Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PUBLIC IDEA OF KALMYKIA OF THE BEGINNING OF THE TWENTIETH CENTURY: SOCIAL AFFILIATION AND IDEOLOGICAL ORIENTATION OF THE VARIOUS REPRESENTATIVES

Matsakova N.P. 1
1 Kalmyk State University
This article examined the relationship of social affiliation and ideological orientation of the various representatives of the public idea of Kalmykia of the beginning of the twentieth century. It is marked an important role of public idea, which presents a personal beliefs and philosophical views of its individual representatives, as well as socio-political ideals and principles of certain social strata, public institutions, social movements and organizations, political parties. Attention is drawn to two similar period in Russia´s history, characterized by a surge of public-political ideas. It seems characteristic of public idea of Kalmykia of the beginning of the twentieth century, its features and content. Different directions of socio-political movement are considered by the example of individuals, the specific of their ideas in connection with the identity of the participants to a specific social class. In particular, these are the members of the nobility, clergy and intellectuals.
public idea
socio-political movement
political struggle
social affiliation
ideological orientation
В современный период на разных уровнях значительно усилилось внимание к общественному мнению: его изучают и формируют, результаты опросов публикуют и используют в повседневной практике. Эта возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние его на развитие общественных отношений отражает суть общественного мнения как особого социального явления. Другое важное проявление общественного сознания, в котором отражается оценка обществом актуальных явлений действительности - это общественная мысль. Будучи уникальным явлением общемировой духовной культуры, она по своему содержанию и форме носит исторический характер, является неисчерпаемой сокровищницей идей, имеющих огромное значение и для наших дней. В работах мыслителей прошлого и настоящего содержатся взгляды и воззрения, разнообразные концепции и теории общественного развития, выражающие как личные убеждения и мировоззренческие представления, так и социально-политические идеалы, принципы определенных социальных страт, идейных направлений и течений, государственных институтов, общественных движений и организаций, политических партий.

Общественная мысль играет важную роль в социальной жизни, способствуя коренному обновлению всех сфер. Она, с одной стороны, осуществляет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, - ведет скрупулезный поиск будущего развития общества. Задача общественной мысли не исчерпывается тем, что она формулирует те или иные суждения, умозаключения, максимы, императивы, парадигмы и прочие логические конструкции. Главная ее функция выражается в изменении сознания, поведения и деятельности людей, в развороте общества и государства к более рациональным и эффективным формам и видам жизнедеятельности.

Общественная мысль России - это динамично развивающееся историческое социокультурное явление духовной жизни, вобравшее в себя многие достижения мировой культуры. Многие проблемы, нашедшие отражение в отечественной общественной мысли прошлых периодов, представляются актуальными и для современной России, далеко не завершившей поиски своего собственного исторического пути и места в системе мировых цивилизаций. Особый интерес при изучении общественной мысли представляют два периода в истории России, обладающие рядом сходных черт - конец XIX-начало XX вв. и современность - конец XX-начало XXI столетия. Эти периоды объединяет следующее: вступление страны в «новое» время; поиск новых ориентиров, ценностей, идеалов; нестабильность общественной жизни, формирование рыночной экономики.

В пореформенный период в России окончательно оформились три основных направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции. В современной общественно-политической системе также можно выделить правых, центристов и левых. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам в указанных периодах отражает сложность обществен­ной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени.

Общественная мысль Калмыкии как составная часть мысли российской представляет собой явление многоплановое и противоречивое, которое отразило все сложности экономических и социально-политических изменений страны в XX в. В конце XIX-начале XX в. в Калмыкии были проведены социально-экономические и административные преобразования, которые привели к активизации общественной жизни в регионе. В этот период происходит зарождение и становление калмыцкой интеллигенции, активно включившейся в общественно-политический процесс. Социально-экономические и политические проблемы, остро стоявшие в это время в стране и регионе, приводили к обострению политической борьбы в Калмыкии. Несомненно, определенное воздействие на развитие общественной мысли в Калмыкии оказали общероссийские политические события начала XX в. - учреждение Государственной думы, распространение социал-демократического и марксистского учений, обострение земельного вопроса, революционные события. Они не только активизировали общественно-политическую жизнь в этом национальном районе Российской империи, но и втянули регион в общероссийские политические процессы.

В связи с этим представляет особый интерес изучение социальной принадлежности общественных деятелей Калмыкии начала прошедшего столетия, несомненно, повлиявшей на их идейную направленность. Анализ их взглядов и мнений дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность калмыцкого народа, особенности его мироощущения и мировоззрения. Потому что необходимо помнить, что общественная мысль разных народов определяется национальными культурами, традициями, образом жизни, состоянием отношений и процессов и другими явлениями, значимыми для данных народов в то или иное время их исторического существования.

Как уже отмечалось, в начале XX в. активизировавшееся общественное движение Калмыкии было малочисленным и неоднородным, в него входили представители всех слоев населения с разными представлениями о национальных нуждах, противоположными интересами, сторонники различных путей лучшего обустройства будущей жизни.

