Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, как составная часть виртуальной реальности, предоставляет совершенно уникальные возможности для диалога человека с наукой и культурой. Но технократизация мышления, отсутствие механизма правового регулирования проблем связанных с защитой детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию заставляют педагогов задуматься о скрытых сущностях виртуальной реальности.
Опыт взаимодействия школьников с виртуальной реальностью обогащает личность новыми знаниями, эмоциями и имеет большое значение, потому как ребенок получает возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивно участвовать в процессе культурного развития общества. Вопрос только в том, чтобы отвлечь ребенка от разрушающей душу информации, направить его деятельность на формирование системы ценностных ориентаций, которая в дальнейшем имманентно будет определять его жизненный путь.
Негативное воздействие на детей средств массмедиа, виртуальной реальности можно преодолеть в условиях целесообразно организованной педагогической среды виртуальной реальности. Такая среда позволяет вырабатывать навыки активного исследовательского отношения к окружающему миру, общечеловеческим ценностям, вовлекает субъекта в эмоциональное переживание различных деятельностей, развивает творчество и самостоятельность. Под педагогической средой виртуальной реальности мы понимаем воспитывающую среду, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает ребенка, властвует и программирует его поведение. Статичным компонентом являются локализованные участки среды (клубы, студии, сообщества), содержательно наполненные, позволяющие прогнозировать и управлять процессом воспитания школьников. Процесс воспитания обеспечивается активной реальной деятельностью школьника в педагогической среде виртуальной реальности. Проявление общечеловеческих ценностей выступает в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения.
«Качество пространства» педагогической среды виртуальной реальности, обеспечено комплексной целевой программой «Школьник в виртуальной реальности».
Структура программы «Школьник в виртуальной реальности»
Введение
Здесь обозначена актуальность проблемы воспитания школьника в современных социокультурных условиях.
Разделы программы
Раздел 1. «Стратегия воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности школы» рассматривается как процесс становления и совершенствования его как личности и члена информационного общества с учетом новых факторов, педагогических условий. Определены основные методологические подходы: средовой, аксиологический и информацинно-коммуникативный, ключевые идеи стратегии воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности: цель, основные виды, содержание и формы деятельности, условия эффективности воспитания школьника, система ценностных ориентаций.
Раздел 2. «Организация педагогической среды виртуальной реальности» посвящен характеристике признаков и свойств педагогической среды виртуальной реальности, ее функции. Здесь же определены механизмы деятельности по организации педагогической среды виртуальной реальности: виртуального педагогического полигона VIPP, включающего формы вовлечения школьников в различные виды деятельности - познавательную, игровую, коммуникативную, творческую; создание и деятельность школьного учебно-игрового портала.
Раздел 3. «Содержание воспитания в педагогической среде виртуальной реальности» в рамках воспитательной системы нашей школы определено как устойчиво-позитивное отношение к ценностям Человек, Природа, Общество:
Формирование представлений (знаний) о ценностном отношении Человека к Природе.
Формирование ценностного отношения к Человеку как феномену мира.
Формирование ценностного отношения к Обществу как социальной среде Человека.
Раздел 4. «Формы и методы организации педагогического взаимодействия в педагогической среде виртуальной реальности». Программа «Школьник в виртуальной реальности» предполагает занятия школьников как в традиционной классно-урочной системе, так и в дистанционном самостоятельно-консультационном режиме.
Раздел 5. «Нормативно-диагностическое сопровождение» программы «Школьник в виртуальной реальности» состоит из характеристики уровней воспитанности школьников по конкретным критериям и показателям, из совокупности диагностических методик, расположенных в определенной последовательности, а также конкретного содержания этих методов.
Критерии эффективности формирования ценностного отношения школьника к Человеку, природе, Обществу
Ценностное отношение к Человеку как части Природы
Знания о Человеке как части Природы
Умения сохранять Природу
Ценностное отношение к Человеку как феномену мира
Знания о Человеке как феномене мира, о медиаобразованности как качестве личности современного человека
Умения относиться к Человеку как таковому, как другому, как иному
Ценностное отношение к Обществу как социальной среде Человека
Знания об Обществе как социальной среде Человека
Умения согласовывать свои действия и деятельность людей в обществе
Уровень воспитанности (сформированности ценностного отношения к Человеку, Природе, Обществу) определяется при помощи анкетирования эффективности воспитания (по П.В.Степанову), тестирования социализированности личности учащегося (по М.И.Рожкову), само- и взаимоанализа школьниками и педагогами-руководителями клубов хода и результатов деятельности. Методы изучения уровня воспитанности школьников расположены во времени (сроки определяются педагогами-организаторами).
Предложенная выше модель организации педагогической среды виртуальной реальности направлена на формирование и развитие отношения школьников к ценностям Человек, Природа, Общество, но возможна организация подобных педагогических сред виртуальной реальности, формирующих другие общечеловеческие ценности. Можно с достаточной уверенностью предположить, что, чем больше будет таких педагогических сред виртуальной реальности, тем меньше ребенок будет подвержен хаотическому, бессистемному, растлевающему влиянию виртуальной реальности сети ИНТЕРНЕТ в современной социокультурной ситуации.
Список литературы
- 1. Ван Поведская Е., Суворов А.В., Корнакова К. и др. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб: Речь, 2007. - 320 с.
- 2. Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс]
- 3. Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» - М., - 2008. - С. 23 www.rsr-online.ru/doc/norm/283.doc
- 4. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., - 1999. - с. 15.
- 5. Калмыков А.А. Хачатуров Л.А. Организация виртуальных образовательных сред. // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. - М.: МЭСИ, - 2000. - С. 86-101.
- 6. Степанов П.В. и др. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М., 2003.
- 7. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е.Щуркова. - М., 1997, с. 14.
- 8. Яковлев А.И. Виртуальная реальность - новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. - М.: «Путь», 1999, с. 78.