Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

READINESS OF FOOTBALL PLAYERS PSYCHOPHYSIOLOGICAL DIAGNOSTICS

Blinov V.A. 1 Nopin S.V. 2
1 Siberian State University of Physical Education and Sports
2 Scientific and Methodological Center Analyst
Psychophysiological training is one of the most important aspects of football player training, as there are increased requirements to the development of the nervous, motor systems and visual sensory systems in football. For the study the athletes psychophysiological features we have developed and tested on the Omsk football team "Irtysh" hardware-software complex "Sports physiologist". Total hardware-software complex "Sports physiologist" includes 20 psychophysiological and 18 personal psychological tests. A distinctive feature of the hardware-software complex is specific tests to comprehensively assess important footballer physiological properties: the legs motility, the nervous system, motor and visual sensory, systems lability. This feature is implemented by means of tests to determine the leg sensorimotor reaction to light and sound and foot tapping test.
testing.
tests
psychological characteristics
psychomotor skills
physiological features
football
hardware-software complex
Занятия футболом предъявляют  свои специфические требования к психофизиологическим особенностям занимающихся. Исследование данных особенностей необходимо как на этапах отбора и спортивной ориентации, так и для контроля за функциональным состоянием в ходе тренировочного процесса, реализации накопленного потенциала в соревновательной деятельности. Психофизиологическая подготовка является одной из наиболее важных сторон подготовки футболиста, так как в футболе предъявляются повышенные требования к развитию нервной, двигательной систем, зрительной сенсорных систем. Однако в настоящее время практически отсутствую автоматизированные экспресс методики исследования психофизиологической подготовленности. Существующие в настоящее время аппаратно-программные комплексы (АПК) исследования психофизиологических особенностей человека, недостаточно адаптированы для анализа данных свойств у спортсменов.

Цель: Разработать аппаратно-программный комплекс для исследования психофизиологических особенностей спортсменов.

Гипотеза: мы предполагаем, что имеющиеся в настоящее время научные разработки в области психофизиологии, физиологии спорта и информационных технологий позволяют создать специализированный аппаратно-программный комплекс для инструментального исследования психофизиологических особенностей спортсменов-биатлонистов. Данный комплекс будет включать тесты, позволяющие оценить психофизиологические свойства и качества, психологические личностные свойства, необходимые для успешной деятельности в биатлоне.

Задачи:

1.    Изучить имеющиеся научные разработки в области психофизиологии, физиологии спорта и информационных технологий;

2.    Определить состав тестов, входящих в АПК;

3.  Разработать аппаратную часть АПК, состоящую из печатной платы, микросхем, пассивных элементов;

4.   Создать программную часть АПК;

5.  Протестировать АПК и отдельные тесты на работоспособность и достоверность.

Методы и организация. АПК для исследования психофизиологических особенностей спортсменов создавался на основе данных научных работ [1, 5, 6, 8], созданных ранее программных продуктов [2, 3], а также разработок в области компьютерной психодиагностики. Все методики прошли стандартную процедуру проверки.

Результаты. Нами был разработан АПК “Спортивный психофизиолог”, который включает аппаратную и программную части. Аппаратная часть представляет собой пульт с датчиками и светодиодами, устройство для выполнения тестов, осуществляемых через зрительную сенсорную систему в виде трубы со светодиодами, педаль и наушники.

Программная часть АПК представлена в виде специализированной компьютерной программы. Всего АПК “Спортивный психофизиолог” включает 20 психофизиологических и 18 личностных психологических тестов. Отличительной особенностью данного АПК является определенный набор тестов, позволяющих комплексно ценить важные для спортивной деятельности психофизиологические свойства.

В АПК реализована возможность выполнения тестов, как с внешним пультом, так и без него.

Перечень психофизиологические тестов в режиме с внешним пультом (отличаются повышенной точностью измерения): определение времени простой сенсомоторной реакции на световой сигнал рукой и ногой, определение времени простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал рукой и ногой, определение времени реакции выбора, определение длительности индивидуальной минуты, определение индивидуальной единицы времени (индивидуальной секунды), воспроизведение длительности временного интервала заполненного световым  и звуковым сигналом, теппинг-тест рукой и ногой, определение критической частоты слияния и различения мельканий.

Тесты «критическая частота слияния и различения мельканий» являются наиболее специфичными для биатлонистов, так как позволяют определить лабильность зрительной сенсорной системы, играющей большую роль при выполнении стрельбы.


 

Рис. 1. Блок-схема АПК “Спортивный психофизиолог”

1 – программная часть АПК “Спортивный психофизиолог”,

2 – персональный компьютер,

3 – наушники, подключенные к компьютеру,

4 – пульт с датчиками и светодиодами, устройство для выполнения тестов, осуществляемых через зрительную сенсорную систему в виде трубы со светодиодами, педаль.

