В процессе освоения студентами гуманитарных специальностей курса «Информационные технологии» возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла: неоднородность подготовки студентов в области ИТ, отсутствие системных знаний по использованию ИТ в учебной деятельности, отношение студентов к данной дисциплине как к непрофильной.
В тоже время, «становление информационного общества требует обеспечения адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий» [3]. Поэтому актуальным становится выделение основной цели, объединяющей изучение прикладных аспектов курса «Информационные технологии», рассмотренных на примерах профессионально-значимых для гуманитариев филологических задач. Это позволит обеспечить целостность курса, повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный практический результат студентами гуманитарных специальностей. При этом автор опирается на теорию педагогического целеполагания, разработанную Я.С. Турбовским [6], рассматривающую учебный процесс не только как абстракцию, раскрывающую сущностные характеристики определённой совокупности явлений и связей между ними, но и как непрерывную практическую деятельность, призванную реализовать формирующие возможности представленных в программах знаний в процессе осуществляемой преподавателем целеполагающей деятельности.
Использование ИТ также является предметом изучения многих ученых и практиков, при этом рассматриваются различные аспекты применения ИТ на разных этапах учебного процесса [1, 2, 3, 4, 5, 7]. В связи с широким распространением в последнее десятилетие Web-технологий, одни авторы предлагают «для наиболее успешного решения приоритетной задачи по подготовке студентов гуманитарных специальностей необходима организация образовательного процесса с использованием технологий Web 2.0 для повышения эффективности взаимодействия между преподавателем и студентами» [1]. Другие авторы предлагают использовать в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, «использование, которых способствует созданию инновационной конструктивной среды, поддерживающей творческую и индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность студентов» [5, с. 222].
Для обеспечения целостности курса, повышения уровня эффективности образовательного процесса и получения конкретного результата студентами гуманитарных специальностей в процессе обучения были объединены прикладные аспекты (операционная система, текстовый редактор, электронные таблицы, программы для создания и проведения презентаций, технология связывания и внедрения объектов в другие документы) курса «Информационные технологии» единой основной целью – автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев. Полученный опыт в дальнейшем закрепляется и используется при оформлении и подготовке к защите курсовой работы.
Так, изучение текстового редактора направлено на освоение основных приемов и средств создания, редактирования и форматирования, а также автоматизации обработки многостраничных документов различной структуры, содержащих внедренные графические объекты, электронные таблицы и диаграммы.
Рис. 1. Электронный образец текстового документа
Студенты осваивают на практике основные правила создания и форматирования текстового документа согласно предложенному электронному образцу (рис. 1), определяя тип шрифта, размер, начертание, абзацный отступ, междустрочный интервал, параметры абзацев, рабочую область для заголовка и поля страницы. Для автоматизации форматирования набранного текста применяется команда «Формат по образцу». Данный текстовый документ содержит рисунок, который сначала редактируется в графическом редакторе, а затем вставляется в документ с настройкой его расположения относительно текста при помощи команд «Положение» и «Обтекание текста».
При создании текстовых документов для правильного расположения текста, рисунков, оформления отчетности используются таблицы. Студенты изучают различные способы вставки таблиц и их редактирования (объединение и разделение ячеек; вставки и удаления строк, столбцов и ячеек; изменения размеров ячеек, строк и столбцов; заполнение текстом и вставка рисунков и др.) для представления данных в прямоугольной форме, а также применение таблиц для оформления данных сложной структуры с использованием вкладок Макет и Конструктор.
Многостраничные документы имеют сложную структуру, определяющую взаиморасположение и связь его составных частей. Студенты осваивают приемы форматирования заголовков и текста с помощью создания собственных стилей, создания оглавления с нумерацией страниц, компоновки многостраничного документа путем перемещения параграфов или разделов с отслеживанием нумерации страниц в оглавлении (рис. 2). В многостраничном документе создаются сноски, ссылки, колонтитулы, а также автоматически создаются титульный лист, предметный указатель, список литературы.
Рис. 2. Фрагмент оглавления многостраничного документа в режиме структуры
Изучение электронной таблицы направлено на освоение основных операций для представления мониторинга результатов исследовательской деятельности в виде таблиц и диаграмм. В электронных таблицах студенты осваивают приемы вставки и редактирования текста, чисел и формул, работы с различными ссылками в формулах, автозаполнения ячеек, в том числе с фиксацией адресов в формулах, модификации таблицы, создания диаграмм с перемещением на листы диаграмм.
Динамические таблицы и диаграммы студенты внедряют в текстовый документ (рис. 3) и презентацию, чтобы обеспечить возможность их модификации в случае изменения числовых
данных исходного файла электронной таблицы. Для этого используется технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты Object Linking and
Рис. 3. Таблицы и диаграммы, внедренные из электронной таблицы в текстовый документ
Изучение программы для создания и проведения презентаций направлено на освоение приемов и средств создания, форматирования и настройки презентации для выступления с докладом. Студенты осваивают различные способы создания и оформления презентаций, вставки и форматирования текста, вставки рисунков, диаграмм, в том числе с внедрением из электронной таблицы, вставки управляющих кнопок для навигации в презентации, применения готовых вариантов дизайна с изменением цветовых тем и вставки готовых изображений в качестве фона, настройки анимации объектов и переходов между слайдами и др. Также изучаются приемы настройки презентации и управления демонстрацией.
Таким образом, технология процесса осмысления основной цели изучения курса «Информационные технологии» студентами гуманитарных специальностей предусматривает выполнение профессионально-значимых задач в рамках основных тем курса. При этом формируется положительное отношение студентов гуманитарных специальностей к изучаемой дисциплине, и создаются условия для решения студентами практической задачи средствами информационных технологий.
В результате освоения дисциплины у студентов гуманитарных специальностей формируется опыт использования ИТ для решения профессиональных задач, включающий следующие компетенции: способность поставить цель и выбрать пути её достижения средствами информационных технологий; способность применения методов обработки информации, экспериментального исследования средствами ИТ; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией; умение представлять результаты своей деятельности и др.
Автором был проведен анализ результатов обучения студентов 2 курса гуманитарных специальностей, изучающих курс «Информационные технологии» за 2012 - 2014 гг. Случайным образом были выбраны 10 групп студентов, часть из которых (5 групп) изучали курс с постановкой целей по темам курса (изучение прикладных аспектов курса). Остальные (5 групп) изучали курс, в котором темы были связаны единой основной целью (изучение прикладных аспектов курса для решения профессионально-значимых филологических задач).
Мониторинг результатов текущего и итогового контроля успеваемости студентов за 2012 - 2014 гг. осуществлялся на основе бально-рейтинговой системы. Уровень сформированности компетенций студентов в данной статье исчислялся средними значениями от максимально возможного количества баллов. Студенты (первые 5 групп), изучающие прикладные аспекты курса, показали средний балл 77, а студенты, изучающие прикладные аспекты курса для решения профессионально-значимых филологических задач, показали средний балл 82 (рис. 4).
Рис. 4. Результаты обучения студентов гуманитарных специальностей
Данные результаты позволяют автору говорить о положительной динамике обучения студентов гуманитарных специальностей в рамках курса «Информационные технологии», в котором выделена основная цель, объединяющая изучение прикладных аспектов курса, направленная на решение профессионально-значимых филологических задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что выделение основной цели курса «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей, которая состоит в автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев, дает положительные результаты, обеспечивает целостность курса, позволяет повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный результат на практике.
Рецензенты:
Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии образования, г. Казань;
Шакирова Л.Р., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теорий и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.