Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL FOUNDATIONS OF MODELING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

Markova S.M. 1 Gorlova V.G. 1
1 FSEI HPE «Nizhny Novgorod state pedagogical University of KozmaMinin»
In the article the necessity of modeling professional-pedagogical preparation in accordance with the changing nature and content of work of teachers of vocational training.Studied integrative and modular, student-oriented and vocational-technological approaches to modeling professional-pedagogical training of University students. Based on the integrative and modular approach developed integrative pedagogical content disciplines, taking into account the following factors: the hierarchical level of the building, structure, professional-pedagogical activity of the future teachers of vocational training, vocational concepts at all levels of integration. The article presents five stages of preparation and analysis, design, performance, personal and professional, and research. The authors studied the principles of the model of professional-pedagogical preparation, determine the efficiency of its implementation in practice (integrity, continuity, complementarity, progressive, consistent, positive orientation teacher training); describes the components of the model: target, substantive, procedural, managerial and productive components.
process
content
purpose
teacher professional learning
The model of professional-pedagogical preparation
Изменение социально-экономического статуса образования, переход к рыночным отношениям, интеллектуализация и автоматизация производства значительно изменяют характер и содержание труда педагога профессионального обучения, повышаются требования к их профессиональной подготовке.

Преобразование экономических форм хозяйствования предполагают развитие современного производства на основе использования инновационных достижений науки, техники, технологий. В связи с этим необходимо повышение уровня образования и квалификации педагога профессионального образования, его социально-нравственного и интеллектуального развития.

Повышение уровня сформированности общих и профессиональных компетенций будущих работников и специалистов связаны со следующими факторами:

  • изменился подход к определению содержания общих и профессиональных компетенций: от пооперационного к технологическому, к комплексно-производственному;
  • появилась необходимость развития системного мышления, профессионального творчества, обеспечивающего возможность осмыслить нестандартные профессионально-педагогические ситуации;
  • повысилась наукоемкость профессиональных знаний, умений, позволяющих осуществлять профессиональные обязанности повышенного уровня;
  • возникновение интеграционных процессов в науке, технике, образовании, усложняющих процесс обучения будущих педагогов профессионального обучения.

Все это вызывает потребность поиска новых методов и форм, эффективной организации обучения, обеспечивающих целостное формирование общих и профессиональных компетенций.

Особое значение для педагогов профессионального обучения приобретает наличие конкретных знаний, умений и готовность их использовать в заданной ситуации, проявлять активность, самостоятельность и инициативу.

Основными методологическими подходами профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального образования выступают интегративно-модульный, личностно-ориентированный и профессионально-технологический [3].

Интегративно-модульный подход позволяет выделить педагогические требования, без реализации которых невозможна эффективная организация профессионально-педагогической подготовки. К таким требованиям относятся: взаимосвязь общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки, отражающая потребность рынка труда в квалифицированных и мобильных кадрах; единство процессов профессионализации и социализации, отражающих целостность развития личности обучающихся; комплексность производственного обучения, отражающая технологическую целостность профессиональной деятельности; взаимодействие педагогического и производственного процессов, требующее создание определенной образовательной среды [1].

Личностно-деятельностный подход направлен на развитие личностных качеств педагога профессионального обучения, интеграцию знаний и умений, систему учебно-профессиональных ситуаций и обеспечивает единство деятельности педагогов и студентов, связь теории и практики обучения, овладение профессионально-педагогической деятельностью.

Профессионально-технологический подход обеспечивает создание структуры профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, системы знаний, умений, навыков на каждом уровне интеграции, систему учебных проблемно-производственных ситуаций и обеспечивает единство деятельности педагога и студентов, связь теории и практики обучающихся, овладение системой профессионально-педагогической деятельности педагогом.

Основными факторами, определяющими содержание профессионально-педагогической подготовки, являются требования рынка труда к мобильности и устойчивой мотивации работника, коммуникативной потребности и способности обучающегося, требования системы образования к уровню его квалификации; уровню культурного развития; ценностные ориентации и поведенческие нормы; информационная, социальная сфера деятельности [2].

Содержание профессионально-педагогической подготовки осуществляется на основе интегративно-модульного подхода через выделение учебных целей и компонентов, характерных для реальной профессиональной деятельности, интеграцию межпредметных знаний и умений, личностных качеств в целостной профессиональной ситуации.

Интегративно-модульный подход позволил создать интегрированный учебный предмет, обеспечивающий целостное представление о профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, как структуру профессиональных функций и видов деятельности, отражающих многоуровневую структуру содержания обучения специальным дисциплинам; структурные элементы профессионально-педагогической деятельности, ее специальные особенности, включая инвариантные и вариативные блоки содержания учебного материала, входящие в следующие предметы учебного плана: «Методика профессионального обучения», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии»[1].

Процесс профессионально-педагогической подготовки представлен этапами, каждый из которых требует от обучающихся овладения общими и профессиональными компетенциями [5].

