13 марта 2015 года исполнится 105 лет со дня рождения Льва Львовича Христиансена (1910-1985) - выдающегося ученого, исследователя, фольклориста, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.
Христиансен был не только видным общественным деятелем. Как известно, в 1943 году он организовал и вплоть до 1959 года являлся художественным руководителем Уральского государственного русского народного хора. Именно с этим периодом творчества связано становление его как фольклориста-практика. Опыт общения с народными певцами, полученный во время полевых записей песенного фольклора, нашел отражение в практике работы с профессиональным коллективом, а опыт художественного руководства, в свою очередь, послужил фундаментом для формирования методических основ народно-певческой педагогики.
Будучи замечательным педагогом, Лев Львович воспитал целое поколение фольклористов и музыковедов. Начало его педагогической деятельности связано с работой в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1943-1944 и 1949-1958 гг.), где он заведовал кафедрой истории музыки, читал курс истории музыки и народного музыкального творчества. Плодотворное продолжение его педагогической работы связано с переездом в Саратов, где с 1959 по 1985 гг. он преподаёт в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Выдающийся талант организатора и высокий профессионализм явились основанием для назначения Христиансена на пост ректора (1959-1964), а позже на должность заведующего кафедрой истории музыки (1965-1970).
Знаменательными в деятельности Л.Л. Христиансена можно считать 60-70-е годы прошлого века - период становления нового направления в музыкальном образовании. Почти одновременно в ГМПИ имени Гнесиных и в Саратовской консерватории были открыты отделения хормейстеров народного хора. Это было вызвано острой нехваткой квалифицированных руководителей профессиональных и самодеятельных народных хоровых коллективов. В 1967 году Христиансен становится основателем отделения руководителей народного хора (РНХ) [1] в Саратове. Наряду с занятиями в Саратовской консерватории на рубеже 1960-1970-х годов Лев Львович регулярно выезжает в Москву, где проводит лекционные и практические занятия по народному творчеству и народному пению со студентами ГМПИ имени Гнесиных (отделение РНХ).
Богатый профессиональный опыт по художественному руководству Уральским хором, входящим в число лучших народных хоров России, научно-исследовательские достижения в области музыкального фольклора и народно-певческого искусства способствовали назначению Л.Л. Христиансена на высокий пост заместителя председателя художественно-методического совета по профессиональным национальным коллективам Министерства культуры РСФСР (1978).
Не случайно его имя увековечено в качестве одного из выдающихся деятелей культуры советского периода российской истории, положившего начало народно-певческому образованию в СССР. Этой организаторской и научно-методической стезе в деятельности Христиансена посвящены публикации его учеников - докторов искусствоведения А.И. Демченко [1], О.И. Кулапиной [4], А.С. Ярешко [14; 15], кандидата искусствоведения И.Л. Егоровой [3; 15], народной артистки РФ Е.А. Сапоговой [5].
Христиансен был превосходным оратором, лектором, публицистом, критиком. Заметная роль в научном наследии учёного отведена народно-певческой традиционной культуре, что опирается непосредственно на его практическую деятельность. Он был крупным исследователем народного музыкального творчества, опубликовавшим ряд ценных научных трудов. Итогом его собирательской деятельности стали изданные в Москве сборники народных песен, записанных им на Урале.
Область научных интересов Христиансена достаточно обширна. Она затрагивает проблемы, связанные с особенностями музыкального языка народной песенной речи, её строения, жанрово-стилевых основ, а также проблемы связи музыки и текста народных песен. В исследовательских, научно-методических и публицистических трудах учёного раскрываются характерные признаки национального фольклора, специфика русской певческой культуры, особенности восприятия народно-песенного искусства современным слушателем. Среди публикаций Л.Л. Христиансена особую значимость имеют следующие работы: «Памятка руководителю народного хора» (1949), «Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов» (1955), «Нерешённые вопросы музыкальной фольклористики» (1956), «Петь хотят все!» (1971), «Ладовая интонационность русской народной песни» (1976), «Работа с народными певцами» (1976), «Встречи с народными певцами» (1984).
В своих изысканиях учёный опирается на практику исполнительства в «живом» аутентичном звучании песен, на чём, собственно, и базируется познание коренных основ народно-певческого искусства. Особенно плодотворными стали для него годы работы на Урале, сопровождаемые многочисленными экспедиционными поездками. В сельской местности можно было непосредственно вслушиваться в пение народных певцов, чутко впитывая, записывая и осмысливая услышанное. По данным самого Льва Львовича, на уральской земле им было записано приблизительно две тысячи песен. Такая практика была продолжена и в саратовском регионе.
Христиансен восторженно отзывался об исполнителях музыкального фольклора, поражался «законченностью мастерства народных певцов, не знающих музыкальной грамоты, не говоря о теории музыки. Какой лаконизм мысли, - с восхищением пишет учёный, - какая простота и какая оправданная сложность раскрываются перед нами в маленькой "партитуре", запечатлевающей произведение народного творчества! Ни одной "лишней" детали - всё закономерно и логично, всё оправдано глубокой связью между идеей песни и её музыкально-поэтическим воплощением» [8, 3].
Чётко и обстоятельно вопрос о специфике традиционной народно-певческой культуры был поставлен и рассмотрен в научном очерке Л.Л. Христиансена «Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов» [8], где автор опирался на свой практический опыт в экспедиционной работе с уральскими исполнителями. Кроме того, процесс устного творчества (сложение песни) фольклорист наблюдал на семинарах народных сказителей и певцов Свердловской области, а также в творческой группе Уральского народного хора, состоящей из лучших исполнителей, выходцев из народной среды [8].
В том же очерке на конкретных примерах бытующих песенных жанров, введенных в репертуар Уральского народного хора («От холодного синего моря», «Черемуха», «Звёздочка», «Расставание» и др.), выявляются методические позиции народного музицирования (термин Льва Львовича) - коллективного творчества в создании (сложении) песенного образца [2]. Исследователь тщательно анализирует музыкальный материал, выявляя структурные, интонационные, ладогармонические, ритмические и другие характерные свойства песен, апеллируя к претворению в них образно-художественного содержания и жанрово-стилевых особенностей. Христиансен подчеркивает тезис о подголосочном складе народного многоголосия (в основе его лежит двух-трехголосие), соподчиняющего горизонталь с вертикалью.
Особый акцент сделан на певческой манере солистов, ансамблей и хора (звукообразование, фонетика, специфика народного исполнительства, функции партий, голосоведение), а также на различии стилей женского и мужского пения. Большое внимание уделяется им натуральной, естественной исполнительской манере, включающей два способа пения - грудным и головным звуком, приводится таблица диапазонов голосов. Учёный наблюдает за тем, как в процессе исполнения песни раскрываются формы распевов (параллелизмы интервалов и аккордов, «расщепления» партии однородных голосов), основанные на свободном развитии мелодических линий в условиях одновременного произношения текста, при этом отмечается подвижность нижнего голоса, нередко ведущего песенный напев.
Уже тогда, в середине прошлого века, Христиансен осознает губительные тенденции, проявляющиеся в обществе по отношению к фольклорной традиции, которые, в итоге, способны привести к разрушению генетических основ многовековой народной культуры.
Во-первых, молодое поколение, познав тяготы и ограниченность деревенской жизни, в 50-70-е годы XX века стремилось покинуть сельскую местность и поселиться в городе.
Во-вторых, музыкальный фольклор постепенно терял свои доминантные позиции; круг интересов населения страны ограничивался, нацеливаясь на другие приоритеты, что было обусловлено рядом значимых факторов. Среди них - зарождающиеся массовые коммуникации, пристрастие к «заграничным» жизненным идеалам и др. Всё это способствовало смещению акцента внимания большей части населения в сторону новых форм досуга и массовой культуры.
Христиансен, сознавая острую необходимость сохранения сформировавшихся традиций, поставил перед собой задачу поистине общезначимой исторической важности, которую можно выразить в виде своеобразной триады: запись песен и исследование специфики народно-песенного творчества - сохранение и передача его потомкам - помощь в развитии новых фольклорных явлений. В этой лаконичной, ёмкой и одновременно широкой формуле заключаются два эффективных и взаимозависимых друг от друга начала. С одной стороны, наблюдается преемственность в развитии народно-песенного творчества с присущим ему принципом трансформации жанров и сложения новых песенных форм, с другой - сохранность музыкальных образцов, а значит - и сохранность самóй традиции, несомой народно-певческой культурой [2] [3].
Христиансен досконально освоил особенности старинных и современных уральских песен, глубоко и всесторонне познал специфику национальной песенной традиции, певческие стили и манеру народных исполнителей. В процессе руководства народными коллективами и на занятиях со студенческими фольклорными ансамблями он методически точно передавал эти знания своим ученикам. Из воспоминаний бывших студентов из числа народных хормейстеров известно, что педагог на практических занятиях реально воссоздавал модель народно-песенного исполнительства.
Принципиальную позицию занял учёный и относительно современного фольклора, представленного особым жанром фольклорного (любительского) творчества, распространённого, прежде всего, среди молодёжи, - гитарными песнями (термин Л.Л. Христиансена). Первым среди учёных он поднял вопрос о необходимости изучения гитарных песен как вида современного народного творчества. В этом плане особый интерес вызывает публицистическая статья фольклориста «Петь хотят все!» [10], где обобщены итоги личного собирательского опыта и экспедиций студентов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова [3].
