В настоящее время в нашей стране строится новая модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества. Перед педагогическими вузами сегодня стоит цель реализации нового качества подготовки специалистов, способных нестандартно мыслить,реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные пути решения профессиональных проблем. В связи с этим в2013 году в Нижегородском государственном педагогическом университете была принята стратегическая концепция «Образовательная платформа качества», реализующая 12стратегическихпилотных проектов, направленных на подготовкупедагогов-инноватиков, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени. Реализация проектной стратегии вуза способствовала вовлечению практически всех преподавателей и студентов в инновационную деятельность. Инновационные процессы, содной стороны, направлены нараскрытие и развитиепотенциальных способностей каждого студента,его успешное профессионально-личностное становление, с другой стороны, увеличивают нервно-психическое напряжение и предъявляют повышенные требования к личностным ресурсам. Специалистами отмечаются неизбежные психологические издержки инноваций, связанные с временным дефицитом практически всех базовых потребностей личности: гомеостатических, в безопасности, в принятии и общении, в самоуважении [1; с.25]. Увеличиваются физические и психологические нагрузки. Помимо выполнения традиционной учебной работыстудентыосваивают новые формыдеятельности: разрабатывают проекты, участвуют в реализации социальных инициатив, устанавливают социальное партнерство, осваивают электронное обучение,погружаются в профессиональную среду. При этом необходимо постоянно подтверждать свою компетентность конкретными результатамив балльно-рейтинговой системе, основанной на индивидуальном портфолио достижений. Участие в инновационных процессах вуза предполагает высокий уровень развития у студентов эмоциональной устойчивости и толерантности к трудностям, поскольку сопряжено с нарушением привычного уклада жизни, изменениями условий и содержания обучения, неопределенностью будущего, рисками самореализации и успешности. Не следует забывать, что участниками экспериментальной работыстуденты становятся в непростойдля их жизни период взросления, и так объективно сопровождающийся сильными переживаниями и сомнениями в своей успешности и компетентности. Поэтому результаты эксперимента будут являться существенным фактором, определяющим уверенность в себе и благополучие личности молодых людей.Развивающий потенциал инноваций зависит от принятия их молодыми людьми, активного личного участия в их осуществлении. В связи с этим современные исследователи анализируют проблему готовности к инновациям у ее субъектов. Выделены критерии такой готовности: приверженность особым ценностям, специфическая мотивация, определенные личностные качества, навыки эмоциональной саморегуляции.
В связи с вышеназванными трудностями важным ресурсом успеха инновационных процессов в аспекте, прежде всего, профессионально-личностного развития студентов является их психологическое сопровождение. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для студентов, осуществляемых преподавателями-психологами или специалистами существующей психологической службы вуза инаправленных на создание оптимальных условий инновационной деятельности в рамках проекта Сущностной характеристикой сопровождения является поиск скрытых ресурсов личности студента, опора на его возможности и создание на этой основе условий для дальнейшего саморазвития. Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологами на всех этапах деятельности: от аналитического до контрольно-оценочного.Поэтапное психологическое сопровождение студентов предполагает мониторинг ихготовности к инновационной деятельности;помощь в приобретении психологических знаний и овладении адекватными приемами деятельности; формирование у студентов навыковрефлексии результатов и оценкисвоей компетентности в ходе обучения; психологический анализ факторов успехов и неудач; проектирование условий дальнейшегосаморазвития.Эффективная модель психологического сопровождения восходит к субъектно-деятельностной парадигмеи предполагает помощь в организациисамостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [2; с. 101]. По мнению ряда авторов, источником профессионального становления студентов-будущих педагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследование [3; с.221]. Эти виды деятельности способствуют формированию у будущих профессионалов субъектной, т.е. осознанной, активной, творческой позиции по отношению к к инновационной деятельности и окружающей действительности в целом.Становление субъектности студентов проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной учебно-профессиональной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации.