Первый этап профессионально-педагогической подготовки включает модуль, освоение которого обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, позволяющих анализировать социально-значимые проблемы, профессионально-педагогические ситуации, учебно-программную документацию. При этом выполняются требования к профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, предполагающие получение обучающимся знаний, умений по анализу социально-образовательных программ, определению видов и типов профессионально-педагогических ситуаций, особенностей и структуры учебно-программной документации.

На втором этапе освоения более сложного модуля дает возможность обучающимся овладеть проектными компетенциями, включающие компетенции:

  • проектировать комплекс учебно-профессиональных целей, задач;
  • прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности;
  • конструировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);
  • проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);
  • разрабатывать, анализировать и корректировать учебно-программную документацию подготовки рабочих (специалистов);
  • проектировать, адаптировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики профессионального обучения рабочих (специалистов);
  • проектировать, адаптировать и применять комплекс дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);
  • проектировать и организовывать коммуникативные взаимодействия и управление общением;
  • проектировать формы, методы и средства контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов).

Третий этап требует освоения еще более сложного модуля, дающего возможность сформировать знания, умения по организации и осуществлению профессионально-педагогической подготовки, организации учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся, анализу и организации хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях, организации образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов), эксплуатации и технического обслуживания учебно-технологического оборудования, использованию учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов), реализации учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях.

Четвертый этап формирует блок знаний, умений по:

  • развитию профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);
  • диагностике и прогнозированию развития личности будущих рабочих (специалистов);
  • воспитанию будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений и др.

Пятый этап предполагает формирование у обучающихся научно-исследовательской деятельности, включая участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов); организацию учебно-исследовательской работы обучающихся; создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов).

Проведенное исследование позволило разработать целостную теоретическую модель профессионально-педагогической подготовки и сформировать принципы, определяющие эффективность ее реализации на практике [4]. К ним относятся:

  • целостность (разработка содержания и процесса педагогической подготовки на основе интегративных межпредметных и цикловых связей, отражающих требования реальной практики и требующих особенных организационных форм и средств обучения);
  • преемственность (построение последовательности интегративных модулей, которая реализует социальные запросы обучающихся с разными личными потребностями и профессиональными способностями на основе движения от фундаментальных к специальным знаниям и умениям;
  • дополнительность (отбор содержания педагогической подготовки и его организация с учетом блочно-модульного структурирования в такой совокупности, которая создаст возможность решения педагогических задач в полном объеме);
  • поступательность (ориентация педагога на непрерывное личностно-профессиональное развитие, мотивацию к активной познавательной деятельности, росту профессионального мастерства);
  • совместимость (наполнение модулей содержанием, которое позволяет формировать у обучающихся целостное представление о педагогической деятельности, соединять различные профессиональные задачи в единый континуум);
  • положительная направленность педагогической подготовки (включение обучающихся в систему социальных ценностей, формирование конструктивности, практичности, активного преодоления жизненных трудностей, повышение значимости положительно направленного труда).

Компонентами теоретической модели педагогической подготовки являются элементы структуры индивидуальной педагогической деятельности педагога профессионального обучения, к которым относятся цели, содержание, процесс и результат.

Анализ системы деятельности педагога профессионального обучения позволил выделить следующие цели подготовки педагога профессионального обучения: удовлетворение профессиональных и социальных потребностей; овладение профессиональной деятельностью педагога; овладение общими и профессиональными компетенциями; развитие личностно-профессиональных качеств личности; развитие интереса к педагогической профессии и саморазвитию.

Творческое построение интегрированного содержания учебного материала (содержательный компонент) должно быть адекватно целям педагогической подготовки. Вместе с тем четко определяются логико-содержательная основа, разнородные элементы, уровни и формы интегративных процессов. Интегративное содержание обеспечивает непрерывное профессиональное развитие студентов, овладение профессиональной деятельностью, развитие способностей реагировать на внешние и внутренние факторы, тенденции и принципы многоуровневого непрерывного профессионального образования, повышение уровня социокультурного развития студентов; готовность к профессионально-педагогической деятельности. Функциями процессуального компонента служат построение учебного процесса с логикой содержания образования, выбор формы учебного занятия по основной дидактической цели, определение структурных характеристик интегративных процессов.

Организационно-управленческий компонент включает действия, связанные с выбором средств педагогических коммуникаций, при этом интегрированный подход предполагает эффект от реализации содержания образования разных уровней, применения системы методов, средств и организационных форм.

Динамичность модели придает взаимодействие с социальными партнерами, результатом чего является информация о рынке труда, учет требований работодателей по содержанию подготовки педагогов профессионального обучения; возможность корректировки старых и разработки новых учебных программ и материалов, отвечающих современным требованиям.

Таким образом, предлагаемая модель профессионально-педагогической подготовки обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения; качественные изменения деятельности как по вертикали (в процессе изучения каждого уровня интегративного содержания), так и по горизонтали (непрерывное и последовательное изучение учебных дисциплин, тем, разделов); реализация в деятельности студентов субъективных начал; управляемость и коррекция процесса обучения.

Рецензенты:

Николина В.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры технологий сервиса и технологического образования, декан факультета управления и социально-технических сервисов ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.