Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EFFECTS OF STRESS AND CRISIS SITUATIONS ON THE DEVEPMENT OF ORPHANS

Volodina Yu.A. 1 Matyash N.V. 1 Yushkova N.M. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education "Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky"
The results of studies of the effect of stress and crisis situations in the personal development of orphans, survivors of abuse and violence within the family.Identified stressors mental impact on the child in the parental home, markers of destructive behavior of parents. The methods of responding to a teenager difficult situation, characterized particularly posttraumatic stress status of orphans, survivors of abuse and violence within the family. Shown and justified mechanism of the protective behavior of orphans in a difficult (crisis) situation. Identified coping strategies with a difficult life situation of orphans, survivors of abuse in the parental home. Results of the study are presented graphically on a sample of 100 adolescents orphaned without parental care, 13-15 years (N = 100).
crisis
orphans
abuse
stress
post-traumatic stress.
Проблема жестокого обращения с детьми в последнее время приобретает все более широкий масштаб в социальной среде и осложняется отсутствием необходимых социально-психологических механизмов, позволяющих адаптировать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общественной системе.

Семья выступает основным институтом социализации, через который общество реализует функции адаптации личности к окружающей среде, функции образования, развития, воспитания, формирования личности ребенка как будущего члена общества.

Распространение асоциальных ролевых форм поведения родителей (пьянство, агрессия и избиение детей, физическое и сексуальное насилие, моральная жестокость, доведение до суицида и др.) ведет к деградации социальных ролей и нарушению семейных ценностей, в результате чего ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию.

Цель статьи – изучение влияния стресса и кризисных ситуаций не развитие детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье.

Теоретические основания исследования

В отечественной и зарубежной психологической литературе (Ф.Е.Василюк, К.Левин, Ф.В.Бассин, А.Г.Амбрумова, Е. Бурмистроваи др.) рассматриваются различные понятия, характеризующие трудную жизненную ситуацию (конфликт, стресс, фрустрация, кризис). В основе каждого из них лежат объективные (ситуативные) и субъективные (личностные) факторы, которые определяют особенности воздействия внешнего, предметного и социального мира на восприятие и оценку человеком ситуации как стрессовой, конфликтной, кризисной или ситуации фрустрации.Реакция человека на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста и психологических особенностей, навыков совладания со стрессом.

Специфическая трудная жизненная ситуация складывается у детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье, проявляющаяся в неблагоприятных условиях жизни; угрожающем характере события; возрастании внутренней напряженности; истощении ресурсов ребенка для адаптации; изменении поведенческих стереотипов; резком наступлении стрессового события; наличии внутреннего или внешнего конфликта; отсутствии достаточного опыта разрешения конфликтов.

Стрессоры психического воздействия на ребенка, исходящие со стороны ближайших родственников (постоянная критика ребёнка, угрозы в его адрес, унижение, обвинения, принижение его успехов, отвержение, длительное лишение любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству и т.п.) способствуют формированию психологических защитных реакций, приводят к потере смысла и целей в жизни, к попыткам суицида, ночным кошмарам, нарушениям сна, страхам. Появляются нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), регресс в поведении, интеллектуальные дисфункции, закрепляются неэффективные ролевые позиции.

Наибольшему числу стрессоров подвержены подростки, общий показатель стресса укоторых значительно выше, чем у детей-сирот более младшего возраста. Обычно в жизни подростка присутствует не один, а совокупность взаимозависимых стрессоров (см. Шкала жизненных событий подростков, вызывающих стресс (YeaworthR.C., YorkJ., HasseyM.A., IngleM.E. andGoodwinT., 1980).При этом, в подростковом периоде реакции на стрессоры достаточно сильно обострены из-за отсутствия опыта совладания и высокой эмоциональной уязвимости.

При наступлении стрессового события происходит его восприятие и когнитивная оценка. В зависимости от того, как оно будет расценено подростком (положительно или отрицательно) практически одновременно возникают соответствующие эмоции; подросток оценивает свои возможности по преодолению стресса (можно изменить/повлиять на событие или нельзя) и в соответствии со своими представлениями, знаниями и предпочтениями осуществляет действия, направленные на избегание либо устранение источника стресса или приспособление к ситуации. После этого вновь происходит оценка ситуации и результата выбранного поведения. Вырабатывается индивидуальный адаптивный стиль совладания со стрессовой ситуацией.

Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то неблагоприятные внешние воздействия начинают выступать в качестве психотравмирующих стимулов и вызывают работу защитных психологических механизмов, способствуют возникновению посттравматического синдрома, эмоционального и психологического неблагополучия, ощущения враждебности мира по отношению к личности.В итоге подросток оказывается в кризисной ситуации, которую не может преодолеть самостоятельно.

Дети-сироты, пережившие жестокое обращение и насилие в семье, в состоянии посттравматического стресса постоянно находятся в напряжении и ожидают  повторения стрессовой ситуации. Их психическое состояние при этом довольно разнообразно и проявляется в тревожности, фрустрации, агрессии, регрессии, двигательном возбуждении, апатии, деструкции, стереотипии, внутриличностных и межличностных конфликтах, приводящих, в конечном итоге, к социальной дезадаптации и психическим расстройствам.

Механизм защитного поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье, представляет собой актуальные вариационные ответы личности на воспринимаемую угрозу, реализуемые в копинг-стратегии и способе управления стрессом, а также обеспечивающие психологический фон преодоления трудной (кризисной) жизненной ситуации в виде проявляемых эмоционально-поведенческих реакциях и личностных характеристиках (рис. 1).

  


Рис. 1. Механизм защитного поведения детей-сирот, находящихся в тяжелой (кризисной) жизненной ситуации

Эмоциональное реагирование является первоначальной реакцией организма ребенка на возникшее психическое напряжение, которое сопровождает восприятие стрессоров и кризисную ситуацию, включает активное или пассивное выражение эмоций и чувств.

Когнитивное реагирование связано с процессом осмысления кризисной ситуации и направлено на ее оценку и последующее отношение к ситуации, например, ее отрицание, ментальное дистанцирование, изменение целей и ценностей.

Поведенческое реагирование выражается в двигательных реакциях на стресс, направлено на устранение или изменение стрессора. Если психическое напряжение чрезмерно или социальные условия не позволяют реализовать адекватный физический ответ, то поведенческое реагирование может оказаться затруднено, что ведет к психосоматическим и функциональным нарушениям.

Личностный потенциал связан с психологической устойчивостью к фрустрирующим ситуациям, способностью к преодолению стрессогенных воздействий на основе личностных ресурсов и социального опыта, а также способностью интериоризировать опыт других и социальную поддержку, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью.

Средовый потенциал – те возможности окружающей среды, которые позволяют ребенку вывести систему отношений из состояния жестко фиксированного равновесия с тем, чтобы перевести ее на новый уровень функционирования, расширяющий возможности совладания с трудностями.

Адаптационный барьер– это условная граница параметров внешней социальной среды. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны и могут зависеть как от биологических факторов среды и конституционального типа ребенка, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности. Его уровень постоянно колеблется и в экстремальных условиях приближается к индивидуальной критической величине, когда человек использует все резервные психические возможности. Прорыв адаптационного барьера может происходить на психологическом (личностном) или социальном уровне.

Основным инструментом защиты выступают психологические механизмы, которые формируются как результат преодоления кризисной жизненной ситуации и интерперсональный способ разрешения возникшей проблемы.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 100 подростков-сирот 13-15 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. В исследовании применялись следующие психодиагностические методы и методики: психобиографический метод исследования, позволяющий проанализировать биологические, психофизиологические, социокультурные факторы жестокого обращения с детьми; опросник «Мой опыт» (Р.М. Загайнов) - представляет собой краткий опросник, направленный на выявление интегральной оценки детства, выяснение наличия в памяти подростков преодоленных и непреодоленных кризисных ситуаций, источников их возникновения, выявление ресурсов совладания и прогноз будущих кризисных ситуаций;опросник COPE (адаптация Гордеевой Т.О.,Осина Е.Н., Рассказовой Е.И. и др.) - направлен на изучение реакции людей на трудности в повседневных жизненных ситуациях, оценивает 15 копинг-стратегий, позволяющих человеку справляться с трудностями. Анализ данных проводился с применением количественных методов обработки полученных результатов.

Результаты и их обсуждение

Опросник COPEпозволил выявить основные реакции детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье на трудности в повседневных жизненных ситуациях (рис.2).

Рис.2. Стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье

Наиболее частыми реакциями на жизненные трудности являются «отрицание», «поведенческий уход от проблемы», «применение успокоительных».

На втором месте по частоте реагирования выступают «мысленный уход от проблемы», «использование инструментальной социальной поддержки», «сдерживание», принятие.

Наименее всего дети-сироты стараются позитивно переформулировать ситуацию и спланировать действия по разрешению ситуации.

Изучение особенностей посттравматического стрессового состояния и остаточных переживаний, связанных со случаями жестокого обращения и насилия в родительской семье с помощью опросника «Мой опыт» (Р.М. Загайнов), показало, что в воспоминании подростков их детство осталось счастливым (70%), не очень счастливым (10%), тяжелым (20%). Это подтверждает позицию исследователей о том, что у детей, переживших жестокое обращение в семье, вырабатывается специфическая защитная реакция, связанная с идеализацией образа родителей, независимо от степени тяжести пережитой кризисной ситуации.

Наиболее частые переживаниясвязаны с детством - страхи (боязнь животных, боязнь родителей, боязнь стать таким как родители), конфликты и ссоры в семье. Для  50% детей-сирот характерно вытеснение воспоминаний о травмирующих ситуациях в область бессознательного, 90% описывают свой первый опыт совладания со сложной жизненной ситуацией как негативный.

В целом образ будущего представляется подросткам, пережившим жесткое обращение и насилие в семье, неясным и бесперспективным: 10% детей-сирот живут для того, чтобы доказать родителям свое право на существование, 10% - «ради прикола», если появились на свет – значит нужно жить, 30% - для себя, для своей самореализации, 40% - затруднились ответить. Только 30% представляют свое будущее положительным и связывают его с созданием семьи, выбором профессии и профессиональной самореализацией. У 70% - выявлен страх будущего, незнание возможных путей преодоления сложных жизненных ситуаций, если они произойдут.

Таким образом, анализ полученных результатов, позволяет выделить несколько типичных моделей поведения детей-сирот в трудных жизненных ситуациях: «агрессивного реагирования»,  «дистанцирования от проблемы», «поиска социальной поддержки».

Чаще всего первую модель поведения используют подростки, которые не справляются со своими эмоциольнальными реакциями, первичными переживаниями, склонные фиксироваться на проблеме в ситуации неопределенности.

«Дистантную модель» используют подростки, не стремящиеся и не умеющие находить способ разрешения сложившейся проблемной ситуации, склонные к вытеснению отрицательно окрашенного эмоционального компонента, фиксации на проблеме и негативных переживаниях.

«Модель поиска социальной поддержки» применяют подростки,  стремящиеся в трудной ситуации защищать себя, но не умеющие разрешать возникающие проблемы. В трудной ситуации такие подростки стремятся  обрести чувство безопасности и защищенности, которая достигается за счет одобрения со стороны значимых взрослых и сверстников.

На базе постоянно используемых психологических защит формируются определенные личностные черты (наивность, неуверенность, неспособность устанавливать контакты с другими людьми, неспособность отстоять свое мнение в споре, покорность либо наоборот, чрезвычайная неосознаваемая агрессия, стремление «уйти в себя», подозрительность и раздражительность, замкнутость).

Таким образом, психологические защиты, формируемые в процессе преодоления кризисной жизненной ситуации сиротой, оказывают значительное влияние на развитие его личностных и характерологических черт.

Заключение

Результаты исследования еще раз подтверждают негативное и разрушительное влияние стресса и кризисных ситуаций на психику детей, следствием чего может стать социально-психологическая дезадаптация и уход в другие виды замещающей деятельности, в том числе и асоциальные.

Длительное нахождение ребенка в трудной (кризисной) жизненной ситуации порождает у него чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах, неопределенность, напряженность, нестабильность, ощущение невозможности что-либо изменить, способствует формированию деструктивного стереотипного поведения, основывающегося на способе психосоциального взаимодействия, который транслировался им в детстве, и перенесению особенностей межличностных отношений из родительской семьи в собственный индивидуальный поведенческий стиль.

 

Работа выполнена при поддержке гранта Президента МК-99.2014.6

Рецензенты:

Асташова Н.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск;

БурыкинаМ.Ю., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и социального образования ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.