Информатизация образования, в рамках которой значительно увеличивается число ролей, выполняемых учителем, индивидуализация образования, реализация инклюзивного образования обусловили необходимость пересмотра приемов педагогической техники учителя с учетом потребностей всех участника образовательных отношений [1; 3].
Под отдельными категориями обучающихся в Федеральном законе об образовании [9, с 239] понимаются лица, проявившие выдающиеся способности (г. 11, ст. 77), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (г. 11, ст. 79), иностранные граждане и лица без гражданства в российских образовательных организациях (г. 11, ст. 78) и другие.
Обеспечение «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» трактуется в Федеральном законе об образовании как инклюзивное образование (г. 1 ст. 2). Разработкой вопросов реализации инклюзивного образования занимаются Е.Л. Агафонова, М.Н. Алексеева, С.В. Алёхина, Л.Ю. Беленкова, Н.В. Борисова, Л.В. Кузнецова, К.А. Михальченко, Н.М. Назарова, Н.Т. Попова, С.А. Прушинский, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, М.Л. Семенович, А.Ю. Шеманов и другие.
Реализация инклюзивного образования возможна лишь при сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Непременным условием его организации является создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимного понимания. Считаем целесообразным разработку организационно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса, включающего в себя технологии, позволяющие сориентировать систему образования на потребности и возможности конкретного обучающегося и педагога. Такой технологией, например, является авторская технология коррекции и самокоррекции педагогической техники учителя [4; 5; 6].
Рассмотрим применение технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники учителя с целью формирования техники учителя для работы с отдельными категориями обучающихся.
В Национальной «стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» прописаны меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. В том числе предписана необходимость создания «системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми».
Для одаренных обучающихся необходимость в ежеминутном присутствии педагога не требуется. Как показало исследование востребованным (порядка 79% из 174 человек) оказывается краткосрочное, возможно удаленное общение с педагогом. В связи с этим актуальной является педагогическая техника учителя с применением информационных технологий, например, в режиме реального времени с применением интернет-технологий (on-line). Так, например, при проведении занятий в режиме реального времени с применением интернет-технологий (on-line) педагогу следует говорить медленно со средним темпом 35-45 слов в минуту.
Обучающимся было предложено оценить интервальные промежутки темпа речи педагога (таблица 1)
Таблица 1
Оценка интервальных промежутков темпа речи
№ п/п |
Темп, слов/ мин |
Число обучающихся, выбравших данный темп |
Процент обучающихся, выбравших данный темп, % |
1. |
25-35 |
22 |
14,4 |
2. |
35-45 |
110 |
71,9 |
3. |
45-55 |
19 |
12,4 |
4. |
55-65 |
2 |
1,3 |
С учетом поправок коэффициент конкордации Кендала равен 0,03. Проверим значимость рассчитанного коэффициента конкордации, используя критерий Пирсона «хи-квадрат». Получили значение 153*3*0,03=13,77. Сравнивая полученное значение с критическим значением критерия «хи-квадрат» для степеней свободы 3 (13,77 > 11, 34), видим, что вычисленное значение попадает в критическую область. На основе расчетов сделаем вывод о достаточно тесной согласованности мнений обучающихся о среднем темпе речи педагога во время проведения занятий в режиме реального времени с применением Интернет-технологий (on-line).
В Федеральном законе № 273-ФЗ отмечено, что «в целях реализации права каждого человека на образование» необходимо создать «условия для получения без дискриминации качественного образования … в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (г. 1 ст. 5). Успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна только в том случае, когда в распоряжении педагога имеются технологии получения оперативной обратной связи. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют совершенно иных приемов педагогической техники учителя. Некоторые из них неспособны выполнить «обычные» для обучающихся без ограничений в здоровье действия.
Экспериментальные исследования показали, что обучающиеся с нарушениями слуха (слабослышащие) и зрения отрицательно реагировали (87% из 211 человек) на ситуации, когда педагог пропадал из их поля зрения (рис. 1). Все обучающиеся с ОВЗ отрицательно оценили ситуацию, когда педагог находился за их спинами.
Рис. 1. Динамика пульса обучающихся
В промежуток времени с 9 минуты по 14 минуты наблюдается увеличение пульса обучающихся (с 14 стал «возвращаться»), так как педагог был вне их зоны видимости (в том числе за спинами детей). При этом обучающихся стали поворачивать головы в поисках педагога. Все это свидетельствует о неудовлетворенности данной ситуацией.
