Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INSTRUCTIONAL DESIGN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE, AIMED AT FORMING CULTURE OF THE BUSINESS RELATIONSHIP UNIVERSITY GRADUATES WITH DISABILITIES

Sevostyanova T.I. 1 Korneeva A.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk State University"
High level formedness of culture of the business relationships is the decisive factor organizations effective business relationships by professional field. In the structure of culture of the business relationships presented three components: value-orientation, knowledge, activity. Content of value-orientation component determines formulation the ultimate goals of interaction. Instructional design information educational environment is the educational technology that accounting students individual characteristics and allows us to implement information and communication technologies within the framework of the educational process. Instructional design information educational environment is effective means of formation culture of the business relationships of university graduates with disabilities that allows us to combine traditional learning with active educational technology. As part of the problem forming culture of the business relationship university graduates with disabilities the active educational technology perform a number of functions: value-reflection, theoretical analysis, pragmatic, social adaptation.
culture of the business relationship
instructional design
information educational environment
active learning methods
education of persons with disabilities

Образование людей с ограниченными возможностями здоровья, интеграция их в общество - одна из актуальных для современной России проблем развития человеческого потенциала. Целью профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья является формирование готовности будущего специалиста к самостоятельной организации профессиональной деятельности, формирование профессионального интеллекта выпускника, под которым мы понимаем способности к познанию и решению проблем при овладении новым кругом профессиональных задач, определяющие успешность профессиональной деятельности [3] для того, чтобы он мог конкурировать на рынке труда. Одной из важнейших составляющих профессиональной сферы является деятельность, направленная на построение отношений с другими людьми. Эффективность деловых отношений зависит от культуры межличностных отношений - личностного образования, которое, по мнению современных исследователей, становится социальным заказом общества и условием подготовки будущего специалиста любого профиля подготовки.

Культура деловых отношений - компонент культуры межличностных отношений, включающий в себя систему ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, высокий уровень развития которых позволяет человеку самостоятельно выбирать и использовать средства для установления оптимальных (эффективных) деловых отношений, с ориентацией на достижение общей (конечной) цели делового взаимодействия.

Культуру деловых отношений необходимо рассматривать как структуру, включающую в себя:

  1. ценностно-ориентационный компонент, представленный системой личностных ценностей, которые характеризуют активность человека, определяя структуру ситуации делового взаимодействия (знаниевый компонент) и выбор определенных средств и способов установление деловых отношений (деятельностный компонент);
  2. знаниевый компонент, включающий знания о себе и других, знания о способах и средствах познания, воздействия и взаимодействия, знания об эмоциональных состояниях человека и их роли в межличностном взаимодействии, необходимых для организации деловых отношений;
  3. деятельностный компонент, включающий в себя умения и навыки, необходимые для установления и поддержания эффективных деловых отношений:
  • организаторская деятельность (готовность планировать способы установления взаимоотношений, обладание навыками самоконтроля, умение управлять процессом взаимодействия);
  • познавательная деятельность (готовность познать себя, познать и понять другого человека, познание средств и способов установления и поддержания взаимоотношений);
  • коммуникативная деятельность (умение установить и поддержать контакт, умение передать информацию собеседнику);
  • преобразовательная деятельность (умение влиять на поведение, деятельность и эмоциональное состояние другого);
  • оценочная деятельность (умение отследить и понять обратную связь).

Содержание ценностно-ориентационного компонента культуры деловых отношений является определяющим фактором в видении и понимании конкретной ситуации взаимодействия в сфере профессиональной деятельности и конечных целей взаимодействия. Наиболее распространенным является представление о том, что цель любого межличностного общения и взаимодействия - установление отношений согласия, достижения компромисса между людьми. Однако, необходимо помнить, что цель деловых отношений - это оптимальное решение поставленной задачи.

Проведенное нами исследование показало, что высокий уровень сформированности ценностно-ориентационного компонента культуры деловых отношений предполагает установление эффективного взаимодействия с ориентацией на конечные (итоговые) цели. Именно ценностные ориентации выпускника с ограниченными возможностями здоровья определяют выбор способов и средств организации общения и взаимодействия в отдельных ситуациях, когда может возникнуть необходимость вызвать не только положительный эмоциональный ответ (симпатия, привязанность, одобрение), но и отрицательную реакцию (антипатия, гнев, фрустрация) [1].