Описанные принципы применяются нами при разработке системы психологического сопровождения реализуемого в Мининском университете инновационного проекта обучения студентов«Педагог будущего». Проект направлен на «моделирование личности будущего педагога,основанной на изменениях педагогической профессии в связи с появлением новых профессиональных ролей и функций (проектировщик изменений, модератор, диагност-корректировщик, прогностик-девелопер, тьютор, полилог и др.), формирующих новую систему разделения педагогического труда [4; с. 27-28]. В экспериментальном проекте участвуют студенты второго курса факультета гуманитарных наук, исторического направления. Студенты изучают дополнительно целый ряд новых дисциплин: «Психология педагогической деятельности», «Персональный менеджмент педагога», «Основы педагогической диагностики и мониторинга», «Методология научного исследования», «Управление проектами в образовательной среде» и др. Занятия в основном носят практикоориентированный характер, проходят на базе образовательных учреждений. В обучении используются новейшие образовательные технологии: кейс-стади, визуализации, тренинги, дискуссии, фото-, аудио-, видео-фиксации образовательных процессов, в которых принимают участие студенты, подготовка презентаций, исследовательское и творческое проектирование.На начальном этапе реализации проекта мы проводили входную психолого-педагогическую диагностику студентов с целью выявления их потенциалов и дефицитов для планирования дальнейшей стратегии обучения и образовательнойтраектории каждого студента. Нами использовался пакет психодиагностических методик: разработанная нами анкета «Взгляд на педагога будущего», Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, методика личностного swot-анализа учебно-профессиональной деятельности студентов. Анализ результатов изучения мотивации к педагогической деятельности и стремления получить вторую педагогическую специальность (тьютора, проектировщика, модератора образования) показал, что 64,3 % студентов собираются работать в школе после окончания вуза, но 35,7 % пока не определились с выбором. 42,9 % имеют внутренний познавательный интерес к участию в инновационном проекте. 50 % студентов готовы участвовать в проекте, но побуждают их внешние мотивы: получение дополнительных баллов к рейтингу, перспектива в будущем иметь более высокую квалификацию и соответственно хорошую зарплату. 7,1 % студентов не имеют никакой мотивации. В связи с этим важным направлением психологического сопровождения студентов является укрепление и стимулирование внутренней мотивации к инновационной деятельности через включения их в продуктивные виды деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений,интерактивность методов и форм построения образования, через создание ситуаций выбора и переживания личного успеха. В качестве еще одного значимого критерия готовности к участию в инновационных преобразованиях вуза мы выделили способность студентов регулировать учебный стресс и сопутствующие ему переживания. В психологии давно установлен факт определяющей роли эмоций в процессе жизнедеятельности человека. Особенности эмоциональной сферы регулируют все внутриличностные процессы:определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья [5]. Молодой человек будет либо с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни и её неожиданностям, стремиться к личностному и профессиональному росту. Или, напротив, жизненные трудности будут содействовать закреплению незрелой идентичности, оформлению образа Я как «неудачника» и тогда он будет чувствовать себя беспомощным, неуспешным, направляя все силы не на личностный рост, а на самосохранение и самозащиту. Результаты исследования показали, что в среднем около 40 % студентов показали неадекватную ситуативную и личностную тревожность, которая проявляется как в открытой, так и в замаскированной форме («чрезмерного спокойствия»). Неспособность регулировать тревожные переживания в незнакомых ситуациях, хроническое прогнозирование опасностей и неуспеховусиливает переживания страха, сомнения в своей компетентности, и как следствие - избегание трудностей и рисков, неудовлетворенность всем предлагаемым, пассивное отношение к жизни. Поэтому психологическое сопровождение студентов в инновационном проекте должно быть направлено на укрепление внутренних ресурсов толерантностик тревоге и страхам: позитивного самовосприятия и уверенности в себе, личностной зрелости, свободного и творческого мышления, духовности. Для этого, прежде всего, необходимо включать в программу обучения специальных психологических учебных курсов и тренингов.
Будущий педагог должен уметь анализировать собственную деятельность и личность, видеть свои недостатки и достоинства, уметь самостоятельно принимать решения.Один из лучших способов преодолеть личные и профессиональные ограничения является проведение личного swot-анализа. В ходе анкетирования мы попросили студентов выделить по пять качеств, проявляющихся в учебно-профессиональной деятельности и характеризующих их сильные, слабые стороны, возможности и страхи. Результаты анализа приведены в таблице.
Таблица
Swot-анализ учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, участвующих в инновационном проекте «Педагог будущего»
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
|
(О) Возможности 1.Образование, самообразование 2.Знания, компетентность, опыт 3.Материальная обеспеченность 4. Помощь родителей |
(Т) Угрозы, страхи 1.Нереализованность, невостребованность2. Низкая зарплата, дефицит материальных средств 3. Конфликты, форсмажоры |
|
(S)Сильные стороны 1. Ответственность 2. Доброта 3.Чувство юмора, оптимизм 4. Общительность
|
SО Эффективная современная образовательная среда вуза 1.Создание полипрофессионального образовательного коллектива за счет привлечения ведущих специалистов в различных сферах деятельности 2. Построение обогащенной и постоянно обновляющейся образовательной среды (материальной, технологической, дидактической, методической) 3.Деятельностное основание построения образования (включение студентов в различные виды деятельности - игра, общение, учебная деятельность, исследование, проектирование, конструирование, творчество и др 4.Интерактивность методов и форм построения образования5. Погружение в профессиональную среду для накопления организационного, социального и педагогического опыта 6. Привлечение новейших образовательных, дидактических, технологических разработок, программного обеспечения, информационных средств и ресурсов в образовательный процесс 7. Организация различных видов самостоятельной работы студентов 8. Возможность стажировок, в том числе за рубежом 9. Развитие в вузе эффективной системы трудоустройства выпускников |
SТ Повышение активности, мобильности, конкурентноспособности выпускников 1.Развитие внутренней учебно-профессиональной мотивации 2. Получение дополнительной специальности 3. Участие студентов в конкурсах и проектах вуза 4.Участие студентов в общественной деятельности 5.Приобретение опыта волонтерской практики 6.Овладение иностранными языками с целью возможного трудоустройства за рубежом |
(W) Слабые стороны 1.Эмоциональная неуравновешенность 2.Неуверенность 3.Нерешительность 4.Нетерпеливость |
WО Оптимизация психологической атмосферы обучения 1. Созданиеиндивидуальной образовательной траектории на основе учета индивидуальных потенциалов студента 2. Включение студентов в продуктивные виды деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений. 3.Гуманизация отношений между всеми субъектами образовательного процесса 4.Создание ситуаций успеха для каждого студента 5.Оптимистическая стратегия педагогической оценки учебных достижений студентов 6. Консультативно-тренинговое психологическое обучение студентов7. Развитие службы психологической помощи студентам в вузе |
WТ Возможность стрессов, эмоционального выгорания, кризисы профессионально-личностного самоопределения;укрепление внутриличностных ресурсов для предотвращения внешних и внутренних угроз 1.Овладение навыками самоорганизации и планирования деятельности 2. Развитие качеств психологически компетентной личности: уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, толерантности к трудностям и неудачам,личностного влияния и самопрезентации |
Результаты swot-анализа показали, что студенты, по их мнению, обладают такими сильными качествами как ответственность, доброта, чувство юмора, оптимизм, общительность. К слабым сторонам относятся эмоциональная неуравновешенность (обидчивость, раздражительность, вспыльчивость, тревога и т.д.), а также неуверенность, нерешительность. Угрозу для себя большинство студентов видят прежде в возможной нереализованности и невостребованности в жизни, дефиците материальных средств, конфликтах и форсмажорах. Своими ресурсами студенты считают получение образования, знаний, опыта, приобретение современных компетенций, а также материальное благополучие и помощь родителей. Стратегический анализ построения обучения в рамках инновационного проекта позволил выделить его приоритетные направления и области, сформулировать основные образовательные задачи. Для укрепления сильных сторон студентов и развития их потенциальных ресурсов необходимо построение эффективной современной образовательной среды. Предотвращение угроз и ослабление страхов возможно при условии включения студентов в различные виды деятельности, способствующие формированию компетенций и как следствие повышению активности, мобильности, конкурентоспособности выпускников. Коррекция слабых сторон возможна через ресурсы образования и самообразования студентов, приобретение полезного структурированного опыта и знаний. Для реализации этой задачи необходимо, прежде всего, создание психологически комфортной и безопасной психологической атмосферы обучения, осуществление консультативно-тренинговой работы со студентами, создание службы психологической помощи.Особое внимание при психологическом сопровождении студентов должно быть уделено предотвращению возможныхсильных стрессов, эмоционального выгорания, кризисов профессионально-личностного самоопределения. Для этого необходима целенаправленная психологическая работа по обучению студентов психотехнологиям самоанализа и регуляции эмоциональных состояний,укреплениювнутриличностных ресурсов толерантности к тревогам и страхам в незнакомых и неожиданно изменившихся обстоятельствах, ситуациях трудностей и неудач. Личностный swot-анализ способствует развитию учебно-личностной рефлексии, формирует у студентов чувство причастности к образовательному процессу и личную ответственность за его результаты. Обнаруживая свои дефициты, студент формулирует, уточняет и свои образовательные запросы к вузу, делает осознанный выбор тех или других дополнительных курсов, которые необходимы ему для дальнейшего формирования и развития профессионализма. То есть каждый студент оказывается вовлечен в проектирование образовательного процесса, уточнения своей индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, психологическое сопровождение студентов в процессе участия в инновационных образовательных проектах предполагает поэтапную работу от осуществления пропедевтических и аналитических мероприятий до контрольно-оценочных действий. Особое внимание должно быть уделено систематическому мониторингу профессионально-личностного развития студентов, выявлению дефицитов и потенциальных ресурсов и проектирование на основе выявленных факторов дальнейшего эффективного обучения.
Рецензенты:Суворова О.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Шутова Н.В, д.псх.н., профессор, профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгофрод.