Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FAMILY-LEVEL PREVENTION OF MENTAL DYSONTOGENESIS IN CHILDREN

Semakova E.V. 1
1 Sate University of Smolensk
The article presents information about the program of psychological support "Formation of successful parenting", implemented within the framework of preventive care to the child and family level. Reveals the significance of family conditions and child-parent relationships in creating a safe environment for the harmonious development of the personality of the child and prevention of mental dysontogenesis. The program is built on a modular basis and consists of several blocks that can be configured depending on the request and the characteristics of the target group: diagnostic block, individual and family counseling, correctional unit, information and training blocks, the reflective unit, the expert block, the control block. Evaluated the effectiveness of the program according to the results of reflexive, expert and control blocks. Proven its effectiveness in the harmonization of the child-parent relationship and move them to a higher level.
family
prevention
successful parenting
mental dysontogenesis
parent-child relationships
psychology support
Развитие ребенка и формирование его личности неразрывно связаны с семейным окружением. Семья является самой значимой средой воспитания, закладки и становления основных характеристик ребенка. Через укрепление института семьи, обеспечение благополучных семейных отношений возможно создать тот необходимый базис материнства и родительства, на котором выстраиваются позитивные детско-родительские отношения. Ведь именно функциональные детско-родительские отношения являются одним из самых значимых и необходимых условий развития гармоничной личности уже начиная с самых ранних этапов онтогенеза [1; 5].

У детей, растущих в атмосфере любви и понимания, адаптационный потенциал более высокий (это проявляется на различных уровнях). Они более устойчивы к различным заболеваниям, успешны в школьной среде и среде сверстников. Дети, находящиеся в неблагоприятном семейном окружении, с дисфункциональными детско-родительскими отношениями, менее устойчивы в социальной среде. Внутрисемейные отношения в ситуации неблагополучия могут послужить катализаторами: школьной неуспеваемости, низкой самооценки, повышенного уровня тревожности, проблем адаптации и социального функционирования. Таким образом, очевидно, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико [2; 4].

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Многое в этом воспитании зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать комфортную семейную среду и условия для реализации благополучного родительства [3; 7].

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие [6].

Таким образом, можно говорить о том, что важность гармонизации семейных связей, формирование благополучного родительства является одной из приоритетных задач в развитии и формировании личности ребенка, способной адаптироваться и успешно интегрироваться в социум.

Для профилактики дезадаптивного поведения ребенка посредством гармонизации детско-родительских отношений нами была разработана программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова).

Цель и задачи программы: повышение ценности семьи в полноценном развитии личности ребенка, формирование благополучного родительства, обеспечение развития гармоничных детско-родительских отношений, защита, сохранение и укрепление психического здоровья детей, создание условий для развития гармоничной личности ребенка, формирование и закрепление у него адаптивного поведения.

Материалы и методы. В связи с рассматриваемым проблемным полем - детско-родительские отношения - необходимо обозначить, что приоритетными направлениями в профилактической помощи являются профилактика дисгармоничного и девиантного родительства, профилактика психического дизонтогенеза и социальной дезадаптации ребенка. Целевая аудитория программы: дети и их родители.

С учетом особенностей программы выделено две целевые группы. Распределение по группам осуществлялось в зависимости от уровня детско-родительских отношений, о котором судили по результатам: анкетирования, диагностического интервью, кинетического рисунка семьи, методики неоконченных предложений, теста «Семейная социограмма», теста на определение уровня тревожности (Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л. и Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена).

Из 233 семей, включенных в программу, высокий уровень ДРО отмечался у 174 семей (74%), средний (16%) и низкий (10%) - у 59.

Первая группа характеризовалась высоким уровнем детско-родительских отношений и отсутствием эмоциональных нарушений. Работа психолога с детьми и родителями первой группы направлена на предупреждение возникновения возможных проблем в понимании родителями детей и появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия, приводящих к нарушениям личностного развития ребенка и, как следствие, формированию и закреплению дезадаптивных форм поведения. Работа с этой группой реализовывалась посредством информационно-тренинговых занятий.

Вторая группа характеризовалась средним и низким уровнем детско-родительских отношений и повышенным уровнем тревожности (преимущественно встречался либо средний (6 (10%) детей), либо высокий (53 (90%) детей) уровень тревожности). Также в этой группе почти всегда был повышен уровень тревожности и у матерей: умеренный уровень реактивной тревожности регистрировался в 9 (15%) случаях, а высокий - в 24 (40%), то же относится и к уровню личностной тревожности: умеренный уровень отмечался в 4 (7%) случаях, а высокий - в 54 (91%).