В современном информационном обществе, использование информационных технологий в профессиональной деятельности позволяет достичь наилучших результатов и открывает новые возможности для творческого поиска. Повсеместное использование компьютеров повлияло и на характер деловых отношений, переведя их из сферы непосредственного общения в сферу виртуальных контактов. Поэтому выпускник вуза должен быть подготовлен самостоятельно устанавливать и осуществлять не только непосредственные деловые отношение, но и уметь применять компьютерно-телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Уровень сформированности культуры деловых отношений также будет определять эффективность организации деловых отношений и на основе использования информационно-коммуникативных технологий.

Для становления культуры деловых отношений необходимо использование потенциала информационно-образовательной среды, педагогический дизайн которой способствует удовлетворению индивидуальных потребностей всех субъектов образовательного процесса, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы теории и практики педагогического дизайна, зародившегося на рубеже XIX и XX столетий, рассматривали Е.А. Ариевич, П.П. Алексеев, Н.В. Воронов, В.М. Волошко, И.Я. Герасименко, М.Е. Гизе, В.П. Зинченко, С.А. Курносова, Ю.В. Назаров, М.П. Хилл и другие. С.А. Курносова определяет педагогический дизайн как «педагогическую технологию (систему процедур), обеспечивающую учёт индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), дидактическую эффективность и целесообразность учебных материалов, в том числе спроектированных с использованием новых информационных технологий и реализуемых в информационно-образовательном пространстве высшего учебного заведения» [2, c. 232].

В контексте нашего исследования информационно-образовательное пространство рассматривается как единое пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих расширенное дидактическое обеспечение, которое способствует становлению у студента вуза синергетической системы компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе [2, с. 235].

Успешность формирования культуры деловых отношений зависит от включения в образовательный процесс технологий знаково-контекстного обучения, активных методов обучения, дистанционного обучения, современность и актуальность которых поддерживается педагогическим дизайном информационно-образовательного пространства. Вышеназванные формы обучения в вузе предполагают максимальное включение студента в педагогический процесс, переводя его в статус активного разработчика и дизайнера учебного материала. Грамотно спроектированное информационно-образовательное пространство позволяет воссоздать контекст профессиональной деятельности, что способствует не только освоению обучающимися профессионально важных знаний, умений и навыков, но и дает возможность «пережить» отдельные моменты профессиональной деятельности. Такое переживание является необходимым условием осознания ценности будущей профессии, конечных целей профессиональной деятельности и сложность деловых отношений.

Как уже отмечалось, помимо традиционных форм занятий, во время которых педагогический дизайн выступает средством обучения студентов с ограниченным здоровьем, используется и технология знаково-контекстного обучения. Автор методики А.А. Вербицкий [5] считает, что в процессе обучения студентов и их активного включения в профессиональную деятельность доминирующим остаётся предметный контекст будущей профессиональной деятельности (знания, умения, навыки). В традиционных формах обучения исключается социальный контекст, открывающий пути и возможности вхождения молодого специалиста в коллектив, формирующий умение социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и других. В то же время, по мнению учёного, именно социальная сторона адаптации наиболее сложна для выпускника.

Основной характеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В контекстном обучении выделяют 3 базовые формы деятельности студентов и некоторое множество переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся:

  • учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность) в которой ведущая роль принадлежит академической лекции;
  • квазипрофессиональная деятельность (деловые игры и другие игровые формы);
  • учебно-профессиональная деятельность (НИРС, производственная практика, «реальное» дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой модели к другой выступают все остальные формы: лабораторные и практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, разыгрывание ролей, спецкурсы, спецсеминары и т.д. В своём системном качестве всё это составляет технологию знаково-контекстного (контекстного) обучения.

Следует отметить, что содержание знаково-контекстного обучения должно проектироваться согласно следующим требованиям:

  • семиотическим, организующим текстовую информацию;
  • психолого-педагогическим, отражающим закономерности усвоения знаний;
  • научным, отражающим фундаментальные основы учебных предметов;
  • профессиональным, отражающим модель специалиста.

