Одним из наиболее интересных периодов в этом отношении стали 1990-е - 2000-е годы, когда сложившаяся за десятилетия существования советского строя система литературных институций была разрушена, и начался процесс формирования новых способов сохранения и продвижения литературы. Так, например, в этот период вместо одного крупного издательства появляются несколько мелких, в том числе уникальное «РИО», возглавляемое писателем и редактором Владиславом Лециком [4, c. 322-323]. Альманах «Приамурье» издается с большими перерывами, но начинает публиковаться литературный альманах БГПУ «Амур». Появляется альтернативный Союзу писателей России Союз российских писателей. В БГПУ организуется центр по системному изучению региональной литературы, открывается литературно-краеведческий музей им. А.В. Лосева.
В этот период писатели остаются без госсподдержки, для издания книг приходится прибегать к помощи меценатов и спонсоров. Поэтому активно осваиваются новые пространства для размещения и продвижения произведений к читателю. Таким пространством для амурских писателей становятся в первую очередь периодические издания, особенно газеты (позже к ним добавятся специальные Интернет-ресурсы). Именно на страницах еженедельных и ежедневных газет в первой половине 1990-х печатаются стихи и малая проза амурских писателей и поэтов, а также материалы по литературному краеведению. А во второй половине десятилетия им на смену приходят уже отдельные издания.
Одним из первых таких изданий становится «Старая мельница» - приложение к газете «Амурская правда», на страницах которого регулярно публиковались материалы литературно-краеведческой тематики. Ее первый номер вышел 18 апр. 1997 - в Международный день памятников и исторических мест. До 2000-го года приложение печаталось на четырёх полосах большого формата, впоследствии уменьшилось до одной полосы.
«Старая мельница» публиковала изыскания литературных краеведов Е. Паршина и О. Федотовой, литераторов, лингвистов, литературоведов, журналистов. Среди них встречались материалы об известных российских и советских писателях - А. Чехове, П. Ершове, И. Гончарове, Л. Толстом, А. Блоке, А. Гайдаре, Ю. Домбровском, С. Смолякове, С. Маркове, В. Яне, В. Закруткине и др. - тем или иным образом связанных с Амурской областью. Другой блок материалов - отрывки из произведений о Приамурье: главы из книги «За Байкалом и на Амуре. Путевые картинки» Д. Стахеева (14, 28 авг. 1998), «Повесть о днях моей жизни» П. Толстенко (28 мая 1999), рассказ Ю. Залысина «Дорога на Тарбогатай» (13 авг. 1999).
Важное место в приложении уделялось материалам о становлении амурской литературы и журналистики. Это статья Л. Кабаковой «Певец дальневосточного края» - о журналисте П.В. Михайлове (27 марта 1998), очерк И. Челышевой о её отце Александре Матюшенском (22 янв. 1999), очерк О. Федотовой о потомках П.Ф. Масюкова и А.И. Матюшенских: «Причудливо сплетение судеб: О незабываемых встречах с людьми, чьи предки были зачинателями амурской художественной литературы» (12 марта 1999), очерк Н. Рудковского «Певец земли окраинной» о поэте Леониде Волкове (13 авг. 1999), статья Е. Паршина «Первые книги в Приамурье» (10 сент. 1999).
Немало материалов было посвящено амурским краеведам и писателям: очерки и статьи о В.Я. Давыдове, А.Е. Падалко, А. Коптяевой, А. Оборине, Н. Фотьеве, О. Маслове, А. Бобошко и др. Целый ряд статей содержал очерки развития амурской драматургии: «100 лет амурской драматургии» Е. Паршина (26 дек. 1997), «Новое не взвешено, а старое не оценено: К 100-летию амурской драматургии» А. Иванова, «Преданность театру» - о первом амурском драматурге Анне Михайловне Северской-Сигулиной О. Федотовой (16 янв. 1998), «Театр уж полон, ложи блещут» Н. Вайсман - о дореволюционной истории областного театра и его репертуаре (26 марта 1999).
