Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATIONAL ORIENTATIONS OF STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Gafarova G.I. 1
1 Surgut State University, Surgut
In this article requirements, motives and interests of the personality are consideredby means of a questionnaire "Development of a motivational profile" by Sheila Richie and Peter Martin which allows to define a specific kernel of students needs of different specialties. Research has shown that students of different specialties have close focus and intensity of the motivational profile. It is the personality and individuality of the person with the inherent characteristics are a result of the educational process. Correlation relationship brings out the close interaction of positive and negative nature of the basic needs of students in system of motivational orientation. The formation of needs and motives affect the upbringing and development of the individual. Motivational profile highlights the dominance of three or four of the so-called motivational kernel that makes the behavior, the nature of the reasons for certain actions in those or other conditions of life.
motivational profile.
motivational orientation
requirements
motives
students
educational activity
Проблема изучения мотивов личности студента всегда является актуальной и значимой в условиях получения высшего профессионального образования, т.к. недооценка личностной готовности к профессиональному самоопределению; слабое осмысление профессиональной и личностной идентичности к выбранной специальности; принятие на себя ответственности за успешность и качество учебной и профессиональной деятельности влияют на уровень мотивационной направленности студента к качественной и эффективной будущей профессиональной деятельности и требуют как познания, так и избирательного управления их формированием на ступени высшего образования [2]. Изучение мотивационной направленности студентов вуза определяется необходимостью обновления не только содержания, но и технологий образования в высшей школе в условиях введения ФГОС 3.

Cледует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытаются упорядочить разнообразные мотивы, классифицировать их на основе разных критериев[5,6,7].

Все структурные компоненты направленности личности: и потребности, и мотивы, и интересы — тесно связаны между собой [5].

Цель исследования

Теоретически обосновать и экспериментально исследовать мотивационную направленность студентов различных специальностей на базе ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра».

Материал и методы исследования

Мотивационную направленность личности возможно изучить с помощью опросника «Разработка мотивационного профиля» Шейла Ричи и Питера Мартина. «Разработка мотивационного профиля» позволяет определить специфическое ядро потребностей студентов разных специальностей.

Кризисные явления, наблюдающиеся в современном образовании, выступают следствием отставания его  от динамики развития науки, производства и общества. Образование оказалось в двусмысленном положении: с одной стороны, оно обусловливает научно-технический прогресс, а с другой - в недрах самого образовательного процесса отчетливо обнаруживается тенденция энерции, неизменности, существующего внутреннего сопротивления  инновациям в собственной области [3].

Основой изучения мотивационной направленности личности выступают определения ведущих детерменирующих факторов, требований присущих различным профессиональным ситуациям и условиям деятельности, межличностным отношениям, взаимодействиям и т.д. [2]. Определение «мотивационная направленность личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это доминирующая иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности, осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя, это значение и содержание выбора мотива к условиям жизнедеятельности, вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности, важнейшая сторона личности, включающая систему и иерархию мотивов [6]. При всех различиях в понимании и значении подходов к данному понятию, указывается на «активный, динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели.

А.Н. Леонтьев считает, что за мотивом всегда открывается проблема потребностей в ее реальности, но в понятии «потребность» мотив находится скрыто. Мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который, в определенной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности.[1] Определение потребности способствует превращению ее в мотив. В то же время о потребности ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы [1, 4, 5].

Динамику направленности в самом общем виде можно представить следующим образом: на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения, осознаваясь, влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний, связано с проявлением воли и эмоциональными процессами, при этом, потребность сначала проявляется как эмоциональное состояние, затем это состояние, приобретая устойчивость, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. Удовлетворение гностических, в том числе, и профессионально-познавательных потребностей ведет к активизации познавательной деятельности.

Направленность личности в профессиональной подготовке связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях, связанных с развитием профессиональной компетентности.

В качестве методики исследования был использован  тест «Разработка мотивационного профиля» Шейла Ричи и Питера Мартина в программе Еxsel. Сущность мотивации они понимают как удовлетворение потребностей человека в процессе работы. Исследовав множество потребностей, которые могут удовлетворяться в процессе трудовой деятельности человека, Ш. Ричи и П. Мартин остановились на двенадцати основных потребностях.

Разработанный ими тест «Мотивационный профиль» позволяет определять индивидуальное сочетание наиболее и наименее актуальных (значимых) для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль.

