Общественная мысль играет важную роль в социальной жизни, способствуя коренному обновлению всех сфер. Она, с одной стороны, осуществляет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, - ведет скрупулезный поиск будущего развития общества. Задача общественной мысли не исчерпывается тем, что она формулирует те или иные суждения, умозаключения, максимы, императивы, парадигмы и прочие логические конструкции. Главная ее функция выражается в изменении сознания, поведения и деятельности людей, в развороте общества и государства к более рациональным и эффективным формам и видам жизнедеятельности.
Общественная мысль России - это динамично развивающееся историческое социокультурное явление духовной жизни, вобравшее в себя многие достижения мировой культуры. Многие проблемы, нашедшие отражение в отечественной общественной мысли прошлых периодов, представляются актуальными и для современной России, далеко не завершившей поиски своего собственного исторического пути и места в системе мировых цивилизаций. Особый интерес при изучении общественной мысли представляют два периода в истории России, обладающие рядом сходных черт - конец XIX-начало XX вв. и современность - конец XX-начало XXI столетия. Эти периоды объединяет следующее: вступление страны в «новое» время; поиск новых ориентиров, ценностей, идеалов; нестабильность общественной жизни, формирование рыночной экономики.
В пореформенный период в России окончательно оформились три основных направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции. В современной общественно-политической системе также можно выделить правых, центристов и левых. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам в указанных периодах отражает сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени.
Общественная мысль Калмыкии как составная часть мысли российской представляет собой явление многоплановое и противоречивое, которое отразило все сложности экономических и социально-политических изменений страны в XX в. В конце XIX-начале XX в. в Калмыкии были проведены социально-экономические и административные преобразования, которые привели к активизации общественной жизни в регионе. В этот период происходит зарождение и становление калмыцкой интеллигенции, активно включившейся в общественно-политический процесс. Социально-экономические и политические проблемы, остро стоявшие в это время в стране и регионе, приводили к обострению политической борьбы в Калмыкии. Несомненно, определенное воздействие на развитие общественной мысли в Калмыкии оказали общероссийские политические события начала XX в. - учреждение Государственной думы, распространение социал-демократического и марксистского учений, обострение земельного вопроса, революционные события. Они не только активизировали общественно-политическую жизнь в этом национальном районе Российской империи, но и втянули регион в общероссийские политические процессы.
В связи с этим представляет особый интерес изучение социальной принадлежности общественных деятелей Калмыкии начала прошедшего столетия, несомненно, повлиявшей на их идейную направленность. Анализ их взглядов и мнений дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность калмыцкого народа, особенности его мироощущения и мировоззрения. Потому что необходимо помнить, что общественная мысль разных народов определяется национальными культурами, традициями, образом жизни, состоянием отношений и процессов и другими явлениями, значимыми для данных народов в то или иное время их исторического существования.
Как уже отмечалось, в начале XX в. активизировавшееся общественное движение Калмыкии было малочисленным и неоднородным, в него входили представители всех слоев населения с разными представлениями о национальных нуждах, противоположными интересами, сторонники различных путей лучшего обустройства будущей жизни.
Так, одним из активных участников общественно-политического процесса была калмыцкая знать - нойоны и зайсанги, часть которых пополняла ряды формировавшегося национального предпринимательства.
Высшее сословие играло ведущую роль в культуре и быту калмыцкого народа. На протяжении истории представители аристократии были хранителями устоев традиционных ценностей калмыцкого общества. Большое значение имела их культурно-просветительская деятельность, которая сыграла важную роль в становлении светского образования в Калмыкии, в частности, они оказывали поддержку всех начинаний по развитию сети образовательных учреждений в Калмыкии. Находясь на вершине социальной иерархии калмыцкого общества, нойоны и зайсанги не во многих деталях отличались в быту от своих подвластных, выделяясь только богатством и роскошью. После ликвидации Калмыцкого ханства в 1771 г. калмыцкие улусы стали частью Астраханской губернии, в связи с чем нойонам и зайсангам невольно пришлось войти в состав русского дворянства, чтобы сохранить свое положение в изменившихся условиях, что в итоге привело к резким изменениям в бытовой сфере калмыцкой знати и неуклонно возраставшему уровню аккультурации в ее среде. Даже после отмены обязательных отношений в 1892 г., когда их обязанности по управлению улусами и аймаками были переданы чиновникам-попечителям, они продолжали оказывать влияние на жизнь общества. Хотя продолжалось развитие тенденции расслоения традиционной элиты, в составе которой встречались как крупные скотоводы и землевладельцы, так и мелкопоместные нойоны, по образу жизни приближающиеся к простолюдинам [3].
Консолидировавшаяся в начале XX в. знать стала во главе национального движения и прилагала значительные усилия в поисках политической трибуны, которой, хотя и ограниченной, стали съезды калмыцких скотоводов. Они состоялись в 1903 и 1907 гг., и именно представители степной аристократии определяли общее направление работы съездов. Несмотря на их социальную принадлежность, многие требования представителей знати отвечали интересам всего народа [3].
Они, также как и на данных съездах, выступили выразителями общих интересов калмыцкого народа в I и II Государственных думах. В частности, ими были выдвинуты требования закрепления за калмыцким народом земель, находящихся в его пользовании, возвращения тех земельных участков, которые были отведены под оброчные статьи, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, отмены системы попечительства, снятия недоимок, числящихся за малоимущими. Ряд требований, к примеру, решение вопросов обводнения степи и закрепления движущихся песков, не утратил своей актуальности и на современном этапе [10].
Одними их самых активных общественно-политических деятелей рассматриваемого периода был нойоны Церен Давид и Данзан Тундутовы. Первый был депутатом I Государственной думы и членом кадетской фракции. А второй выступал за идею перевода астраханских калмыков в казачество, обосновывая ее стремлением получить для калмыцких земель особый административный статус и казачьи привилегии. По замечанию
И.В. Борисенко, сторонники такого пути развития Калмыкии не были в большинстве, но однако находили поддержку среди отдельных представителей национальной интеллигенции, части буддийского духовенства, зажиточных скотоводов и простолюдинов [5].
Что касается политических убеждений верхушки калмыцкой знати, то необходимо отметить, что они в основном придерживались монархических позиций. Тот же Д. Тундутов возглавлял депутацию астраханских калмыков в 1909 г. на аудиенции императора Николая II по случаю 300-летиядобровольного вхождения калмыков в состав России, на которой выразил верноподданнические чувства [5].
В конце XIX - начале XX в. активизировалось и буддийское духовенство, прежде всего, его верхушка. Одной из причин этого процесса была необходимость противодействия политики христианизации и русификации, проводимой правительством в отношении калмыков и включавшей в себя меры по ограничению численности калмыцкого духовенства. С другой стороны, в калмыцком обществе только священнослужители наряду с некоторыми представители знати входили в число тех немногих образованных людей.
Совместно с представителями знати калмыцкое духовенство ставило перед центральной властью вопрос об уравнении в правах буддистов с православными, то есть, по сути, ставился вопрос о национальном равноправии. В январе 1905 г. в Петербург прибыла калмыцкая делегация из нойона Ц.Д. Тундутова, зайсангов Л. Орлуева и О. Норзунов, священнослужителя Д. Сетенова. Она обратилась к председателю Комитета министров
С.Ю. Витте с докладной запиской «О религиозных нуждах российско-подданных буддистов-ламаистов калмыков», в которой одним из требований было исключение из официальной практики приравнивания буддистов к язычникам-идолопоклонникам [7].
Однако и буддийское духовенство не было единодушным. В «копилке» общественной мысли Калмыкии имеется ряд работ калмыцких священнослужителей рассматриваемого периода, которые свидетельствуют об этом. Так, Н. Бадмаев был автором книги «Домашне-религиозный быт приволжских калмыков», в которой подробно описал буддийское вероучение и культ. Он подчеркивал роль и значение буддийской религии и духовенства, связывал с ними развитие культуры и просвещения калмыцкого народа и призывал создавать аймачные и улусные школы. Сам же он составил «Калмыцко-русский букварь» для учащихся-калмыков [4].
Н.Э. Уланов не был священнослужителем, но его работа «Буддийско-ламаистское духовенство донских калмыков, его современное положение» также имела целью возвеличивание калмыцкого духовенства, обоснование его благотворительной миссии и стремление подчеркнуть исторические корни и связи его с религиозным центром буддизма - Тибетом [4].
Взгляды другой части калмыцкого духовенства, по словам Б.Э. Боваева, «искавшей союза с самодержавным правительством», выразил Д. Ульянов. В своей работе «Предсказания Будды о доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.» он доказывал божественное происхождение правящей династии и, следовательно, и самодержавия [4].