Не раз на страницах приложения публиковались материалы, связанные со спецификой амурских говоров и амурской топонимики: статья А. Табунова «Прислушайся: как океан без края, народа речь: К 15-летию выхода в свет "Словаря русских говоров Приамурья"» (11 июня 1998), очерк Л. Кирпиковой «Родная старина. Первопроходцы» - о первых исследователях русских говоров Приамурья (26 июня 1998), заметка Е. Паршина «Пушкино, Волково, Державинка...» - об амурских сёлах, названных именами литераторов (23 окт. 1998) и др.
Таким образом, издание, не являясь в полном смысле слова литературным, благодаря материалам, посвященным литературному краеведению, подготовило основу для последующего изучения и распространения знаний о специфике литературы региона.
В этот же период в Амурской области начинает выходить еще одно издание, решавшее сходные задачи: общественно-политическая и историко-культурная газета «Русский берег» (1998-2010). Ее создателем и редактором выступил известный писатель и общественный деятель Борис Иванович Черных (1937-2012). В первом и последующих номерах публиковались материалы о прошлом дальневосточного региона, о его культурной жизни, о контактах с Китаем, Японией и другими сопредельными странами [2]. Но центральное место в «Русском береге» занимали произведения литературные. Их авторами были первый амурский поэт Л. Волков, писатели и поэты, прошедшие ГУЛАГ и БАМлаг (Ю. Домбровский, В. Шаламов, О. Мандельштам, А. Жигулин, П. Васильев, о. П. Флоренский, А. Цветаева), представители восточной ветви эмиграции (В. Перелешин, Л. Андерсен, А. Несмелов), современные писатели и поэты Приамурья - члены Союза российских писателей и Союза писателей России, а также начинающие поэты (например, А. Коваленко). Печатались в газете и произведения самого Бориса Ивановича: рассказы («Мазурка», «Грачи улетели», «Три сотки»), публицистические статьи («Варваровка - родная сторона», «О нравственном состоянии России», «Страшное слово БАМлаг» и др.), рецензии («Виктор Рыльский: приглашение к путешествию»). Газету отличала полемическая направленность, в ней публиковались острые критические материалы, жёсткие рецензии на новинки амурской литературы. Всё это позволило «Русскому берегу» стать важным культурно-историческим и литературным фактом жизни Амурской области [5, c. 20-21]. Однако из-за трудностей с финансированием газета выходила нерегулярно и в конце концов прекратила своё существование.
В том же 1998 году появляется уже исключительно литературное периодическое издание - литературное приложение к газете «Амурская правда» «Глагол». Создатели «Глагола» стремились пропагандировать произведения местных авторов, сообщать о книжных новинках, в первую очередь - амурских писателей и поэтов, а его девизом стали пушкинские строки «Глаголом жечь сердца людей».
Редактором первых восьми номеров «Глагола» выступил член Союза писателей России, ответственный секретарь Амурской общественной писательской организации поэт Игорь Игнатенко, в редколлегию вошли прозаик Владислав Лецик, поэт Светлана Борзунова, краевед из Свободного Евгений Паршин и тындинский драматург Иван Шестак. С самого начала в «Глаголе» стали публиковаться материалы, посвященные писателям, стоявшим у истоков амурской литературы. Так, в № 1 были помещены две статьи А. Лосева и О. Федотовой о Порфирии Фёдоровиче Масюкове и два стихотворения поэта «Это я пишу кому?» и «В тайге на новый 18**год». Отдельные номера были тематическими, например, № 2, посвящённый 100-летию Г. Федосеева. Ряд материалов номера рассказывал о личности легендарного писателя (статья И. Киселёвой «Когда-нибудь к тебе вернусь...», воспоминания М.Ф. и М.С. Степановых, материалы переписки Г. Федосеева с В. Бермичевым), другие - о судьбе его наследия («Читатель любит его книги» Г. Авериной) и увековечивании памяти («Праздник в Зее» О. Федотовой, «Последний поклон» Э. Барановой). В этом же номере была опубликована и глава «Погоня за старым козлом» из повести Федосеева «Меченный». На страницах «Глагола» печатались стихи и проза современных амурских профессиональных и непрофессиональных авторов, публиковались книжные рецензии, интервью с писателями, материалы о проблемах современной литературы Приамурья и состоянии писательских объединений и организаций. Первые четыре номера выходили ежемесячно на восьми полосах, затем выпуск приложения был прерван, а когда в 2001-м издание было возобновлено, оно заметно «похудело» до одной полосы.
С 2002-го редактором «Глагола» стал поэт и журналист Александр Бобошко. Он продолжил традиции газеты, несколько изменив редакторскую политику: «предпочтение отдавалось исключительно непрофессионалам. Писатели с именем, а тем более работники редакции публиковались лишь изредка» [1]. При этом, отмечал А. Бобошко в материале, посвящённом юбилейному выпуску «Глагола», «география начинающих писателей и поэтов обширная: от Магдагачей до Архары, от Благовещенска до Экимчана» [1]. На страницах газеты печатались и произведения лучших участников литературных семинаров, организуемых Амурским отделением союза писателей России для творческой молодежи Приамурья. Несколько номеров литприложения были адресными: например, № 13 за 2002 был отдан свободненским поэтам и прозаикам - членам литературного объединения им. Петра Комарова, празднующего полувековой юбилей, были целые номера, рассказывающие об авторах из Белогорска, Зеи, Тынды и Завитинска. «Глагол» отзывался на такие события в литературной жизни Приамурья, как выход в свет очередного номера нового литературного альманаха («Шуми, «Амур»!» А. Бобошко), открытие в БГПУ литературно-краеведческого музея («Амурскую литературу соберут в музей» М. Якушевой), проведение Комаровских чтений в Свободном («Камень Комарова» А. Бобошко), деятельность литературного объединения г. Завитинска («"Вдохновение" объединяет в Завитинске творческих людей» А. Бобошко) и др.
Именно «Глагол» положил начало изданиям, жанровое определение которых начиналось со слова «литературный» - литературному альманаху БГПУ «Амур» (выходит в свет с 2002 г.), литературным газетам «Проспект Пушкина» (публиковалась в 2003-2005-м гг.) и «Первомайский парк» (выходила в 2009-2010-м гг.).
Обе газеты редактировались писателем А.А. Воронковым, выступавшим и как автор целого ряда материала под псевдонимом А. Алексеев. «Проспект Пушкина», к работе над которым редактор привлек Б. Черных, Н. Дьякову, С. Повного и других амурских писателей, публиковался на 12 полосах, за три года вышло 18 номеров этой литературной газеты.
Уже в первом номере «Проспекта Пушкина» появляются материалы краеведческой тематики: иллюстрированный архивными материалами и редкими фотографиями очерк «Дочь поэта» о жизни Марии Фёдоровны Коротаевой-Кузнецовой, дочери одного из первых амурских литераторов Фёдора Коротаева, и очерк об амурской писательнице Любови Антоновой. Важное место занимают здесь и собственно литературные тексты: рассказы Бориса Черных «По лебедям», Галины Беляничевой «Ожившая реликвия», Леонида Симачёва «Цирк приехал», отрывок из романа «Сам себе волк» Александра Маликова, две новеллы Евгения Паршина, стихи Нины Дьяковой и Антона Коцепуга. Были здесь и интервью, и рецензия, и даже литературные пародии и кроссворд, посвященный А.С. Пушкину. Таким образом, уже первый номер «Проспекта Пушкина» представлял не только обширный арсенал литературных жанров, но и широкий круг авторов - начинающих и маститых прозаиков и поэтов из Благовещенска, Свободного, Зеи, Сковродино.
В последующих выпусках «Проспекта Пушкина» пространство для творческого самовыражения было отдано как молодым дебютантам, так и почти всем членам обеих амурских писательских организаций, представителям городских и районных литературных объединений. Важное место занимали рецензии на книги амурских авторов, критические статьи и очерки о поэтах и прозаиках, в том числе стоявших у истоков литературы Приамурья. Например, отрывок из статьи А. Лосева «Самый первый» (о поэте Порфирии Масюкове), очерк Н. Рудковского о Л. Волкове «Поэт и воин», статья В. Рожковой о Г.И. Шпилёве «Я принес с собою запахи полей...», очерк А. Воронкова об А. Матюшенском «Личный враг царя».
