Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-CULTURAL CONDITIONS PATRIOTICHESKOGO EDUCATION OF CADETS IN SPECIALIZED MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Gerasimov A.P. 1
1 «Moscow state University of culture and arts»
Тhe article deals with the organization of Patriotic education of cadets in Russia, which is a unique system of pre-University education, including Suvorov, Nakhimov military Academy, cadet (naval cadet, Cossack cadet), presidential cadet school Board wards of the Ministry of defense of the Russian Federation and the Moscow military music school-based invariant educational programs enterprise vocational and General training, taking into account the main provisions of socio-cultural education. The quality of pre-University educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation is achieved by maintaining exemplary internal order, the creation of the necessary social conditions for successful learning, living, life and leisure of students, logistical and comprehensive information technology security. Patriotic education of cadets in specialized private educational institutions should be carried out on the basis of military music traditions with the following socio-cultural conditions: maintenance of close relationships trainingeducational process and socio-cultural activities of students of specialized private institutions of education; introduction of technologies in socio-cultural activities in the educational process in a specialized private institutions of education; the formation of cadets motivation to participate in socio-cultural activities, contributing to the disclosure of their personal potential, self-fulfillment as a citizen and patriot; the development of Amateur art of cadets at the leisure space of a specialized private institutions of education, including on the basis expansion of forms of collective creativity of teachers and cadets in the development of military music traditions; ensuring the participation of cadets in the larger socio-cultural projects that promote continuity of military music tradition
socio-cultural conditions
vocational training
vocational guidance
cultural and educational activities
Suvorov schools
patriotic education

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Базовыми учреждениями, свято хранившими традиции кадетского и суворовского образования, исторически были и остаются довузовские образовательные учебные заведения подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.

В августе 2013 года суворовские училища отметили свой 70 - летний юбилей. В своем поздравлении с этой торжественной датой всех суворовцев, нахимовцев и кадетов Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей КужугетовичШойгу отметил, что «за 70 лет своего существования система суворовских и нахимовских военно-морских училищ показала себя как эффективная школа образования и воспитания патриотически-настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству... суворовцы, нахимовцы и кадеты являются надеждой и опорой наших Вооруженных Сил». [2]

Сегодня система суворовского и кадетского образования вновь получила мощный импульс для дальнейшего развития. Оно осуществляется одновременно со строительством и техническим переоснащением Вооруженных Сил с учетом мер, принимаемых государством по совершенствованию профессионального образования в России.

В настоящее время в системе довузовских образовательных учреждений Минобороны России успешно функционируют 22 образовательных учреждения: 7 президентских кадетских училищ - Оренбургское, Ставропольское, Краснодарское, Тюменское, Кызылское, Владивостокское, Севастопольское); 5 кадетских корпусов - Санкт-Петербургский, Кронштадтский морской, Московский (Пансион воспитанниц Минобороны России), Омский кадетский военный корпус и Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус; 10 суворовских военных училищ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское, Уссурийское, Нахимовское военно-морское (Санкт-Петербург), Северо-Кавказское, Московское военно-музыкальное училище.

Правоустанавливающими документами федерального уровня, регламентирующими их деятельность в настоящее время являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где в 86 статье впервые статуировано положение суворовских военных училищ и кадетских корпусов, как организаций имеющих цель подготовку несовершеннолетней молодежи к государственной службе на военном и гражданском поприщах, а также Приказ Министра обороны РФ №515 от 21 июля 2014 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации"

Проведя сравнительный анализ социально-культурных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ можно выделить следующие отличительные особенности:

- система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы и направлена на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, суворовской (кадетской) корпоративной принадлежности;

- сочетание основных образовательных программ, включающий компонент, направленный на формирование знаний по основам подготовки к военной и государственной службе, с программами дополнительного образования, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения, а также практическими занятиями (полевые занятия, морская практика, военные сборы);

- использование в образовательном процессе основных положений гендерной педагогики, в основе которых раздельное обучение мальчиков и девочек;

- социально-психологические аспекты обучения: изоляция от родных и привычного круга общения; наибольшая по сравнению с другими образовательными учреждениями ограниченность прав и свобод личности; недемократический характер функционально-ролевых взаимодействий и отношений; наличие определённого социума, в выборе которого суворовец не принимает участия; преобладание коллективных отношений над личностными.

В суворовских военных, нахимовском военно-морском, военно-музыкальном училище, кадетском (морском кадетском) военном корпусе:

- специфический уклад жизнедеятельности с воинским укладом и бытом, регламентируемым четким распорядком дня, включающим ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды, широкое использование ритуалов и субординации в общении, принятых в военной среде, усиленные занятия спортом, строевые тренировки;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления; постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.

А также наличие у образовательного учреждения знамени; соблюдение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, возвращение структуры «рота-взвод-отделение» и присвоение суворовцам и нахимовцам соответствующих званий вице-сержантов; привлечение суворовцев, нахимовцев и кадетов к участию в парадах войск гарнизона [4].

Базовыми социальными функциями учреждений суворовского (кадетского) образования исторически были и остаются государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников, а также ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы.

Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся [3].

