптимистическая стратегия педагогической оценки учебных достижений студентов

6. Консультативно-тренинговое психологическое обучение студентов7. Развитие службы психологической помощи студентам в вузе

WТ Возможность стрессов, эмоционального выгорания,  кризисы профессионально-личностного самоопределения;укрепление внутриличностных ресурсов для предотвращения внешних и внутренних угроз

1.Овладение навыками самоорганизации и планирования деятельности 2. Развитие качеств психологически компетентной личности: уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, толерантности к трудностям и неудачам,личностного влияния и самопрезентации

Результаты swot-анализа показали, что студенты, по их мнению, обладают такими сильными качествами как ответственность, доброта, чувство юмора, оптимизм, общительность. К слабым сторонам относятся эмоциональная неуравновешенность (обидчивость, раздражительность, вспыльчивость, тревога и т.д.), а также неуверенность, нерешительность. Угрозу для себя большинство студентов видят прежде в возможной нереализованности и невостребованности в жизни, дефиците материальных средств, конфликтах и форсмажорах. Своими ресурсами студенты считают получение образования, знаний, опыта, приобретение современных компетенций, а также материальное благополучие и помощь родителей. Стратегический анализ построения обучения в рамках инновационного проекта позволил выделить его приоритетные направления и области, сформулировать основные образовательные задачи. Для укрепления сильных сторон студентов и развития их потенциальных ресурсов необходимо построение эффективной современной образовательной среды. Предотвращение угроз и ослабление страхов возможно при условии включения студентов в различные виды деятельности, способствующие формированию компетенций и как следствие повышению активности, мобильности, конкурентоспособности выпускников. Коррекция слабых сторон возможна через ресурсы образования и самообразования студентов, приобретение полезного структурированного опыта и знаний. Для реализации этой задачи необходимо, прежде всего, создание психологически комфортной и безопасной психологической атмосферы обучения, осуществление консультативно-тренинговой работы со студентами, создание службы психологической помощи.Особое внимание при психологическом сопровождении студентов должно быть уделено предотвращению возможныхсильных стрессов, эмоционального выгорания, кризисов профессионально-личностного самоопределения. Для этого необходима целенаправленная психологическая работа по обучению студентов психотехнологиям самоанализа и регуляции эмоциональных состояний,укреплениювнутриличностных ресурсов толерантности к тревогам и страхам в незнакомых и неожиданно изменившихся обстоятельствах, ситуациях трудностей и неудач. Личностный swot-анализ способствует развитию учебно-личностной рефлексии, формирует у студентов чувство причастности к образовательному процессу и личную ответственность за его результаты. Обнаруживая свои дефициты, студент формулирует, уточняет и свои образовательные запросы к вузу, делает осознанный выбор тех или других дополнительных курсов, которые необходимы ему для дальнейшего формирования и развития профессионализма. То есть каждый студент оказывается вовлечен в проектирование образовательного процесса, уточнения своей индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, психологическое сопровождение студентов в процессе участия в инновационных образовательных проектах предполагает поэтапную работу от осуществления пропедевтических и аналитических мероприятий до контрольно-оценочных действий. Особое внимание должно быть уделено систематическому мониторингу профессионально-личностного развития студентов, выявлению дефицитов и потенциальных ресурсов и проектирование на основе выявленных факторов дальнейшего эффективного обучения.

Рецензенты:

Суворова О.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Шутова Н.В, д.псх.н., профессор, профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгофрод.