Анализ основных процессов, протекающих в системе государственного регулирования интеллектуальной собственности в Республике Татарстан, показал, что ее использование в сфере услуг отличается более высоким уровнем применения средств индивидуализации, динамика которых представлена в таблице 1. Как свидетельствуют данные Роспатента, Татарстан на протяжении последних восьми лет занимает лидирующие позиции по количеству поданных заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания среди регионов Приволжского федерального округа.
Таблица 1 - Количество поданных российскими заявителями заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания в 2006-2013 гг. в регионах Приволжского федерального округа
Регионы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Татарстан Башкортостан Самарская обл. Нижегородская обл. Пермский край- Саратовская обл. Удмуртия Ульяновская обл. Кировская обл. Пензенская обл. Чувашия Оренбургская обл. Марий Эл Мордовия Всего |
383 248 482 510 327 256 192 53 261 111 55 64 35 42 3119 |
396 260 560 583 532 282 118 97 269 147 108 85 49 51 3537 |
432 201 440 506 477 323 128 117 222 159 67 70 55 56 3253 |
386 204 385 363 268 190 130 67 180 217 43 44 27 42 2546 |
503 239 403 434 288 194 132 105 173 325 58 61 33 51 2999 |
497 334 440 483 370 207 149 111 272 217 70 87 36 58 3331 |
525 1009 463 597 353 237 147 109 234 317 67 96 51 62 4267 |
581 799 544 485 367 286 142 112 193 227 122 83 72 57 4069 |
Источник: [6]
Более детальный анализ позволяет заключить, что нарастающие объемы, например, инжиниринговых услуг в совокупном сопоставлении объемов экспорта и импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан за последние годы дают все основания для утверждения, что значимость этих услуг как объектов интеллектуальной собственности в Татарстане постоянно растет. Это, несомненно, требует новых подходов, теоретических и методических обоснований для исследования и оценки этих процессов с целью выработки адекватных управленческих решений со стороны государственных структур, уполномоченных осуществлять регулирующее воздействие в этой сфере.
Так, анализ динамики экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан показывает, что инжиниринговые услуги, как предмет коммерческих соглашений по индивидуализации объектов интеллектуальной собственности, занимают ведущие позиции на протяжении последних пяти лет. Из 38 соглашений по экспорту объектов интеллектуальной собственности, заключенных в 2012 году, 11 (29%) приходилось на соглашения по экспорту инжиниринговых услуг, что превышает аналогичные показатели по патентам на изобретения, технологии и полезные модели [6]. Стоимостные параметры этого процесса еще более впечатляющие. Так, в стоимостном выражении из совокупного объема экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан в 2012 году, составляющего 958,8 млн. рублей, почти 587 млн. рублей или свыше 60% приходилось на соглашения по экспорту инжиниринговых услуг [5].
Анализ динамики импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан за период с 2008 по 2012 годы показывает, что объемы импорта объектов интеллектуальной собственности в Республике Татарстан существенно превышают объемы экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан. Так, если в 2012 году было экспортировано38 технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан, то импортировано в этом же году было 64 технологии и инжиниринговых услуг, что почти вдвое больше и свидетельствует об отрицательном балансе. Иначе говоря, в Республику Татарстан ввозится вдвое больше объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг. При этом ярко выражена тенденция, связанная с тем, что за период с 2008 по 2012 годы импорт объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг вырос с 47 соглашений с 2088 году до 64 соглашений в 2012 году. За этот же период с 2008 по 2012 годы объем экспорта объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан сократился с 40 в 2008 году до 38 в 2012 году [5].
Среди положительных тенденций необходимо отметить существенный рост стоимостного объема соглашений по экспорту интеллектуальной собственности в виде инжиниринговых услуг из Республики Татарстан. Так, если за период с 2008 по 2012 годы количество таких соглашений и сократилось почти вдвое, то их стоимостное выражение выросло с 23 млрд. рублей до 587 млрд. рублей или более, чем в 25 раз. Эту тенденцию можно охарактеризовать как значительное повышение интеллектуальной составляющей экспортируемых объектов, рост профессионального уровня изобретателей и их значимости для покупателей.
Итак, можно вполне обоснованно заключить, что одной из выраженных специфических тенденций развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан являются ускоренные темпы роста инфраструктурных (инжиниринговых) услуг как отражения поддерживаемого региональными властями процессов приобретения (заимствования) технологий в бюджетообразующих отраслях региональной экономики. Региональные органы власти заинтересованы в импорте объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг в нефтехимической комплексе, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях, как ключевых отраслях экономики региона, являющихся основными плательщиками налогов в региональный бюджет.
