Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CROWDSOURCING MODEL OF THE TRANSFER OF THE PRINCIPLES OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE MECHANISM OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS OF AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Bugrov A.V. 1 Lemetti Yu.A. 1
1 FGBOU VPO "Tver State Agricultural Academy"
In article the principled stand of authors about expediency of harmonious merge of elements of concepts "sustainable development" and "development of the person" as necessary condition of providing the base for neocivilization development is proved. Key problems of "starting opportunities" of formation of intellectual potential of agrarian science and education are revealed. As option of "incentive to realization" the principles of formation of crowdsourcing model (platform) of the organization of the research work of students which is based on essential increase of level of an involvement into research process and on need according to modern realities are stated, to transformation of an education system in the effective instrument of creation of the main institute of the sixth technological way – integration of real business, science and education.
sustainable development
crowdsourcing model
integration of science and education

Подавляющее большинство ключевых технологий управления мировым развитием, начиная с середины XX-го века, с различной скоростью вступало в фазу «затухания», что неизбежно привело их к «точке перелома», выраженной в итоге в глобальном системном кризисе мировой цивилизации, повлекшем объективную необходимость формирования концептуальных основ функционирования и поступательного развития неоцивилизации.

Многообразие предлагаемых в различное время и с различной интенсивностью вариантов неоцивилизационного развития условно можно разделить на две группы: концепции конфронтационного (концепция «расколотой цивилизации» В.Л. Иноземцева; концепция «PaxAmerica» З. Бжезинского; концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и др.); концепции гуманистически-ноосферного характеров.

Концепции первой группы в основном по причинам заметного изменения политической ситуации на мировой арене, усиливающегося процесса глобализации и явно превалирующей разрушительной (для всего человечества) составляющей, не получили широкого распространения. В отличие от этого фундаментальные принципы гуманистически-ноосферного развития, положенные в основу модели sustainable development (в русском переводе получившем массовое распространение – модели глобального устойчивого развития), были фактически признаны (на знаковой конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), прошедшей в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро) как единственно верный и оптимальный путь к построению неоцивилизации всеми странами мира.

Актуальность идеологии устойчивого развития, подкрепленная практическим отсутствием достойных альтернатив, сохранена в настоящем, о чем свидетельствуют результаты состоявшейся в 2012 году международной конференции «Рио+20». Детальное изучение материалов конференции [2, 5] позволяет констатировать непреходящее значение научных исследований в интересах устойчивого развития. При этом образование продолжает трактоваться как ключевой фактор перемен к лучшему и неотъемлемая составляющая институциональных преобразований на волне перехода к шестому технологическому укладу.

Принципиальная позиция авторов заключается в том, что концептуальные основы модели устойчивого развития следует усилить посредством опоры на базовые составляющие концепции развития человека А. Сена [4] и, по возможности, в итоге достигнуть гармоничного слияния элементов этих концепций (рис. 1).

Гармоничное развитие человека (в социокультурной среде ВУЗа) – целевой ориентир представленной модели в частном варианте – сдерживается наличием проблемы обеспечения равенства «возможностей», которая носит во многом философский характер и сопряжена со множеством факторов-барьеров для ее тотального разрешения. Однако следует признать, что наличествует ряд объективных условий жизнеобеспечения населения, природа дифференциации которых является следствием неэффективности управленческих решений и отсутствия предпосылок для искоренения проблем социально-демографической дискриминации (что в рамках страны ярко проявляется при сравнительной оценке условий проживания и, как результат, потенциального спектра возможностей («условий для старта») горожан и селян).

Выполненный анализ потенциала ожидаемой продолжительности жизни в гендерном разрезе свидетельствует о «мужском профиле» российской проблемы формирования адекватной современным реалиям базы возможностей. Так, продолжительность жизни (во многом знаковый показатель качества среды, в которой осуществляется процесс закладки базовых (отправных) характеристик интеллектуального потенциала) мальчика, родившегося в России, в среднем на 10 % ниже, чем его сверстника, родившегося, например, в одной из стран ЕС, причем ситуация усугубляется (в диапазоне от 5 до 15 % – в зависимости от региона проживания), если это будет ребенок, живущий в сельской местности.