Так, одним из активных участников общественно-политического процесса была калмыцкая знать - нойоны и зайсанги, часть которых пополняла ряды формировавшегося национального предпринимательства.

Высшее сословие играло ведущую роль в культуре и быту калмыцкого народа. На протяжении истории представители аристократии были хранителями устоев традиционных ценностей калмыцкого общества. Большое значение имела их культурно-просветительская деятельность, которая сыграла важную роль в становлении светского образования в Калмыкии, в частности, они оказывали поддержку всех начинаний по развитию сети образовательных учреждений в Калмыкии. Находясь на вершине социальной иерархии калмыцкого общества, нойоны и зайсанги не во многих деталях отличались в быту от своих подвластных, выделяясь только богатством и роскошью. После ликвидации Калмыцкого ханства в 1771 г. калмыцкие улусы стали частью Астраханской губернии, в связи с чем нойонам и зайсангам невольно пришлось войти в состав русского дворянства, чтобы сохранить свое положение в изменившихся условиях, что в итоге привело к резким изменениям в бытовой сфере калмыцкой знати и неуклонно возраставшему уровню аккультурации в ее среде. Даже после отмены обязательных отношений в 1892 г., когда их обязанности по управлению улусами и аймаками были переданы чиновникам-попечителям, они продолжали оказывать влияние на жизнь общества. Хотя продолжалось развитие тенденции расслоения традиционной элиты, в составе которой встречались как крупные скотоводы и землевладельцы, так и мелкопоместные нойоны, по образу жизни приближающиеся к простолюдинам [3].

Консолидировавшаяся в начале XX в. знать стала во главе национального движения и прилагала значительные усилия в поисках политической трибуны, которой, хотя и ограниченной, стали съезды калмыцких скотоводов. Они состоялись в 1903 и 1907 гг., и именно представители степной аристократии определяли общее направление работы съездов. Несмотря на их социальную принадлежность, многие требования представителей знати отвечали интересам всего народа [3].

Они, также как и на данных съездах, выступили выразителями общих интересов калмыцкого народа в I и II Государственных думах. В частности, ими были выдвинуты требования закрепления за калмыцким народом земель, находящихся в его пользовании, возвращения тех земельных участков, которые были отведены под оброчные статьи, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, отмены системы попечительства, снятия недоимок, числящихся за малоимущими. Ряд требований, к примеру, решение вопросов обводнения степи и закрепления движущихся песков, не утратил своей актуальности и на современном этапе [10].

Одними их самых активных общественно-политических деятелей рассматриваемого периода был нойоны Церен Давид и Данзан Тундутовы. Первый был депутатом I Государственной думы и членом кадетской фракции. А второй выступал за идею перевода астраханских калмыков в казачество, обосновывая ее стремлением получить для калмыцких земель особый административный статус и казачьи привилегии. По замечанию
И.В. Борисенко, сторонники такого пути развития Калмыкии не были в большинстве, но однако находили поддержку среди отдельных представителей национальной интеллигенции, части буддийского духовенства, зажиточных скотоводов и простолюдинов [5].

Что касается политических убеждений верхушки калмыцкой знати, то необходимо отметить, что они в основном придерживались монархических позиций. Тот же Д. Тундутов возглавлял депутацию астраханских калмыков в 1909 г. на аудиенции императора Николая II по случаю 300-летиядобровольного вхождения калмыков в состав России, на которой выразил верноподданнические чувства [5].

В конце XIX - начале XX в. активизировалось и буддийское духовенство, прежде всего, его верхушка. Одной из причин этого процесса была необходимость противодействия политики христианизации и русификации, проводимой правительством в отношении калмыков и включавшей в себя меры по ограничению численности калмыцкого духовенства. С другой стороны, в калмыцком обществе только священнослужители наряду с некоторыми представители знати входили в число тех немногих образованных людей.

Совместно с представителями знати калмыцкое духовенство ставило перед центральной властью вопрос об уравнении в правах буддистов с православными, то есть, по сути, ставился вопрос о национальном равноправии. В январе 1905 г. в Петербург прибыла калмыцкая делегация из нойона Ц.Д. Тундутова, зайсангов Л. Орлуева и О. Норзунов, священнослужителя Д. Сетенова. Она обратилась к председателю Комитета министров
С.Ю. Витте с докладной запиской «О религиозных нуждах российско-подданных буддистов-ламаистов калмыков», в которой одним из требований было исключение из официальной практики приравнивания буддистов к язычникам-идолопоклонникам [7].

Однако и буддийское духовенство не было единодушным. В «копилке» общественной мысли Калмыкии имеется ряд работ калмыцких священнослужителей рассматриваемого периода, которые свидетельствуют об этом. Так, Н. Бадмаев был автором книги «Домашне-религиозный быт приволжских калмыков», в которой подробно описал буддийское вероучение и культ. Он подчеркивал роль и значение буддийской религии и духовенства, связывал с ними развитие культуры и просвещения калмыцкого народа и призывал создавать аймачные и улусные школы. Сам же он составил «Калмыцко-русский букварь» для учащихся-калмыков [4].