Работа психолога в семьях с повышенным уровнем тревожности либо у ребенка, и/либо у матери в первую очередь подразумевает воздействие на эмоциональную сферу с последующим воздействием на детско-родительские отношения и ребенка. Работа психолога со второй группой реализовывалась посредством индивидуального и семейного консультирования, а также через коррекционные занятия.

Программа построена по модульному принципу и состоит из нескольких блоков, которые могут компоноваться в зависимости от запроса заказчика и особенностей целевой группы: диагностический блок, индивидуальное и семейное консультирование, коррекционный блок и информационно-тренинговая группа, рефлексивный, экспертный, контрольный блоки.

Результаты. Программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова) успешно реализуется на территории Российской Федерации на базе СОГБУ «Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок», г. Рославль; СОГБУ «Сычевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба», г. Сычевка, и Смоленского «Дома для мамы», г. Смоленск, а также в медицинских учреждениях Республики Беларусь.

Оценка эффективности программы проводилась по результатам рефлексивного, экспертного и контрольного блоков. Рефлексивный блок непосредственно направлен на самоанализ участника программы на различных этапах ее реализации, повышение осознанности и заинтересованности в работе, выявление проблемных локусов, закрепление достигнутых положительных результатов, определение прогноза в динамике закрепляемых изменений, определение возможных дополнительных механизмов коррекции. Для реализации рефлексивного блока используется «Рабочая тетрадь участника программы» (качественный анализ). В рамках экспертного модуля проводилась оценка динамики входных показателей в группах, в которых реализовывали консультативные, коррекционные и информационно-тренинговые мероприятия (набор диагностических методов для оценки динамики показателей использовался стандартный) (количественный анализ). В контрольном блоке подводили итоги реализации программы посредством анализа достигнутых результатов в форме индивидуальных отчетов по каждому участнику программы и сводного аналитического отчета на основе используемых в программе форм документации.

В соответствии анализа 233 случаев психологического сопровождения было установлено:

  • в первой группе за время лонгитюдного наблюдения в течение 6 мес. случаев возникновения проблем в понимании родителями детей, появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия не регистрировалось;
  • во второй группе (наблюдение также осуществлялось на протяжении 6 мес.) отмечено уменьшение уровня тревожности у детей (χ2 = 106,34, р < 0,05) и их матерей (реактивная тревожность χ2 = 24,19, личностная тревожность χ2 = 89,09, р < 0,05), а также переход на более высокий уровень детско-родительских отношений.

Соответственно распределение 233 семей по уровню ДРО по окончании реализации программы выглядело следующим образом: высокий уровень ДРО регистрировался в 217 (93%) семьях, средний - в 16 (7%), низкий уровень ДРО не регистрировался.

Заключение. Для средних и низких детско-родительских отоношений характерен низкий уровень эмоциональной дифференцированности, значительная тревожность, что затрудняет удовлетворение эмоциональных потребностей в условиях семьи. На наш взгляд, эти обстоятельства способствуют дисгармоничному развитию ребенка. Формирующиеся отрицательные качества в личности и поведении ребенка, являясь более сильным сигналом для активизации родительских функций, закрепляются по механизму негативного самопредъявления. В этом случае чем хуже ведет себя ребенок, тем больше оснований для родителя жестко проявлять себя в качестве воспитателя. Негативная проекция на ребенка собственных нежелательных качеств сглаживает неуверенность и ощущение некомпетентности у самого родителя. Формирующаяся ситуация требует длительного психологического сопровождения. Таким образом, можно говорить о необходимости ранней коррекции родительских отношений путем формирования благополучного родительства (семейный уровень психологической помощи) для профилактики дисгармоничного развития ребенка (психического дизонтогенеза).

В связи с собственным опытом программа психологического сопровождения «Формирование благополучного родительства» может быть рекомендована в структуре ранней помощи детям различного возраста. Данная программа будет эффективна при реализации как самостоятельно, так и в структуре других профилактических мероприятий. Она допускает изменение внутренней комплектации блоков, решение о чем принимается индивидуально психологом в соответствии с формулированием запроса.

Рецензенты:

Игумнов С.А., д.м.н., профессор кафедры реабилитологии УО «Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета», г. Минск;

Бурыкина М.Ю., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и социального образования ФГО ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.