Второй специфической тенденцией развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан является увеличивающиеся темпы роста полученных патентов на изобретения отраслями сферы услуг по сравнению с отраслями промышленности. Так, в 2012 году наибольшее количество патентов на изобретения было получено ГУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (32 патента), Федеральным казенным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов» (26 патентов), ФГБУН «Институт органической и физической химии им.А.Е.Арбузова» (5 патентов) и ОАО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (5 патентов) (см. рисунок 1) [1].
Рисунок 1 - Количество патентов на изобретения, полученные научными организациями Республики Татарстан в 2012 г. [1]
При этом ОАО «Татнефть» получила в 2012 году 164 патента, ОАО «Казанский завод синтетического каучука» получил только 9 патентов, ООО «Газпром Трансгаз» – 8 патентов, а ОАО «Нижнекамскнефтехим» – 6 патентов. Как свидетельствуют данные, промышленность региона с точки зрения патентной активности представлена преимущественно только одним предприятием ОАО «Татнефть». При этом патентная активность остальных предприятий промышленности региона остается на низком уровне.
Следующей специфической тенденцией развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан является широкое использование информационных управленческих технологий как объектов интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг. Современные методы управления в сфере услуг тем и отличаются от традиционных, что основываются на применении информационно-аналитических систем, как объектов интеллектуальной собственности, позволяющих объединить технологические и экономические информационные потоки и сформировать механизм управления государственным органам эффективностью функционирования отраслей сферы услуг [4].
Традиционно эффективным инструментом государственного регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан являются долгосрочные целевые программы, важнейшее место среди которых принадлежит программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстана 2013 – 2020 годы», целью которой является «формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью» [2]. Это первая на территории Российской Федерации программа, формирующая региональную научно-техническую политику в области интеллектуальной собственности, как важнейший инструмент стимулирования экономического роста в условиях глобальной конкуренции.
Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2, доля внебюджетных источников финансирования программы составляет 32,4%, что свидетельствует о растущей заинтересованности частных инвесторов в формировании цивилизованного рынка интеллектуальных услуг в регионе.
Таблица 2 – Источники финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстана 2013 – 2020 годы»
Год |
Средства бюджета Республики Татарстан, млн. рублей |
Средства внебюджетных источников, млн. рублей |
Всего, млн. рублей |
2013 |
- |
10 |
10 |
2014 |
84,5 |
18,5 |
103 |
2015 |
47,5 |
20,5 |
68 |
2016 |
46,5 |
18,5 |
65 |
2017 |
36,5 |
20,5 |
57 |
2018 |
38,5 |
22,5 |
61 |
2019 |
40,5 |
24,5 |
65 |
2020 |
42,5 |
26,5 |
69 |
Итого |
336,5 |
161,5 |
498 |
Источник: [2]
Для целей успешной реализации задач, выдвигаемых этой программой, в республике созданы определенные инфраструктурные элементы, необходимые для создания и реализации результатов интеллектуальной деятельности, 8 технопарков, 3 бизнес-инкубатора, 4 инновационно-технологических центра и другие субъекты инновационной инфраструктуры, которые отличаются по видам деятельности, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и способов поддержки инновационной деятельности. Система государственного регулирования интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан, приведенная на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные элементы системы государственного регулирования интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан
В Республике Татарстан нет специального органа, осуществляющего регулирующее воздействие государства в сфере интеллектуальной собственности, что приводит к распылению средств, дублированию функций различными министерствами и ведомствами, снижению эффективности всей системы государственного управлении и, как следствие, отсутствия предпосылок для формирования полноценного рынка интеллектуальной собственности, как объекта государственного регулирования. Потому что невозможно управлять процессом, если этот процесс не поддается измерению и, соответственно, невозможно применить инструменты управления и регулирования.
Поэтому эффективное регулирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан невозможно без создания интегрированной площадки информационного обмена в сфере интеллектуальной собственности – автоматизированной информационно-аналитической системы «Банк данных «Интеллектуальный потенциал Республики Татарстан» как единый реестр результатов интеллектуальной деятельности Республики Татарстан [3].
Таким образом, можно заключить, что спецификой регионального процесса государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг Республики Татарстан в отличие от других регионов, являются более высокий уровень применения средств индивидуализации, опережающий рост стоимостного объема соглашений по экспорту интеллектуальной собственности в виде инжиниринговых услуг из Республики Татарстан, увеличивающиеся темпы роста полученных патентов на изобретения отраслями сферы услуг по сравнению с отраслями промышленности региона, относительно широкое использование информационных управленческих технологий как объектов интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг, более эффективное использование долгосрочных целевых программ, как инструмента государственного регулирования интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг.
Рецензенты:
Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Муниципального менеджмента» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.