Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERACTION OF PROFESSIONAL ASSOCIATIONS OF EMPLOYERS AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PARTNERSHIP

Setrakova E.V. 1
1 RUSSIAN SEI HPE «Rostov State Economic University (EDUCATIONAL)»
In the work presented by the interaction of employers ´ associations and educational institutions of vocational education through participation in professional and public accreditation within the framework of social partnership. Are larger stages of professional public accreditation of educational programs. Lists the main principles outlined taking into account international requirements. The scheme of building educational curricula taking into account requirements of all stakeholders in the preparation of competitive graduate. Lists the key measures for the development of this direction, both by the State (through the allocation of grants for community development), on the part of employers ´ associations (by developing projects, regulations, regulations of professional public accreditation, as well as the development of methods and criteria for the assessment of professional public accreditation educational programmes), and by educational organizations through participation in various seminars, conferences and forums devoted to this activity, as well as the direct participation of by filing and passing vocational public accreditation of educational programmes).
professional public accreditation of educational programs
social partnership
Association rabototadelej

В настоящее время государство заинтересовано в развитии тесного сотрудничества профессиональных образовательных учреждений и представителями работодателей. Как, каким образом, с помощью каких методов и процедур можно осуществлять такое сотрудничество? Такое сотрудничество, возможно, осуществлять, в том числе и в рамках профессионально-общественной аккредитации.

Правительство выделяет финансирование на разработку моделей организаций занимающихся профессионально-общественной аккредитацией. Пока эта процедура для образовательных организаций является добровольной, но судя по тенденции развития этого процесса и непосредственной заинтересованности государственных органов, может перейти в разряд добровольно-принудительной. Задумка этой процедуры неплохая и нацелена на присутствие работодателей на всех этапах образовательного процесса. Однако в настоящее время не все работодатели готовы к такому сотрудничеству и непосредственному погружению так глубоко в образовательный процесс. Также, по словам некоторых представителей определённых объединений работодателей, и не все образовательные организации идут навстречу начинаниям работодателей. В этом случае предлагается осуществить их взаимодействие через некоммерческие организации. Это взаимодействие может осуществляться, в том числе и в рамках социального партнёрства. Хотя официальное толкования социального партнёрства это система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве [5]. Однако система социального партнёрства уже давно вышла из вышеуказанных рамок и продолжает развиваться, в том числе и во взаимодействии работодателей с образовательными учреждениями. Это всё вызвано сегодняшней действительностью и требованиями рынка. Предполагается, что образовательные организации должны готовить тех специалистов, которые конкурентоспособны и действительно необходимы стране. Каким образом можно это осуществить? Только путём взаимодействия работодателей, образовательных учреждений, представителей государственных органов в лице Минобразования, обрнадзора и др. органов. Представители работодателей должны предъявить свои требования к профессиональным компетенциям, которыми должны обладать выпускники образовательных организаций. Но некоторые работодатели подходят к этому вопросу весьма формально. На их фоне выигрышно смотрятся те объединения работодателей, которые прямо заинтересованы в разработке этих требований, в разработке профессиональных стандартов, в разработке критериев и осуществлении профессионально-общественной аккредитации и образовательной организации и образовательной программы. Например, РСПП, ОПОРА России, объединение юристов, объединение рестораторов и др. необходимо отметить, что даже эти объединения на текущий момент занимаются профессионально-общественной аккредитацией только образовательных программ и пока не осуществляют профессионально-общественную аккредитацию образовательной организации. Это связано с тем, что новый закон об образовании, в котором прописывается эта возможность, вступил в силу только с 01.09.2013 года и ещё не проработана необходимая правовая и методологическая база для осуществления этого вида аккредитации. Созданные профессионально-общественные организации относятся к некоммерческим организациям, целью которых не является получение прибыли, но они должны возместить свои расходы на осуществление независимой оценки образовательной программы и объединения работодателей, к которым они затем обращаются за осуществление профессионально-общественной аккредитацией, также должны возместить свои расходы. За счёт чего или правильнее сказать, кого они это делают? Конечно же, за счёт той образовательной организации, которая к ним обращается, а как иначе. Но если для крупных высших образовательных организаций эта сумма вполне по силам, то для небольших учебных заведений это вполне ощутимая сумма. И возможно следует представителям государственных органов обратить своё внимание на решение этого вопроса нашими зарубежными коллегами, где государство выделяет образовательной организации на эти цели необходимое финансирование. Естественно это не должно осуществляться необдуманно ведь образовательная организация сможет получить отрицательную оценку своей образовательной программы или не получить профессионально-общественную аккредитацию. Возможность субсидирования государство можно рассматривать только при положительной независимой оценке и подтверждения прохождения профессионально-общественной аккредитации от объединения работодателей.

