Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFIC FEATURES AND TRENDS OF THE STATE REGULATION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE SERVICE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Chernyavskaya Ya.S. 1
1 Kazan National Research Technological University
The author on the basis of the analysis of extensive statistical material, and also sources of funds of long-term special-purpose program “the development of the market for intellectual property in the republic of Tatarstan during the years 2013-2020” reveals the specific special features of the regional system of the government control of intellectual property in the sphere of the services of the republic of Tatarstan, to which otnositbolee the high level of the application of means of individualization, which anticipates an increase in the cost volume of agreements on the export of the intellectual property in the form of inzhiniringovykh services, the anticipating rates of increase in the obtained patents for the inventions by the branches of the sphere of services in comparison with the industry of region, the relatively wide use of information administrative technologies, and also the more effective use of long-term special-purpose programs. Furthermore, the author stops at the analysis of the factors, which brake formation in the region of the prerequisites of the appearance of the civilized market for intellectual property.
regulation
intellectual property
services and means of individualization
patents
trademarks
long-term programmes
information technology

Анализ основных процессов, протекающих в системе государственного регулирования интеллектуальной собственности в Республике Татарстан, показал, что ее использование в сфере услуг отличается более высоким уровнем применения средств индивидуализации, динамика которых представлена в таблице 1. Как свидетельствуют данные Роспатента, Татарстан на протяжении последних восьми лет занимает лидирующие позиции по количеству поданных заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания среди регионов Приволжского федерального округа.

Таблица 1 - Количество поданных российскими заявителями заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания в 2006-2013 гг. в регионах Приволжского федерального округа

 

Регионы

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

Татарстан

Башкортостан

Самарская обл.

Нижегородская обл.

Пермский край-

Саратовская обл.

Удмуртия

Ульяновская обл.

Кировская обл.

Пензенская обл.

Чувашия

Оренбургская обл.

Марий Эл

Мордовия

Всего

383

248

482

510

327

256

192

53

261

111

55

64

35

42

3119

396

260

560

583

532

282

118

97

269

147

108

85

49

51

3537

432

201

440

506

477

323

128

117

222

159

67

70

55

56

3253

386

204

385

363

268

190

130

67

180

217

43

44

27

42

2546

503

239

403

434

288

194

132

105

173

325

58

61

33

51

2999

497

334

440

483

370

207

149

111

272

217

70

87

36

58

3331

525

1009

463

597

353

237

147

109

234

317

67

96

51

62

4267

581

799

544

485

367

286

142

112

193

227

122

83

72

57

4069

Источник: [6]

Более детальный анализ позволяет заключить, что нарастающие объемы, например, инжиниринговых услуг в совокупном сопоставлении объемов экспорта и импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан за последние годы дают все основания для утверждения, что значимость этих услуг как объектов интеллектуальной собственности в Татарстане постоянно растет. Это, несомненно, требует новых подходов, теоретических и методических обоснований для исследования и оценки этих процессов с целью выработки адекватных управленческих решений со стороны государственных структур, уполномоченных осуществлять регулирующее воздействие в этой сфере.

Так, анализ динамики экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан показывает, что инжиниринговые услуги, как предмет коммерческих соглашений по индивидуализации объектов интеллектуальной собственности, занимают ведущие позиции на протяжении последних пяти лет. Из 38 соглашений по экспорту объектов интеллектуальной собственности, заключенных в 2012 году, 11 (29%) приходилось на соглашения по экспорту инжиниринговых услуг, что превышает аналогичные показатели по патентам на изобретения, технологии и полезные модели [6]. Стоимостные параметры этого процесса еще более впечатляющие. Так, в стоимостном выражении из совокупного объема экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан в 2012 году, составляющего 958,8 млн. рублей, почти 587 млн. рублей или свыше 60% приходилось на соглашения по экспорту инжиниринговых услуг [5].

Анализ динамики импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан за период с 2008 по 2012 годы показывает, что объемы импорта объектов интеллектуальной собственности в Республике Татарстан существенно превышают объемы экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан. Так, если в 2012 году было экспортировано38 технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан, то импортировано в этом же году было 64 технологии и инжиниринговых услуг, что почти вдвое больше и свидетельствует об отрицательном балансе. Иначе говоря, в Республику Татарстан ввозится вдвое больше объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг. При этом ярко выражена тенденция, связанная с тем, что за период с 2008 по 2012 годы импорт объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг вырос с 47 соглашений с 2088 году до 64 соглашений в 2012 году. За этот же период с 2008 по 2012 годы объем экспорта объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан сократился с 40 в 2008 году до 38 в 2012 году [5].

Среди положительных тенденций необходимо отметить существенный рост стоимостного объема соглашений по экспорту интеллектуальной собственности в виде инжиниринговых услуг из Республики Татарстан. Так, если за период с 2008 по 2012 годы количество таких соглашений и сократилось почти вдвое, то их стоимостное выражение выросло с 23 млрд. рублей до 587 млрд. рублей или более, чем в 25 раз. Эту тенденцию можно охарактеризовать как значительное повышение интеллектуальной составляющей экспортируемых объектов, рост профессионального уровня изобретателей и их значимости для покупателей.