В ней говорится о нигилистическом отношении профессиональных музыкантов академического направления к гитарным песням, о неприятии новой формы фольклора исполнителями на народных инструментах, о настороженной реакции и отстранённости фольклористов и пр., одним словом - «возмущённые голоса раздаются с разных сторон» [10, 41]. Христиансен приводит и анализирует конкретные образцы гитарного фольклора, резонно провозглашая, что «всё бытующее в народе истинно народно! <...> новый тип фольклора ждет внимания и помощи музыкантов-профессионалов!» [10, 48-49].
Лев Львович представлял процесс фольклорного творчества в трёх временных ипостасях и рассматривал материал народной песни как живую субстанцию, подверженную постоянным изменениям и способную приобретать новые формы воплощения.
Не случайно в основе концепции ладоинтонационного анализа, разработанной и творчески применённой учёным [11], лежит метод целостного изучения народной песни и принцип идейного единства, синтезирующий образную слитность её поэтического и музыкального начала. Ведь генезис русской народно-песенной культуры традиционно воплощает в себе творческую свободу, наполненную различного рода преобразованиями слов (например, корректировка поэтического текста, что названо Христиансеном «переосмысливание слов» [9, 96], введение игрового эффекта), трансформациями музыкального языка (ладоинтонационные, ритмические, гармонические, темповые, агогические изменения) и выраженную адекватными средствами развития. Среди них первостепенное значение имеют такие основы народного музицирования, как импровизационный характер изложения музыкально-поэтической мысли и ведущий принцип развития народно-песенного материала - вариантность.
Таким образом, разнообразные виды исследовательской, образовательной и общественной деятельности Христиансена чрезвычайно плодотворны, поскольку имеют единую коренную цель, направленную на сохранение и развитие русских народно-песенных традиций во всём их многообразии. Фольклорист смог наметить и отчасти воплотить в жизнь свои творческие начинания, а также определить курс на существование фольклорной парадигмы в плане сохранения и развития её традиций в будущем. Он многое смог предвидеть, т.к. был истинным знатоком народного творчества, что было главным делом его жизни. Вот почему ему удалось отчётливо установить вектор на дальнейшее становление того направления, которое теперь называют этномузыкологическим, указав (и, собственно, предсказав) его место и линию развития в российской культуре, науке и образовании.
Имеется немалое количество разных библиографических источников, в которых характеризуется многогранность творческой деятельности Христиансена, раскрывается продуктивность его напряжённого труда. В числе авторов - не только ученики Льва Львовича, глубоко преданные его памяти, но и известные деятели российского музыкального искусства и культуры, науки и образования: В.В. Бакке, М.В. Медведева, Н.К. Мешко, В.М. Щуров. Главное - дело его жизни имеет преемственное претворение в заложенной им (на базе Саратовской консерватории) школе фольклористов, распространяющей свой творческий потенциал далеко за пределы волжского региона [14]. Речь идёт о той школе, «в основе которой лежит аутентичный принцип народного музицирования» [15, 9], разработанный Христиансеном и нашедший своё действенное и достойное продолжение.
Память о Льве Львовиче Христиансене бережно хранят в Саратовской консерватории. Систематическое проведение научно-практических конференций по истории, теории и практике фольклора стало закономерным явлением всего фольклорного сообщества. На Всероссийских научных чтениях, посвящённых его имени, собираются не только ученики знаменитого учёного и педагога, но и выдающиеся этномузыкологи современности, приезжающие из различных городов и республик нашей страны.
Рецензенты:
Карташова Т.В., доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции теоретико-исполнительского факультета СГК имени Л.В. Собинова, г. Саратов;
Кулапина О.И., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции теоретико-исполнительского факультета СГК имени Л.В. Собинова, г. Саратов.
[1]Годом раньше аналогичное отделение (ДНХ) было открыто в ГМПИ имени Гнесиных при кафедре хорового дирижирования, которой заведовал А.А. Юрлов, художественный руководитель и дирижер Академической республиканской русской хоровой капеллы. Впрочем, отделение РНХ в Саратове существовало уже с 1966 года, но документальное оформление оно получило через год.
[2] Подробнее об этом см.: Егорова И.Л. Труды Христиансена как основа исследования проблемы исполнительской интерпретации народных песен [3].
[3] Уже тогда Лев Львович осознавал роль гитарной песни в будущем, понимал важность изучения этой новой для фольклора жанровой разновидности. Вот почему он поручал студентам-музыковедам делать записи и расшифровки современных «песен под гитару» во время летних каникул, что они охотно претворяли в жизнь в качестве практических заданий по народному творчеству [10].