Некоторые объединения работодателей выступили с предложением к Министерству образования не давать контрольные цифры приёмы тем высшим учебным заведениям федерального уровня, которые не прошли профессионально-общественную аккредитацию.

Если проанализировать основные функции, принципы и критерии оценки различны организаций, которые занимаются профессионально-общественной оценкой образовательных программ, то можно выделить следующее:

Рис.1. Укрупненные этапы проведения профессионально-общественной аккредитации

Естественно, что при построении всей структуры независимой оценки экспертные организации, прежде всего, обращаются к зарубежному опыту и зарубежной практике.

Основными принципами, обозначенными с учётом международных требований, являются:

  1. Добровольность участия.
  2. Независимость экспертизы и аккредитационного решения, исключение дискриминации и принятия пристрастных решений.
  3. Открытость информации о процедурах и критериях оценки и аккредитации.
  4. Защита прав участников процедуры оценки и аккредитации.
  5. Полнота и достоверность используемой экспертами информации.
  6. Ответственность за результаты экспертизы экспертной организации и аккредитационные решения органов по профессионально-общественной аккредитации.
  7. Доступность и гласность результатов аккредитации.

У многих образовательных учреждений может возникнуть вопрос «А зачем нам эта профессионально-общественная организация? Ведь образовательные организации и так уже подвергаются всевозможным проверкам и государственной аккредитации». Да это всё так, но при профессионально-общественной аккредитации упор делается всё же на требования и критерии работодателей. Ведь именно к ним будущим выпускникам предстоит идти после окончания образовательного учреждения, именно им нужны конкурентоспособные специалисты, обладающие необходимыми компетенциями и квалификацией, и следовательно как и им участвовать в контроле и образовательных программ и образовательных организаций. Но как убедить работодателей повернуться лицом к образовательным учреждениям? Как убедить образовательные организации на профессионально-общественную аккредитацию? Ведь многие и учебные заведения и работодатели не видят или не хотят видеть необходимости в таком сотрудничестве. Возможно, толчком может стать повышение доверия к этой процедуре путём создания реестра добропорядочных аккредитационных агентств, держателем которого возможно станет государство, или как прописано в законе об образовании, тот факт, что результаты профессионально-общественной аккредитации могут учитываться при государственной аккредитации. Или тот факт, что в Европе существует и эффективно функционирует профессионально-общественная аккредитация.

На сегодняшний день в стратегическом плане ещё мало субъектов занимающихся профессионально-общественной аккредитацией, но меры по развитию этого направления осуществляются, как со стороны государства (путём выделения грантов на развитие сообщества), со стороны объединений работодателей (путём разработки проектов, положений, регламентов положений профессионально-общественной аккредитации, а также разработки методик и критериев оценки профессионально общественной аккредитации образовательных программ), так и со стороны образовательных организаций (путём участия в различных семинарах, конференциях, форумах, посвящённых этому направлению, а также непосредственному участию путём подачи заявок и прохождения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ).

Образовательное учреждение при подготовке специалиста должно учитывать требования предъявляемые работодателями, требования предъявляемые организациями, осуществляющими независимую оценку, требования предъявляемыми государственными органами. Этот симбиоз представлен на рисунке 2. Основными крупными объединениями работодателей, которые действительно занимаются профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ в сфере профессионального образования можно назвать: ОПОРА России, Союз машиностроителей России, РСПП, объединение рестораторов, объединение юристов.

Рис. 2. Формирование образовательной программы учебным заведением с учётом требований субъектов, заинтересованных в подготовке конкурентоспособного выпускника

Рецензенты:

Тяглов С.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой Национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону;

Вольчик В.В., д.э.н., профессор зав. кафедрой экономической теории ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.