Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTRIBUTION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE WELFARE OF THE CITIZENS

Yakimova T.B. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The article discusses the problem of content and the basic components of well-being of citizens. Reveals the multidimensional nature of this category, in which an important role is played by factors of subjective and objective nature. Explores the role and functions of non-profit organizations in the social sphere. Celebrated their ability to respond quickly to the needs of the society and to provide timely services for urgent and priority areas. They also help themselves to address emerging social problems of their members. In the context of the analysis of functions of non-profit organizations and their distinguishing features is considered their contribution to the welfare of the citizens. Focuses on the fact that among the main economic agents (firms and governments) the nonprofit sector is the only subject, appealing to concepts related to the idea of individual human welfare. Also the role of the state in the welfare of the citizens through the support of socially-oriented non-profit organizations. Special attention is paid to the fact that as the main criterion of efficiency of activities of non-profit organizations in the social sphere, as well as other entities, should be the category of well - being.
effectiveness criteria
socially oriented non-profit organization
nonprofit organizations
social sector
welfare
В последнее время все больше ученых уделяют внимание проблеме благополучия, обосновывая необходимость введения в научный оборот данной категории. Актуальна эта проблема на национальном и международном уровнях. Ведь в современном мире, наряду с улучшением материального благосостояния людей, экономическим ростом, научно-техническом прогрессом в одних странах, в других люди ежедневно сталкиваются с нищетой и голодом, неблагополучием в своей жизни и жизни своих близких. Не учитывать эту проблему, не решать ее, значит, подписать приговор не просто отдельным людям или государствам, а всему человечеству.

На теоретическом уровне появляется необходимость исследования различных форм благополучия, их интеграции, построении модели благополучия человека с тем, чтобы адекватно оценить и оптимизировать пути обеспечения благополучия населения на разных уровнях их жизнедеятельности, сформировать соответствующие социально-экономические программы, направленные на создание условий, обеспечивающих благополучие людей.

Цель исследования - анализ категории «благополучие граждан» в контексте деятельности некоммерческих организаций.

В качестве основных методов исследования выступают системный и междисциплинарный подходы, эмпирический и статистический анализ.

Результаты исследования

Благополучие представляет сложную взаимосвязь социальных, культурных, духовных, психологических, физических, экономических факторов. Благополучие современного человека во многом связано с возможностями реализации своих потребностей, интересов и возможностей самореализации в социальном плане, психологическом, эмоциональном, информационном. В целом благополучие можно определить как синтетическую категорию, которая включает такие стандартные категории как уровень жизни, качество и образ жизни.

Благополучие - это универсальная категория, которая является интегральным выражением уровня благосостояния, показателем эффективности социальной деятельности граждан общества, степени удовлетворенности своей жизнедеятельности и удовлетворения различного рода потребностей, качества жизни, социального и личностного комфорта, конкурентоспособности человека [2].

Достижение благополучия неразрывно связано с определенными условиями, среди которых можно выделить субъективные и объективные. Объективные условия связаны с деятельностью общества в целом, политикой государства, деятельностью различного рода институтов и организаций. Это определенная среда: экономическая, социальная, культурная, политическая, экологическая.

К субъективным условиям относится стремление человека к удовлетворению своих потребностей, его деятельность, направленная на реализацию своих возможностей и определенного потенциала.

В последнее время все чаще западные эксперты и представители государственной власти предлагают изменить отношение к главному критерию оценки результатов деятельности в самых разных сферах: с показателя экономическая эффективность на показатель - благополучие граждан. Один из главных вопросов: «Достигнут ли ожидаемый результат?», сформулировать иначе: «Какое воздействие оказывает та или иная деятельность на человека и общество?».

В рамках данной статьи нас особенно интересует сектор некоммерческих организаций, его роль и функции в контексте вклада в благополучие людей. Ведь именно некоммерческий сектор работает на создание горизонтальных связей, повышение уровня благополучия. Причем, как считают авторы доклада «Российские НКО на пути к устойчивости», это понятие должно стать ключевым при оценке результатов деятельности, осуществляемой в социальной сфере, как государственными учреждениями и бизнесом, так и сектором некоммерческих организаций.

Традиционно сектор некоммерческие организации, или третий сектор, как его еще называют, включает в себя такие организации как общественные объединения, фонды, религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц, потребительские кооперативы, общественные движения. Стоит отметить, что около половины всех некоммерческих организаций - это общественные организации, треть составляют потребительские кооперативы.

В последнее время границы сектора стали расширятся, появились новые субъекты. Среди них можно выделить:

1. бюджетные учреждения разного уровня (например, центры социального обслуживания, библиотеки, школы), которые могут образовывать при себе некоммерческие организации, оказывающие платные услуги и претендующие на пожертвования благотворителей;

2. неформальные объединения, которые реагируют на различные социальные проблемы и пытаются их решать, привлекая внимание те же самые аудитории, что и некоммерческие организации. Например, волонтерские объединения, которые занимаются разного видами помощи (собирают деньги на лечение);

3. организации, которые существуют на границе коммерческого и некоммерческого и деятельность которых принято называть социальным предпринимательством. Это социально ориентированный бизнес и социальные предприниматели;

4. политические и околополитические группы, движения и пропартии, которые используют формы, методы и технологии традиционного некоммерческого сектора [3].

Несмотря на появление новых игроков, традиционный сектор некоммерческих организаций остается лидером. По данным Росстата число общественных объедений и организаций зарегистрированных на 1 января 2013г. составило около 130 тысяч [5]. Большая часть общественных организаций (50%), заняты в социальной сфере, 40% - это общественно-гражданские объединения, 10% - общественно-политические. Услугами некоммерческих организаций при решении различного рода социальных проблем (социальное сиротство, борьба с наркоманией, экологические проблемы и пр.) ежегодно пользуются 15 % населения страны.