Психологические тесты: тест “Прогноз” (оценка нервно-психической устойчивости), опросник Айзенка по определению темперамента, тест “Склонность к риску”, личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма,  ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин), личностная тревожность (Спилбергер-Ханин), методика диагностики межличностных отношений Лири, MMPI сокращенный вариант, самооценка психических состояний Айзенка, тест Стреляу, шкала депрессии, тест Шмишека, тест Кеттелла, тест Шульте, тест САН (самочувствие, активность, настроение), тест на исследование волевой саморегуляции, измерение мотивации достижения А. Мехрабиана, определение психологического климата группы.

Главное окно программы АПК Спортивный психофизиолог – Психофизиологические тесты содержит элементы, позволяющие ввести: фамилию, имя, отчество тестируемого, дату рождения тестируемого, специализацию (группу), пол, вес и рост.

АПК Спортивный психофизиолог-тесты

Рис. 2. Окно АПК “Психофизиологические тесты” - Выбор режима работы АПК с пультом или без пульта

Также главное окно содержит интуитивно понятный  интерфейс для выбора желаемых тестов с кнопками, позволяющими быстро начать, выбрать и отменить все тесты.

В меню настройки АПК доступны следующие разделы: сохранять результаты в файл формата MS Excel (*.xls), сохранять результаты в файл текстового формата Excel (*.csv), сохранять результаты в файл формата Word (*.doc), сохранять результаты в файл формата RTF (*.rtf), сохранять результаты в файл текстового формата WordPad (*.doc), печатать оценку результатов тестов (формат MS WORD), печатать оценку результатов тестов (формат RTF), сделать процесс генерации оценки в файл MS Word видимым, учитывать результат 1-ого опыта при выставлении оценки, скорость тестов "Оценка угловой скорости движения", "Определение объемного угла вращения", использовать вес и рост, добавить лист в файл результатов в формате MS Excel.

Кроме этого имеются настройки: использовать для тестирования внешний пульт вместо клавиатуры  (переключает режим работы АПК на режим работы с пультом или режим работы без пульта), число опытов – X (позволяет ввести новое число опытов Y (вместо X) при проведении тестирования в диапазоне от 1 до 10), использовать красный, зеленый или синий свет в трубе (позволяет выбрать в качестве основного сигнала внешнего пульта (трубы) в тестах КЧСМ и КЧРМ сигнал определенного цвета).

Настройки психологических тестов: режим пользователя/режим преподавателя, тестирование сразу по всем методикам/создание списка доступных тестов, информировать о сохранении результатов, ввести новый размер шрифта для вопросов (базовое значение равно 12), ввести новый размер шрифта для ответов (базовое значение равно 12), минимизировать вывод на экран, показывать результаты в режиме преподавателя, блокировать кнопку “Вперед” после теста, сохранять результаты в файл формата Word (*.doc), сохранять результаты в файл текстового формата Excel (*.csv), сохранять результаты в файл формата MS Excel (*.xls), сделать процесс генерации результатов в файл MS Word видимым, печатать результаты – файл формата MS Word (*.doc), печатать результаты – файл формата RTF (*.rtf), сохранять результаты в файл формата RTF (*.rtf), печатать файл формата RTF черно-белым.

Отличительной особенностью АПК является возможность оценить психомоторные способности как верхних, так и нижних конечностей. Данная возможность реализована с помощью тестов на определение времени простой сенсомоторной реакции на свет и звук ногой и теппинг-тест ногой.

Технология исследования оценки времени простой сенсомоторной реакции на свет или звук ногой заключается в подаче светового (звукового) стимула в аппаратную часть АПК – трубу или непосредственно на внешнем пульте, при предъявлении данного стимула испытуемому необходимо как можно быстрее нажать на педаль.

В “теппинг-тесте” ногой испытуемому необходимо быстро нажимать педаль ногой в течение одной минуты. Система подсчитывает количество нажатий в шести десятисекундных интервалах.

При апробации АПК для тестирования футбольной команды “Иртыш”, была подтверждена его эффективность для тестирования психофизиологических особенностей футболистов [4, 7].

Выводы. Таким образом, АПК “Спортивный психофизиолог” может применяться для исследования психофизиологических особенностей, психомоторных способностей и психологических свойств личности спортсменов футболистов. Отличительной особенностью данного АПК является определенный набор тестов, позволяющих комплексно оценить важные для футболиста психофизиологические свойства: моторику ног, лабильность нервной системы, двигательной и зрительной сенсорных систем.

Рецензенты:

Корягина Ю.В., д.б.н., профессор, зам. директора по НР НИИ Деятельности в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта,

г. Омск;

Смоленцева В.Н., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.