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования и с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку. В предметном содержании структура учебных планов включает федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения.

Количество часов регионального компонента с учетом статуса федеральных государственных казенных образовательных учреждений передано в инвариативную часть федерального компонента и в компонент образовательного учреждения, распределяются в соответствии с основной направленностью их деятельности, через введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов, основная функция которых - ориентация обучающихся на осознанный выбор и поступление в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Учебные планы среднего (полного) общего образования основаны на принципе двухуровнего (базового и профильного) обучения. Оба уровня имеют общеобразовательный характер и направлены на становление и формирование личности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, выбору продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В основе профилизации находит отражение целевая установка кадетского образования - подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными вузами или вузами силовых структур и ведомств. За каждым юношей (девушкой) остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути.

Учебные планы предусматривают модульно-профильную модель обучения по различным направлениям: социально-гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, филологическому, химико-биологическому, естественнонаучному и  оборонно-спортивному.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, организация которой предусмотрена в 7(8) - 9 классах. Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению суворовцев относительно избираемого ими профиля обучения для последующей профессиональной деятельности.

В целях реализации профильной и предпрофuльной подготовки в учебные планы введены элективные курсы. Элективные учебные курсы (предметы) - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся, являясь своего рода учебными модулями выполняющие три основные функции: развитие содержания одного из базовых учебных предметов, «надстройка» профильного учебного предмета и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности они могут носить краткосрочный и чередующийся характер. Основная форма проведения занятий по элективным курсам деловые игры, практические занятия, пробы, решение прикладных задач.

Особое внимание уделяется лингвистической подготовке обучающихся. С этой целью в учебных планах отводятся дополнительные часы, предусматривается изучение второго и третьего иностранных языков. Согласно решению Министра обороны РФ введен спецкурс «Военное страноведение» на английском и немецком языках и «Военный перевод».

В соответствии с распоряжением Статс-секретаря заместителя Министра обороны РФ от 05.07.2013 г. №173/УВО/4/859, суворовцы, нахимовцы и кадеты с V класса изучают предмет «Основы военной подготовки» (в военно-морских образовательных учреждениях - «Основы военно-морской подготовки»). Целью изучения которого является получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях, преимущественно Минобороны России и замещения в них согласно Уставу, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений. В рамках данного предмета изучаются основы тактики, радиационной, химической и биологической защиты, строевой и огневой подготовки, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В целях проведения системной предпрофильной подготовки, работы по обеспечению предварительного самоопределения суворовцев и кадетов в отношении будущего обучения, раскрытия духовных, творческих и физических потенциалов личности с обучающимися V-VIII классов на материальной базе училищ, региональных учреждений культуры, дополнительного образования и спорта, воинских частей военных округов организуется летняя учебная практика продолжительностью до пятнадцати  календарных дней. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков по военной подготовке для обучающихся X класса проводится лагерный период обучения. Предусматривается проведение практических полевых занятий в форме учебных сборов, морской практики.

Организация деятельности в довузовских учреждениях Министерства обороны РФ рассматривается с позиции трех базовых процессов: учебного, воспитательного и процесса жизнедеятельности. Все три составляющих регламентируются расписанием занятий основного и дополнительного образования. Организационный аспект образовательного процесса сочетает классно-урочную систему, систему занятий по выбору, систему самоподготовки и консультационных занятий, которая осуществляется в групповой, индивидуально-групповой и индивидуальной формах работы.

Огромную роль в становлении воспитанников играет социально-культурная деятельность, реализуемая в форме дополнительного образования с доминантой самоопределения и самореализации каждого на основе индивидуального выбора. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, которая дополняет основное образование, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, которые реализуются на основе социально-культурной деятельности. Речь идет о целостной, разноуровневой, многоступенчатой системе, которая отличается открытостью и вариативностью. Занятия по дополнительным программам планируются и проводятся во внеурочное время. Для этого используются часы, отведенные распорядком дня для проведения воспитательной, спортивной работы, проведения дополнительных и индивидуальных занятий, работы кружков, секций и время до начала самоподготовки.

Основное предназначение дополнительного образования - расширение образовательного пространства, через освоение дополнительных образовательных программ, прежде всего военно-прикладной направленности и организация культурно-досуговой деятельности. В числе приоритетных реализация дополнительных образовательных программы оборонно-спортивной направленности, которые составляют 34,7 % от общего числа реализуемых (лингвистическое -11,1%, естественнонаучное  - 19,2 %, художественно-эстетическое - 26,5%, другие направления - 8,5 %)

Дополнительное образование, получаемое воспитанниками, является практико-ориентированным. Оно осуществляется специалистами-профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность [1]. Через систему дополнительного образования воспитанники изучают основы военной службы историю кадетского образования.

Доминирующим компонентом военной подготовки, в довузовских образовательных учреждениях МО РФ кроме основ военной службы, является физическая подготовка. В рамках физической культуры и спорта суворовцы и кадеты проходят подготовку по традиционным спортивным программам, программам оборонно-спортивного профиля и военно-прикладных видов спорта -футбол, хоккей с шайбой, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, большой и настольный теннис, спортивная гимнастика, дзюдо, самбо, каратэ, греко-римская борьба, реальное айкидо, лыжи, аквааэробика, бильярд, водное поло, плавание,пулевая стрельба, армейский рукопашный бой, автодело, морское многоборье шлюпочное дело и т.п.