Таким образом, содержание знаково-контекстного обучения отражает две важнейших характеристики обучения данного типа:

  • субъект учения с самого начала ставится в деятельностную позицию, предмет которой постепенно превращается из чисто учебного в практически профессиональный;
  • требования со стороны профессиональной деятельности оказываются системообразующими, они задают контекстный принцип построения и развёртывания не только отдельных учебных дисциплин, но и содержание всей учебной подготовки специалистов в вузе [5].

Важно иметь в виду, что при этом необходимо проектировать не только предметное содержание, обеспечивающее профессиональную компетентность специалиста, но и социальное содержание, обеспечивающее способность работать в коллективе, быть организатором производства.

При проектировании социального содержания необходимо учитывать тот факт, что построение деловых отношений идет через деятельность и в контексте этой деятельности. Соответственно, одним из результатов обучения должно быть понимание и осознание конечной (итоговой) цели профессиональной деятельности, а также осмысление значимости культуры деловых отношений как основы любого делового взаимодействия.

Одной из ведущих форм технологии знаково-контекстного обучения, по А.А. Вербицкому [5], является деловая игра. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, схожая по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщённые ситуации в сжатом масштабе времени.

В деловой игре обучающиеся выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются ими не абстрактно, а в контексте профессии, они осмысливаются и подвергаются ценностной рефлексии. В контекстном обучении знания обеспечивают игровые действия студентов в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемые наряду с профессиональными знаниями приобретают специальные коммуникативные компетенции - навыки профессионального (делового) общения и взаимодействия, управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, а главное, избирательно использовать умения и навыки в той или иной ситуации делового взаимодействия, исходя из понимания его конечной цели. Следовательно, деловая игра развивает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе деловой игры наряду с нормами профессиональной деятельности осваиваются нормы профессионального и делового общения, отношений в коллективе производственников. При этом каждый её участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнёрами, соотнося свои интересы с партнёрскими, и, таким образом, через общение с коллективом, познавая и развивая собственные коммуникативные знания, навыки и опыт, а также умение оценивать значимость различных ситуаций делового взаимодействия.

Активное обучение - одно из эффективных направлений современной педагогики высшей школы. М. Новик [4] выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным, независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности и оценивание эффективности их использования в различных ситуациях делового взаимодействия.

К активным методам обучения в образовательном процессе вуза относятся имитационные упражнения, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, «круглые столы», дискуссии, мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг), кейс-методы, case-stadi и другие.

Все перечисленные методы предполагают использование эффективных способов взаимодействия участников образовательного процесса, позволяющих реализовать своеобразное «погружение» в контекст профессиональной сферы деятельности, что значительно облегчает усвоение профессионально необходимых знаний, умений и навыков и осознание своей профессиональной роли обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в целом способствует их социальной адаптации. В контексте проблемы формирования культуры деловых отношений выпускников с ограниченными возможностями здоровья можно выделить ряд функций активных методов обучения:

  • ценностно-рефлексивная функция (осознание и самооценка собственных ценностных ориентаций в сфере деловых отношений, определение перспектив своего профессионального совершенствования);
  • функция теоретического анализа (усвоение знаний о средствах и способах установления эффективных деловых отношений);
  • прагматическая функция (отработка умений и навыков применения имеющихся знаний);
  • функция социальной адаптации («погружение» в спроектированную профессиональную среду с целью обеспечения готовности выпускников к работе в реальных условиях).

Таким образом, подготовка успешного конкурентоспособного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья, способного самостоятельно организовывать эффективные деловые отношения в контексте профессиональной деятельности, предполагает использование современных и актуальных педагогических технологий.

Анализ структурных компонентов культуры деловых отношений профессионала и индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием проектирования педагогического дизайна информационно-образовательной среды, предполагающего эффективное использование методов активного обучения и информационно-коммуникативных технологий с целью успешного освоения учащимися профессионально важных знаний, умений и навыков, максимального раскрытия их творческого потенциала и осознания ими сущности и конечных целей своей будущей профессиональной деятельности.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.