Что касается зародившейся в конце XIX столетия национальной интеллигенции, то и она не была однородной. Часть ее примкнула к либералам, а другая часть стояла на демократических, социал-демократических и революционных позициях [2].
Н. Очиров - один из выдающихся представителей калмыцкой интеллигенции конца XIX - начала XX века, талантливый ученый-ориенталист. Будучи родом из простолюдинов, тем не менее с 1914 г. он поддерживал идею Д. Тундутова о переходе астраханских калмыков в казачество, связывая с этим надежды на национальное равноправие и раскрепощению, прекращение расхищения земель, право распоряжаться общественным капиталом, свободу вероисповедования. В период Февральской революции отстаивал автономию калмыцкого народа, затем фактически находился в стане белогвардейцев, но после поражения антисоветских сил не покинул страну, а продолжил работу на благо своего народа уже в советских органах власти. Он является автором книги «Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году», написанной на основе исторических, экономических, статистических данных и исследований Калмыцкой степи. Несмотря на экономическую тематику, в данной работе затрагивались и некоторые политические вопросы. Очиров считал необходимым упразднить изжившую себя чиновно-бюрократическую систему управления Калмыцкой степью - «попечительство» [8].
Э. Хара-Даван - медик, историк, политический публицист, общественный деятель, представитель движения евразийства. Он был выходцем из простолюдинов, но, получив образование, стал ярким представителем зарождавшейся национальной интеллигенции. Во время Февральской революции включился в общественно-политическую деятельность и в работу новых органов управления, выступая с идеей автономии Калмыкии. Когда Временное правительство идею не поддержало, Хара-Даван стал сторонником советской власти. Весной 1918 г. он возглавил Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета, однако после того, как Губисполком не предоставил автономии калмыцкому народу, покинул пост и оказался в оппозиции советским органам власти. В 1920 г. эмигрировал из России, но продолжил активную общественно-просветительскую деятельность и в духе евразийства написал книгу «Чингисхан как полководец и его наследие» [1,6].
Х. Кануков - общественный и революционный деятель - также был родом из бедной казацкой семьи. Участник революции 1905-1907, один из руководителей национал-демократического профессионального союза «Хальмг тангчин туг», впоследствии один из активных участников установления советской власти в Калмыкии. Данный союз калмыцких учителей был одним из первых организационных шагов становления национальной интеллигенции, который помимо образовательно-просветительских задач выступал за самоопределение и самоуправление калмыцкого народа. Кануков - это еще и педагог, поэт, переводчик, публицист, один из основоположников современной калмыцкой литературы. В его очерках, статьях, текстах выступлений, обращений и листовках поднимались вопросы о социальном неравенстве, справедливости и т.д., неудивительно, что автор поддержал идею построения социалистического общества и советскую власть [9].
Следует согласиться с мнением В. Хвостова о том, что процесс зарождения общественных суждений непосредственно связан с интересами классов и социальных групп. Представители общественного движения Калмыкии принадлежали к различным социальным сословиям и к разным идейным течениям. Но и национальная знать, и интеллигенция, и политическая элита не только отстаивали свои собственные убеждения и идеалы, но и выражали интересы всего или части населения Калмыкии, стремились выработать наиболее подходящие варианты будущего политического и социально-экономического развития своего народа. Необходимо отметить, что на формирование их идей и теорий сказывалось не только социальное происхождение, но и внешние факторы: образование, окружение и действительность.
На каждом историческом этапе рождается свой особый взгляд на характер и содержание процесса общественного устройства. Всплеск общественных идей, как свидетельствует история, приходится на кризисные периоды, когда наблюдается подъем социальной активности. Каждый новый виток развития общества, связанный с необходимостью трансформации новых ценностей, сопровождается обращением к знаниям просветительского характера, чьи функции на протяжении всей истории нашей страны выполняет общественная мысль. Особенно в сложные периоды развития, когда страна оказывается перед необходимостью серьезных перемен, общественная мысль может или объединять различные социальные слои, или разъединять их. Ее характер зависит от многих причин и не в последнюю очередь от состояния общества, поскольку формируется в конкретно-исторических условиях, но пока существует общество, до тех пор и будет существовать общественная мысль.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-11-08003/14 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии ХХ в.»
Рецензенты:
Цюрюмов А.В., д.и.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков, межкультурной коммуникации и регионоведения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста;
Уланов М.С., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.