Составной частью учебно - воспитательного процесса стало ежегодное проведение межучилищных спартакиад по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

Для реализации концепции лингвистического образования в дополнительном образовании предусмотрено изучение по выбору второго иностранного языка (французский, немецкий, китайский языки), особо одаренным кадетам и суворовцам в области лингвистики предоставлена возможность изучать третий иностранный язык

Главная цель программ естественнонаучной и научно-технической направленности - пропаганда научного мировоззрения посредством приобщения суворовцев и кадетов к активной творческой деятельности в данных направлениях Реализация программ музыкально-эстетической направленности способствует развитию эстетического вкуса, духовного мира воспитанников на основе познания основ различных видов искусства - вокальное, танцевальное искусство, инструментальное, театральное искусство, живопись и дизайн.

Занятия по дополнительным программам планируются и проводятся во внеурочное время. Для этого используются часы, отведенные распорядком дня для проведения воспитательной, спортивной работы, проведения дополнительных и индивидуальных занятий, работы кружков, секций и время до начала самоподготовки.

Организация социально-культурной деятельности воспитанников осуществляется через проведение внутри училищных мероприятий, а также творческих конкурсов, фестивалей, в рамках межучилищного взаимодействия. Так, зарождением новой традиции стал, проведенный смотр-конкурс кадетской песни «Судьба и Родина едины», который был посвящен знаменательному событию - празднованию 280-летия кадетского образования в России. Организацию и непосредственное проведение смотра - конкурса осуществляло Московское военно-музыкальное училище.

Совместный творческий проект был направлен на раскрытие и поддержку новых талантов, развитие социальной активности и творческого потенциала личности, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности, популяризацию музыкальной культуры и искусства. Данный проект стал не только ярким, зрелищным  досуговым мероприятием, но и настоящим праздником творчества, а также внес определенный вклад в реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Стало традицией участие суворовцев и кадетов в ежегодно проводимом творческом состязании под названием «Молодежная лига - КВН». Праздник юмора, смеха, творчества и талантов с 2014 года проводится на кубок Министра обороны РФ.Темы игр отражали исторические страницы отечественной истории, культуры. В 2013 году они были посвящены юбилею отечественной войны 1812 года, в 2014 году 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и получили название «Герои нашего времени».

Возможность проявить свои творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы в осмыслении героико-патриотических страниц отечественной истории и поддержание традиций почитания воинского подвига, предоставляется кадетам и суворовцам через участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ. Открытая Научно-практическая конференция «Ивашевские чтения»ежегодно проходитв Ульяновском гвардейском суворовском училище, научно-практическая конференция «Ушаковские чтения», была организована в Кронштадтском морском кадетском корпусе, межрегиональная научно-практическая конференция «Отечественная война 1812 года глазами современной молодежи», состоялась в Санкт-Петербургском суворовском училище, «Мир науки: интеллект, творчество, культура» в Оренбургском президентском кадетском училище. Главными целями и задачами их проведения являлись: создание условий для активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающиеся посредством привлечения их к исследованиям в различных областях науки и культуры; реализация стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации через развитие сотрудничества довузовских образовательных учреждений; воспитание понимания единства, преемственности базовых ценностей российского народа в разные эпохи и в различных социальных условиях; углубление знаний по отечественной истории через параллельное рассмотрение вопросов общероссийской и региональной истории; выработка активной гражданской позиции, осознанного подхода к выбору мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

Научные программы конференций предусматривали, кроме выступлений участников с результатами собственных исследований, встречи с учеными, военными историками, офицерами Вооруженных Сил, дискуссии, экскурсии и другие формы взаимного общения.

На основе выше сказанного, следует определить социально-культурные условия [5] патриотического воспитания суворовцев основанные на военно-музыкальных традициях, предполагающие:на организационно-технологическом уровне‑ взаимосвязь учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся, широкое применение технологий социально-культурной деятельности; на мотивационно-деятельностном уровне ‑ формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, развитие самодеятельного творчества, обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах.

Таким образом, можно констатировать, что в России сложилась, уникальная система довузовского военного образования, краеугольным камнем которой является гражданско-патриотическая воспитательная ориентация основанная на социально-культурных технологиях.Военизированная составляющая как организационный аспект неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в этом есть педагогический смысл и воспитывающий потенциал уклада жизни воспитанников суворовских (кадетских) образовательных учреждений.Целостное воспитательное пространство довузовскихобразовательных учреждений, представленное в единстве учебно-воспитательного процессов, основного и дополнительного образования, в полной мере обеспечивает оптимальные условия патриотического воспитания, способствует формированию верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Рецензенты:

СтрельцоваЕ.Ю., д.п.н., доцент, заведующая  кафедрой теории и истории народной художественной культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г.Химки;

ШарковскаяН.В., д.п.н., профессор кафедры социально-культурной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г.Химки.