Анализ статистических данных по годам позволяет сделать вывод, что данный сектор в последние годы активно развивается. Этому способствовало принятие ряда федеральных законов, в том числе связанных с появлением института социально-ориентированных некоммерческих организаций. В 2010 г. был принят Федеральный закон N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В результате реализации федеральных и региональных программ поддержки некоммерческих организаций выросла их активность. Например, в 2013 г. наблюдался повышенный спрос на президентские гранты для социально-ориентированных некоммерческих организаций: количество заявок увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2012 г. Некоммерческие организации стали более активно участвовать в различных конкурсах, аукционах, тендерах, получать государственные и муниципальные заказы.

Например, в Томской области с 2011 г. проводится конкурс грантов для некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты. В 2011 г. только 37 организаций получили поддержку, в 2012 - 60, в 2013 г. - рекордное значение - 86, и в 2014 немного поменьше - 81 организация. Сумма гранта составляет до полумиллиона рублей, также предоставляются субсидии на поддержку текущей деятельности в размере до 100 тысяч руб. [4].

Принятие программы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, проведение конкурсов очень важный шаг в сторону создания условий сотрудничества некоммерческих организаций с органами власти, в целом развития сектора некоммерческих организаций. Поддерживая некоммерческие организации, государство поддерживает благотворительные и другие социально важные проекты, тем самым внося свой вклад в рост благополучия граждан.

Безусловно, вклад государства в благополучие граждан не ограничивается разработкой и реализаций разного рода программ. В национальной экономике государство выполняет много функций, так или иначе связанных с благополучием граждан, особенно в социальной сфере. Однако в последнее время возрастает роль некоммерческих организаций на рынке социальных услуг. В некоторых случаях некоммерческие организации успешнее государственных учреждений. Ведь они могут быстро реагировать на потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять широкое разнообразие программ и услуг по актуальным и приоритетным направлениям.

Высокая активность некоммерческих организаций в социальной сфере определяется их отличи­тельными особенностями. К ним относятся: возможность проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые слабо затрагиваются государством, либо совсем не затрагиваются, а также способность максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем [1].

Общественные организации способствуют вовлечению индивидов в социальную деятельность, в результате чего осуществляется процесс их превращения из нуждающихся пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

Некоммерческий сектор - это не только социальные услуги, которые он может предоставить гражданам. Это, прежде всего, возможность для человека реализовать свои способности, самореализоваться. Также важными функциями некоммерческого сектора, отличающего его от организаций государственного сектора и бизнеса, является смягчение общественной напряженности по ряду острых социальных вопросов, возможность быть лабораторией и пилотной площадкой для различных инноваций, школой гражданского воспитания. В целом некоммерческий сектор способствует становлению и развитию гражданского общества, будучи его основным институтом.

Как показывают данные социологических опросов, некоммерческие организации возникают не случайно. Основными причинами создания некоммерческих организаций, особенно общественных организаций являются:

  • привлечение внимания к существующим социальным проблемам, проблемам отдельных социальных групп;
  • бездействие властей и их не способность решать отдельные социальные проблемы;
  • стремление решить личные проблемы или проблемы сообщества;
  • потребность в самореализации, реализации общих интересов, желание помочь.

Анализ причин образования некоммерческих организаций, их функций и роли в обществе подводит нас к идее благополучия, на достижение которого, в конечном счете, направлена деятельность некоммерческих организаций.

Таким образом, основная цель деятельности некоммерческих организаций - это достижение устойчивого благополучия населения. При этом ценность некоммерческого сектора нельзя описать только через вклад в ВВП или создание рабочих мест. Ведь благополучие не измеряется только экономическими терминами, например, через рост ВВП. Экономический рост важен не сам по себе, а в совокупности с социальным развитием, защитой природной среды.

В некоторых странах для оценки деятельности различных институтов, в том числе некоммерческих организаций применяются методики оценки, основанные на измерении индекса благополучия конкретных целевых групп в результате деятельности этих институтов. Например, в Великобритании при размещении государственного социального заказа в НКО измеряется или прогнозируется рост благополучия конкретной целевой группы. Поскольку сегодня российское государство начинает активно финансировать деятельность некоммерческих организаций и размещать социальные заказы, тема благополучия может стать хорошей основой для диалога между третьим сектором и донорами, в том числе государственными.

Важной задачей не только для сектора некоммерческих организации, но и других субъектов становится разработка критериев успеха в рамках концепции благополучия. Данные критерии важны при принятии правильного решения, которое в свою очередь может найти отражение в социальной политике, проводимой государством.

Заключение

Благополучие человека субъективная и неопределенная категория, о которой задумывались с древних времен многие философы и мыслители, представители различных религий и миссионеры, государственные деятели. Сегодня проблема благополучия стала волновать не только философов, но и практиков.

Согласно науке «субъективного благополучия», человеку недостаточно испытывать позитивные эмоции, он нуждается:

  • в ощущении полноты жизни;
  • деятельности, приносящей удовлетворение, которая позволяет ему ощутить собственную компетентность и независимость;
  • в запасе внутренних ресурсов, которые помогают ему справляться с жизненными трудностями и быть устойчивым к внешним обстоятельствам;
  • в сопричастности другим людям, ведь наличие поддерживающих отношений и чувство связи с другими - формирует важный аспект благополучия.

По сути, сектор некоммерческих организаций - единственный субъект, апеллирующий к понятиям, которые относятся к идее индивидуального благополучия человека, направляющий свои усилия на повышение благополучия и пытающийся оценивать их результаты.

Рецензенты:

Гасанов М.А., д.э.н., профессор, кафедра экономики НИТПУ, г. Томск;

Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор, кафедра менеджмента НИТПУ, г. Томск.