Рис. 1. Принципиальная модель слияния элементов концепций «устойчивое развитие» и «развитие человека»

Помимо того, системное исследование и оценка человеческого потенциала устойчивого развития позволяет констатировать, что весомый «вклад» в снижение его качества вносит низкий уровень российского сельского школьного образования (приоритетная группа в массиве оценки по причине целевой направленности большинства выпускников муниципальных сельских школ на приобретение статуса «абитурианта→студента» сельскохозяйственной академии – площадки реализации краудсорсинговой модели организации научно-исследовательской работы), являющийся результатом существенного кадрового дефицита, часто приводящего к вынужденному совмещению учителями преподавания различных предметов, что, безусловно, сказывается на уровне подготовки к занятиям и отчетливо проявляется в сравнительном анализе итоговых результатов, полученных в ходе мониторинга качества общего образования, проводимого с интервалом в три года в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (ProgrammeforInternationalStudentAssessment/PISA). В связи с тем, что в исследовании 2012 года основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы, в настоящей статье изложены результаты PISA-2009 (рис. 2), косвенно свидетельствующие о том, что фундаментальный уровень подготовки сельских школьников во многом не отвечает требованиям построения инновационной модели экономики устойчивого развития.

Рис. 2. Результаты российских учащихся в зависимости от места проживания (баллы, по результатам международной программы PISA-2009) [3]

В свете изложенного объективно необходима поэтапная структурная трансформация системы аграрного образования в направлении запуска перспективного механизма формирования навыков и умений с последующим «стимулированием к реализации» научно-исследовательских инициатив студенческой среды. Для этой цели авторами разработаны и систематизированы стратегические ориентиры научной и образовательной деятельности Академии (рис. 3) для максимизации потенциала альянса науки и образования, дополненные (на тактическом уровне, согласно специфике ВУЗа) проектной краудсорсинговой моделью (платформой) трансферта принципов устойчивого развития в механизм организации научно-исследовательской работы студентов (рис. 4).

Рис. 3. Принципиальные направления (по базовым блокам) максимизации потенциала альянса науки и

образования для достижения целей устойчивого развития страны (отрасли)

Рис. 4. Краудсорсинговая модель (в укрупненном виде) трансферта принципов устойчивого развития в механизм организации научно-исследовательской работы студентов аграрного ВУЗа

Запуск краудсорсинговой модели, находящейся в настоящее время на финальной стадии формирования, хорош тем, что призовой фонд выплачивается только тем предложениям стейкхолдеров (участников проекта), которые экспертная комиссия (управленцы предприятий) признают лучшими, однако при этом все поступившие предложения можно сформировать в базу (в рамках модели – «интеллектуальная копилка») идей для последующего использования в целях формирования базы управленческих решений, направленных на устойчивое развитие экономики региона. Помимо того, будет достигнут значимый социальный эффект, заключающийся в усилении процесса интеграции системы аграрного образования и практики – за счет использования знаний и умений студентов Академии.

Краудсорсинг бесспорно представляет собой относительно новое явление в системе основных инструментов российского менеджмента [1]. С учётом текущей эффективности коллективных технологий генерации идей можно спрогнозировать, что в скором будущем использование краудсорсинга станет обычным делом для любой организации. О характере динамики развития краудсорсинга в России (в сравнении с мировыми тенденциями развития) можно отчасти судить по количеству запросов исследуемого термина, фиксируемых в сервисах статистики поисковых систем Яндекс и Google (рис. 5).

Рис. 5. Динамика запросов (для мировой статистики – «crowdsourcing»; для российской – «краудсорсинг») [6, 7]

Согласно представленному графику интерес к краудсорсингу как новому инструменту современного менеджмента среди российских пользователей глобальной сети активизировался в 2011 году (в среднем на четыре года позже в сравнении с общемировой тенденцией). Однако темпы роста популярности краудсорсинга среди соотечественников достаточно стремительны, о чем свидетельствует практическое приближение показателя заинтересованности российских пользователей к значениям, зафиксированным в мире.

То есть сегодня можно уже смело сказать, что краудсорсинг в России есть, и его система уже достаточно разнообразна. Следует надеяться, что уже в ближайшее время идеи устойчивого развития, отвечающие объективному требованию времени, получат на территории Российской Федерации должную реальную поддержку как со стороны государства, так и со стороны научной общественности и, как результат, поспособствуют утверждению статуса России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. Оптимистичный характер высказанных надежд основывается на том, что именно Россия в настоящее время признана эпицентром «прорыва» к новой научной парадигме развития, что обуславливается рядом обстоятельств: креативностью образования; способностью интегрировать различные точки зрения и находить междисциплинарные решения; наличием потенциала энергии кризиса, освободившего мышление от стереотипов.

Рецензенты:

Богданова о.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Организация предпринимательской деятельности» ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь;

Фаринюк Ю.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь.