Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE THEORETICAL BASIS FOR THE NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RURAL AREAS

Sartakova E.E. 1
1 Tomsk Polytechnic University
The analysis of a social situation, results of activity of various network educational institutions, modern researches on problems of network interaction revealed a number of contradictions between: objective need for scientific understanding of the process of becoming the networking of educational institutions in Russia, identifying tendencies and low-level studies of historical and pedagogical aspects of networking of educational institutions, allowing to characterize its stages, leading directions (end. XX – beg. XXI cent.); the presence of numerous studies of organizational-economic focus, devoted to networking educational institutions and the lack of scientific and pedagogical systematization of the leading theoretical propositions networking of educational institutions in rural areas (end. XX – beg. XXI cent.). Scientific novelty of the research is to identify the level of formation of networking ideas in pedagogical theory and their implementation in practice, the activities of rural educational institutions; to disclose the contents of network interaction (focus on the formation of a network educational space, the presence of certain structure, network power, coordinating joint activities of the subjects of the network to optimize specific educational institutions), justification of network interaction of rural educational institutions as a distributed autopoetic system of relations between polynetworking institutions directed on realization of a range of variable educational services.
periods of growth of the idea of networking.
trends
rural school
networking

Поиск эффективных моделей развития сельского образования в различных социально-экономических и социокультурных условиях регионов России способствовал обоснованию стратегии и методологии нового этапа комплексных структурных изменений в системе образования - социокультурной модернизации (А.Г. Асмолов, А.П. Тряпицына, А.М. Цирульников и др.). Механизмом реализации идей социокультурной модернизации, основным ресурсом развития образования на селе является сетевое взаимодействие образовательных учреждений (далее ОУ).

Изучение данного процесса является предметом исследования многих наук. Существуют различные точки зрения в области определения самого понятия и выявления его содержания: в философии: процесс интерпретации элементами сети социальной информации, базирующейся на социальном основании об объективности социума, себя в этом социуме и субъективной модели этого социума в себе (М.А. Логинова [1]); в экономике: самоорганизующаяся полицентричная структура, которая образуется с ориентацией на конкретные цели и задачи, и меняется при возникновении каждой новой проблемной ситуации, не нарушая при этом сложившийся баланс властных отношений (М.А. Юнусов [8]); в социологии: объединение независимых индивидов, социальных групп и / или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру (М.М. Чучкевич [7]). Однако осознание этих положений (особенно последнего тезиса) представителями государства, общества, участниками образовательного процесса было трудным, растянутым во времени.

Историко-педагогическими этапами формирования сетевого взаимодействия в России и одновременно этапами становления отдельных положений сетевого подхода в образовании являются периоды: 2001-2003 гг. - реструктуризации сети ОУ; 2004-2007 гг. - формирования муниципальных образовательных систем в рамках процесса профилизации старшей ступени обучения; 2007-2009 гг. - развития сети ОУ, дистанционных образовательных услуг различного типа, вида, направленности; 2010 г. - до настоящего времени - распространения сетевой формы организации образовательного процесса для реализации совокупности образовательных программ в сельских ОУ.

В современной педагогической литературе сложилось несколько направлений в трактовке содержания сетевого взаимодействия. Это обусловило необходимость  введение рабочего определения сетевого взаимодействия сельских ОУ как процесс обмена ОУ любыми составляющими педагогической системы (целями обучения, содержанием образования, методами и средствами обучения и воспитания, организационными формами, субъектами педагогического процесса (учителями и учениками - взаимные поездки) и в частном случае, сводящемся к коммуникациям (традиционным и опосредованным ИКТ), который направлен на формирование у субъектов взаимодействия адекватных формирующемуся информационному обществу стереотипов о сельском образе жизни, механизмах развития сельской школы, способах проектирования и реализации образовательных программ, обеспечивающих их социальную и личностную успешность.

Содержание сетевого взаимодействия ОУ на селе представлено следующими ведущими положениями. На инвариантном уровне: 1) Образовательная сеть есть относительно устойчивая система неиерархических отношений в образовательной области, объединяющей разнообразных государственных, муниципальных и/или негосударственных акторов (организаций) на основе ресурсной взаимозависимости и в целях реализации их взаимного интереса за счет использования формальных и неформальных коммуникаций; к функциям сети в первую очередь относятся: реализация сетевых образовательных услуг в целях повышения их качества, эффективности, доступности; организация профессионального роста педагогов; научно-организационное сопровождение педагогических инноваций; совместное использование спектра ресурсного обеспечения. 2) Первичным элементом проявления сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). 4) К признакам сетевого взаимодействия ОУ относятся: создание в рамках структуры сетевого взаимодействия спонтанной динамической совокупности центров и периферий социальной активности, включая саморазвивающиеся инновационные и обычные школы, формирование сетевого пространства; наличие совместного организационного капитала и сетевой власти, ориентация на оптимальные способы сетевой формы организации деятельности конкретных образовательных учреждений. 5) Целеполагание сетевого взаимодействия ОУ формулируется (по Н.Н. Давыдовой [2]) на основе «зонтика Кайдзен», т.е. направлено на постоянное самосовершенствование. 6) Сетевой образовательный процесс проектируется и реализуется в рамках следующих закономерностей педагогического процесса (по В.И. Загвязинскому): обусловленность педагогического процесса соответствующими организационно-содержательными условиями; зависимость эффективности функционирования педагогического процесса от согласованности деятельности всех его субъектов и учета потребностей внешней среды; зависимость достижения максимально возможных результатов педагогического процесса от использования знаний об его внешних и внутренних взаимосвязях; взаимосвязь всех компонентов образовательной системы.