На страницах «Проспекта Пушкина» было опубликовано немало интервью редактора с поэтами и прозаиками Приамурья: «Реки радости Николая Фотьева», «Нам лишь осталось жить надеждой...» (интервью с И. Игнатенко), «Как стать драматургом» (беседа с Ниной Дьяковой). Все эти тексты литераторов и о литераторах сопровождались материалами краеведческой проблематики: были опубликованы интервью с зав. литературным отделом областного музея В.П. Рожковой о литературной краеведении «Что написано пером...», статьи Н. Никитиной «Подвижники» (об истории библиотечного дела в Амурской области во второй половине XIX - начале XX) и «Государственный человек» (о губернаторе Н.Н.Муравьеве-Амурском), А. Воронкова «Не смела нас кручина, не выгнула...» (об альманахе «Рубеж»). В результате, выбранный редколлегией формат позволил превратить газету в издание, многогранно освещающее самые разные стороны литературной жизни региона. Не случайно появление уже в номере 5 от 27 ноября 2003 очерка «Век амурской литературы».
Спустя четыре года после прекращения издания «Проспекта Пушкина» Алексей Алексеевич Воронков при поддержке предпринимателя Николая Федоровича Колядинского начинает издавать своего рода преемника «Проспекта» - литературную газету «Первомайский парк». Смысл названия был разъяснён читателям в первом же номере, увидевшем свет 2 декабря 2009 года: во-первых, издательский дом «Аудит-Эксперт», выпускавший газету, располагался неподалеку от Первомайского парка - «любимого места отдыха горожан и гостей столицы Приамурья, который до революции был одним из здешних культурных центров, где собиралась творческая интеллигенция и где на летней эстраде выступали артисты и читали свои стихи поэты», а, во-вторых, редколлегии такое название показалось «ярким и соответствующим самому духу творчества» [4].
Здесь же была сформулирована и главная задача издания: «знакомить читателей с историей родного края, с прошлым и настоящим культурной жизни на Амуре, печатать новинки местных и не только местных авторов» [4]. Именно этому и был посвящён номер, содержавший интервью с известным амурским краеведом В. П. Рожковой, очерки А.А. Воронкова «Человек, прославивший свой город» (о писателе и кинорежиссере Валерии Приёмыхове) и «Пушкинский дубок» (о деревце, привезенном амурским художником В. П. Афанасьевым из Пушкиногорья и посаженном в сквере им. Ф.Н. Мухина), материал из рубрики «Гость редакции» о поэте и прозаике В. Черкесове. Среди литературных публикаций можно отметить отрывок из книги С. Повного «Дойду до Берлина», стихотворные произведения Н. Фотьева, Л. Завальнюка, Ли Янлена, О. Маслова, А. Бобошко, С. Обидион, К. Корсака, И. Игнатенко. Целую страницу газета отвела творчеству бамовских поэтов - В. Гузию, А. Астафьеву, О. Головко, Т. Шульга, Э. Шульц, И. Гарастею.
Из-за финансовых проблем, а затем из-за отъезда редактор история «Первомайского парка» ограничилась выпуском всего двух номеров. Но оба они стали событием в литературной жизни. Так, во втором номере газеты был опубликован фоторепортаж со второго фестиваля духовной поэзии, проходившего в Благовещенске в декабре 2009-го и собравшего поэтов из Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Там же был напечатан очерк А.А. Воронкова «Коренные люди» об амурских первопоселенцах, в том числе о высланных Александром Вторым из центральных губерний молоканах, интервью с местными писателями, стихи амурских поэтов, рассказы, новеллы и зарисовки.
Совершенно очевидно, что литературные приложения и литературные газеты, появившиеся в Амурской области в период разрушения традиционной системы поддержки и продвижения литературы, сыграли очень важную роль. В конце ХХ - начале XXI веков они не только стали площадкой для выступления современных поэтов и прозаиков, но и задали критическую оптику для осмысления процессов, идущих в литературе Приамурья от её истоков до современного состояния. Все это способствовало возникновению в литературном пространстве региона новых ярких имен и значимых культурных феноменов.
Рецензенты:
Урманов А.В., д.фил.н., профессор, профессор кафедры русского языка и литературы, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск;
Быкова Г.В., д.фил.н., профессор, профессор кафедры русского языка и литературы, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск.