Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTENTS AND TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN CADETS OF AVIATION TECHNICAL COLLEGE

Rymareva T.F. 1
1 Troitsky aviation technical college of civil aviation
In article the author´s treatment of the concept "professional responsibility" of aspect of training of cadets of aviation technical college as quality of the personality who is shown in ability to self-control of the work on service of the aircraft equipment differing in high-technological effectiveness, dynamism, complexity of the labor relations, and readiness to be responsible for its results is given; the structure of professional responsibility of aeromechanics consisting of motivational, cognitive, emotional and strong-willed and reflexive and activity components is allocated. The principles of selection of the contents focused on development of professional responsibility of cadets locate: immersions in aerotechnical professions, system quantization, effectiveness and efficiency of knowledge, self-control of educational professional activity. The author´s technology of the personal developing training focused on activization of subject experience of participants of educational process and development of a reflection, providing stage-by-stage formation of conscious self-control of the activity connected with professional responsibility is offered.
professional responsibility of aeromechanics
structure of professional responsibility
the modular training lichnostnostno-developing training

Анализ аварийных ситуаций в авиации показывает, что значительную роль в безопасности полетов играет человеческий фактор. В связи с этим необходимо не только повысить качество подготовки летного состава, но и технического персонала, как наиболее многочисленной категории работающих в этой области специалистов. Однако приходится констатировать, что с психолого-педагогической точки зрения эта проблема исследована еще недостаточно: не конкретизировано понятийное поле в рассматриваемой области; не выявлены психологические особенности профессиональной деятельности авиатехников; не определены содержание и технологии, содействующие развитию профессиональной ответственности у авиационных техников. Сказанное выше подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.

Прежде чем перейти к описанию содержания и технологий, содействующих развитию профессиональной ответственности у будущих авиатехников, раскроем сущность основных понятий исследования.

Так как в науке существуют различные трактовки понятия «ответственность», мы считаем важным отметить, что в своей работе мы опираемся на труды отечественных психологов: Д.А. Леонтьева [6] и С.Л. Рубинштейна [8] и определяем «ответственность» как качество личности, проявляющейся в способности к саморегуляции личности на основе осознания себя как причины совершаемых поступков и их последствий.

Исходя из этого, под «профессиональной ответственностью» мы понимаем качество личности, проявляющейся в способности к саморегуляции своей трудовой деятельности на всех её этапах и готовности отвечать за её результаты.

Для конкретизации понятия применительно к теме исследования, рассмотрим особенности профессиональной деятельности выпускников авиационного технического колледжа.

Обобщение опыта производственной деятельности авиатехников и анализ специальной литературы [1; 3; 7; 9] позволили выявить отличительные черты их профессиональной деятельности: интеграция деятельности, её динамичность и технологичность, постоянно возрастающая сложность, высокий уровень согласованности работы коллектива (бригады).

С учетом этого, профессиональная ответственность авиатехников может быть определена как качество личности, проявляющейся в способности к саморегуляции своей трудовой деятельности по обслуживанию авиационной техники, отличающейся высокотехнологичностью, динамичностью, сложностью трудовых отношений, и готовности отвечать за её результаты. Нами была выделена следующая структура профессиональной ответственности:

-мотивационный компонент, который включает: мотивацию учебно-профессиональной деятельности, мотивацию достижения цели и мотивацию принятия ответственных решений;

- когнитивный компонент, включающий систематизированные знания: о сущности профессиональной ответственности вообще и профессиональной ответственности в авиации; о специфике профессиональных отношений в авиации; о нормах поведения, через которые реализуется профессиональная ответственность;

-эмоционально-волевой компонент, включающий: эмоциональную устойчивость, настойчивость, организованность, решительность, готовность отвечать за результаты своей деятельности;

- рефлексивно-деятельностный, который включает умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения; кроме того, такие личностные качества курсантов как рефлексивность, самостоятельность, субъективный контроль.

Рассмотрим содержание и технологии, содействующие развитию у будущих авиатехников профессиональной ответственности.

Согласно общим тенденциям образования, мы в своей работе использовали модульное обучение. Модульное обучение диктует определенные правила отбора содержания образования. В качестве основополагающих принципов большинство ученых [4; 10 и др.] называют следующие: модульности; структуризации содержания обучения; динамичности; действенности и оперативности знаний и др. Кроме того, авторы [4; 5 и др.] указывают, что принципы модульного и личностно-развивающего обучения хорошо соотносятся между собой, что подтверждает возможность и необходимость их интеграции при определении содержания образования, ориентированного на формирование профессиональной ответственности. К таким принципам относятся: принцип актуализации субъектного опыта, принцип мотивации, принцип фасилитации и др.

Опираясь на сказанное выше, и исходя из задач исследования, мы выделили следующие принципы отбора содержания образования, содействующего развитию профессиональной ответственности у будущих авиатехников:

- принцип погружения в авиатехнические профессии - направлен на зарождение и развитие желания стать профессионалом в своей области, стимулирование готовности принимать ответственность за результаты своей деятельности; на создание условий для самостимулирования деятельности курсантов по овладению профессией авиатехника. Это достигается за счет ценностной и личностной направленности материала, обращения к субъектному опыту преподавателей и студентов и др. Данный принцип, предусматривает при отборе содержания образования ориентацию на фасилитационные отношения. Применительно к теме нашего исследования, это может быть достигнуто, если при подборе материала ориентироваться на следующие положения: освобождение педагога от чисто информационной функции преподавания и создание условий для более яркого проявления воспитательно-координирующей функции; создание условий для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути становления профессиональной ответственности курсантов; обеспечение делегирования некоторых функций педагогического управления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления.

- принцип системного квантования, предполагает сжатие учебной информации на основе следующих правил: оптимальный для запоминания объем учебного материала, так как учебный материал большого объема запоминается с трудом; расположение учебного материала в определенной системе, что облегчает восприятие; выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствующих эффективному запоминанию; возможность свободного изменения содержания моделей с учетом внешних и внутренних условий;

- принцип действенности и оперативности знаний особо важен при формировании профессиональной ответственности, так как в реальной практике колледжа формирование профессионально важных качеств часто ограничивается беседами, а ряде случаев нотациями. Рассматриваемый же принцип позволяет реализовать деятельностный подход в обучении: интегрировать в деятельности приобретенные знания, качества личности; наметить деятельностные цели каждого модуля; обучение многовариантным способам деятельности;

- принцип ориентации на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, как деятельности по овладению профессией. Данное качество, по мнению многих авторов, является определяющим и в профессиональной деятельности при принятии решений, их реализации, ответственности за их результаты, что и составляет суть профессиональной ответственности.

Перечисленные выше принципы позволяют организовать поэтапный процесс формирования профессиональной ответственности. Нами выделены следующие этапы:

-адаптационно-диагностический этап связан началом обучения в авиационном техническом колледже. В этот период происходит стартовая диагностика мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной и деятельностной сфер личности первокурсника, с целью выбора оптимальных средств педагогического сопровождения формирования профессиональной ответственности. На этом этапе происходит «погружение» курсантов в профессию - формирование у них первых адекватных представлений о своей профессии; формируются начальные представления о профессиональной ответственности в авиации и собственной готовности к ней. Но главным новообразованием этого периода является появление ценностно-смысловой позиции «Я - осознающий ценности профессии авиатехник». Можно сказать, что курсанты еще «не в профессии», еще не стали полноценными членами профессионального сообщества, но уже готовы сделать к этому шаг.

- когнитивно-развивающий этап связан с освоением студентами теоретических основ профессиональной ответственности. Так как мы связываем профессиональную ответственность с осознанной саморегуляцией учебно-профессиональной деятельности курсантов, то на этом этапе осваиваются её составляющие - развиваются умения целеполагания, планирования, самоконтроля, самокоррекции. Развивается самостоятельность в учебно-профессиональной деятельности, чему способствует ориентация на модульную систему обучения. Формируется ценностно-смысловая позиция «Я - вступающий в профессиональное авиационное сообщество, ценностью которого является профессиональная ответственность»;

- рефлексивно-интегрирующий этап направлен на интеграцию компонентов профессиональной ответственности на основе рефлексии своей деятельности по овладению профессией и активизации внутреннего потенциала. Происходит формирование ценностно-смысловой позиции «Я - вступивший в профессиональное авиационное сообщество, ценностью которого является профессиональная ответственность».

Ориентация содержания дисциплин базовой и вариативной части учебного плана на личностно-развивающие обучение предопределяет использование личностно-развивающих технологий. Достаточно большое количество указанных технологий, представленных в психолого-педагогической литературе, делает необходимым их отбор и конкретизацию применительно к теме исследования.