На вариативном, характерном для сельской местности уровне: 1) неопределенность образовательного заказа со стороны региональных и муниципальных органов власти создало условия для консервации процесса формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ, сохранения инвариантности (т.е. привязанности к одной школе) образовательной программы конкретной школы; 2) социокультурная специфика субъектов Федерации (низкая плотность сети ОУ, их малочисленность и малокомплектность, отдаленность и др. (М.П. Гурьянова [4]) обусловила полисетевой характер сетевого взаимодействия; 3) типы сетевого взаимодействия ОУ на селе зависят от типа муниципальных образовательных систем (МОС), для каждой из которых характерна своя специфика формирования сетей ОУ, связанная с его характеристикой по признаку принципа территориальной доступности (М...Груздев [3]); 4) в силу слабой степени доступности (технически и финансово) высокоскоростного Интернета в сельских ОУ организация образовательного процесса ориентируется в первую очередь на использование внутришкольных ресурсов в рамках разновозрастного обучения, использования модульного принципа организации обучения в старшей школе вместо профильного обучения; при этом дистанционное обучение является только средством реализации образовательного процесса, а не отдельным направлением сетевого взаимодействия (по А.М. Цирульникову [6]); 5) в условиях сетевого взаимодействия сельских ОУ целеполагание основных образовательных программ (ООП) общего образования ориентировано на формирование социально-личностных качеств личности выпускников - интегративной характеристики, отражающая способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества, в котором он находится (Т.Г. Пушкарева [5]).

В целях выявления содержания сетевого взаимодействия ОУ на селе был охарактеризован контекст развития образования на селе:

1) выявлена специфика местных образовательных сетей сельской местности, которая обусловлена социально-демографическими особенностями сельских поселений России (малой заселенностью, большими расстояниями между поселениями, слабой развитостью социальной инфраструктуры), связана с недостаточной концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, низким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим требованиям формирующейся инновационной экономике уровнем их качества и эффективности

2) установлен уровень сформированности сетевого взаимодействия сельских ОУ на совокупности типичных для РФ региональных образовательных системах Сибирского Федерального округа: сетевое взаимодействие преимущественно осуществлялось в рамках работы с умственно одаренными детьми, как в поселенческом, так и в муниципальном, региональном образовательном пространстве; реальная степень использования идей сетевого взаимодействия крайне низка: общая численность обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий - 6-8%; доля педагогических работников, ведущих обучение с применением дистанционных образовательных технологий ниже 14,07%; 12% реализуемых образовательных программ являлись частично сетевыми; только 15,2% учителей стали членами профессиональных сетевых сообществ[1].

Достаточно противоречивая картина, сложившаяся в результате анализа результатов деятельности региональных образовательных систем по формированию сетевого взаимодействия сельских ОУ подтвердила наш вывод о недостаточности как теоретического обоснования данного понятия, так практических механизмов управления сетевыми образовательными структурами на селе.

Таким образом, на основании историко-педагогического анализа можно утверждать, что уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ в сельских образовательных системах можно характеризовать как недостаточный. Механизм сетевого взаимодействия в достаточной степени был распространен в рамках профильного обучения, организации образования для детей с умственной одаренностью, особыми возможностями здоровья. Анализ реальной образовательной практики способствовал разработке периодизации процесса становления сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях сельской местности России, которая включала этапы становления элементов сетевого взаимодействия, формирования муниципальных образовательных систем, ресурсной базы для использования механизмов сетевого взаимодействия, широкого использования сетевой формы образовательного процесса для реализации вариативных образовательных услуг в сельских ОУ. Становление сетевого взаимодействия ОУ осуществлялось в рамках определенных историко-педагогических тенденций: инвариантных, характерных для России и Запада, связанных с процессами глобализации, муниципализации территорий, децентрализации образовательных систем; вариативных, характерных только для РФ, направленных на решение задач модернизации сельских систем образования.

Рецензенты:

Веряев А.А., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул;

Куликов С.Б., д.ф.н., профессор, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.



[1] В качестве примера приведены данные по региональным образовательным системам Сибирского Федерального округа.