Итак, можно вполне обоснованно заключить, что одной из выраженных специфических тенденций развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан являются ускоренные темпы роста инфраструктурных (инжиниринговых) услуг как отражения поддерживаемого региональными властями процессов приобретения (заимствования) технологий в бюджетообразующих отраслях региональной экономики. Региональные органы власти заинтересованы в импорте объектов интеллектуальной собственности в виде технологий и инжиниринговых услуг в нефтехимической комплексе, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях, как ключевых отраслях экономики региона, являющихся основными плательщиками налогов в региональный бюджет.

Второй специфической тенденцией развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан является увеличивающиеся темпы роста полученных патентов на изобретения отраслями сферы услуг по сравнению с отраслями промышленности. Так, в 2012 году наибольшее количество патентов на изобретения было получено ГУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (32 патента), Федеральным казенным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов» (26 патентов), ФГБУН «Институт органической и физической химии им.А.Е.Арбузова» (5 патентов) и ОАО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (5 патентов) (см. рисунок 1) [1].

Рисунок 1 - Количество патентов на изобретения, полученные научными организациями Республики Татарстан в 2012 г. [1]

При этом ОАО «Татнефть» получила в 2012 году 164 патента, ОАО «Казанский завод синтетического каучука» получил только 9 патентов, ООО «Газпром Трансгаз» – 8 патентов, а ОАО «Нижнекамскнефтехим» – 6 патентов. Как свидетельствуют данные, промышленность региона с точки зрения патентной активности представлена преимущественно только одним предприятием ОАО «Татнефть». При этом патентная активность остальных предприятий промышленности региона остается на низком уровне.

Следующей специфической тенденцией развития и регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан является широкое использование информационных управленческих технологий как объектов интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг. Современные методы управления в сфере услуг тем и отличаются от традиционных, что основываются на применении информационно-аналитических систем, как объектов интеллектуальной собственности, позволяющих объединить технологические и экономические информационные потоки и сформировать механизм управления государственным органам эффективностью функционирования отраслей сферы услуг [4].

Традиционно эффективным инструментом государственного регулирования рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан являются долгосрочные целевые программы, важнейшее место среди которых принадлежит программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстана 2013 – 2020 годы», целью которой является «формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью» [2]. Это первая на территории Российской Федерации программа, формирующая региональную научно-техническую политику в области интеллектуальной собственности, как важнейший инструмент стимулирования экономического роста в условиях глобальной конкуренции.

Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2, доля внебюджетных источников финансирования программы составляет 32,4%, что свидетельствует о растущей заинтересованности частных инвесторов в формировании цивилизованного рынка интеллектуальных услуг в регионе.

Таблица 2 – Источники финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстана 2013 – 2020 годы»

Год

Средства бюджета Республики Татарстан, млн. рублей

Средства внебюджетных источников, млн. рублей

Всего, млн. рублей

2013

-

10

10

2014

84,5

18,5

103

2015

47,5

20,5

68

2016

46,5

18,5

65

2017

36,5

20,5

57

2018

38,5

22,5

61

2019

40,5

24,5

65

2020

42,5

26,5

69

Итого

336,5

161,5

498

Источник: [2]

Для целей успешной реализации задач, выдвигаемых этой программой, в республике созданы определенные инфраструктурные элементы, необходимые для создания и реализации результатов интеллектуальной деятельности, 8 технопарков, 3 бизнес-инкубатора, 4 инновационно-технологических центра и другие субъекты инновационной инфраструктуры, которые отличаются по видам деятельности, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и способов поддержки инновационной деятельности. Система государственного регулирования интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан, приведенная на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные элементы системы государственного регулирования интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан

В Республике Татарстан нет специального органа, осуществляющего регулирующее воздействие государства в сфере интеллектуальной собственности, что приводит к распылению средств, дублированию функций различными министерствами и ведомствами, снижению эффективности всей системы государственного управлении и, как следствие, отсутствия предпосылок для формирования полноценного рынка интеллектуальной собственности, как объекта государственного регулирования. Потому что невозможно управлять процессом, если этот процесс не поддается измерению и, соответственно, невозможно применить инструменты управления и регулирования.

Поэтому эффективное регулирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан невозможно без создания интегрированной площадки информационного обмена в сфере интеллектуальной собственности – автоматизированной информационно-аналитической системы «Банк данных «Интеллектуальный потенциал Республики Татарстан» как единый реестр результатов интеллектуальной деятельности Республики Татарстан [3].

Таким образом, можно заключить, что спецификой регионального процесса государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг Республики Татарстан в отличие от других регионов, являются более высокий уровень применения средств индивидуализации, опережающий рост стоимостного объема соглашений по экспорту интеллектуальной собственности в виде инжиниринговых услуг из Республики Татарстан, увеличивающиеся темпы роста полученных патентов на изобретения отраслями сферы услуг по сравнению с отраслями промышленности региона, относительно широкое использование информационных управленческих технологий как объектов интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг, более эффективное использование долгосрочных целевых программ, как инструмента государственного регулирования интеллектуальной собственности в отраслях сферы услуг.

Рецензенты:

Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Муниципального менеджмента» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.