Наши исследования по диагностике уровня мотивационной сферы студентов проводились на базе ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра». В исследовании приняли участие 90 студентов II курса специальностей политологии, физической культуры, экономики по 30 человек в каждой из групп. По полу испытуемые распределились следующим образом: 40 юношей и 50 девушек. Возраст студентов от 18-20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

В диаграмме показан мотивационный профиль в виде распределения потребностей студентов по каждой специальности. В ходе сравнительного анализа студентов трех специальностей, выявлено следующее: у студентов экономистов - обнаружены более высокие показатели в потребности в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке, но низкие показатели прослеживаются по шкалам: потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. Политологи нуждаются в потребности в виде  чёткого структурирования работы, но в данном случае наблюдаем, что потребность в социальных контактах и потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения на низком уровне, что не характерно для данной специальности. У физкультурников заметим высокие значения в потребности быть креативным, потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе, смотрите рисунок.

 

 

Рис. Диаграмма мотивационного профиля по методике Ш. Ричи и П.Мартина студентов трех специальностей

Обозначения показателей:1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении;2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке; 3. Потребность в чётком структурировании работы; 4. Потребность в социальных контактах; 5.Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения; 6. Потребность в завоевании признания со стороны других людей; 7. Потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их; 8. Потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; 9.Потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; 10. Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником; 11.Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности;12. Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.

Согласно интракорреляционным взаимосвязям показателей у студентов специалистов по физической культуре наблюдаются положительные корреляционные взаимосвязи между потребностью в социальных контактах и потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения доверительности (г = 0,57; р>0,05). Между потребностью быть креативным открытым для новых идей и потребностью в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе имеют тесную положительную связь (r= 0,51; р>0,05).

Например, большинство показателей имеет отрицательную связь между потребностью в хороших условиях работы и комфортной обстановке и потребностями:1) потребностью в чётком структурировании работы (r =-0,31; р<0,05); 2) потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их (r = -0,42; р<0,05)

Результаты исследований внутри группы экономической специальности корреляционного анализа показали отрицательную взаимосвязь с потребностями: потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, то ниже потребности: 1) потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r =-0,40; р<0,05); 2)потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r =-0,40; р<0,05). Установлена отрицательная интрокорреляция между потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения и потребностью быть креативным, анализирующим, думающим работником (r =-0,47; р<0,05).

Положительную взаимосвязь возможно увидеть между потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели, их достижение и потребностями: в разнообразии, переменах, стимулировании (r=0,42; p>0,05) стремление избегать рутины и скуки; быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r =0,38; p>0,05) потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r=0,38; p>0,05).

Результаты интракорреляционного анализа данных подтверждают, что у студентов будущих политологов наблюдается отрицательная корреляционная зависимость между потребностью в хороших условиях работы и комфортной обстановке, и потребностью в социальных контактах (r =-0,63.; р<0,05); потребностью в хороших условиях работы, комфортной обстановке и потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их (r =-0,58; р<0,05).

Положительная корреляционная связь выявляется внутри группы между потребностью в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами и потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения (r= 0,47; р>0,05); также достоверные значения можно пронаблюдать между потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их; потребность следовать поставленным целям и быть самомотивированным и потребностью быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r= 0,50; р>0,05); потребность следовать поставленным целям и быть самомотивированным и потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r= 0,50; р>0,05).

Заключение

В заключении следует отметить, анализ потребностей по методике Ш. Ричи предполагает выявление характерной мотивационной направленности студентов трех специальностей по удовлетворенности основных потребностей в связи с выбором профессии. Результаты исследований показали, что студенты различных специальностей имеют близкую направленность и выраженность мотивационного профиля. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Корреляционная взаимосвязь позволяет выявить тесное взаимодействие положительного и отрицательного характера основных потребностей студентов в системе мотивационной направленности. При этом формирование системы  потребностей и мотивов влияет на воспитание и развитие личности. Мотивационный профиль позволяет выделить доминирование трех-четырех мотивов, так называемое мотивационное ядро, обусловливающее особенности личностного поведения, характер причин определенных поступков в тех или иных условиях жизнедеятельности.

Рецензенты:

Повзун В.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, профессор Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа –Югры», г.Сургут.

Бахмутский А.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.