Следует сказать, что при формировании профессионально важных качеств личности большое значение имеет ориентация на субъектный опыт участников образовательного процесса [5; 7 и др.]. Как показывают результаты проведенного нами эксперимента, применительно к формированию профессиональной ответственности у курсантов технического авиационного колледжа целесообразно опирается на следующие положения: активное использование в образовательном процессе субъектного опыта преподавателя как представителя авиационной профессии и его гармонизация с субъектным опытом курсантов; приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности курсанта как активного носителя субъектного опыта; рассмотрение образовательного процесса при изучении гуманитарных дисциплин как единства двух взаимосвязанных составляющих: обучения и воспитания; содействие интериоризации социально значимых нормативов (образцов), связанных с профессиональной ответственностью, в том числе способов саморегуляции своей деятельности; организация специальной коллективно-распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса, позволяющей создать атмосферу сопричастности профессии авиатехника; развитие курсанта как личности, готовой к профессиональной ответственности не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Профессиональная ответственность личности неразрывно связана её рефлексивными способностями. Мы выделяем следующие положения личностно-развивающих технологий, ориентированных на развитие рефлексии: направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии связанной с профессиональной ответственностью; создание в процессе преподавания гуманитарных ситуаций, содействующих активизации ретроспективной; проспективная и интроспективной составляющих рефлексивной деятельности курсантов; организация групповой рефлексии процессов, связанных с профессиональной ответственностью в авиации.

Таким образом, при развитии профессиональной ответственности важно использовать технологии личностно-развивающего обучения ориентированные на активизацию субъектного опыта участников образовательного процесса и развитие рефлексии, обеспечивающие поэтапное формирование осознанной саморегуляции деятельности, связанной с профессиональной ответственностью.

Формирование профессионально важных качеств может быть продуктивным, если образовательный процесс будет построен в контексте будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы в своей работе ориентировались на положения контекстного обучения, изложенные в работах А.А. Вербицкого [2].

Контекстное обучение рассматривается, согласно трудам А.А. Вербицкого, как обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста. В учебно-профессиональной деятельности студенты, оставаясь в позиции обучающихся, выполняют профессиональные действия и поступки; формы организации такой деятельности практически воспроизводят формы реальной профессиональной деятельности.

Кроме того, выбор проблемного обучения обусловлен тем, что основной единицей деятельности курсанта является поступок, посредством которого будущий специалист-авиатехник не только выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами отношений, принятых в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единения обучения и воспитания в рамках целостного процесса подготовки специалистов. Все это делает возможным создание особой ценностной среды, содействующей формированию у курсантов авиационного технического колледжа профессиональной ответственности.

Важным условием создания такой среды является включение в учебно-профессиональную деятельность игровых элементов и учебно-деловых игр, в ходе которых имитируются проблемные ситуаций, связанные с профессиональной ответственностью авиатехников.

Нами были выделены следующие положения, важные при построении разработке учебно-деловых игр:

- имитационное моделирование конкретных производственной деятельности авиатехников и производственных отношений, связанных с профессиональной ответственностью; проблемность в содержании учебно-деловой игры и процесса его развертывания в учебно-профессиональной деятельности курсантов;

- организация совместной деятельности курсантов в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций специалистов;

- ориентация на диалогическое общение во взаимодействии партнеров по игре при принятии ответственных решений;

- двойственность целей учебно-деловой игры - достижение игровых целей служит средством формирования профессиональной ответственности будущих авиатехников.

Таким образом, при развитии профессиональной ответственности важно создать образовательную среду на основе идей контекстного обучения с использованием учебно-деловых игр, позволяющую имитировать будущую профессиональную деятельность авиатехника, связанную с профессиональной ответственностью.

Эксперимент по проверке эффективности предлагаемого содержания и технологии, содействующих развитию профессиональной ответственности у будущих авиатехников проводился в Троицком авиационном техническом колледже гражданской авиации. Всего с 2009 по 2014 год в эксперименте участвовало 210 человек. Оценка велась по мотивационному, когнитивному, эмоционально-волевому и рефлексивно-деятельностному критериям. По всем четырем критериям в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения 20-32 % по сравнению с результатами, полученными при начальном тестировании. Наибольшее приращения (до 32 %) наблюдались по рефлексивно-деятельностному критерию, что связано с совершенствованием у студентов осознанной саморегуляции своей деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с профессиональной ответственностью.

Рецензенты:

Старченко С.А., д.п.н., профессор, МБОУ «Лицей № 13», г. Троицк;

Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк.