В зависимости от уровня образования (общее, начальное и среднее специальное, высшее) характер требований может меняться. Если изучение информатики в средней школе более связано с формированием тех знаний и умений, а сейчас и универсальных учебных действий, которые относятся к информатике как к учебному предмету, то «Информатика» как учебная дисциплина в учреждениях среднего специального или высшего образования может к тому же способствовать формированию специальных, профессиональных умений и навыков, то есть, в конечном итоге, профессиональных компетенций.
В связи с вступления в силу федеральных образовательных стандартов начального и среднего специального образования, в основу которых положен компетентностный подход, заметим, что различные подходы к реализации компетентностного подхода в образовании рассматривались в работах В.А. Болотова, А.Г. Бермуса, А.М. Аронова, А.В. Баранникова, М. Холстед, А.В. Хуторского, Л.О. Филатова и др.
Согласно Хуторскому А.В, «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6]. Компетентность же рассматривается как обладание человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Заметим, что наряду с компетенциями, отраженных в новых стандартах, в некоторых научных исследованиях предлагается выделять и специфические профессиональные компетенции. Например, под понятием «специфические» понимаются компетенции, учитывающие характерные особенности структуры и функционирования определенной образовательной среды [4].
Информатика как учебный предмет, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, входя в обязательную часть циклов основной и профессиональной образовательной программы, относится к общеобразовательным учебным предметами.
Конечно, велика роль информатики в формировании таких общекультурных компетенций, как «осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» и «использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности», отраженных во ФГОСе СПО. Однако, анализ учебного плана и образовательных программ по некоторым профессиям уровня среднего специального образования дает возможность утверждать, что информатика является одной из важных основ многих профессии и специальностей, а значит, может внести свой вклад в формирование некоторых структурных элементов определённых профессиональных компетенций, более того, начинать это формирование до того, как начнется изучение учебных предметов профессионального цикла.
Например, в блоке профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Технология машиностроения» при изучении дисциплины «Инженерная графика» выделяются такие умения учащихся, как «выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике; выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике; выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике...» [3]. В процессе изучения дисциплины «Компьютерная графика» у учащихся формируются умения «создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном компьютере; знать основные приемы работы с чертежом на персональном компьютере.
Именно в этих условиях применение средств ИКТ в образовании становится наиболее эффективным и продуктивным. Речь идет не только об овладении студентами знаниями, определенными сформировавшимся умениями и навыками, позволяющими работать с ИКТ в условиях традиционной системы обучения, но и об освоении новыми ключевыми компетенциями профессиональной деятельности. Ясно, что это затрагивает не только содержание учебного процесса, но и вопрос о квалифицированной подготовке или переподготовке рабочих кадров отвечающих всем нормам и стандартам ФГОС СПО. Важно на уроках информатики сформировать такие знания, чтобы учащиеся в дальнейшем могли их применять на других учебных предметах и в профессиональной деятельности.
На уроках информатики важно не просто научить пользоваться различным программным обеспечением персонального компьютера, а сформировать те знания и умения, которые в дальнейшем они будут использовать на других учебных предметах более сложные по своему содержанию и насыщенности учебным и практическим материалом. Поэтому можно проводить пропедевтику профессиональных компетенций выпускников учреждения среднего специального образования при изучении учебного предмета «Информатика и ИКТ», тем самым подготавливая их к более сложным учебным предметам и практической деятельности.
Обратимся к определению и значению термина пропедевтика. Можно констатировать тот факт, что в научной литературе.[1, 2, 5 и др.] под понятием «пропедевтика» чаще всего понимается:
- совокупность сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или специального занятия;
- введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме;
- введение в предмет или область исследования;
- область исследования, служащая в качестве предварительной инструкции или, как введение в дальнейшем изучении;
- введение в какую-либо науку, сокращенное систематическое изложение науки в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета;
- подготовительные занятия; введение в науку.
Можно заметить, что наиболее полно отражает пропедевтический подход в обучении это определение совокупность сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или специального занятия.