Н.Э. Уланов не был священнослужителем, но его работа «Буддийско-ламаистское духовенство донских калмыков, его современное положение» также имела целью возвеличивание калмыцкого духовенства, обоснование его благотворительной миссии и стремление подчеркнуть исторические корни и связи его с религиозным центром буддизма - Тибетом [4].

Взгляды другой части калмыцкого духовенства, по словам Б.Э. Боваева, «искавшей союза с самодержавным правительством», выразил Д. Ульянов. В своей работе «Предсказания Будды о доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.» он доказывал божественное происхождение правящей династии и, следовательно, и самодержавия [4].

Что касается зародившейся в конце XIX столетия национальной интеллигенции, то и она не была однородной. Часть ее примкнула к либералам, а другая часть стояла на демократических, социал-демократических и революционных позициях [2].

Н. Очиров - один из выдающихся представителей калмыцкой интеллигенции конца XIX - начала XX века, талантливый ученый-ориенталист. Будучи родом из простолюдинов, тем не менее с 1914 г. он поддерживал идею Д. Тундутова о переходе астраханских калмыков в казачество, связывая с этим надежды на национальное равноправие и раскрепощению, прекращение расхищения земель, право распоряжаться общественным капиталом, свободу вероисповедования. В период Февральской революции отстаивал автономию калмыцкого народа, затем фактически находился в стане белогвардейцев, но после поражения антисоветских сил не покинул страну, а продолжил работу на благо своего народа уже в советских органах власти. Он является автором книги «Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году», написанной на основе исторических, экономических, статистических данных и исследований Калмыцкой степи. Несмотря на экономическую тематику, в данной работе затрагивались и некоторые политические вопросы. Очиров считал необходимым упразднить изжившую себя чиновно-бюрократическую систему управления Калмыцкой степью - «попечительство» [8].

Э. Хара-Даван - медик, историк, политический публицист, общественный деятель, представитель движения евразийства. Он был выходцем из простолюдинов, но, получив образование, стал ярким представителем зарождавшейся национальной интеллигенции. Во время Февральской революции включился в общественно-политическую деятельность и в работу новых органов управления, выступая с идеей автономии Калмыкии. Когда Временное правительство идею не поддержало, Хара-Даван стал сторонником советской власти. Весной 1918 г. он возглавил Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета, однако после того, как Губисполком не предоставил автономии калмыцкому народу, покинул пост и оказался в оппозиции советским органам власти. В 1920 г. эмигрировал из России, но продолжил активную общественно-просветительскую деятельность и в духе евразийства написал книгу «Чингисхан как полководец и его наследие» [1,6].

Х. Кануков - общественный и революционный деятель - также был родом из бедной казацкой семьи. Участник революции 1905-1907, один из руководителей национал-демократического профессионального союза «Хальмг тангчин туг», впоследствии один из активных участников установления советской власти в Калмыкии. Данный союз калмыцких учителей был одним из первых организационных шагов становления национальной интеллигенции, который помимо образовательно-просветительских задач выступал за самоопределение и самоуправление калмыцкого народа. Кануков - это еще и педагог, поэт, переводчик, публицист, один из основоположников современной калмыцкой литературы. В его очерках, статьях, текстах выступлений, обращений и листовках поднимались вопросы о социальном неравенстве, справедливости и т.д., неудивительно, что автор поддержал идею построения социалистического общества и советскую власть [9].

Следует согласиться с мнением В. Хвостова о том, что процесс зарождения общественных суждений непосредственно связан с интересами классов и социальных групп. Представители общественного движения Калмыкии принадлежали к различным социальным сословиям и к разным идейным течениям. Но и национальная знать, и интеллигенция, и политическая элита не только отстаивали свои собственные убеждения и идеалы, но и выражали интересы всего или части населения Калмыкии, стремились выработать наиболее подходящие варианты будущего политического и социально-экономического развития своего народа. Необходимо отметить, что на формирование их идей и теорий сказывалось не только социальное происхождение, но и внешние факторы: образование, окружение и действительность.

На каждом историческом этапе рождается свой особый взгляд на характер и содержание процесса общественного устройства. Всплеск общественных идей, как свидетельствует история, приходится на кризисные периоды, когда наблюдается подъем социальной активности. Каждый новый виток развития общества, связанный с необходимостью трансформации новых ценностей, сопровождается обращением к знаниям просветительского характера, чьи функции на протяжении всей истории нашей страны выполняет общественная мысль. Особенно в сложные периоды развития, когда страна оказывается перед необходимостью серьезных перемен, общественная мысль может или объединять различные социальные слои, или разъединять их. Ее характер зависит от многих причин и не в последнюю очередь от состояния общества, поскольку формируется в конкретно-исторических условиях, но пока существует общество, до тех пор и будет существовать общественная мысль.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-11-08003/14 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии ХХ в.»

Рецензенты:

Цюрюмов А.В., д.и.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков, межкультурной коммуникации и регионоведения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста;

Уланов М.С., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.