Несомненно, исследования следует проводить в условиях взаимного влияния системы уникальностей конкретного обучающегося и системы приемов педагогической техники конкретного педагога. Изучение педагогической техники для работы с обучающимися с ОВЗ многогранно и является перспективным направлением дальнейших исследований.
Работа с отдельными категориями обучающихся предполагает создание организационно-методических условий по сохранению и развитию культурной и этнической специфики каждого обучающегося. Инклюзивное образование должно способствовать развитию толерантности и социального равенства каждого участника образовательных отношений.
Федеральный закон № 273-ФЗ в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования называет «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (г. 1 ст. 3).
В этих условиях актуальна педагогическая техника, учитывающая особенности взаимодействия педагога и обучающихся, принадлежащих различным этническим группам. Необходимость формирования этнической толерантности продолжает оставаться актуальной в связи с потребностью всех участников образовательных отношений в межнациональном и межэтническом общении. Удмуртской Республике как многоэтническому региону требуются квалифицированные специалисты способные осуществлять равноправный, ненасильственный образовательный процесс [8].
Под этнической толерантностью понимают способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. [9]. Проявление толерантности в образовательном процессе обусловлены индивидуальным пониманием/ непонимание, принятием/ непринятием особенностей поведенческих реакций педагогов и обучающихся различных этнических групп.
Вопросами формирования толерантности в образовательном процессе на основе диалогического подхода рассматриваются в рамках «педагогики толерантности» Б.С. Гершунский, Е.Ю. Клепцова, П.Ф. Комогоров, Н.А. Ложникова и другие; толерантности обучающегося (педагога) А.В. Коржуев, Н.Ю. Кудзиева, Н.В. Кукушкин и другие.
Проблема толерантности получила свое начало в связи с различными религиозными взглядами, а потому риск отсутствия толерантности всегда присутствуют в отношениях между представителями разных культур, межэтническом взаимодействии. Обучение, взаимодействие педагогов с представителями различных этнических групп происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. Преподавание, не придающее значение этно особенностям определенных жестов, пантомимики, интонаций, для каждой конкретной народностей обучающихся, приводит к более затяжному процессу обучения, отсутствию позитивных межличностных отношений участников образовательных отношений [2; 7]. В попытке решения обозначенной проблемы сформулируем необходимость более глубокого изучения проблемы дистанции этнической составляющей в образовательном процессе. Считаем, что сокращение этно дистанции следует начинать с переподготовки преподавательского состава, и, в частности, с формирования этнической толерантности, коррекции приемов педагогической техники в этническом контексте.
Перед проведением эксперимента по формированию этнической толерантности техники педагога с помощью технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники учителям было предложено ответить на вопросы, частично позаимствованные из теста измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений В.С. Собкина, Д.В. Адамчука. Педагогам был задан вопрос «Склонны ли Вы объяснять возникновение конфликтов при общении принадлежностью собеседника к другой этнической группе?». Результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты оценки обучающимися причин возникновения конфликтов с педагогами и другими обучающимися
Уменьшение числа конфликтов между педагогами и обучающимися на этнической почве сами они объясняли тем, что педагоги, после проведения эксперимента, стали лучше понимать обучающихся других этнических групп. Уменьшение числа этнических конфликтов между обучающимися снижается вследствие того, что педагоги, познавшие и познающие особенности других этнических народностей, доносят эту информацию до обучающихся, аргументированно и осознанно призывая уважать, понимать и принимать культуру других этнических групп.
Отдельное исследование провели для учителей сельских школ. Эмпирические результаты свидетельствовали о меньшей значимости проблемы толерантности для сельских педагогов и обучающихся, чем для городских (из 63 сельских педагогов 32% против 412 городских - 57%; из 97 сельских обучающихся 28% против 645 городских - 59%) (рис. 3):
Рис. 3. Значимость проблемы толерантности для сельских и городских педагогов и обучающихся
Педагоги сельских школ объясняют эту ситуацию тем, что межличностные отношения жителей сельской местности характеризуются большей консервативностью, прочностью традиций. Однако в следствие малокомплектности большинства сельских школ проблемой является получение достоверных результатов при проведении различных исследований. В этих условиях, как отмечают педагоги малокомплектных сельских школ (94%), особенно востребованной оказывается технология самокоррекции педагогической техники с привлечением банка данных позитивных и негативных приемов педагогической техники.
Обобщая результаты проведенных исследований, заключим, что педагогическую технику учителя для работы с отдельными категориями обучающихся возможно совершенствовать на основе технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники учителя.
Рецензенты:Сафонова Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.
Мирошниченко А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.