В связи с этим есть возможность и необходимость на занятиях по информатике в среднем специальном учебном заведении учебный процесс направлять и на формирование определенного круга понятий и явлений, относящихся к учебным дисциплинам из профессионального блока. Например, закладывать основы и начальное понимание профессиональных чертежных программ, предлагая учащимся при выполнении лабораторных работ по информатике выполнить задания, моделирующие либо элементы, либо упрощенные варианты таких профессиональных программ. Это будет востребовано в дальнейшем при изучении таких предметов, как инженерная графика, материаловедение, компьютерная графика и т.д.
В конечном счете, такая организация пропедевтики профессиональных компетенций позволит не только повысить качество обучения, но и активизировать познавательную деятельность учащихся. Ведь в этом случае учащиеся в учебном процессе выполняют задания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, что важно и для процесса обучения предметам из профессионального цикла. С так как часть понятий и некоторые аспекты теоретического материала будут изучены учащимися на информатике, то в дальнейшем, при изучении предметов профессионального цикла, возникает возможность нацелить процесс обучения на углубление и расширения материала по конкретной изучаемой теме.
Это будет способствовать также повышению качества обучения. Ведь, как показывает практика, учащимся достаточно сложно освоить такие предметы как инженерная графика, компьютерная графика. А имея уже имея первоначальные представления и выполняя некоторые упрощенные задания практического характера, зная их основы и принцип работы, студентам намного легче освоить этот учебный предмет, так же применять полученные знания и свои умения на практике и в профессиональной деятельности.
В связи с этим, одним из важных средств пропедевтики профессиональных компетенций, по нашему мнению, является особым образом структурированное учебное пособие по организации практических и лабораторных работ. Наряду с заданиями, способствующих формированию знаний и умений, формирующихся в информатике как учебном предмете, в данное пособие включены задания, основной целью которых является пропедевтика профессиональных компетенций.
Например, рассмотрим выполнение лабораторной работы «Использование систем автоматизированного проектирования для моделирования деталей» на которую отводится 90 минут. Дополнительная цель: пропедевтика профессиональных компетенций. Дополнительная образовательная задача: более детальное и углубленное изучение работы программы A9CAD, предназначенной для построения чертежей выбранной модели детали.
В начале занятия даются краткие теоретические и методические рекомендации по выполнению данной работы: «Специалист по технологии машиностроения, относительно такого основного вида профессиональной деятельности как «разработка технологических процессов изготовления деталей машин» должен, в числе прочих, обладать такой профессиональной компетенцией как «Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей». Для автоматизированной разработки технологического процесса в памяти ЭВМ необходимо иметь математическую модель детали, отображающую характеристики всех её поверхностей, их взаимное положение, материал детали и общие требования к детали. Допуски на взаимное положение для конструктивных баз заносятся в память ЭВМ с чертежа детали, для остальных рассчитываются по рекомендациям стандартов...»
После изучения теоретического материала студенты отвечают на контрольные вопросы с целью проверки уровня усвоения данного материала. После этого учащиеся приступают к выполнению задания «Начертите чертеж по образцу» с использованием упрощенной версии профессиональной программы САПР - A9CAD. Эта программа имеет те же возможности, похожий интерфейс, способ работы, панель инструментов, что и профессиональная программа AUTOCAD, единственный минус то, что она не может создавать двумерные изображения. После выполнения предложенного задания студенты приобретут навыки работы в этой программе, что позволит в дальнейшем предлагать на занятиях усложненные варианты заданий, повышая квалификацию учащегося.
Проводимая таким образом пропедевтика профессиональных компетенций будет способствовать не только подготовке высококлассного специалиста, компетентного работника, но и осознанию учащимися роли учебного предмета «Информатика» в своей будущей профессии, что повысит познавательный интерес к его изучению.
Рецензенты:
Шалашова М.М., д.п.н., профессор Московского городского педагогического университета, г. Москва;
Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования
Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.